ПОРТФОЛИО По курсу "Теория и технологии экологического образования детей" СТУДЕНТ(КА)__________________Светлана Валентиновна Буянова (личная подпись) (инициалы, фамилия) РУКОВОДИТЕЛЬ
методическая разработка по окружающему миру на тему

МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

Содержание
1. Контрольная работа …………………………………………………...3
2. Презентация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Николаевой……...23
3. Таблица «Подбор растений и животных в уголке природы»…..25
4.  Конспект наблюдения за явлением неживой природы (в старшей возрастной группе) «Осень, осень в гости просим»   оформить календарь природы, календарь наблюдения за птицами, дневник за ростом и развитием животных и растений (один календарь на выбор)………………………………………………………………….28
5. Конспект проведения опыта с детьми на тему «Этот удивительный воздух»……………………………………………...33
6. Конспект организации и проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»……………………………………………40
7. Диагностика экологического воспитания детей стершего дошкольного возраста……………………………………………….47

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_ekologiya.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Направление подготовки (специальность) Психолого-педагогическое образование

Профиль (специализация Психология и педагогика дошкольного образования)

ПОРТФОЛИО

По курсу «Теория и технологии экологического образования детей»

СТУДЕНТ(КА)__________________Светлана Валентиновна Буянова

                              (личная подпись)                 (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ                             Доцент кафедры

                               _______________         Татьяна Геннадьевна Ханова                  

                                   (личная подпись)      (ученая степень, звание, инициалы)

Нижний Новгород – 2015 г.


 

Содержание

  1. Контрольная работа …………………………………………………...3
  2. Презентация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Николаевой……...23
  3. Таблица «Подбор растений и животных в уголке природы»…..25
  4.  Конспект наблюдения за явлением неживой природы (в старшей возрастной группе) «Осень, осень в гости просим»   оформить календарь природы, календарь наблюдения за птицами, дневник за ростом и развитием животных и растений (один календарь на выбор)………………………………………………………………….28
  5. Конспект проведения опыта с детьми на тему «Этот удивительный воздух»……………………………………………...33
  6. Конспект организации и проведения труда в природе «Уход за комнатными растениями»……………………………………………40
  7. Диагностика экологического воспитания детей стершего дошкольного возраста……………………………………………….47

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Направление подготовки (специальность) Психолого-педагогическое образование

Профиль (специализация Психология и педагогика дошкольного образования)

КОНТРОЛЬНАЯ Р А Б О Т А

на тему:  «Занятие - одна из форм экологического образования детей»

СТУДЕНТ(КА)____________________ Светлана Валентиновна Буянова

                                 (личная подпись)                 (инициалы, фамилия)

РУКОВОДИТЕЛЬ Ст. преподаватель кафедры

           _______________                            Татьяна Геннадьевна Ханова

              (личная подпись)                        (ученая степень, звание, инициалы)

Нижний Новгород – 2015 г.


 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………5

1.        Общая характеристика занятий…………………………………………….7

2.        Структура занятий…………………………………………………………..9

3.        Методика организации занятий…………………………………………...11

4.        Типы занятий и их специфика проведения……………………………….15

Заключение………………………………………………………………………....20

Список литературы…………………………………………………………………21

Введение

Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Важно все: оформить группу, внутренний двор, организовать живой уголок и проводить систематическую работу по знакомству детей с окружающим миром. Как это сделать?

На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Модернизация в системе образования, введение государственных образовательных стандартов отразилось на содержании  образования. Это проявляется в стремлении педагогов образовательного учреждения создавать программы, учитывающие возрастные особенности детей, уровень их знаний, умений, местные условия. Российская образовательная политика предусматривает, как одну из составляющих, создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры подрастающего поколения.

Поэтому формирование экологического сознания, экологических знаний и убеждений – одна из важнейших задач. Необходимо дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.

Актуальна данная проблема, как для ДОО, так и для школ.  

Достижение поставленной цели реализуется через решение ряда задач:

•        создание оптимальных условий для развития интеллектуального, эмоционального и социального потенциала, обеспечения экологического образования и воспитания детей;

•        формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

•        формирование системы знаний и понятий о взаимосвязях в природе;

•        формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды;

•        развитие духовно-нравственных основ личности, способствующих решению экологических проблем;

•        приобщение детей к природоохранной деятельности;

•        овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, формирование навыков наблюдения и поведения в природе.

•        стимулирование эмоционального реагирования, развитие толерантности и использование их для адекватного поведения в окружающем мире.

Процесс формирования экологической культуры детей опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования. Акцент делается на сочетание доступности, повторяемости, познавательного интереса и научной достоверности материала. Учитывая познавательные особенности детей, уровень их восприятия новый материал дается во взаимосвязи с предыдущим, и только потом делаются общие выводы. В целях более прочного усвоения материала темы ежегодно повторяются, причем, изложение его идет от простого к сложному.

  1. Общая характеристика занятий

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

        Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

        Занятия по ознакомлению детей с природой проводятся во всех группах детского сада. В младшей группе в первом полугодии их организуют с подгруппой детей. Количество занятий определено в программе детского сада. Оно возрастает от группы к группе. Увеличивается и длительность занятий. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.

     Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы.

  1. Структура занятий

    Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается, прежде всего, программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

    Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

    Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

    Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

    Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.

    Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

    Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

    В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

    В структуре занятий в детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей на занятии, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных научных методик.

  1. Методика организации занятий

    Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий, прежде всего, следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

    Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

    Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

    В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

    В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

    Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

    Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

    При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

    В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

    Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

    Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

    Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

    Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

    В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

    Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на

занятиях - фронтальная и подгрупповая.
Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру.
При ознакомлении детей с природой широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.
В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

4. Типы занятий и их специфика проведения

Занятия первично-ознакомительного типа.

 На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Занятия углубленно-познавательного типа.

Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.

Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.

Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Занятия обобщающего типа.

 На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Занятия комплексного типа.

Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.

Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников.

Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.

Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

Таким образом, содержание методической разработки направлено на решение задач по развитию и формированию познавательной деятельности, нравственного и экологического воспитания, адаптации к жизни в современном мире.

Важно сформировать у детей навыки выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации, включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры детей является единство их экологического сознания и поведения, включающее и уважение к природе, и ответственность за нее.

Заключение

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей то есть. экологизацию различных видов деятельности ребенка. В реализации задач экологического воспитания  дошкольников в рекомендации для воспитателей: различных видов детской деятельности играет крайне важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно – оценочную сферу личности, а также коммуникативные умения по отношению к людям и природе. Интеграция различных видов детской деятельности в процесс воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения. Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход

Список литературы

  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 7.
  2.  Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире //Дошкольное воспитание. 2003. № 12 – С. 18 – 21.
  3. Болотина Л.Ф. Дошкольная педагогика – М.: Академия, 2008. – 267 с.
  4.  Булычева А. Решение познавательных задач: возможные формы занятий // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. – С. 69 – 72.
  5.  Буре P.C. Когда обучение воспитывает. // Методическое пособие. СПб.: «Детство-Пресс», 2002.– 112 с.
  6. Венгер Л.О. Формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. – С. 41.
  7. Волосникова Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. № 6. – С. 16 – 20.
  8.  Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. М., 2006.
  9.  Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие/Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. М.: Педагогическое общество России, 2000.  63 с.
  10.  Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 2000.
  11. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  12. Зебзеева В.И. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 4 – С. 45-49.
  13. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. – С. 3 – 9.
  14. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. – С.10 – 12.
  15.  Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2004. № 5 – С.70-73.
  16. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2004.
  17. Л.П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми».Минск. «Асар». 1995г.
  18. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: уч. пособие-М., , 2001
  19. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева М. 2012.
  20. Рыжова Н. Экологическое воспитание с позиций новой парадигмы // Дошкольное воспитание. 2001. № 7.
  21. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
  22. Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок
  23. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: “Академия”, 2001.        
  24.  Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.:ИЦ Академия, 2010. – 208с.
  25. Источник: http://refleader.ru/rnapolbewqas.html

Программа «Юный эколог»

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Автор – кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Николаева С.Н. Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).

Программа состоит из 2-х подпрограмм:

  • «Экологическое воспитание дошкольников»;
  • «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».

Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. 

Основные цели 1-ой подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.

Основные компоненты программы:

  • передача ЗНАНИЙ об окружающем мире
  • формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. 

Программа «Юный эколог» включает в себя:

  • концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
  • экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;
  • подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
  • технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.


Задание 3.

Составить конспект наблюдения за явлением неживой природы (в старшей возрастной группе), оформить календарь природы, календарь наблюдения за птицами, дневник за ростом и развитием животных и растений (один календарь на выбор).

Конспект

«Осень, осень в гости просим» (старшая группа)

 

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни  и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих птицах, насекомых осенью.

Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, перелетные, зимующие и т.д.

Воспитывать гуманные отношения к обитателям природы, желание любоваться красотой осенних пейзажей, окружающего мира.

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы.

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Оборудование: слайд-проектор, аудиозапись («Времена года» П.И, Чайковского), картины, репродукции.

 Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение (звучит аудиозапись)

Лес, точно терем расписной

Лиловый золотой багряный

Веселой, пестрою стеной

Стоит над сонною поляной

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

И.Бунин      

·       О каком времени года стихотворение?

·       А какие еще времена года вы знаете?

·       Сколько месяцев длится осень?

·       Назовите осенние месяцы

·       Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

·       В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Левитана «Осень»)

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Игра: «Координация речи с движением»

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ноге по кругу)

Скачет дождик по дорожке

В лужице - смотри, смотри! - (дети стоят лицом в круг ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (наклон, руки к полу, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей (встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями)

Сушит перышки скорей.

Внимательно послушайте еще стихотворение:

Падают,  падают листья.
В нашем саду листопад,
желтые, красные листья,
по ветру вьются, летят.

·       О каком времени осени говорится в этом стихотворении?

- Верно,  это средина осени. Мы называем ее золотой, почему?

·       А вы помните, как однажды на прогулке подул сильный ветер, и на нас полил золотой дождь? Мы все засмеялись от радости, запрыгали, замахали руками.  Что это был за дождь? Чему мы радовались?

·       А теперь представьте, что вы осенние листочки, выберите из корзинки любой листочек и определите с какого он дерева.

 Игра «Лист лети ко мне»

(дети кружатся пока воспитатель скажет к примеру: «кленовый лист лети ко мне» или «найди свое дерево»)

·       Кто знает, Почему осенью опадают листья с деревьев?

(высказывания детей)

-верно, осенью прекращается сокодвижение.

Да ребята, в пору золотой осени природа необыкновенно красива, многие поэты посвятили свои стихи этой красоте.

 (стихотворение «Лист качается узорный» Благининой)

 ·       Давайте вспомним другие приметы.

(дети перечисляют приметы).

- Верно, птицы улетают на юг. Почему они улетают?

·       Назовите птиц, которые улетают от нас?

·       Каким, одним словом их можно назвать?

·       А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

·       Назовите зимующих птиц.

·       Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

·       По внешнему виду воробьев, например, можно угадать погоду.

Если воробьи гладенькие и поджарые, значит на улице тепло.

А если пухлые и взъерошенные – значит мороз трещит.

·       Что для птиц страшнее, холод или голод?

·       Как мы можем помочь птицам зимой?

Физминутка.

Гуси серые летели,                 

(Плавно машут руками)
На лужайке тихо сели.
(Приседают)
Походили, поклевали, (
Ходят, наклоняя голову)
Потом быстро побежали.
 (Прыгают  на подскоке)
Мы были у бабуси
(«Лепить пирожки»)
Прилетели гуси

(Помахать крыльями-ладошками.)
Первый гусь испек пирог,
А второй ему помог,     

(Поочередно массировать каждый палец,
начиная с большого)
Третий гусь накрыл на стол, 
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог  у них склевал.            
(Постучать пальцами по коленям)
Раз, два, три, четыре, пять,              
(Поочередно загибать пальчики)
Выходи гусей считать!

·       Посмотрите на эти две картины. Которую из них нарисовал Левитан?

(показ слайда)

·       Какие чувства вызывает у вас эта картина?

·       Почему становится грустно?

·       Наступила поздняя осень. Природа уже не так красива, она приготовилась к встрече зимы.

·       Но люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще?

- Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного.  

·       Хотите посмотреть, что происходит в осеннем лесу?

(Показ слайдов. По ходу показа -  высказывания детей). 

·       Кого мы увидели первого в лесу?

Подвижная игра «Ёжик»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу.
Любит рыться  в мокрых листьях колется, колется.
Уж я ёжику-ежу в поле тропку покажу

 где катают мышки еловые шишки.

·       А вот кто встретится в лесу после ежика, вы узнаете, если разгадаете ребус:

Правильно, значит потом мы встретим лису.

·       (продолжается просмотр слайдов)

Загадка

В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)

·       Вот такая красивая отгадка есть у нас.

Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный

Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение. (Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди»)

Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.

Задание 4.

Разработать конспект проведения опыта с детьми (на примере своей возрастной группы).

Конспект проведения НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Этот удивительный воздух»

Цель НОД: развитие познавательной активности детей, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Цель: развитие познавательной активности детей, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Область «Познавательное развитие»:

1. Развивать исследовательскую деятельность детей посредством экспериментальной деятельности.

2. Формировать предпосылки экологического сознания, расширяя представления детей о том, что в природе все взаимосвязано.

3. Побуждать детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.

4. Мотивировать детей к поиску новых знаний.

5. Вовлекать детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

6. Закреплять умение создавать различные конструкции из бумаги по схеме и по словесной инструкции воспитателя.

Область «Социально – коммуникативное развитие»:

7. Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (атмосфера, азот, кислород, углекислый газ) .

8. Развивать построение высказывания, помогать детям более точно характеризовать изучаемый объект: учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

9. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

Область «Художественно эстетическое развитие»:

10. Направить внимание детей на разные способы создания изображаемой картины.

11. Развивать умение видеть красоту созданного изображения, изящности расположения линий и пятен.

Область «Социально – коммуникативное развитие»:

12. Побуждать детей самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (воздушный змей) .

13. Способствовать творческому использованию в играх полученных представлений.

14. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника.

Материалы и оборудование:

• кукла-самоделка;

• картинка, изображение планеты Земля;

• знаки-символы;

• ёмкость с водой;

• пластмассовый стакан на каждого ребенка;

• поролоновая губка;

• бумажная салфетка на каждого ребенка;

• игрушка - веер на каждого ребенка;

• пипетка на каждого ребенка;

• трубочки для коктейля на каждого ребенка;

• гуашь;

• свеча;

• фарфоровое блюдце;

• вентилятор;

• ленточки на каждого ребенка;

• компьютер;

• проектор;

• слайды на тему «Воздух»

Предварительная работа:

• беседа с детьми о воздухе;

• знакомство со свойствами воздуха в экспериментальной деятельности;

• изготовление по итогам экспериментов знаков-символов;

• использование в режимных моментах загадок о ветре;

• наблюдения на прогулке;

• изготовление из бумаги веера;

• конструирование из бумаги воздушного змея.

Формы организации совместной деятельности:

• решение проблемных ситуаций;

• экспериментирование;

• наблюдение;

• игровое упражнение;

• обсуждение;

• подвижная игра.

Проведение непосредственно образовательной деятельности

1. Постановка проблемы

- Ребята, посмотрите, Дед Мороз прислал вам письмо и необыкновенный подарок. Дети раскрывают письмо, воспитатель читает его: «Дорогие ребята! Поздравляю Вас с наступающим Новым годом! В подарок высылаю Вам куклу, а зовут её Шарочка. Дед Мороз»

- Вот так Дед Мороз, выдумщик! Прислал такую интересную игрушку.

- Вот только непонятно, из чего сделана Шарочка? Может, вы подскажите мне.

- Для чего же её прислал вам Дед Мороз? Может быть, чтобы вы продолжили изучать свойства воздуха?

- Вы уже многие свойства воздуха знаете. Напомните мне их, пожалуйста.

2. Актуализация знаний

Дети перечисляют известные свойства воздуха по знакам, которые показывает воспитатель.

а) Воздух необходим всем (слайд 1)

- Как вы это проверяли?

- Чтобы произошло, если бы Земля утратила воздух? (слайд 2)

б) Из каких газов воздух состоит? (слайд 3)

в) Воздух не имеет цвета

г) Воздух не имеет формы

д) Воздух не имеет запаха

е) Воздух не имеет вкуса

ж) Теплый воздух легче, чем холодный (слайд 4-5)

3. Выдвижение гипотезы

- Как вы думаете, всё ли вы знаем о воздухе?

- Хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся раскрыть неизвестные вам свойства воздуха.

4. Распределение ролей

- Давайте выберем, кто хочет быть заведующим нашей лаборатории?

(пояснение, что он будет делать)

- А кто будет заместителем заведующего? (пояснение)

- Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (пояснение)

- А ещё нам нужны помощники лаборантов (пояснение)

5. Проверка гипотезы

- Как вы думаете, что легче: воздух или вода?

- Я подскажу вам, как можно это проверить, посмотрите на опыт (слайд 6-7) .

- Лаборанты, мне нужна ваша помощь. Давайте проделаем этот опыт в нашей лаборатории.

- Что произошло? Поясните, что вы получили? О чём нам говорят результаты опыта?

- Как вы думаете, воздух занимает всё пространство, даже самое маленькое? Попробуем с вами доказать это. Сделаем опыт.

- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.

- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

- Мы с вами каждый день чувствуем ветер. Как вы думаете, как ветер и воздух связаны между собой? (слайд 8)

- Попробуйте помахать веером над салфеткой. Поясните, что происходит? (слайд 9)

- Что заменяет веер в нашей жизни?

- Как можно увидеть ветер?

(понаблюдайте за лентой, которая развивается от включённого вентилятора)

- Где вы ещё видели работу ветра? (слайд 10)

6. Физкультминутка

- Предлагаю в нашей лаборатории сделать небольшой перерыв и поиграть в игру «ветерок». Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.

- Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

- Вы уже говорили, что воздух бесцветный. Но я знаю, как можно с помощью ветра и воздуха создать разноцветную картину. Давайте попробуем поиграть в игру «Разноцветная капля». Возьмём краски, лист бумаги, а вместо кисточки будем использовать соломинку, через которую будем дуть на краску на листе (звучит музыка, дети рисуют) .

- Какие красивые рисунки помогли вам нарисовать ветер и воздух!

- Ребята, как вы думаете, пламя загрязняет воздух или нет?

- Разрешите мне, как заведующему нашей лаборатории, показать вам один интересный опыт.

- Я зажигаю свечу. Смотрите, пламя горит. Подержу над пламенем фарфоровое блюдце.

- Что произошло с дном блюдца?

- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя может загрязнять воздух.

- Как вы думает, что в нашей жизни ещё загрязняет воздух? (слайд 11)

- Давайте в нашей лаборатории придумаем, как можно очистить воздух от загрязнений.

7. Введение в систему знаний

- Ребята, какой опыт вам особенно запомнился? Чем именно?

8. Размещение в уголке открытий

- Давайте разместим в уголке открытий новый знак - знак воздуха.

- Ребята, есть еще одно интересное свойство у воздуха - с ним можно поиграть. Продаются даже игрушки для игры с воздухом. А мы с вами уже начали такую игрушку мастерить. Это наш воздушный змей.

- Я предлагаю пройти в творческую мастерскую и завершить работу по изготовлению воздушного змея. Мы его возьмем на улицу и полюбуемся его полетом. Можно взять на прогулку и нашу новую игрушку Шарочку, и посмотреть, как она будет гулять.

Дети проходят к рабочим местам, завершают конструирование из бумаги воздушного змея, начатое ранее.

Материалы и оборудование остаются в природном уголке в мини-лаборатории для экспериментирования.

Варианты организации образовательной деятельности

в режимных моментах

1. На прогулке (наблюдения, игры) .

2. В трудовой деятельности на прогулке.

Взаимодействие с родителями

1. Родительское собрание (знакомство родителей с годовыми задачами ДОУ)

2. Наглядные формы работы (подготовка памяток, папок-передвижек, материала на стенде по развитию исследовательской деятельности детей) .

3. Консультации «Поощряйте поисковую активность детей».

4. Педагогические беседы (обмен мнениями по вопросу развития познавательной активности старших дошкольников) .

5. Совместные мероприятия (участие родителей в подготовке детей в конкурсе «Энциклопедия и я – лучшие друзья», в оснащении мини-лаборатории).

Задание 5.

Составить конспект организации и проведения труда в природе (тема и возрастная группа на выбор).

Конспект

по организации совместной деятельности в режимных моментах в средней группе по труду в природе

Тема: уход за комнатными растениями.

Цель:

• Продолжать расширять представление детей о труде, систематизировать знания о процессе ухода за комнатными растениями, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий, формировать практические навыки.

• Продолжать обогащать словарный запас детей, познакомить с новыми понятиями, характеризующие трудовую деятельность.

• Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, воспитывать дружеское отношение к друг другу в процессе труда, воспитывать бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Задачи:

• Обучающие: способствовать развитию у детей совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Расширять представления детей о комнатных растениях. Учить беречь красоту живой природы.

• Развивающие: продолжать развивать умения ухода за комнатными растениями (рыхлить землю, поливать, протирать листья, обрезать сухие листья, опрыскивать). Развивать речь, активизировать словарный запас детей. Упражнять в правильном названии комнатных цветов (фиалка, бальзамин, роза, фикус, хлорофитум). Учить выполнять индивидуальные поручения.

• Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, трудолюбие, испытывать чувство гордости от совместного, полезного труда.

Интеграция образовательных областей.

• Труд: умение аккуратно протирать влажной тряпочкой листья, рыхлить землю, опрыскивать, поливать под корень, стремление помогать воспитателю, приводить в порядок после использования трудовое оборудование.

Социально  - коммуникативное развитие.

• Развивать диалогическую речь детей, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Формировать умения доброжелательного отношения к друг другу.

Познавательное развитие.

• Расширять представление детей о природе, активизировать познавательные способности детей. Развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Словарная работа:

• Земля, ствол, ветки, листья, влажный, сухой, немного, корень, пушистый, гладкий, узкий, круглый, фикус герань, фиалка, роза, хлорофитум.

Методические приемы:

• Беседа

• Индивидуальные поручения

• Объяснение и показ последовательности выполнения работы

• Поощрения

• Сюрпризный момент

• Анализ выполненных действий

• Вопросы

• Художественное слово

• Музыкальное сопровождение «Звуки природы»

• Стикеры со смайлами

Предварительная работа:

• Уход за комнатными растениями в уголке природы.

• индивидуальные поручения.

• рассматривание иллюстраций с комнатными растениями.

Оборудование:

• Комнатные цветы (фикус, герань, фиалка, хлорофитум, роза)

• Опрыскиватель

• Стеки

• Кисточки

• Влажные салфетки

• Лейка

• Фартуки

• Емкость с водой для полива

• Емкость для сбора сухих листьев

• Коробка

Художественное слово:

• Загадки о цветах

• Стихи о цветах

Ход:

«В» - воспитатель

В. - ребята, посмотрите-ка, сколько у нас сегодня гостей…. Давайте с ними поздороваемся…

Здравствуй, здравствуй (взявшись за руки пружинка)

Здравствуй друг (здороваются за руки)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Посмотри вокруг (поворот головы в разные стороны)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Мне ты улыбнись (улыбаются друг другу)

Здравствуй, здравствуй (пружинка)

Головкой поклонись (кланяются друг другу)

В. Вносит в группу посылку:

- ребята к нам в группу утором приходил почтальон и принес для нас посылку. Очень интересно, что же нам прислали! Ребята, а вы хотите узнать, что в ней! Но прежде чем её открыть нам придется отгадать загадку.

встречаешь их везде:

и в клумбе и в горшке,

и в парке и в саду,

и даже на пруду.

Поднимут настроение

Зеленые (растения) .

- ребята как вы думаете, что же находится в коробке!

В. Открывает посылку и достает оттуда комнатный цветок.

- ребята, вы совершенно правы – это растение. А как вы думаете, какой он называется?

В. - совершенно верно! Этот растение называется фикус. Давайте его рассмотрим,  какие части растения, вы знаете?

В. - совершенно верно! Но посмотрите-ка ребята на этом растении какой-то значок. Давайте его рассмотрим…

Дети вместе с В. Рассматривают грустный смайлик.

В. - как вы думаете, ребята, почему на фикусе такой грустный значок? Почему этому цветочку совсем невесело? Давайте рассмотрим все ли в порядке с этим цветочком.

В. Подводит детей к тому, что у цветка сухая земля, пыль на листочках.

В. - ребята, а как вы думаете, растения живые существа или нет?

В. - совершенно верно! А как вы думаете, этому цветочку нужна вода? Как узнать?

Д. - нужно потрогать землю, если земля сухая, то нужно полить, а если нет, то не надо.

В. - молодцы! Давайте определим, какая земля у фикуса…

Д. определяют на ощупь влажность земли и, приходят к выводу, что цветок нуждается в поливе.

В. - Максим, возьми, пожалуйста, леечку и полей фикус. Максим, сколько ты будешь лить воды?

М. - немного, потому что цветок маленький.

В. - ребята, а если мы будем поливать большой, сколько воды нам потребуется?

Д- много

В. -правильно, ребята, а теперь рассмотрим листочки, что же с ними не так .

Д. рассматривают листья фикуса и замечают на них пыль. В отмечает, что листьям трудно дышать и подводит детей к тому, что пыль надо удалить.

В. - а как можно убрать пыль с листьев?

Д- протереть их влажной тряпочкой.

В- какие вы у меня молодцы, все знаете! Алла, протри, пожалуйста листья у фикуса. Ребята, а как это правильно сделать?

Д- аккуратно положить лист на руку и протереть.

В. - ну, вот мы полили наш цветок, протерли ему листья, а теперь все с ним в порядке? Может еще что-то мы забыли сделать!

Д-порыхлить.

В. -а зачем цветы нужно рыхлить?

Д. -чтобы ему было легче дышать

В. -молодцы! Совершенно верно! Назар, порыхли, пожалуйста землю. Чем ты будешь её рыхлить?

Н. -палочкой (стекой)

В. Дети, Назар правильно выбрал инструмент?

Д. -да, правильно.

В. Как вы думаете, теперь с фикусом все в порядке? Ему можно поменять значок? На какой?

Д- да можно, на веселый.

В. Давайте поменяем. Вероника, поменяй пожалуйста значок. Молодец!

В. -ребята, а давайте познакомим фикус с нашими комнатными цветами, чтобы ему у нас было не грустно, ведь это очень грустно, когда у кого-то нет друзей… .

В. Выставляет на стол хлорофитум, фиалку, розу

Есть много праздников веселых

На свете и у нас в стране

Есть день школьника, шахтера,

Есть даже праздник день земли

А почему бы не устроить

Нам новый праздник- день цветов

Цветам и взрослый и ребенок

Любовь отдать свою готов.

В. - ребята я вам предлагаю взять по одному цветку и посмотреть все ли с ними в порядке.

В. предлагает индивидуальную работу по уходу за цветами.

В. - давайте посмотрим у кого какой цветок?

В. Помогает детям определить название цветов.

В. -сначала определим нужен ли цветку полив. Мы уже знаем как это сделать… Затем осмотрим листья и определим нужно ли их очистить от пыли, и каким способом…

В. Подводит детей к определению способа очистки листьев от пыли у конкретного вида цветка (кисточкой, влажной тряпочкой, опрыскиванием) .

В. -молодцы, а теперь посмотрите на землю какая она твердая, что нужно сделать, чтобы она стала рыхлой и пушистой и для чего это надо?

Д. - порыхлить, чтобы цветочку было легче дышать

В. - правильно! Возьмите нужный инструмент и порыхлите ваши цветочки. Делаем это аккуратно, чтобы не рассыпать землю из горшка… .а теперь возьмите значки и развешайте их на ваши цветочки по их настроению, как вы думаете какие значки надо прикрепить?

Д. прикрепляют смайлики на цветы.

В-Очень хорошо! теперь у всех наших цветочков замечательное и веселое настроение! Мы свами сегодня много говорили о цветах, вспомнили все части растений, повторили все способы ухода за ними. Оттого, что все хорошо потрудились, наши цветы чистые и довольные, а главное, чтобы мы все помнили, что растения живые и им нужна наша помощь в уходе.

Давайте пройдемся медленно по саду

И, здравствуй скажем каждому цветку

Должны мы над цветами наклониться,

не для того, чтобы рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

В. -ребята, вы все сегодня всех порадовали и наши растения, и меня, и наших гостей, а теперь давайте уберем наше рабочее место и будем играть!

Задание 6.

Подобрать задания для диагностики (мониторинга) уровня экологического развития детей старшей группы.

Диагностика экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Диагностика экологического воспитания детей стершего дошкольного возраста.

Цель: Выявить объем природоведческих знаний, усвоенных детьми.

Животные

1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
7. Сформированность  понятий «звери», (птицы», «рыбы», «насекомые» (для подготовительной группы - «животные»).

Методика диагностики.
Приготовить картинки с изображением животных разных экологических групп, с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое ЛОТО», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные).
Беседа по картинкам:
1. Кто это?
2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные» (для подготовительной к школе группы).
3. Найди модели к этим группам животных.
4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
5. Разложи картинки с изображением роста и развития животных. Что сначала, что потом?
6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
7. Почему это происходит?

Растения

  1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
    2. Знают ли органы растений и их функции?
    3. Знают ли стадии развития и роста растений?
    4. Знают ли их потребности?
    5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
    6.Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
    7. Относят растения к живым существам?.
    8.Производят ли группировку: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое» (для подготовительной группы).
  2. Методика диагностики 
    Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатных растений, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
    Беседа по картинкам:
    1. Назови растение.
    2. Где растет?
     3.Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
    4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
    5. Назови и покажи растения, которые любят много света,влаги?
    6. Почему они любят много света, влаги?
    7.Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
    8.почему это происходит?
     Организовать
    игру «Путаница».
    Задания: а) расположи растения правильно; б) почему части растения нужно расположить именно так? в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
    Задание «Подбери модели». Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья" , «кустарники» И подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.

Неживая природа

Воздух

1. Знают ли дети, что такое воздух?
2. Можно ли увидеть воздух; его свойства и роль в жизни человека. (Воздух прозрачный, невидимый; воздух везде, воздух вокруг нас; когда воздух дрожит, возникают звуки, его ,можно услышать).
3. Знают ли дети предметы, внутри которых есть воздух? (Колеса велосипеда, мячи, матрацы для плавания, пористый шоколад, в аквариуме, в луже и т.п.)
4. Знают ли дети, что такое ветер? (Это движение воздуха).
5. Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, развевать флаги, свистеть, поднимать пыль и т.д.).
6. Знают ли дети, чем мы его слышим?
7. Знают ли дети, что ветер может навредить человеку? (Иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, переворачивает автомобили, срывает шляпы и т.д.)
8. Знают ли дети, как ветер помогает нам? (Надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.)
9. Знают ли дети, как человек использует ветер? (пылесос, вентилятор, веер, надувной круг, мельница, ручная кофемолка).
10. Умеют ли дети отличать зимний ветер от весеннего (летнего, осеннего)?
11.Умеют дети обнаруживать ветер?
12.Знают ли дети, что такое ураган, буря, смерч? (Сильный ветер).
13.Выяснить роль ветра в жизни растений.
14.Знают ли дети летающих животных?

Методика диагностики
 
Беседа по рисункам, дети рассматривают рисунок дома-природы и обычного дома. (Программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок «Я и природа» ).
- Что в них есть? (Дети перечисляют, сравнивают). Обратить внимание: на обоих рисунках много незакрашенного, пустого места. Почему? И в нашем обычном доме, и в доме-природе есть воздух, мы им дышим. Знания детьми свойств воздуха определяется с помощью опытнической работы (опыт с пустым стаканом, воздушным шариком - программа Н. Рыжовой «Наш дом-природа», блок "Воздух".)
  Организовать игру «Раздувайся пузырь». Чтобы узнать, как дети понимают, что такое ветер, можно к теплой батарее прикрепить бумажные полоски и открыть форточку - видно движение воздуха - это ветер. Дать задание ребенку приложить лист тонкой бумаги к губам и подуть так, чтобы получился звук, значит, мы можем «услышать» воздух.
- А чем мы слышим? Дать задание - закрыть глаза, есть ли звуки вокруг? Закроем уши, что изменилось? Рассмотреть фотографии животных с разными ушами. Заяц легко поворачивает уши в разные стороны, звери с большими ушами ловят больше звуков, для них это важно, их так и называют - ушастый еж, ушастая лисица. Уши нам очень нужны, они помогают нам узнать, что есть в окружающем нас мире. Предложить детям рассмотреть карточки «Листья деревьев с летающими семенами» (береза, липа, клен, ветка сосны, тополь, ясень) для выяснения роли ветра в жизни растений. Предложить иллюстрации с летающими животными. Почему не летают пингвины, страусы?
Организовать
игру «Угадай, кто я!» или игру-превращения, Что загрязняет воздух? Картинки с деревьями, как они помогают очищать воздух.

  Вода.

1. Знают ли дети, что такое вода? (Жидкость).
2. Знают ли дети где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране).
3. Знают ли дети, для чего мы ее используем?
4. Всегда ли вода одинаковая? (Вода бывает разная. Это дождь, ливень, роса, туман, снегопад, пурга, лед, половодье, лужи, иней, сосульки).
5. Сформировано ли у детей понятие, что вода не исчезает, она «превращается» из одного состояния В другое (путешествует по кругу).
6. Знают ли дети свойства воды? (Прозрачная без вкуса, нет запаха, жидкая, нет формы и т.д.)
7. Знают ли дети, что растет в воде?
8. Знают ли дети, кто живет в воде?
9. Кому нужна вода? 10. Знают ли дети, почему воду надо беречь?
Методика диагностики
 Беседы с детьми по картинкам, рассматривание глобуса, голубые и белые пятна (голубые - вода, белые - льды, снега); стаканчики с водой и молоком, ложечка (прозрачность), соломинки для коктейлей (вкус), сахарный песок (в воде некоторые предметы видны, некоторые - нет), кусочки льда, термос с горячей водой (пар).
  Предложить рассмотреть рисунки, фотографии водоемов и водных растений - что растет в воде.
  Предложить иллюстрации кита, рыб, лягушек и других животных, обитающих в водной среде.
  Организовать подвижные игры «Мы - большие киты, мы - лягушки, мы - рыбки, мы - раки, мы - улитки, мы - чайки» ( Н. Рыжова, блок «Волшебница-вода» стр. 49).
  Роль воды в жизни растений и животных можно наглядно показать на растениях и животных уголка природы. Что должны сделать люди, чтобы сберечь воду, почему? (Чем  меньше мы будем тратить воду, тем больше ее останется в реках и озерах). Прочитать детям стихотворение Б. Заходера «Течет река ... » (Н. Рыжова, блок «Волшебница-вода» стр.49).

Солнце

1. Знают ли дети, что такое солнце? (Это большая, очень горячая звезда).
2. Знают ли планеты Солнечной системы?
3. Знают ли дети, что солнце - источник света? (Свет и тень. Смена дня и ночи).
4. Знают ли особенности радуги?
5. Знают ли светолюбивые и теневыносливые растения?
6. Какие животные обитают в местах отсутствия или недостатка света? (Ночные, подземные).
7. Знают ли дети, что солнце - источник тепла?
8.Знают ли животных, растения, обитающие в условиях холода и жары?
9. Сформировано ли  у детей понятие о сезонных изменениях в природе и в жизни человека?
10. Знают ли о роли солнца в жизни человека?
Методика диагностики.
Беседа по картинкам, рассматривание макета Солнечной системы, календаря (земля проходит свой путь за год). Предложите поиграть в игры «День-ночь», «Животные В темноте». Роль света можно показать на примере комнатных растений, животных уголка природы. Рассмотреть термометр. Иллюстрации с животными и растениями, обитающими в условиях холода и жары.

Почва.

1. Знают ли дети, что такое почва? (верхний слой земли "живая земля»).
2. Знают ли обитателей почвы? (на примере дождевого червя).
3. Какова их роль в формировании почвы?
4.Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком.
5. Сформировано ли понятие о необходимости охраны почвы?
6.Выработаны ли навыки ухода за растениями (копка, рыхление, внесение удобрений, уход за комнатными растениями).
7. Сформированы ли основы понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителями?
Методика диагностики.
 Беседа с использованием пособия Н.Рыжовой «Невидимые ниточки природы», комплект «Одуванчик», картины о природе, чтение и беседа по экологическим сказкам, наблюдения в живом уголке, на огороде, в парке, работа с наглядными пособиями.

Камни, песок, глина.

1. Знают ли дети свойства песка? (Сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
2. Знают ли дети свойства глины? (Плотность, вязкость, пластичность).
3. Как человек использует песок (строительство, песочные часы) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).
4. Знают ли дети, какие бывают камни (Твердые, не рассыпаются, разные).
5.Умеют ли дети использовать природные материалы в жизни, в быту?
6. Воспитано ли у них бережное отношение к природным материалам и сделанным из них предметам.
Методика диагностики
Рассмотреть картины о природе, коллекции камней, песок и глину, спросить об их свойствах. Рассмотреть разнообразные предметы: посуду, игрушки, песочные часы, чтобы выяснить применение природного материала в жизни.

Времена года  (сезоны)
Осень

1. Узнают ли дети на картинках осень, различают ли сезоны года?
2. Знают ли приметы осени? (Дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают).
3. Где убирают урожай? (В полях, на огородах, в садах).
4. Куда исчезают насекомые, улетают перелетные птицы?
5. Как ведут себя зимующие птицы?
6. Какие звери впали в спячку?
7. Какие звери сделали запасы на зиму?
8. Какая связь между температурой воздуха и состоянием растений?
9. Как растения приспособляются к зиме?
Методика диагностики.
Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года.
- Какое время года? Почему? Назови приметы осени. Что убирают на поле, огороде, в садах? Показ картинок насекомых, птиц, зверей. Что с ними стало, как они себя ведут? Подобрать картинки с изображениями животных, деревьев, цветов, трав. Спросить, что это, как растения ведут себя осенью? Что с ними происходит? Организовать
игру «Времена года». Воспитатель читает стихотворение, дети должны показать картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Дети составляют мнемодорожки о временах года.(Т. Большева «Учимся по сказке»).

Зима.

1. Узнают ли дети на картинках зиму?
2. Знают ли о типичных зимних явлениях природы? (Короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит высоко, поэтому холодно, земля покрыта снегом, при ветре бывает вьюга, пурга; вода рек, озер замерзла, они покрылись льдом).
3. Какие особенности существования растений зимой?
4. Образ жизни и поведение животных зимой (лесные звери зимуют по-разному: одни. - спят, другие - активные; о домашних животных заботятся люди).
5. Почему не видно насекомых? (Они спрятались) Куда?
6. Какие птицы улетают, почему? Какие остаются? Что они делают?
7. Как ведут себя рыбы? (Дремлют, зарывшись в ил).
  Сформировать элементарное понимание зависимости между зимними явлениями в неживой природе и жизнью живых существ (мало света, тепла, вода и земля замерзла; растения находятся в состоянии покоя; животные не могут найти себе достаточно еды, холод изменяет  им образ жизни и поведение).
Методика диагностики.
 Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года.
- Отбери картинки, где изображена зима. Назови приметы зимы.Что стало с растениями? Почему? Какие звери спят, какие активные, а как домашние чувствуют себя зимой? (Показ животных на картинках, рассказ о разном образе жизни, выборочно). Почему животные меняют свой образ жизни и поведение зимой? Почему улетают птицы? Почему рыбы дремлют зимой, зарывшись в ил? (подготовить картинки с пресноводными рыбами). Предложить детям раскрасить иллюстрации «Природа зимой» из альбома А.Плешкова «Оглянись вокруг».

Весна.

1. Умеют ли дети различать сезоны года?
2. Знают ли характерные признаки весны? (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег освобождаются ото льда водоемы; растения и травы, зеленеют, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются птицы).
3. Какими видами труда заняты люди весной?
Методика диагностики.
Беседа с детьми по картинкам, где представлены все сезоны года.
- Найти картинки с весенней природой. Назови приметы весны. Что происходит с жизнью растений, животных весной? Почему это            происходит? Предложить несколько мнемодорожек или мнемотаблиц о временах года, дети находят характерные признаки и их отличия. Поиграть с детьми в экологическую игру «Дед Мазай и зайцы». (Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» с. 34).


Лето

1. Узнают ли дети на картинках лето? Различают ли времена года? Знают ли их последовательность?
2. Знают ли приметы лета? (продолжительность дня, состояние погоды, растений, образ жизни животных, труд и отдых людей).
Методика диагностики.
   Беседы с детьми по картинкам, изображающим типичные явления каждого сезона, использование календарей природы. Различают ли дети времена года? Узнают ли лето? По каким приметам? Какие работы выполняют люди летом? Какие любимые игры и занятия летом? Организовать игру «Овощехранилище» (В. Дрязгунова «Дидактические игры ознакомления дошкольников с растениями» с. 43). Использовать мнемодорожки и мнемотаблицы.
  В таблице-схеме указываются возрастная группа, раздел - программы уровни-освоения программного материала (В - высокий, С - средний, Н - низкий), итоговая персональная оценка каждого ребенка, итоговая оценка всего раздела по каждому уровню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии экологического образования дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников

Система взаимодействия детского сада и семьи по экологическому воспитанию дошкольников....

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"...

Инновационные технологии экологического образования дошкольников .

Инновационные технологии экологического образования дошкольников Реформирование системы образования в нашей стране связано с глубокими изменениями, произошедшими в последние годы в ее социал...

Выступление на МО воспитателей на тему: "Инновационные технологии экологического образования дошкольников младшего и среднего возраста"

Указом президента РФ 2017 год объявлен годом Экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.Дошкольные образо...

"Инновационные технологии экологического образования "

В данной статье рассказывается об  инновационных технологиях,  применяемых в работе с детьми в ДОУ по экологическому воспитанию ....

Презентация «Инновационные технологии экологического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Презентация «Инновационные технологии экологического образования  дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»...