Проект "Детям о Севере"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Артемова Татьяна Валериевна

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту — помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов. Мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться — восхищаться красотой природы.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detyam_o_severe.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Проект на тему: «Царство снега и льда»

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, игровой, познавательный

Классификация: долгосрочный (декабрь)

Состав участников: групповой;

Участники: дети, родители, воспитатели

Используемые образовательные технологии:

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

Коммуникативные игры

Технология музыкального воздействия

Технология воздействия живописью

Технология познавательного развития

Использование мультимедийных презентаций

Актуальность:

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту — помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов. Мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться — восхищаться красотой природы.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Цели и задачи проекта:

Цель: Формировать и расширять знания о севере, о животных этого района. Расширять представления о его географическом положении

Задачи: Познакомить с климатическими условиями севера  с животным миром полярного района ( название, особенности внешнего вида, название детенышей). Уточнение и активизация словаря детей

Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.

Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.

Закрепление знания о частях света (север и юг)

Сформировать понятие «Люди-моржи»

Воспитание интереса к окружающему миру; бережному, заботливому отношению к животным

Воспитывать любовь к природе.

Развитие умений детей в продуктивной и других видах детской деятельности

Пути решения поставленных задач

-Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.

-Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о севере

-Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.

-Обогащение активного словаря детей через, загадки, сказки народов севера

-Развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.

-Развитие продуктивной деятельности детей.

-Достижение плодотворного результата по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация и природных материалов, лепка);

-Развитие детского творчества;

-Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

Поэтапное развитие проекта «Царство снега и льда»

Этапы

Содержание

1.

Выбор темы проекта декабрь

Удовлетворение интересов и потребностей ребенка, запросов родителей. Инициатор воспитатель

2.

Планирование

Беседа с родителями; наблюдение за детьми

Составление «системной паутинки»

Календарное планирование

3.

Реализация проекта

Задача воспитателя; организация деятельности детей в центрах активности, оснащение центров оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта:

- Создание проблемной ситуации (письмо от Снежной королевы)

-Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий

- Подбор художественной литературы (сказки народов севера)

- Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций о севере

- Подбор аудиозаписей по данной теме.

Создание развивающей среды (оснащение центров активности)

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания: В.Катаев Цветик-Семицветик; рассказы из книг «От края до края» М.Михайленко, «Разноцветная земля» Н.Сладкова. «Верблюжья варежка» Г.Снегерев. «Как Алёшка жил на севере» А. Членов. «Челюскинцы» «Про мальчика Ильянинчена» А.Ляпидевски.

Стихи «Детки в клетки» С. Маршак

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов ( клетки для животных из картона, плоскостные фигурки животных), маски, атрибуты для с/р игры « Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», по желанию детей : «Путешествие на Север»: макеты, белая ткань, иллюстрации с изображением  деревьев, животных ленточки – «тропинки», и т. п.

Центр строительно-конструктивных игр: природный материал, пластилин, бумага для оригами.

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.

Взаимодействие с семьёй «Маршрут выходного дня»:

«Экскурсия в зоопарк».

«Семейный поход в цирк»,

«Экскурсия в зоологический музей».

4.

Итоговое мероприятие

Итоговое занятие о севере с использованием загадок

5.

Завершение проекта

Создание презентации проекта

Системная паутинка проекта «Царство снега и льда»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

1.

Социально-коммуникативное развитие

Беседа о северном крае

Беседа «Животные Севера »

Беседа «Животные как средство передвижения»

Рассказ воспитателя о людях-моржах, закаливании организма

Ситуативный разговор: «Внешний вид», «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех» Дид.игры: «Где мой домик?», «Кому что нужно», «Чья шуба теплее?», «Поезд для зверей», «У кого кто?», «Кто где живет?» С\р.игры: «Цирк зверей», «Зоопарк» Речь с движениями «Северная страна»

Трудовые поручения: дежурство по столовой, занятиям, в уголке природы Закреплять умения самостоятельно готовить материалы и пособия к занятиям

Беседы: «Сосульки – это опасно», дид.игра «Можно или нельзя»

Ситуативные беседы: «Северное сияние» Рассматривание и составление описательного рассказа по картине-плакату «Животные разных широт» Пересказ «Звери зимой» Слов. игры: «Кто больше?», «Слова – родственники», «Подбери слово» Отгадывание загадок, Составление рассказа по серии картинок «Прогулка в зоопарк»

Беседы с детьми о климате Севера.

Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные севера?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?», «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?»

Беседа после проведения экскурсии: что видели в зоопарке? что особенно запомнилось, какие правила поведения с животными дети запомнили

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк». Выставить большой глобус, вывесить зоологическую карту мира, определить место где будет разыгрываться игра, сделать вывески для животных, помочь детям распределить роли:

*директор ( отдает распоряжения на счет размещения животных и порядка в клетках)

*ветеринары ( следят за питанием животных и делают им прививки)

*уборщицы ( чистят клетки, ухаживают за животными)

*смотрители ( следятят за порядком, и поведением посетителей)

«Ветеринарная лечебница». (расширение словаря за счет профессиональных терминов)

Совместные игры « Зверинец», «К нам приехал цирк»

Беседа об охране природы: создание заповедников, редкие и исчезающие животные занесены в красную книгу

Ручной труд: изготовление альбома с изображением животных наших лесов, севера, жарких стран

Изготовление: « Красной Книги» охраны животных мира

Безопасность.

Беседа на тему: «Как правильно вести себя в зоопарке».

Обучение детей в игровой ситуации общению с животными: близко к клетке не подходить;  не кричать  животных не дразнить,   не пытаться кормить с рук, в клетку ничего съедобного не бросать, чтобы не нарушить режим питания животного.

2.

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность:

Рисование: «Обитатели северных широт», «Зоопарк»

Лепка: «Северный олень»

 Хороводная игра «Олень – золотые рога»

Рисование: «Белый и бурый медведь», «Северное сияние»

Аппликация: «Северная страна»

Конструирование из бумаги «Пингвин»

Коллективная работа:  «Зоопарк» с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей.

3.

Речевое развитие

Сравнивание белого и бурого медведей

Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные севера и юга?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?», «Почему животные севера не могут жить в жарких странах?» 

Беседа после проведения экскурсии: что видели в зоопарке? что особенно запомнилось, какие правила поведения с животными дети запомнили 

Чтение художественной литературы:

Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева», чукотская сказка «Белый и бурый медведь», ненецкая сказка «Кукушка», бурятские сказки «Волк — простофиля», «Снег и заяц», «Хвастливая сабочонка», якутские сказки «Мышонок и олененок», эскимоская сказка «Ворон-обманщик»

Писатели и поэты о природе животных севера

Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки.

Поисково-исследовательская деятельность: «Какие растения–растут на севере?»

Д/и:  « Чьи ноги», «Чьи хвосты», « Четвертый лишний»

Отгадывание и заучивание загадок о животных

4.

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя:  «Самый холодный континент»

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями природы, животных севера и юга.

 Экскурсия: в зоопарк (наблюдение за работой людей которые ухаживают за животными в вольерах:

- работники одеты в спец.одежду, которая защищает их от случайных нападений со стороны хищников

- они не подходят близко к животным, на время раздачи пищи в кормушки, закрывают вольеры и клетки.

- уборщицы чистят клетки специальными щетками, меняют воду в поилках

- ветеринары следят за здоровьем животных, делают им прививки

- смотрители напоминают посетителям зоопарка о правилах поведения.)

Беседы: «Северный и Южный полюс»

Беседа «Бурый и белый медведи», «Северное лето», Рассматривание иллюстраций «Северный полюс», «Животные Севера», «Животные разных широт»

Познание ФЭМП:

Количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа в пределах 10, форма, цвет, размер, ориентировка на листе и в пространстве.

Дидактические игры «Найди самую большую и маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Бусы на елку».

5.

Физическое развитие

Подвижные игры: «Кто быстрее», «Охотники и звери», «Не попадись», «Зоопарк», «Найди по следу», «Затейники»

Закаливающие процедуры, гимнастика после сна, Экспериментирование «Твоя кожа» (рассматривание в лупу) Ситуативный разговор: «Вкусен ли снег?»

Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о том как вести себя в холод».

Игры народов севера «Охота на куропаток», «Волк и олени», «Белые медведи»

Литература: 

Детские народные подвижные игры. Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.Сказки народов Севера. Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия «Кто на севере живет? Что на севере растет?»

НОД, посвященная нашему краю, его богатствам, людям. Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, ж...

НОД "Кто на севере живёт? Что на севере растёт?"

НОД для детей второй младшей группы. Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/41EN/1P5d2Twpx...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере.

Разработка по ознакомлению младших дошкольников с животными и птицами крайнего Севера. Сказка о Севере....