конспект занятия по ознакомлению с природой ''Воздух - невидимка'' старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Александрина Наталья Анатольевна

Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха;

-  учить детей определять и называть качества и свойства воздуха: прозрачный, приобретает форму предмета, в котором находится; воздух  имеет запах ;

Развивающие:

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи  на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные :

- воспитывать желание объяснять, доказывать, защищать своё мнение, а также воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы.

Словарная работа: газообразные человечки.

Оборудование:10 стаканов с водой, 10 трубочек для коктейля,10 полиэтилленовых пакетов, мыльные пузыри по количеству детей, 1 апельсин, карандаши и бумага для фиксирования опытов по количеству детей.

Формы и методы работы с детьми:

познавательная деятельность: беседа" Воздух в жизни обитателей Земли".Загадывание загадок о воздухе. Рассматривание иллюстраций о воздухе.

игровая деятельность: игры детей с самодельными веерами, с воздушными шарами.

Предварительная работа: наблюдение за силой ветра на прогулке, отгадывание загадок о ветре и воздухе, а также дидактическая игра " Чья птичка дальше улетит?". Изготовление бумажного веера.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход :

В:- Ребята, я сейчас прочитаю вам одну историю. (Чтение рассказа А .Низовой " Невидимка"." Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста .Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо- срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите что снежинки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете быть уверенными , что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно , как на его пути склоняются кусты." Как вы думаете, кто этот Невидимка?

Д: - Ветер, воздух.

В:- Да, ветер и воздух - это одно и тоже. У меня на доске иллюстрации, что вы на них видите?

Д: - На этой иллюстрации ветер гонит по волнам  парусник, а здесь море спокойное значит ветра нет, а на третьей иллюстрации- ураган.

В: - Да вы правы. Это всё происходит в где?

Д:- Это происходит в природе.

В: - А при помощи чего всё это происходит?

Д:- Всё при помощи ветра.
В: -Хорошо. Я сейчас предлагаю вам сложить веер из бумаги и помахать им. Что вы почувствовали?

Д: - Мы почувствовали ветер(воздух).

В: -  Скажите мне , ребята ,а где есть воздух?

Д:- Воздух есть вокруг нас.

В:- Да, он есть вокруг нас .А мы его видим?

Д:- Нет мы не видим воздух.

В:- Значит воздух какой?( Прозрачный, невидимый).

В:- Давайте в этом убедимся. На ваших столах есть стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в стакан и подуйте в неё. Что вы увидели?

Д:- В стакане появились пузырьки.

В:- А как вы думаете ,что это за пузырьки?(Это воздух).

В:- Да это и есть воздух. Давайте мы с вами зарисуем наш опыт в наших листах. А какой вывод мы сделаем?

Д:- Воздух легче воды.

В:- Молодцы. А у меня есть ещё кое-что для вас.( показываю полиэтилленовый пакет). как думаете что это такое?

Д:- Это пакет.

В:- Рассмотрите свои пакеты и скажите в них что-нибудь есть?( Ничего нет , он пустой).

В:- А теперь закрутите пакеты с одной стороны. Что с ними произошло?

Д:- Пакеты надулись, стали выпуклыми.

В:- Значит в них  что-то есть. А что же это?(В них воздух).

В:- Да. А сейчас откройте пакеты. Какие они теперь стали?( Они сдулись).

В:- А где же воздух? (Он улетел).

В:- Какой  вывод мы можем сделать?

Д:- Воздух есть вокруг нас и мы смогли его обнаружить.

В:- Да давайте зарисуем в наших листах этот опыт.

ФИЗМИНУТКА.

1,2,3,4,5

Научились мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше(на носки)

И легко-легко подышим. 2 раза.

В:- Дети , сделайте круг и послушайте меня. Помните мы с вами знакомились с "маленькими человечками"? А каких вы знаете " мал.человечков"?
Д:- Мы знаем жидких и твёрдых человечков.

В:- А что делают "жидкие человечки"?( они стоят , опустив руки).

В:- А что делают " твердые человечки"?( они крепко держатся за руки). Я назову сейчас слова, а вы покажите мне какие это  "человечки".(называю слова: железо, вода, кирпич, чай, камень). Молодцы! А сейчас я познакомлю вас с ещё одними " человечками". Посмотрите на мою карточку что на ней изображено?

Д:- На ней изображены " человечки" которые бегут.

В:- Да эти "человечки" всегда находятся в движении а называются они газообразные. А вы хотите почувствовать этих " человечков"? Тогда давайте подуем на ладошку. Что вы почувствовали?

Д:- Мы почувствовали воздух.

В:- А где мы с вами можем увидеть "газообразных человечков"?

Д:- Мы можем их увидеть когда открываем бутылку с лимонадом и наливаем его в чашку.

В:- Да вы правы. А сейчас давайте зарисуем наш опыт в листах. Каких "человечков" , Денис, мы зарисуем?(газообразных).

В:- Дети, а как вы думаете воздух может передавать запах?(Да; нет) Давайте мы проверим. Закрывайте глаза и не подглядывайте. (чищу апельсин). Вы что-нибудь почувствовали?

Д:- Да мы чувствуем запах апельсина.

В:- Значит какой вывод мы можем сделать?

Д:- Воздух передает запахи.

В:- Хорошо. Давайте ещё поиграем.(раздаю детям мыльные пузыри и они начинают их пускать). Что это такое? (мыльные пузыри) . А что они делают?

Д:- Они летают.

В: - А скажите что внутри пузырей?(воздух). Послушайте стихотворение С.Я.Маршака

Воды обыкновенной в стаканчик набери

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Воды в неё втяну я потом слегка подую

В соломинку и вот, сияя гладкой плёнкой,

Растягиваясь в ширь, выходит нежный тонкий,

Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,

Каких цветов в нём нет- лиловый, красный, синий,

Зелёный, желтый цвет.

Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.

Внутри его как-будто сверкают зеркала.

В:- Итак давайте скажем что нового мы сегодня узнали о воздухе.

Д:- Воздух прозрачный; мы обнаружили его с помощью пакета, стакана  с водой и трубочки; познакомились с новыми " человечками" ; узнали что воздух передаёт запахи.

В:- Дети вы все молодцы! Спасибо!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха;

-  учить детей определять и называть качества и свойства воздуха: прозрачный, приобретает форму предмета, в котором находится; воздух  имеет запах ;

Развивающие:

- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи  на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные :

- воспитывать желание объяснять, доказывать, защищать своё мнение, а также воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы.

Словарная работа: газообразные человечки.

Оборудование:10 стаканов с водой, 10 трубочек для коктейля,10 полиэтилленовых пакетов, мыльные пузыри по количеству детей, 1 апельсин, карандаши и бумага для фиксирования опытов по количеству детей.

Формы и методы работы с детьми:

познавательная деятельность: беседа" Воздух в жизни обитателей Земли".Загадывание загадок о воздухе. Рассматривание иллюстраций о воздухе.

игровая деятельность: игры детей с самодельными веерами, с воздушными шарами.

Предварительная работа: наблюдение за силой ветра на прогулке, отгадывание загадок о ветре и воздухе, а также дидактическая игра " Чья птичка дальше улетит?". Изготовление бумажного веера.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход :

В:- Ребята, я сейчас прочитаю вам одну историю. (Чтение рассказа А .Низовой " Невидимка"." Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста .Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо- срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите что снежинки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете быть уверенными , что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно , как на его пути склоняются кусты." Как вы думаете, кто этот Невидимка?

Д: - Ветер, воздух.

В:- Да, ветер и воздух - это одно и тоже. У меня на доске иллюстрации, что вы на них видите?

Д: - На этой иллюстрации ветер гонит по волнам  парусник, а здесь море спокойное значит ветра нет, а на третьей иллюстрации- ураган.

В: - Да вы правы. Это всё происходит в где?

Д:- Это происходит в природе.

В: - А при помощи чего всё это происходит?

Д:- Всё при помощи ветра.
В: -Хорошо. Я сейчас предлагаю вам сложить веер из бумаги и помахать им. Что вы почувствовали?

Д: - Мы почувствовали ветер(воздух).

В: -  Скажите мне , ребята ,а где есть воздух?

Д:- Воздух есть вокруг нас.

В:- Да, он есть вокруг нас .А мы его видим?

Д:- Нет мы не видим воздух.

В:- Значит воздух какой?( Прозрачный, невидимый).

В:- Давайте в этом убедимся. На ваших столах есть стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в стакан и подуйте в неё. Что вы увидели?

Д:- В стакане появились пузырьки.

В:- А как вы думаете ,что это за пузырьки?(Это воздух).

В:- Да это и есть воздух. Давайте мы с вами зарисуем наш опыт в наших листах. А какой вывод мы сделаем?

Д:- Воздух легче воды.

В:- Молодцы. А у меня есть ещё кое-что для вас.( показываю полиэтилленовый пакет). как думаете что это такое?

Д:- Это пакет.

В:- Рассмотрите свои пакеты и скажите в них что-нибудь есть?( Ничего нет , он пустой).

В:- А теперь закрутите пакеты с одной стороны. Что с ними произошло?

Д:- Пакеты надулись, стали выпуклыми.

В:- Значит в них  что-то есть. А что же это?(В них воздух).

В:- Да. А сейчас откройте пакеты. Какие они теперь стали?( Они сдулись).

В:- А где же воздух? (Он улетел).

В:- Какой  вывод мы можем сделать?

Д:- Воздух есть вокруг нас и мы смогли его обнаружить.

В:- Да давайте зарисуем в наших листах этот опыт.

ФИЗМИНУТКА.

1,2,3,4,5

Научились мы считать.

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину заложим,

Голову поднимем выше(на носки)

И легко-легко подышим. 2 раза.

В:- Дети , сделайте круг и послушайте меня. Помните мы с вами знакомились с "маленькими человечками"? А каких вы знаете " мал.человечков"?
Д:- Мы знаем жидких и твёрдых человечков.

В:- А что делают "жидкие человечки"?( они стоят , опустив руки).

В:- А что делают " твердые человечки"?( они крепко держатся за руки). Я назову сейчас слова, а вы покажите мне какие это  "человечки".(называю слова: железо, вода, кирпич, чай, камень). Молодцы! А сейчас я познакомлю вас с ещё одними " человечками". Посмотрите на мою карточку что на ней изображено?

Д:- На ней изображены " человечки" которые бегут.

В:- Да эти "человечки" всегда находятся в движении а называются они газообразные. А вы хотите почувствовать этих " человечков"? Тогда давайте подуем на ладошку. Что вы почувствовали?

Д:- Мы почувствовали воздух.

В:- А где мы с вами можем увидеть "газообразных человечков"?

Д:- Мы можем их увидеть когда открываем бутылку с лимонадом и наливаем его в чашку.

В:- Да вы правы. А сейчас давайте зарисуем наш опыт в листах. Каких "человечков" , Денис, мы зарисуем?(газообразных).

В:- Дети, а как вы думаете воздух может передавать запах?(Да; нет) Давайте мы проверим. Закрывайте глаза и не подглядывайте. (чищу апельсин). Вы что-нибудь почувствовали?

Д:- Да мы чувствуем запах апельсина.

В:- Значит какой вывод мы можем сделать?

Д:- Воздух передает запахи.

В:- Хорошо. Давайте ещё поиграем.(раздаю детям мыльные пузыри и они начинают их пускать). Что это такое? (мыльные пузыри) . А что они делают?

Д:- Они летают.

В: - А скажите что внутри пузырей?(воздух). Послушайте стихотворение С.Я.Маршака

Воды обыкновенной в стаканчик набери

Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

Соломинку простую сейчас возьму я в рот,

Воды в неё втяну я потом слегка подую

В соломинку и вот, сияя гладкой плёнкой,

Растягиваясь в ширь, выходит нежный тонкий,

Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,

Каких цветов в нём нет- лиловый, красный, синий,

Зелёный, желтый цвет.

Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.

Внутри его как-будто сверкают зеркала.

В:- Итак давайте скажем что нового мы сегодня узнали о воздухе.

Д:- Воздух прозрачный; мы обнаружили его с помощью пакета, стакана  с водой и трубочки; познакомились с новыми " человечками" ; узнали что воздух передаёт запахи.

В:- Дети вы все молодцы! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с природой с детьми старшей группы

Этот конспект предназначен для работы со старшими дошкольниками. Его целью является обобщение представлений дошкольника о растениях....

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка» Старшая группа

Задачи:Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, запо...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Четыре стихии природы».Подготовила Абдурагимова З.И.Цели и задачи:образовательные: ознакомить детей с элемен...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы «Красавица осень» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей старшей группы «Красавица осень»Цель: Уточнение и систематизация знаний о признаках осени.Задачи:Обучающие:- учить отгадыва...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»...