МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПЕДАГОГОВ «ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Карасева Валентина Викторовна

Методические материалы для конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_raboty.docx690.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования Плавский район «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ ПЕДАГОГОВ «ЭКОЛОГИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

        

H:\конкурс участков 2014\P1120449.JPG

        

Плавск  2014 г.

        

        Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский. Вопрос воспитания экологической культуры общества сейчас актуален как никогда.  Известно, что в дошкольном учреждении дети проводят около 40% своей бодрствующей жизни. Несложно представить, какое влияние оказывают детские сады на становление личности, формирование интересов, укрепление  здоровья. Поэтому необходимо сделать всё возможное для того, чтобы в детском саду существовал реально возможный максимум природных объектов, доступных для наблюдений, общений, прочувствования их детьми.

             И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь её.

             Одним из эффективных средств развития природного пространства детства является создание экологической тропинки – совокупности разноплановых природных объектов, между которыми проложен разработанный маршрут.

             Этапы создания экологической тропинки:

- Детальное изучение территории и выделение наиболее интересных объектов (отдельно стоящие деревья и их группы, кустарники, клумбы, пни и пр.);

- планирование обогащения территории (например, зелёными насаждениями, мини-огородом и мини-полем, метеостанцией, фруктовыми деревьями, искусственным прудиком, альпийской горкой, группой хвойных деревьев, птичьим столбом и др.) и реальная работа по оснащению участка;

- составление картосхемы тропинки с нанесение маршрута и всех её объектов

(можно  сделать уже существующие объекты в кружках одного цвета, планируемые – другого);

- выбор «хозяина» тропинки – сказочного персонаж, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости(небольшой домик для игрушки персонажа можно поставить в укромное место на участке детского сада – отсюда будут начинаться экскурсии, а куклу туда приносить на время мероприятия);

- составление паспорта экологической тропинки, где о каждом объекте  рассказывается с экологической (знания для педагогов) и педагогической точки зрения (какие игры с этим объектом, задания, наблюдения, художественные произведения о нём можно использовать при проведении экскурсий), фотография или рисунок данного объекта;

-  изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление конспектов экскурсий для возрастных групп.

             Хочется поделиться опытом создания экологической тропинки в нашем учреждении. Выделила на территории те объекты, которые могли стать элементами маршрута тропинки. В качестве видовых точек, прежде всего выбрала  деревья, кустарники разных пород. На нашей территории растут различные виды деревьев: берёза, клён, черёмуха, липа, сирень, ель, сосна, каштан, ясень.  Также элементами маршрута стали цветники, розарий, участок для привлечения птиц (кормушки). Постепенно на территории появился уголок нетронутой природы, опытный участок «Мини-поле», участок лекарственных растений, огород, прудик, географическая площадка, импровизированная пасека. По мере реализации планов был составлен паспорт экологической тропинки, где описаны все её объекты не только с природоведческой  точки зрения, но и с педагогической, т.е. даны рекомендации, как тот или иной объект можно использовать в работе с детьми. У тропинки появилась её «хозяйка» - Мудрая сова.

             На тропинке проводятся экскурсии, наблюдения, простые опыты и эксперименты, игры, театрализованные занятия и другие виды деятельности. Перед походом проводится предварительная работа: мы читаем популярные тексты об объекте, беседуем о правилах ухода за объектом, изучаем правила поведения в природе. На экологической тропинке дети встречаются с условными знаками, которые напоминают о правильном поведении в природе: нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать цветы, ловить бабочек,  давить ногами насекомых и др. Во время путешествия дети экспериментируют, наблюдают, учатся не просто видеть то, что их окружает, но и делиться своими впечатлениями, ориентироваться во времени и пространстве, делать зарисовки.. Таким образом, у детей развивается мышление, речь, память, а самое главное – прививается чувство прекрасного, любовь к природе, рождается желание её беречь.  

             Осенью дети радуются разнообразной окраске деревьев и кустарников,   собирают семена, плоды с деревьев и используют их при изготовлении поделок.

             В зимнее время любуемся состоянием спящей природы: деревьев в покое без листьев, земля покрыта снегом. Рассматриваем следы птиц на снегу. Птичья столовая работает круглый год. Кормушки помогают мастерить наши родители.

             Весной природа просыпается, дети видят, как набухают почки, распускаются листочки, появляются первая трава и цветы.

             Лето – прекрасна пора. Дети познают красоту летней природы, наблюдают за изменениями в природе, исследуют объекты живой природы.

             Экологическая тропинка – это прекрасная возможность организовать и практическую деятельность детей: посеять зерновые, посадить овощи, цветы, ухаживать за ними, создать грядку лекарственных растений, посадить деревья. Очень важно, чтобы родители принимали участие в этой деятельности. Например, грядка лекарственных растений была создана благодаря тому, что родители принесли в детский сад мелиссу, мяту, зверобой, душицу и другие лекарственные растения, а дети вместе с воспитателем посадили их и ухаживали за ними.

             Вот уже несколько лет на нашем мини-поле мы имеем возможность наблюдать, как зреют колосья пшеницы и ржи, как «растёт» пшённая каша, овёс, теперь ребята знают всё не понаслышке.

             В этом году на месте старых спиленных деревьев у нас появилась «Пасека деда Матвея». Обычные пеньки превратились в забавные домики для пчёл. Здесь дети узнают, откуда появляется мёд. А вместо старых спиленных деревьев  ребята вместе  с родителями посадили молодые рябинки.

             Особой популярностью у ребят пользуется географическая площадка, оформленная с помощью родителей. Здесь ребята наблюдают за силой и направлением ветра, высотой солнцестояния (солнечные часы), определяют температуру воздуха, измеряют количество осадков по осадкомеру.

             С ранней весны до поздней осени радуют взоры детей цветы. У нас большой выбор однолетних и многолетних культур. Популярны у нас и луковичные. Цветочные культуры, расположенные на оригинально оформленных клумбах, в вазонах, придают особую эффективность ландшафтному дизайну нашего участка. Благоустройство клумб – дело интересное и увлекательное. Для этих целей привлекаю старших дошкольников, которые с удовольствием предлагают свои идеи по созданию клумб. Выбирая семена и саженцы, обращаем внимание на период цветения и срок жизни растений.

           Уже в конце зимы на нашем подоконнике появляется огород, где мы выращиваем лук, петрушку, огурцы, помидоры, редиску, цветочную рассаду.  Этот процесс долгий, но очень познавательный и продуктивный. Здесь мы ведём наблюдения за ростом рассады и способами ухаживания, которые отражаются в календаре наблюдений, что развивает наблюдательность, приучает всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Перед тем, как сажать овощи мы с детьми рассматривали через увеличительное стекло семена, сравнивали. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития. В прошедшем году наш огород мы оформили в форме «Весёлого огорода» - где все овощи «весело улыбаются». Хозяйка огорода - бабушка Арина. Ребята с удовольствием  приняли участие в оформлении огорода: вырезали подсолнухи, которые «выросли» около забора; на горшках делали аппликацию овощей.

             В мае начинаются посевные работы. Никакие беседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного труда взрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости от трудовой деятельности. А любовь к труду возникает и крепнет только в посильном деле.  Поэтому я привлекаю детей к посильной помощи. Дети с удовольствием работают на огороде, наблюдают, сравнивают различные растения, ухаживают за ними. Обращаю внимание детей на то, что многие  растения помогают друг другу. Например, лук отпугивает своим запахом вредителей моркови, а морковь отгоняет луковую мушку. «Дружат» и такие растения, как картофель и ноготки, настурция и капуста, земляника и бархатцы.                                                                     Очень радостно и эмоционально дети воспринимают результат своего труда в сентябре.  Радуются,  когда вытаскивают из земли большого размера морковку, свёклу, удивляются, какими большими выросли тыквы и кабачки.

            Таким образом, труд по уходу за растениями стал постоянным, не перегружающим силы детей и в то же время достаточным для того, чтобы формировать у них привычку к трудовому усилию, к достижению результата.

             Уголок нетронутой природы - это небольшая  территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека. Это участок, на котором не косится трава, не вытаптываются тропинки. На ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают тропинки. Здесь себя прекрасно чувствуют все растения и насекомые, можно наблюдать естественные процессы в природе, когда покров из осенних листьев способствует удобрению почвы, что влечёт за собой рост разнообразной растительности

            Дети очень любят ходить в гости к Хозяйке экологической тропинки Мудрой сове. Она задаёт им разные интересные задания, прячет их по ходу тропинки в своих конвертиках либо в самом начале вручает им карту, где отмечены точки маршрута, которые нужно посетить. Так , например, Мудрая сова предлагает придумать ласковые слова берёзке; найти дерево по листу; найти семена деревьев, кустарников, трав; собрать семена цветов и многое другое.

             Занятия на природе нравятся детям, потому что они не только сторонние наблюдатели, но и активные участники. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на месячник экологии окружающей среды в 1 младшей группе

Планирование по экологическому воспитанию детей младшей группы. Месячник экологии окружающей среды....

Итоги районного этапа городского конкурса методических материалов (среди воспитателей) по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма в ГБДОУ Центрального района г. Санкт-Петербурга.

В данной статье подведены итоги работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в рамках районного конкурса методических материалов...

Межрегиональный конкурс методических разработок для педагогов ДОУ " Будь здоров"

Мероприятие по формированию привычки к ЗОЖ или развитию физической активности....