Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой
статья по окружающему миру на тему

Арнаутова Ольга Анатольевна

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста

с  природой

О.А.Арнаутова, МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида № 11», заместитель заведующей

Вопросы формирования лексики природоведческой тематики остаются недостаточно разработанными, несмотря на очевидность того, что природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В процессе формирования представлений детей о природе, в ходе наблюдений за окружающим, не просто расширяется словарь ребенка, но и обогащается образная лексика как своеобразный язык чувств.

Наблюдение природы, по образному выражению В. А. Сухомлинского, является «путешествием к истокам мышления и речи», поскольку в этом процессе активно взаимодействуют чувства, познание, творчество. В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных усилий».

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

При знакомстве детей с природой  мы используем наблюдения и экскурсии, на которых создаются благоприятные условия для всестороннего развития детей.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

Одним из ярких природных достопримечательностей Орловского края является национальный парк Орловское полесье. Это природный музей под открытым небом. Там обитают представители флоры и фауны разных природных зон, многие из которых занесены в Красную Книгу.

"Орловское Полесье" - замечательный уголок русской природы, который очаровывает своей красотой в любое время года. Природа, предстающая здесь в своей первозданной красе, в комплексе с богатыми фольклорными и культурными традициями, сохранившимися народными промыслами, многовековой историей и целым рядом уникальных объектов превращают «Орловское полесье» в настоящую «жемчужину» российских национальных парков.

В связи с удаленностью Орловского полесья организовать непосредственную экскурсию с детьми  достаточно проблематично.

Поэтому мы разработали фотоэкскурсию для детей в форме мультимедийной презентации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Презентация – это обучающий мини-мультик, с красивыми картинками, это отличное пособие помогающее рассказать ребёнку об окружающем мире, не выходя за пределы детского сада.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Это педагогический проект, цель которого разработка дидактического материала для работы с детьми. Кроме этого мы ставили целью привлечь родителей к совместной работе: сбор фотоматериала из семейных альбомов, книг, интернета, что подготовит к совместной деятельности с детьми в рамках будущих проектов.

        Экскурсия в форме презентации направлена на:

        - формирование представлений у детей об Орловском полесье, его животном и растительном мире, о деятельности  людей по защите природы Орловского края;

        - обогащение и активизацию словаря (название растений, птиц, зверей, насекомых, определения, уменьшительно-ласкательные формы существительных и другое).

Мультимедийная презентация представляет собой не просто фотографии с видами и представителями животного и растительного мира, обитающими в Орловском полесье. Каждый слайд содержит познавательную информацию, вопросы для организации беседы с детьми, игровые упражнения, направленные на развитие различных сторон речи, стихотворный материал для заучивания, загадки, динамические паузы.

        Презентация построена в игровой форме: на экскурсию в Орловское полесье детей приглашает мультипликационный персонаж тетушка Сова, которая сопровождает каждый слайд.

Начали мы с обзорной фотоэкскурсии, цель которой познакомить детей с национальным парком, его назначением, заинтересовать детей, сформировать целостное представление, показать его красоту, разнообразие животных и растений.  

        Для фотоэкскурсии мы используем опыт наших детей. Многие из них побывали в Орловском полесье с родителями. Для активизации представлений детей об экскурсии мы используем домашние фотографии. Тетушка Сова просит детей стать помощниками в путешествии и побуждает их к диалогу – просит рассказать, что им больше всего запомнилось в парке.

        С целью поддержания интереса детей знакомим с таким эпизодом былинного сказа, как богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника. Все это происходило на земле Орловского полесья.

        В обзорной экскурсии мы рассказываем о красоте природы парка. Используем фотографии с изображением разных времен года. Обсуждаем стихотворные строки

                        Край родной, Орловское полесье,

                        Ты же наша гордость и краса!

                        Высоко взметнулись в поднебесье

                        Стройные могучие леса.

В содержание экскурсии мы включили растения и животных, характерных для Орловского полесья, необычных и интересных детям, благодаря особенностям внешнего вида или необычным названиям. Это росянка, водяной орех, рябчик шахматный, выхухоль, зубр, олень, жук-олень, страус и павлин.

Одной из основных задач экскурсии является обогащение природоведческого словаря.  Поэтому включены упражнения на словообразование (как назвать маленькие, мелкие реки?). Акцентируем внимание детей на семантике слов: где растет водяной орех, почему росянка так называется, почему рябчик назвали «шахматным»?

Привлекаем детей к подбору синонимов, эпитетов (на что похожи цветки букашника, нос у выхухоли, какой хвост у павлина и т.д.).  

        Чтобы перейти к необычным животным (зубру, выхухоли, страусу, павлину), мы посчитали нужным закрепить представления детей о животных, традиционно обитающих в наших лесах. Проводим дидактические упражнения: Каких животных вы узнали? Они домашние или дикие? Кто из них вам больше нравится? Почему? Как  назвать одним словом синицу, лебедя, петуха, индюка? Какие из них домашние?

Так как дети в процессе фотоэкскурсии малоподвижны, мы включили динамические паузы: показать низкое дерево, высокое, крепкое дерево, дерево в ветреную погоду, изобразить гордого оленя, необычного страуса.

В обзорной фотоэкскурсии мы ставили задачу познакомить детей с деятельностью людей по охране животных в Орловском полесье, поэтому включили слайды с изображением «домов» для животных, вольер, кормушек.

 При составлении презентации мы придерживались следующих критериев к оформлению:

1. Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

2. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста; следует избегать излишне пёстрых стилей.

3. Фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Легкие пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Любой активный фоновый рисунок повышает утомляемость глаз детей и снижает эффективность восприятия материала.

        4. Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Недопустимо искажение пропорций, использование изображений с пониженной резкостью.

        5. Не следует использовать музыкальное или звуковое сопровождение, если оно не несет смысловую нагрузку. Главное правило озвучивания презентации: в каждый конкретный момент времени звуки исходят только из одного источника (из презентации или от докладчика).

        Таким образом,  поиск интересных и эффективных форм работы с детьми является  

Необходимым условием развития природоведческого словаря у дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста

Экскурсии – одна из трудоемких и сложных форм обучения и воспитания. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с различными объектами, способствуют ра...

Выступление из опыта работы "Интерактивные и мультимедийные экскурсии как средство ознакомления с историей своей малой родины"

«Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает позн...

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...

Практическое мультимедийное пособие "Времена года" (ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальным циклом П.И.Чайковского)

По мнению психолога, философа и педагога  А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства – это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной зн...

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

План самообразования "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...

Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"

Отчет по самообразованию "Виртуальные экскурсии как современная форма ознакомления детей дошкольного возраста с родным округом – ХМАО-Югрой"...