методические разработки
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Лозовская Татьяна Николаевна

конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_o_vesne.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon tsaritsa-_belokozha_svetlolitsa.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательного цикла

Формирование экологической культуры дошкольников

через ознакомление с произведениями УНТ.

« К нам пришла весна – весна красна»

старшая группа

                                                                                             

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках

весны(увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоёмы; растёт трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелётные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызывать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

       Материалы: картинки с явлениями природы, картинки с изображением животных, календарь погоды, картины на весеннюю тематику. Запись произведения  П. И. Чайковского»времена года».

                                                Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение:

                    Я пришёл к тебе с приветом

                     Рассказать, что солнце встало,

                      Что оно горячим светом

                      По листам затрепетало;

                     Рассказать, что лес проснулся,

                     Весь проснулся, веткой каждой,

                     Каждой птицей встрепенулся

                     И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

-Ребята, какое это стихотворение по своему характеру? (ответы)

-Почему всем радостно и весело? (ответы)

-Какие времена года вы знаете?(ответы)

-Сколько месяцев в году?

Братья месяцы приходят к нам в гости каждый в своё время. А хотите отправиться в гости к весенним месяцам? Хорошо мы отправимся  к ним в гости, а вы не забывайте как нужно вести себя в гостях.

Вот мы и пришли к первому весеннему месяцу. Как он называется?(март)

-А скажите мне пожалуйста, как в народе называют март? Почему?

- Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»?

(Март- месяц переменчивый. Ещё кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. А днём начинается оттепель. Это зима с весной борется).

- Что происходит в марте с лесными обитателями?

(медведь всё ещё спит, лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают, заяц прячется под кустом).

- Как ведут себя птицы в марте?

(Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнёзд, а серые вороны строят гнёзда и откладывают в них яйца).

- А какие птицы прилетают в конце марта? (грачи)

- какие пословицы вы знаете про этих птиц? «Грач зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Молодцы! Очень хорошо отвечали. А теперь поиграем.

                     Руки подняли и помахали

                     Это деревья в лесу.

                     Локти согнули, кисти встряхнули

                      Ветер сбивает росу.

                      Плавно руками помашем,

                      Это к нам птицы летят.

                      Как они сядут, покажем,

                      Руки сложили назад.

- Отдохнули? Ну а теперь пора в гости к среднему весеннему месяцу. Как он называется?

-Ребята, в народе его называют «месяцем живой воды». Как вы думаете почему?

(повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

- Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники).

- Что делают в апреле лесные обитатели?

(В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. У волчицы появляются волчата. Заяц меняет белую шубку на серую, а белочка серую на рыжую.

- Какие насекомые появляются в апреле?

(В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчёлы и др).

Ребята, а насекомых на земле много? Давайте с вами поиграем , много разных насекомых это хорошо, почему? (ребёнок передаёт мяч и называет свою версию. То же самое почему плохо?)

- Вот мы и добрались до последнего весеннего месяца. Как он называется?

- Расскажите мне о погоде в мае.

(Снег уже давно сошёл, дуют тёплые ветра, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверкает молния, сердито гремит гром. Природа оживает. После дождя часто появляется радуга).

- Скажите пожалуйста, почему в народе май назвали-песенником?

(Прилетели к нам птицы и поют. Кукует кукушка, свистит иволга, громко квакают лягушки).

- А как ещё называют май? Почему?

(Цветень. Потому что распускаются цветы, расцветают деревья и кустарники. Цветут плодовые деревья).

Итог занятия:

Молодцы! Вот мы и сходили в гости.

- А к кому же мы ходили?

- Что там делали? О чём говорили?

- Что было интересного?

- Что не понравилось?

 

Длительность 30 минут.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия познавательного цикла

Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества.

«А в санях сидит царица - белокожа, светлолица»

        

                                                                                           

План занятия

Организационный момент: отгадывание загадки, ответы на вопросы.

Основная часть:

Задание 1 Подборка синонимов

Задание 2 Беседа по картине

Задание 3 Даем определения к слову зима.

Физ.минутка

Задание 4 Опыт «Определи, где больше?»

Задание 5 Составление загадки.

Задание 6 «Продолжи примету»

Итог занятия.

Программное содержание:

- Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах.

- Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться и не перебивать, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, приводить примеры, соглашаться и возражать.

- Формировать познавательные интересы, эмоционально положительное отношение к природе.

- Развитие мелкой моторики.

. Обогащение словаря: стужайло, студённый, просинец, бокогрей.

Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики, образование сложных прилагательных, выполнение упражнений в словообразовании с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

   Материал: картины с зимним пейзажем, фонограмма песни, «волшебный» клубок, тарелочки со снегом, мяч для игры.

    Предварительная работа: составление загадок, беседа о зиме и её особенностях, знакомство с народными пословицами и поговорками, изучение примет.

                                             Ход занятия.

Воспитатель: Тройка, тройка прилетела,

                        Скакуны в той тройке белы,

                        А в санях сидит царица-

                       Белокожа, светлолица.

                       Как махнула рукавом-

                         Всё покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (о зиме) 

- Почему зиму называют царицей?(ответы) 

- Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

- На какой тройке прилетела зима? Что это за скакуны? (ответы) Вспомните их названия.

Да, зима- царица трёх месяцев: декабря, января, февраля. У этих месяцев есть другие названия, народные. Например, декабрь народ называл «студень», «стужайло». Как вы думаете, почему? (ответы) 

- Декабрь называют «студеный», потому что это самый холодный зимний месяц. «Холодный» и «студеный» - это слова, которые обозначают одно и то же. Как еще можно назвать этот месяц?

- Какой месяц следует за декабрём? (январь) 

Январь- просинец. Как вы думаете, почему его так называют? (ответы) 

В январе день начинает прибавляться,стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее-синее.

-А какой же третий месяц зимы? (февраль)

Февраль-бокогрей.

- Что это значит? (ответы)

Это сложное слово, в нём части сразу от двух слов- «бока» и «греть». В феврале солнышко начинает пригревать, а затем возвращаются морозы да метели. Вот и получается, что с одной стороны бок пригревает, а с другой – ветер холодный поддувает. А ещё февраль называют коротышкой. Почему?

- Правильно, это самый короткий месяц в году, в нём 28 или 29 дней, а в других месяцах сколько?            

А сейчас ещё одна загадка

                         Запорошила дорожки,

                         Разукрасила окошки,

                         Радость детям подарила

                         И на санках прокатила.

                                                   (зима)

Правильно. Посмотрите на картины. Выберите, пожалуйста, ту, на которой изображена зима. Подойдите к ней.

- Почему вы решили, что на картине зима? (ответы)

- Какое небо? Опишите его пожалуйста.

- Назовите, какие вы видите на картине деревья?

- Что ещё изображено? Хотите поиграть?

Для этого нам нужно выполнить еще одно задание.

Садимся на палас в круг.

- Как можно назвать зиму ласково?

- А как называют птиц, которые зимой не улетают в тёплые края, а остаются зимовать?

- Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме.

- Зима какая……? (каждый наматывает нитку от волшебного клубка на палец, говорит определение и передаёт клубок дальше). Вот и получился у нас волшебный зимний круг, и в нашем волшебном кругу всегда будет царить доброта и радость, давайте улыбнемся друг другу.

Молодцы! Скажите, что вы любите делать зимой? (ответы)

  Давайте поиграем, повторяйте за мной движения.

                 Морозы детям не беда(идут по кругу, взявшись за руки)

               Не страшны им холода.

               Ходим в шубах и ушанках (имитируют надевание шубы и ушанки)

              И катаемся на санках.

              А потом на лыжи встанем (идут «лыжным» шагом)

             И с горы кататься станем. Вот так!

             Снег пушистый всё летает (поднимают руки вверх и медленно опускают),

            А метель всё завывает.

           Сколько снегу намело! (показывают сугробы)

           Все тропинки занесло!

           Мы дорожки разгребём (имитируют действия)

           И в снежки играть пойдём. (шагают)

           Весело в снежки играем (приседают, лепят снежки, бросают их)

           В цель мы метко попадаем. Вот так!

          Снег сегодня белый ,белый

          От него кругом светло. (поднимают руки вверх и медленно опускают)

         Будет в шубках нам тепло.  

Ну что же, отдохнули. а теперь ответьте что же зимой появляется такое необычное, белое, пушистое? Правильно, снег. Давайте поговорим о снеге. (Вносит две тарелочки: на одной горка снега, а на другой - комок. Количество снега  одинаковое).

- Как вы думаете, на какой тарелке больше снега?

Сейчас проверим. (Взвешиваем на весах)

- Как вы думаете, почему кажется, что здесь снега больше? (в комке снег плотно сжат, а на подносе – рыхлый. Занимает больше места.)

- Ребята, откуда вода? Что происходит со снегом? (тает)

- А если мы воду вынесем на мороз, что получится? (лёд)

Дети, вы сказали, что без снега зимы не бывает. Давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.

- Какой снег на ощупь? (холодный, мягкий)

- Холодный, мягкий как что? (лёд, вата)

- Какой снег по цвету? (белый)

- Как что? (сахар)

- Какой по весу? (лёгкий) 

А теперь посмотрим, получится ли у нас загадка.

                    Холодный, но не лёд,

                    Белый, но не сахар,

                     Лёгкий, но не пух,

                    Мягкий, но не вата.

                     Что это такое?

                                    Снег.

Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к погоде. Сейчас я буду говорить начало приметы , а вы продолжите.(с мячом)

      Зима морозная – лето …жаркое.

      Много снега – много… хлеба.

      Белее земля – зеленее… лето. 

       Иней на деревьях – значит, быть….морозу.

- Молодцы! А теперь скажите, о чём мы сегодня говорили?

- Что вам особенно понравилось, запомнилось?

- Что вызвало затруднение?

Большое спасибо, можете отдохнуть и поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...