«Волшебный песок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Вячеславовна

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_volshebnyy_pesok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 комбинированного вида

Красносельского район Санкт - Петербурга.

Конспект

Совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Тема: «Волшебный песок»

Образовательные области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Виды детской деятельности:  познавательно-исследовательская, творческая. продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественного слова, изобразительная.

Педагогические технологии:  проблемно - игровая, эксперементирование и элементы исследовательской деятельности, приемы моделирования.

 

Составлен  воспитателем:

Смирновой Н.В.

2014 год

             

Образовательные области:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, творческая, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественного слова, изобразительная.

Педагогические технологии:  Проблемно игровая, эксперементирование и элементы исследовательской деятельности, приемы моделирования.

Программное содержание:

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду…)

-

Развивающие:

- Развитие диалогической речи.

- Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, устанавливать  причинно- следственные связи и делать выводы.

- Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к окружающему миру.

- Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться.

Материал и оборудование: Сухой чистый песок, пластиковые контейнеры, подносы, стаканчики, вода, воронка, лупа, микроскоп, пластиковые ложечки, кусочек губки (поролон, вата) игрушки – зверята или геометрические фигуры, цветной песок, клей ПВА, кисточки, картон, клеенки, песочные часы,  мультимедийный проектор, лейка.

Организация детей: сменная

Ход:

- Ребята, я предлагаю вам стать исследователями.

 - Кто такие исследователи?

- Сегодня мы будем проводить опыты и экспериментировать.

- А вот, что мы будем исследовать, вам предстоит угадать.

В этой загадочной коробочке есть то, что нам нужно для занятия. Каждый ребенок на ощупь  старается узнать, что находиться в коробочке и рассказывает о своих ощущениях. Выслушав ответы детей, воспитатель открывает ее и показывает – песок.

- Правильно, это песок. Где в природе можно встретить песок?  (Ответы детей)

- Воспитатель предлагает посмотреть фильм о песке.  (Показ презентации)

  –Песок - кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Существуют места, где очень  много песка (морские берега, пустыни…)

- Давайте выясним, чем же удивителен песок?

 - Теперь я предлагаю вам пройти в нашу «лабораторию». Надевайте фартуки. Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. На столе есть необходимое оборудование для работы. Мы будем определять свойства песка.

Опыт 1.

- Давайте попробуем взять немного песка, что мы ощущаем между пальцами?

Возьмите, пожалуйста,   лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок? На что похожи песчинки? Какой они формы? Какого цвета?

Воспитатель показывает микроскоп. Вы знаете, что это?

Ученые увеличили песок под микроскопом и увидели, что песок – это окаменевшие микроорганизмы, продукты извержения вулканов, а иногда даже результат деятельности  

человека – частицы стройматериалов. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок.

- Посмотрите, как высыпается песок. На что похоже его движение? Какой звук вы слышите, когда струится песок? Где применяется такое движение? (Песочные часы)

- Возьмем палочки и нарисуем что-нибудь на песке, затем слегка встряхнем поднос. Что, вы видите?  (На сухом песке рисунок не сохраняется, т.к. песчинки разлетаются).

Посмотрите на модель «сухих песчинок». Они стоят друг от друга на расстоянии.

Игра: «Мы песчинки»

Дети входят в роль «песчинок». Как они будут себя вести при этом? (Стоят неподвижно и отдельно друг от друга.) Подул ветер, что случится с песчинками? (Дети бегают по одному, не прикасаясь друг к  другу.)

Опыт 2.

Растворяется или нет?

- Ребята, а давайте  проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка, и помешайте. Растворился ли песок в воде?  ( Нет, песок осел на дно стакана.)

 Опыт 3.

Пропускает или нет воду?

Сейчас проверим, пропускает ли песок воду? Для этого в воронку наполненную песком медленно наливаем воду. Вода прошла через песок?  (Да, песок пропускает воду)

Опыт 4.

 Фильтрация воды.

- Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Давайте покрасим воду и пропустим через наш песок.  (Пластиковая бутылка с отрезанным дном (воронка), перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон, вату) и заполним песком. Замутить воду крахмалом или окрасить ярко. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «грязной»

- Как вода изменилась?  Вода стала прозрачнее.

- Песок – это природный фильтр, Так раньше очищали воду.

Физкультминутка.  ( выполняем движения в соответствии с текстом)

            Поздоровайтесь с нашим песочком,

            Пройдите по ямкам, по кочкам,

            Попрыгайте и закопайтесь,

            Песчинки стряхните, расслабьтесь.

            Оставьте следы кулачков

            И маленьких пальцев скачков.

            Сгребите его и сожмите,

            Возьмите в ладошки и отпустите.

            Спасибо, милый наш песок,

             Ты нам поумнеть помог.

Опыт 5.

- Ребята, у меня два контейнера с песком. Скажите, какой песок?  ( Сухой)

- Правильно. А как можно из сухого песка сделать  влажный?   (Полить его)

Поливаем песок из лейки.

- Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?

Определим, какого цвета?

- Как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет?    (Сыпучий песок – сухой.)

- А, из какого песка будем делать куличики?   ( Из мокрого)

Правильно. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

- Что вы летом еще делаете из песка? (Крепости, башни, мосты…)

Возьмите палочки и нарисуйте что-нибудь на мокром песке. Встряхните емкость с мокрым песком. Исчез ли рисунок? Почему он сохранился?

Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом. Модель мокрого песка.

- А, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет?

Игра «Мы - следопыты»

На песке оставить следы (отпечатки) игрушечных зверей или геометрических фигур.

Вопрос: Какой предмет?  или  Кто из зверей оставил след на песке?

Послушайте стихотворение:   «Ладошки»

Я глажу ладошками – теплый песок.

Рисую кораблик, а рядом цветок,

И мамина кошка, и  деда гармошка,

Летящий журавлик и сказочный гном.

Струятся песчинки,

Сижу – не дышу,

Ведь мира картинки

В ладошках держу.

- Вот и мы сейчас с вами нарисуем картину с помощью песка, но этот песок необычный - он цветной. Цветной песок создают искусственным способом.

Коллективная работа.

- Оценка деятельности детей.

Продолжить работу с помощью игр:

      Игра: « Чего не стало»

Запомнить 5-6 игрушек. Одну из них закапываем в песок. Определить, какой игрушки не стало.

       Игра «Сундучок с сюрпризом»

Дети ищут в песке предметы, ориентируясь на словесные указания взрослого.

        Тактильное упражнение «Узоры на песке»

Дети пальцами рисуют разные замысловатые узоры, знаки на песке, а затем сочиняют об этом короткий рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.

Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....

Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"

Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования....

Педагогический проект Волшебный песок

Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...

Конспект открытого занятия с использованием песочной техники "Волшебный песок"

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной  техники....

Проект "Волшебный песок"

Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....

Конспект занятия "Волшебный песок"

Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

"Волшебный песок"

Мастер-класс для воспитателей...