конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

НОД с элементами экспериментирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnoy_nod.docx379.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования «Это удивительная соль»

Воспитатель МДОУ «Детский сад №189»

Сисингалиева Джамиля Алексеевна

Цель: Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи.

В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (соль белая, без запаха, мелкая, крупная, солёная, сыпучая; соль растворяется в воде, соль можно выпарить из солёной воды; солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека; о способах её добычи.

Методические приемы: вопросы к детям, отгадывание загадок, индивидуальная исследовательская  работа с веществом, творческая работа, художественное слово, демонстрация презентации, дидактическая игра, смена видов деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Колокольчик расписной нас зовет играть с тобой»

Дети, у меня сегодня такое хорошее настроение, я хочу с вами  им

поделиться.

«Становитесь, дети  в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Крепче за руки держитесь

И друг другу улыбнитесь»

Передайте свое хорошее настроение гостям, улыбнитесь им тоже.

Садитесь удобнее, мы начинаем. (дети рассаживаются на стулья полукругом)

Все расселись по местам?

никому не тесно?

По секрету скажу вам:

"Будет интересно!”

Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,  

И в пище — каждому нужна.

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Ответы детей: Соль необходима для жизни  и здоровья человека, её используют для приготовления пищи

- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию « Добыча соли, ее применение».

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).

H:\27.03\картинки к презентации\0.jpg H:\27.03\картинки к презентации\1.jpg H:\27.03\картинки к презентации\3.jpg

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (Слайд)

H:\27.03\картинки к презентации\4.jpg

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)

H:\27.03\картинки к презентации\5.jpg

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)

H:\27.03\картинки к презентации\6.jpg

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)

H:\27.03\картинки к презентации\7.jpg

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).

H:\27.03\картинки к презентации\9.jpg

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

 Слайд).

H:\27.03\картинки к презентации\11.jpg

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

H:\27.03\картинки к презентации\12.jpg

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

H:\27.03\картинки к презентации\14.jpg

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

H:\27.03\картинки к презентации\17.jpg

- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию. (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд)

  1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
  2. Не толкайте соседа во время работы!
  3. Сначала посмотри, а потом повтори!
  4. Выполнил, на место положи!
  5. Будь осторожен!

H:\27.03\картинки к презентации\20.jpg

Опыт №1 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и  надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день .

Вывод :

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 2. «Соль сыпучая, без запаха»

На лист картона ложечкой положите образцы солей. Рассмотрите их  с помощью лупы и скажите, чем похожи и чем они отличаются? (Образец соли №1 – соль крупная, состоит из маленьких кристалликов, цвет белый; соль №2 более мелкая, имеет белый цвет, частицы соли напоминают песчинки; соль не имеет запаха, солёная на вкус, сыпучая) .

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.

Опыт № 3. «Соль растворяется в воде»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).        

А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем

А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

 (В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо ( или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо  и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо  и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо, )

А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

 А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? /соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека/. Что нового вы узнали о соли? /Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка/. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли/.

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

А сейчас я предлагаю разукрасить раскраски  цветной солью, восковыми мелками и клеем

H:\27.03\рисунки солью\iCAAR53CF.jpg H:\27.03\рисунки солью\2.jpg H:\27.03\рисунки солью\iCA36MTDA.jpg H:\27.03\рисунки солью\10048_369c95031236d055dd71caa0fe951f36.jpg[1].jpg H:\27.03\рисунки солью\4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе Тема «Круговорот воды в природе» Воспитатель: Гладкова Любовь Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект ОД по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в подготовительной к школе группе  Тема «Круговорот воды в природе»Воспитатель: Гладкова Любовь ИвановнаМАДОУ ...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой".

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе "Эксперименты с мукой"....

Конспекты НОД с элементами экспериментирования В подготовительной к школе группе.

Конспекты НОД с элементами экспериментирования в подготовительной  группе на тему "Чудо электричество"...

Конспект по изо с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе на тему «Весенние картинки»

Экспериментирование для ребенка - это ещё один способ познать окружающий мир. Как интересно создавать рисунки, используя натуральные природные краски....

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе...