«Шурупчик и его друзья» с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тема: «Шурупчик и его друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие Шурупчик38.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе

Тема: «Шурупчик и его друзья»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Программные задачи Развивать познавательную мотивацию и интерес детей к познавательнм действиям. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов.

Интеграция областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и

сверстниками; способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формировать основы безопасного поведения в быту.

Образовательная область «Речевое развитие»

Развивать связную, грамматически правильную   монологическую речь. 

Обогащать активный словарь словами и словосочетаниями: металл, металлические предметы, магнит, притягивает, примагничивает магнитное поле, магнитные силы.

Материалы. Системный оператор «металл». Емкости с водой и песком, металлическая стружка, лист картона, по два магнита на каждого ребёнка, магниты разного размера, и формы, модели для обозначения свойств магнита, индивидуальные карты с приклеенными на них материалами (дерево, пластмасса, ткань, металл, стекло), значки для подвижной игры, ТСО.

Методы и приёмы.

 Сюрпризный момент

Отгадывание загадок

 Рассматривание магнита

Демонстрация опыта воспитателем;

Объяснение воспитателя;

Физкультминутка

Индивидуальные  опыты детей 

Выполнение опытов детьми по словесной инструкции

Рефлексия

Предварительная работа. Игры с металлическими предметами в уголке экспериментирования (конструктор); опыты по выявлению свойств и качеств металлов; игры с магнитом; беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»; использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов»,  «Магнитный конструктор», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная азбука», бакуган, зублс.

Ход.

Воспитатель: Ребята, к нам почтальон принёс письмо. Догадайтесь, откуда это письмо (Рассматриваем картинку на конверте ) Догадались?

Дети. Письмо пришло к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья.

Воспитатель. А кто же написал это письмо? Давайте прочитаем. «Здравствуйте ребята .

Я Шурупчик – изобретатель, совершенствую всё, что под руку попадается. Мне в этом помогают инструменты, которые хранятся в сундучке. Но мои изобретения не всегда бывают удачными. Недавно я усовершенствовал волшебную палочку волшебника Зага. Палочка стала такой тяжёлой, что он даже поднять её не может. Заг разозлился  и заколдовал мой сундучок. Он сказал, что сундучок откроется тогда, когда я выполню все его задания. А задания такие сложные, что я ничего в них не понимаю.  Незнайка посоветовал обратиться к вам за помощью, потому что в вашем детском саду живут очень умные, добрые сообразительные детишки. Помогите, пожалуйста, выполнить задания волшебника Зага и расколдовать мой сундучок.  Шурупчик».

Воспитатель. Ребята, как нам быть, что делать?

Дети. Поможем Шурупчику

Воспитатель. Но для этого нам надо отправиться в Цветочный город.  Закроем все  глаза (Звучит музыка, дети закрывают глаза. )

(Очутились в Цветочном городе. На экране появляется волшебник Заг )

Заг. Добрый день детишки. Вы решились помочь Шурупчику расколдавать его сундучок? Ну попробуйте.

1.Отгадайте мой загадки

 1. Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.  

 (гвоздь)

2. В  Полотняной  стране

По реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

 (утюг)

3. Всех на свете обшивает

Что сошьет не надевает.

 (иголка)

4. Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

 (ножницы)

Заг. А из чего сделаны все эти предметы?

(из металла)

Заг. Значит  какие они? (Металлические)

Заг. Какие металлы вы знаете?

(Чугун, сталь, золото, алюминий, серебро, магнит, медь, бронза, другие.)

(Составление системного оператора «Металл»).

Что это такое?(металл)

Заг. Чем были раньше металл?

Железной рудой.(Железной рудой)

Заг. Чем может стать металл потом?

(Дети перечисляют, что можно сделать из металла. Звучит музыка.))

(На экране появляется Заг.)

Заг. С первым заданием справились. Слушайте второе задание.

2. Что такое магнит  и какими свойствами он обладает.

(Работа детей в лаборатории Зага)

Заг. Для выполнения второго задания я вас приглашаю в мою лабораторию.

Воспитатель. Прежде чем пойти в лабораторию волшебника Зага давайте вспомним  правила безопасного поведения  во время проведения опытов и экспериментов .

Дети.

1. Нельзя ничего пробовать на вкус.

3. Все опыты и эксперименты делать в присутствии взрослых.

4. Быть осторожными с острыми, стеклянными предметами. Не играть с ними.

 Воспитатель Что вы видите на столах

Дети . Магнит.

 Воспитатель. Магнит это – ткань, пластмасса. стекло, металл или бумага. Дети. Магнит – это металл.

Воспитатель. Посмотрите,  какой он по цвету? 

Дети. Черного цвета

Воспитатель. Возьмите на руки. Какой он на ощупь? Твёрдый или мягкий?

Дети. Твёрдый

Воспитатель. Как ты это узнали , что магнит твёрдый.

Ребёнок. Я надавил на магнит

Воспитатель. Как вы думаете, магнит прочный или хрупкий? Как это проверить.

Ребёнок. Можно сжать его, или уронить..

Воспитатель. Проверьте, так ли это?  

(Дети сжимают  магнит руками, роняют.)

Воспитатель. Какими свойствами обладает магнит?

Дети. Он притягивает к себе металлические предметы.

Воспитатель. Почему так происходит?

 Дети: Потому что на них действуют магнитные силы.

Воспитатель. Подумайте, как же увидеть магнитные силы? Для этого у нас  есть железные опилки, магниты разной формы и величины, картон. (Ответы детей). С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку. Сначала я надену перчатки

   (Воспитатель проводит опыт, комментируя свои действия)

Воспитатель.  Я положу магниты на стол на некотором расстоянии друг от друга, сверху кладу картон, с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло?

Дети. Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнитились.

Воспитатель. Вокруг магнита находится магнитное поле.

 Магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Магнитные силы действуют  на металлические предметы только в магнитном поле . Если металл находится далеко от магнита, магнитные силы не могут притянуть этот предмет.

Воспитатель. Мы узнали, что у магнита есть Что?

Дети. Магнитное поле.

Воспитатель. Чтобы не забыть отметим это свойство магнита вот такой картинкой.  . (Воспитатель ставит карточку).Что он означает, Денис?

Денис. У магнита есть магнитное поле

Воспитатель. Как вы думаете, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу?

Дети. Они притянуться друг к другу.

Воспитатель. Проверим. Возьмите два магнита и поднесите друг к другу.                                                  

(Дети подносят магниты друг к другу и наблюдают, как они притягиваются, а у некоторых отталкиваются.

Воспитатель: Что ты сделал, и что у тебя  получилось?

Ребенок. Я поднес магниты друг к другу, и они притянулись; значит, магниты притягиваются.

Воспитатель. Кирилл. у тебя как повели себя магниты?

Ребёнок. А у меня оттолкнулись.

Воспитатель. Расскажите, что мы узнали, подносив два магнита друг к другу?

 Ребенок. Два магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Воспитатель. А почему так происходит? (предположения детей)У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный. Когда магниты соединяются синим и красным полюсами, то они «дружат»  и притягиваются друг к другу, а когда соединяются одинаковыми полюсами, то они «ссорятся» и отталкиваются друг от друга.  (Воспитатель показывает большой магнит с разными полюсами). 

Воспитатель. Мы узнали еще одно свойство магнита. Они могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Чтобы запомнить это свойство магнита отметим вот такой карточкой. ( Воспитатель выставляет карточку).Что он означает.

Физкульминутка. Игра «Весёлые магниты»

Воспитатель. Хотите поиграть в весёлых магнитиков. Для этого наденьте на себя вот эти значки так, чтобы впереди у вас была красная карточка, а сзади синяя карточка. Проверьте , пожалуйста друг у друга. Все ли правильно надели? Помогите друг другу.Красный  цвет обозначает какой полюс?  (южный полюс магнита) синий (северный полюс). Вы превратились в магнитики. Я буду – большим магнитом. Когда я покажу синюю карточку, каким полюсом, вы ко мне притянетесь? (Красным). Хорошо. А когда покажу красную? (Синим). Хорошо. Начинаем игру. Вы будете двигаться под музыку, можно пританцовывать, но будьте внимательными Когда музыка закончится все должны посмотреть, какого цвета карточку покажу и притянуться правильно спиной или животиком ко мне.                     

 Воспитатель. Молодцы,  вы были внимательными, быстрыми в этой игре и все запомнили что магниты могут притягиваться друг к другу, и отталкиваться друг от друга. в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

Заг.(18 слайд) Я сегодня утром случайно уронил в тазик с песком коробочку винтиками. Они такие маленькие. Часть я собрал, но большинство затерялись в песке. Как их найти, посоветуйте?

Дети. Можно руками поискать в песке; можно  магнитом провести над песком,.

Воспитатель. С чего начнём?

Ребёнок. Магнитом проведём над песком.

Воспитатель. Кирилл, попробуй.

 (Ребёнок проводит над песком магнитом, и к нему притягиваются винтики)

Воспитатель. Расскажи, что сделал и что получилось?

Ребёнок. Я провел магнитом над песком и к нему притянулись винтики потерявшийся  в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.

Воспитатель. Чтобы не забыть это свойство отметим его карточкой. ( выставляет карточку.)

Заг.Как вы думаете, через воду действуют ли магнитные силы?  

( Выслушать предположения детей

Воспитатель. Что надо сделать, чтобы узнать это7

Ребёнок. Надо провести магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притянуться к магниту.)

Воспитатель. Расскажит, что ты делал, и что получилось?

Милена. Я провел над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду .

Воспитатель. Отметим это свойство карточкой.(выставляет.)Что означает эта карточка?

Воспитатель. Ребята, подскажите мне,  где и как мы можем наблюдать волшебные свойства магнита.

Дети . Игра "Магнитная мозаика", "Магнитная азбука"," Магнитный конструктор» , « Рыболов",с  помощью магнита можно найти на полу иголку, если она потерялась; собрать булавки, еще магнит используют в мебели для удерживания дверок шкафчика; магнитики для крепления картин к доске).

Воспитатель. Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом. ( Звучит музыка.)

Заг . (слайд 22)Слушайте последнее, третье задание.(23 слайд)Найдите друзей магнита. Всё необходимое найдёте на столе.

3. Игра «Друзья магнита»

Воспитатель.  Подойдите, пожалуйста, к столу.  и возьмите по одной  карточке и фломастер. Посмотрите,  какие предметы вклеены на карточку.

Дети. Пластмасса, картон, ткань, металл, стекло.

Воспитатель. В окошке, рядом с  материалом, который будет притягиваться к магниту, вы поставите..? Какой знак? Да, знак +. Который не притягивается к магниту, вы поставите знак -. Выберите, пожалуйста, себе удобное место, можно на ковре, на стуле, на столе, где вам будет удобно и пожалуйста, выполните задание.

Воспитатель. Ребята, а теперь проверим, как вы справились? Посмотрите на на доску проверьте, правильно ли вы сделали?

Что мы узнали проводив этот опыт?

Ребёнок. Мы узнали. Что магнит не притягивает  пластмассу, картон, ткань, стекло, притягивает только металл.

Воспитатель.  Отметим ещё одно свойство металла.   (выставляет карточку.) Что означает эта карточка?

Дети Магнит притягивает только металлические предметы.

( Слайд 24, 25, 26. Звучит музыка, на экране появляется Шурупчик.)

Воспитатель.  Посмотрите как повеселел  Шурупчик. Вы молодцы, справились с заданиями волшебника Зага и помогли Шурупчику расколдовать сундучок. Теперь он опять сможет заняться своим любимым делом. Усовершенствованием предметов. Ну нам пора возвращаться. Попрощаемся с Шурупчиком. Закройте все глаза. (звучит музыка)

Воспитатель. Вот мы и в группе. Понравилось ли вам наше путешествие в Цветочный город. Что особенно понравилось тебе, Никита? Давайте вспомним, Что нового мы узнали сегодня о магните. В этом нам помогут наши карточки.

Дети. 1 ребенок: У магнита есть магнитное поле 

2 ребенок: Магнитные силы проходят через картон.

3 ребенок: Магниты притягиваются друг к другу и отталкиваются друг от  друга, в зависимости от того, как их подносить друг к другу.

4 ребенок: Магнитные силы проходят через песок;

5 ребенок Магнитные силы проходят через воду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой".

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой"....

Конспекты НОД с элементами экспериментирования В подготовительной к школе группе.

Конспекты НОД с элементами экспериментирования в подготовительной  группе на тему "Чудо электричество"...

Конспект по изо с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе на тему «Весенние картинки»

Экспериментирование для ребенка - это ещё один способ познать окружающий мир. Как интересно создавать рисунки, используя натуральные природные краски....

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе...