Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе теме: "Строители".
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сарычева Валерия Викторовна

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры.

Менджритская Д. В., в своей книге "Воспитателю о детской игре", говорит о том, что уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность, именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarycheva.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД № 3 г. НЕРЮНГРИ»

                                                                                   

Конспект  проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе

теме: "Строители".

                                                                           

                                                                                   

                                                                                          Автор конспекта:

                                                             Сарычева В.В.,

воспитатель в дошкольной

 специальной группе для детей

 от 6 до 7 лет

Цель: Способствовать объединению детей, распределять роли, доводить начатое  до конца.

Задачи: Продолжать учить  детей, самостоятельно определять и продумывать замысел игры. Реализовывать и развивать сюжет строительства детского сада  по проекту, используя различные строительные материалы и их заменители. Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, блоки, вход, крыльцо и т.д. Обогащать словарь Сережи Х, Данила Х, активизировать в речи названия профессий и строительных материалов. Отражать в игре знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь, навыки речевого общения. Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности. Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно- полезному труду.

 Словарная работа: архитектор, прораб, озеленитель, проект, фундамент, блоки.

Игровой материал. Строительный материал,  грузовые машины,  обручи, конструкторы, карточки обозначения (строительный шлем, цветок, автомобиль, ракета). Проект детского сада на ватмане и уменьшенная его копия,  деревья, мебель, заготовки из самоклеющейся бумаги (окна),  жилетки, фартуки, шлемы, игрушечная мебель. Корзиночки или подносы для озеленителей, ленточка.

Предварительная работа. Рисование различных эскизов  детского сада. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Строитель». Беседа о профессиях – архитектор, строитель, озеленитель об их орудиях труда. Обыгрывание  ситуации (приезд архитектора в детский сад). Экскурсия по детскому саду. Рассматривание иллюстраций оформления цветочных  клумб. Подготовка  шаблонов для вырезания цветов. Повторение песни « Наш любимый детский сад». Подготовка оконных блоков вырезанных и наклеенных из цветной самоклеющейся бумаги.

Игровые роли. Прораб, строители, шофер, озеленители.

                                                                                       

                                                           

Этап НОД

Содержание этапа НОД

Примечание

Вводная часть

Приветствие, знакомство.

Взаимодействие с детьми по закреплению имеющихся знаний

 Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю нам всем вместе, поиграть в сюжетно- ролевую игру «Строители», и строить мы будем детский сад для наших игрушек.

Воспитатель: Ребята, скажите, а с чего начинается любая стройка?

Дети: С эскиза или проекта.

Воспитатель: А как называется профессия человека, который  занимается проектами и эскизами построек?

Дети: Архитектор.

Воспитатель: Правильно ребята, архитектор.  На прошлом занятии мы с вами звонили в строительную компанию и приглашали к нам в детский сад архитектора, который  предложил нам несколько эскизов построек. Давайте подойдем к мольберту и еще раз рассмотрим постройку,  и эскиз который  мы выбрали.

Воспитатель: На чем, держится здание детского сада? (на фундаменте)

                         Сколько этажей у нашего детского сада? (3 этажа)

                         Сколько дверей?(1-2 двери)

                         Сколько оконных блоков?(7-8)

                         На чем держится любое здание? (на  фундаменте). Обратите внимание, что возле постройки оформлены клумбы, значит, нам нужны будут озеленители. И раз мы будем строить детский сад, то во всех детских садах есть уличные игровые  площадки.

Воспитатель: Ребята на любой стройке есть главный человек, который руководит строительством. Это прораб. А кто еще помогает при строительстве?

Дети: Шоферы, строители.

Воспитатель: Давайте  попробуем определить, кто, чем будет заниматься на нашей стройке?

Если дети будут затрудняться при распределении ролей, значит, педагог предлагает детям свою помощь. Подойдите и возьмите каждый карточку (картинки лежат перевернутые, с изображением – автомобиля, строительный шлем, цветок, ракета). Кто выбрал иллюстрацию автомобиля – значит он шофер, кто выбрал изображение  шлема - значит, он прораб, цветок –

.

Рассматривают иллюстрацию портрета - архитектора

Создание условий для подведения детей к теме занятия

Воспитатель: Готовы? Теперь мы похожи на настоящих лаборантов. Прошу всех пройти на кафедру  наглядности.

- Ребята, обратите внимание, здесь есть разные  пособия.  Как вы думаете, что это?

Предполагаемые ответы детей.

 - Это макет человека.

Воспитатель: Вы уже взрослые дети, скоро пойдете в школу, и, конечно же, у вас накоплены  некоторые знания о внутреннем строении человека. Давайте, перечислим внутренние органы нашего организма, которые вам знакомы, и кратко назовем их функцию в организме. Будем работать по следующей инструкции: вы называете цифры по порядку, и называет орган, который представлен этой цифрой.

Предполагаемые ответы детей: 

- Цифра 1. - головной мозг - хранит информацию

Параллельно дети работают с разборным макетом.

- Цифра 2 - сердце - перегоняет кровь,

3- кишечник,

4 - печень - помогает желудку переваривать пищу,

5 - желудок - переваривает пищу,

6?  и 6?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на всех ли органах есть цифры. А почем цифра 6 стоит с вопросом.

Об этом органе мы сегодня будем говорить.

Дети надевают халаты

Работа с макетом

Организация совместной деятельности с  детьми  по усвоению новых знаний

Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим и узнаем много интересного о таком  жизненно важном для человека органе, как легкие, которые отвечают в нашем организме  за  функцию - дыхание. Все живое вокруг нас дышит. Дышат растения, животные, и, конечно же, человек.

-Ребята, как вы думаете, может ли человек, долго обходиться без воздуха?

Дети: Нет.

Давайте проверим, и попробуем на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполнить легкие воздухом.

Элементарное экспериментирование с воздухом.

Воспитатель: Вы убедились, что надолго задержать дыхание невозможно.  Давайте, сделаем вывод: может ли человек долго находиться без воздуха?  

Предполагаемые ответы детей. Вывод. (Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.)

Воспитатель: Дышит человек легкими, которые находятся в грудной клетке, рядом с сердцем, их два справа и слева. Давайте посмотрим это на макете.

Воспитатель: Вы видите, что наши легкие, также как и сердце, надежно защищены ребрами от повреждения.

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса, нащупайте ребра и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Легкие, также как и сердце должны постоянно работать. Сердце перегоняет кровь, а легкие воздух.

Воспитатель: Наши легкие, похожи на два воздушных шарика, которые при вдохе наполняются, а при выдохе уменьшаются и сжимаются, как шарик. Вы, конечно же, все когда-нибудь надували воздушные шарики?

Проводят эксперимент с воздушными шариками.  Вывод. Легким нужен воздух, и при вдохе они наполняются, а при выдохе сужаются.

Воспитатель: Скажите, что содержится в воздухе?

Дети: Кислород.

Воспитатель: Правильно, кислород, который необходим нашему организму как пища и вода.

Воспитатель: И вам, наверное, интересно какой путь проходит воздух в организме?

Дети: Да.

Воспитатель: Предлагает пройти в зал заседаний. Дети садятся на стульчики. Чем мы вдыхаем воздух?

Дети: Носом.

Воспитатель: Правильно носом. Нос, это очень важный орган нашего тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик является фильтром и печкой для нашего организма. Что такое фильтр?

Дети: Фильтр это то, что очищает, или  чистит от загрязнения.

Воспитатель: Ребята,  подумайте, а почему  я назвала нос не только фильтром, но и печкой?

Дети: Потому, что нос согревает воздух, прежде чем он попадает  к нам в организм.

Воспитатель: Далее кислород попадает в трахею. Показывает на схеме. Посмотрите, на что похожа трахея?

Дети: Она похожа на трубочку.

Воспитатель: Да, правильно, это такая трубочка, через которую воздух попадает в легкие. Показывает на схеме. Рассмотрите легкие, из чего они состоят.

Дети: Из множества пузырьков или шариков.

Воспитатель: Эти шарики называются альвеолы, (дети повторяют). Когда легкие заполняются воздухом, то через стенки альвеол кислород попадает в кровь, а кровь разносит кислород по всему телу, чтобы оно могло дышать. А как вы думаете, когда нам нужно больше воздуха, когда мы спокойно стоим, или сидим, или когда активно двигаемся?

Дети: Рассуждают.

Воспитатель: Давайте проверим.

Проводится динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, почему вы сейчас дышите чаще и глубже, чем при спокойном состоянии? Потому, что вашим легким при физической нагрузке нужно больше кислорода.  Мы с вами сейчас находимся в помещении, ребята как вы думаете, где больше кислорода на улице или в помещении?

Дети: На улице.

Воспитатель: А что же делают люди чтобы в помещении- группе детского сада, дома, кислорода было больше, можно сказать легче дышалось?

Дети: Нужно проветривать, содержать комнатные цветы, которые очень полезны в доме.

Воспитатель: В моей лаборатории есть еще и игровая комната, и я вас приглашаю туда пройти и поиграть в игру « Подбери пару». Дети подбирают к  изображению внутренних органов человека, изображение предметов, сходных с ними по выполняемым функциям (сердце – мотор или насос, почки два фильтра (воронки), желудок – кастрюля, мозг – компьютер, скелет – вешалка и. т. п.)

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились еще с одним жизненно важным органом, это.

Дети: Легкие.

Воспитатель: Легкие – добрые и заботливые помощники человека.

Воспитатель: Подводит итог. Благодарит детей, дарит на память о занятии иллюстрации с изображением внутренних органов человека.

Элементарное экспериментирование

Работа с иллюстрацией-схемой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

Данное пособие будет полезно воспитателям детских садов...

Отчет о проведении сюжетно-ролевых игр с детьми подготовительной группы

Особенности руководства и планирования  сюжетно – ролевой игры вподготовительной к школе группе....

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы

Данный материал будет интересен воспитателям дошкольного образования. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является - игра.  А сюжетно-ролевая игра занимает особое место в жизн...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы.

Картотека сюжетно-ролевыхигр для детей 6-7 лет...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)       Картотека...

Картотека сюжетно - ролевых игр для детей подготовительной группы

муниципальное автономное общеобразовательное учреждениегорода Новосибирска«Средняя общеобразовательная школа № 217»(Дошкольное отделение)       Картотека...

картотека сюжетно-ролевых игр старшая и подготовительная группа

картотека сюжетно-ролевых игр старшая и подготовительная группа...