конспект по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Колдашева Елена Сергеевна

Конспет по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Лесная прогулка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnaya_progulka.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Лесная прогулка»

Программное содержание:

- Развивать зрительное внимание, логическое мышление, умение детей вести диалог, коммуникативные навыки;

- Расширять представление детей об особенностях леса как о животном и растительном сообществе;

- Расширять представление детей о растениях и их оздоровительном значении; о диких животных; о насекомых и месте их обитания;

- Закрепить знания о геометрических фигурах;

- Развивать творческие способности детей;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

         Материал к занятию:

- Карта (разрезанная на геометрические фигуры);

- Фланелеграф;

- Карточки, с изображением лекарственных растений;

- Карточки с изображением насекомых;

- Карточки с изображением диких животных;

- Обруч (озеро, поляна);

- Материал с готовым контуром для батика; краски, кисти.

- Декорации (деревья, елки).

- Музыкальные фрагменты: «Птичьи голоса», «Вместе весело шагать…», «Чунга-Чанга», ритмическая гимнастика, «Рыбачок», «Нежные мелодии – аленький цветочек».

Ход занятия:

Вос – ль: Сегодня в саду занятия отменяются, и мы с вами отправляемся в лес. Если мы сумеем решить все лесные задачи, лес перед нами расступиться, и мы окажемся у замка, в котором нас ждет сюрприз. Вставайте друг за другом парами и чтобы было веселее идти споем песню. (Дети под аудиозапись «Вместе весело шагать…» подошли к лесу).

Вос – ль: Вот мы и в лесу. Чтобы добраться до замка нам нужна карта. Помогите мне ее собрать.  

Вос – ль: У кого часть карты прямоугольной формы покажите… (треугольной, квадратной).

Дети: У меня прямоугольной формы и т.д.

Вос – ль: Найдите каждый место на фланелеграфе по форме для своей части карты. (Звучит музыка «Если с другом вышел в путь…»).

Вос – ль: Давайте теперь рассмотрим ее. Нам путь обозначен цифрами со значками. Сначала выполним задание под цифрой 1.

Вос – ль: Что может означать этот знак?

Дети: Лесную аптеку. Здесь много лекарственных растений, которые помогают человеку вылечить разные болезни.

Вос – ль: показывает карточки где наресованы растения, дети называют их.

Дети: Это ромашка – она помогает если болит горло; мать-и-мачеха – если кашель; малина – если простудился; подорожник – если порезался.

Вос – ль: Молодцы, но надо еще знать, что не все растения полезны, есть и ядовитые, никогда не рвите и не пробуйте на вкус незнакомые ягоды.

Найдите цифру 2. Беритесь за руки и идем дальше.

Вос – ль: Теперь мы с вами будем искать насекомых, которые спрятались, с помощью вот таких планшетов. На нем нарисованы разноцветные кружочки, а внизу есть фишки точно такого же цвета. Если наши насекомые спрятавшиеся около зеленого кружка, вам надо передвинуть зеленую фишку, к тому окошку, в котором изображено насекомое.

Вос – ль: Кто спрятался у желтого кружочка?...

Дети: Божья коровка. (Ответы детей).

Вос – ль: Посмотрите вокруг, следующую цифру, какую?

Дети: цифру – 3.

Вос – ль: Держите за руки и идите осторожно.

Вос – ль: Кого мы можем встретить в этом месте?

Дети: Животных.

Вос – ль: Каких животных?

Дети: Диких животных.

Вос – ль: Сейчас я буду называть на ушко животное, а вы берите эту карточку и возвращайте копию.

Вос – ль, задает вопросы: Назовите свое животное? У кого хищное? Какие уши у зайца? Покажите. Какой хвост у зайца? Какой хвост у лисы? Что растет на голове у лося? Чем покрыто тело у ежа? Какие звуки издает мышь? Давайте попробуем изобразить этих животных. Как только услышите, что речь идет о вашем животном выходите и постарайтесь изобразить его.

Дети – поочереди: Зайчик скачет, лось вышел на полянку и жует листву, волк завыл, кабан громко хрюкал и рыл носом землю, к разрытому месту, попискивая, выбежала мышка.

Вос – ль: Вот сколько разных животных живет в лесу, поэтому старайтесь не шуметь, чтобы их не беспокоить.

Найдите цифру 4. Дети подошли к озеру.

Вос – ль:  Мы у озера, давайте половим рыбку. Как хорошо поют птицы послушайте их (звучит аудиозапись – «Голоса птиц»).

Входит Фея (Воспитатель переоделась в нее).

Фея: Здравствуйте, ребята. Я фея леса, вы так осторожно гуляете в лесу, ни одной травинки не примяли, ни одного лесного жителя не испугали. Молодцы! Я вас так ждала. Мне нужна ваша помощь. (Декорации леса и замка).

С цветами беда случилась,

        Они завяли без воды.

        Их надо напоить живой водой,

        И они снова оживут.

Вос – ль: Ребята давайте выполним рисунок (техника «батик»). Дети рисуют.

Фея:              Цветы опять во всей красе

           Как радостно их видеть мне.

           Теперь возьмите свой цветок

           И все пойдемте на лужок

           Цветы посадим вот сюда.

           Вы повторяйте так как я.

Дети: раскладывают в круг свои работы и любуются ими (звучит фрагмент музыкальный «Аленький цветочек»).

Фея:          Что ж пришла пора прощаться,

           Спасибо милые друзья.

           Ну, а на прощанье

           Подарок – орешек подарю вам я.

           Орешек лесной сбережет вас в чаще густой.

- До свидания, ребята. Давайте, я провожу вас домой, а вы помните этот лес, который подарил вам столько чудес.

«Насекомые в природе»

Программное содержание:

- ознакомление с разнообразием насекомых.

- Учить передавать в рисунке форму, цвет, движение.

- Закреплять навыки рисования, используя отпечатки подушечек пальцев, ребра ладони, мизинчика.

- Развивать чувство формы, цвета, ритма.

-  Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.

        Материал:

Мультимедийная установка, гуашь, цветные листы картона или тонированой бумаги, акварель, тонкие кисти, салфетки, палитра, вода.

        Предварительная работа:

- Наблюдение за насекомыми в природе

- Рассматривание их на иллюстрациях

- Закрашивание в раскрасках

- Просмотр слайдов «Насекомые»

        Ход занятия:

Дети входят в группу под мелодичную музыку. В группе висят иллюстрации насекомых.

Вос – ль: Здравствуйте ребята! (на мультимедийном экране появляется заставка – лес). Сегодня мы с вами будем говорить и рисовать насекомых. Назовите каких насекомых вы знаете?

Дети: жуков, муравьев, стрекоз…

Вос – ль: Молодцы. А сейчас скажите мне к кому обращаться с этой присказкой:

                Полети на небо,

                Принеси мне хлеба,

                Черного и белого,

                Только не горелого?

Дети: К Божьей коровке.

Вос – ль: Божья коровка – очень красивый маленький жучок с ярко-красной или оранжевой спинкой, украшенной черными точками. Эти жучки приносят людям большую пользу, они поедают вредных насекомых 9тлей, личинок, клещей).

Вос – ль: Послушайте стихи о насекомых.

«Стрекоза» (В. Земной)

Спит на ветке стрекоза –

Бирюзовые глаза.

Целый день она летала

Возле речки у дворов.

Много мошек нахватала,

Много съела комаров.

«Божьи коровки»

Тли напали на сады!

Тли наделали беды!

Но коровки тут как тут

- Тли живыми не уйдут!

Мы, защитницы полей,

И в садах съедаем тлей!

Вос – ль: Рассмотрите насекомых на иллюстрациях. Каких вы видите насекомых? Какая у них раскраска, форма туловища, размер и т.д.

Ответы детей.

Вос – ль: Ребята рассмотрите как нарисовать гусеницу, используя свои пальчики: макнуть подушечку указательного пальца в гуашь желтого цвета или зеленого и делать отпечатки кружочков, постепенно уменьшая силу нажима (таким образом кружочки получатся все меньшего размера).

Затем кружочки точечками украшаем в середине; концом кисти нужно прорисовать маленькие ножки – бугорки внизу туловища, а также глаза и ротик акварелью.

Также можно нарисовать и божью коровку.

        

«Физкульт минутка»:

Мы растем, растем – потягивание, руки вверх;

Все о мире узнаем – Приседание, ладони параллельно полу;

Не обидим мы букашки, - Наклоны в стороны, руки в стороны;

Гнездо не разорим у пташки, - Дети поднимают руки вверх, соединяют ладони над        головой;

Муравейник сохраним – Вращают согнутыми в локтях руками перед собой;

Ручейка не замутим – Прыжки на месте;

Мы деревья сохраним

Значит, жизнь себе продлим!

Вос – ль: Предлагаю вам нарисовать любых насекомых, самостоятельно выбрать окраску крыльев, дополнить рисунок травинками, цветами, листочками.

Дети выбирают материал и рисуют. Звучит мелодия.

 Вос – ль: Молодцы. Сколько разнообразных жуков, стрекоз, гусениц получилось. Какие интересные и красивые работы у вас получились.

А сейчас я предлагаю отгадать загадки:

        В красном платице она

        Издали всем нам видна.

        По саду она летает,

        Тлю с деревьев поедает.

        Полетит на небо –

        Принесет нам хлеба.

Дети: Божья коровка.

        Волосата, зелена

        В листьях прячется она.

        Хоть и много ножек,

        Бегать все равно не может.

Дети: Гусеница.

        На ромашку у ворот

        Опустился вертолет –

        Золотистые глаза.

        Кто же это?

Дети: Стрекоза.

Вос – ль: Вот и закончилось наше занятие, но вы ребята теперь знаете насекомых и что они приносят большую пользу.

        

«Цветочная поляна»

Программное содержание:

Развивать у детей воображение, чувство цвета, формы, ритма.

Умение составлять из цветов, передавать колорит.

Расширить представление о растениях и их практической значимости для человека.

Закреплять прием рисования примакивание, умение свободно проводить линии кистью в разных направлениях, рисовать концом кисти и пальцами.

Материал:

- Иллюстрации с изображением ромашек на лугу, в букете;

- Тонированные листы бумаги синего, коричневого цветов;

- Гуашь, кисти, салфетки.

- Музыкальный фрагмент «Вальс цветов» П.И. Чайковский

        Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций, натюрморта А.Пластова «Колокольчики и ромашки».

- Рисование цветов ромашки цветными карандашами.

- Отгадывание загадок, чтение стихов.

- Просмотр слайдов «Цветы»

        Ход занятия:

Вос – ль: - Ребята, а вы знаете, что такое лето? – Лето это значит много солнечного света. Да, Солнца у лета на всех хватит. А сейчас прошу Вас на цветочную поляну.

        На полянке у дорожки

        Рос цветок на тонкой ножке,

        С яркой желтой серединкой,

        С гибкой, как травинка, спинкой

        В белой шелковой рубашке,

        А зовут его?

Дети: - ромашка.

Вос – ль: Я предлагаю рассмотреть ромашку поближе. – Какая середина у ромашки?

Дети: Серединка желтого цвета и состоит из множества маленьких цветочков

Вос – ль: Опешите лепестки ромашки.

Дети: Они длинные, белые.

Вос – ль: Обратите внимание какие интересные листья у ромашки. Как красив букет из ромашек. Но ромашки не только красивые, а еще это и лечебные цветы.

        

Физкульт минутка:

Видишь бабочка летает – Хлопки в ладоши

На лугу цветы считает: - прыжки на месте.

- Раз, два, три, четыре, пять – Ходьба на месте

Ох, считать, не сосчитать! – Хлопки в ладоши

За день, за два и за месяц… - Имитируют движения

Шесть, семь, восемь, девять, десять – Загибают пальцы

Даже мудрая пчела сосчитать бы не смогла!

Вос – ль:  Ребята давайте нарисуем ромашку, а как я вам сейчас покажу. Концом кисти рисуем несколько стебельков разной длины, от нижнего края листа вверх в разных направлениях. Приемом примакивание, всем ворсом кисти рисуем белые лепестки, расположенные очень близко друг к другу. Серединка цветка состоит и множества маленьких цветочков-трубочек, на желтой серединке концом кисти рисуем маленькие точечки более темного оттенка желтого.

Дети выбирайте листы бумаги любого цвета и приступайте к работе. Под Музыку «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

Вос – ль: Напоминаю кисть нужно держать в правильном положение, свободными движением, в разных направлениях, работать кистью легко, плавно.

Вос – ль: Наше занятие подходит к концу, давайте рассмотрим рисунки, отметим наиболее красивые и аккуратные. Молодцы все вы постарались, я вам прочитаю отрывок из стихотворения З. Александровой «Ромашки»:

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

В глиняном кувшине, в банке или чашке

Весело теснятся крупные ромашки...

Наши мастерицы принялись за дело –

Всем венки плетутся из ромашек белых.

И козленку Тимке, и телушке Машке

Нравятся большие вкусные ромашки.

Вос – ль: Вот какое замечательное стихотворение, а ваши рисунки могут стать иллюстрацией к этому стихотворению.

Конспекты

Интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром.

Темы: Растения, животные, насекомые леса.

Старшая группа.

Воспитатель Колдашева Е.С.

Конспекты

Интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и по рисованию.

Темы: Растения, животные, насекомые леса.

Старшая группа.

Воспитатель Колдашева Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (по экологии)для детей младшей группы

1. Уточняют представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов,...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во 2ой младшей группе. Тема:"Приключение Ушастика"

                                      Конспект.по ознакомлению с окружающим миром для детей ...

конспект по ознакомлению с окружающим миром Тема Экскурсия по заповедным местам национального парка Нижняя кама. Гвоздева М.Н

Сформировать у детей представление о растительном и животном мире Республики Татарстан .Познакомить с понятием "Заповедник" и роли человека в жизни его обитателей....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе

Познакомить детей со свойствами воды, зерна....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"

Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...