Конспект НОД по экологии для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Знакомство с понятием "цепь питания", Формирование представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе

Тема: «Цепочки питания»

Цель: Знакомство с понятием «цепь питания»

Задачи:

1.        Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;

2.        Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;

3.        Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации.

Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются.

Ход занятия:

В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников, здоровается с ними.

Воспитатель:  Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня  утром я получила письмо от лесника. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет?

Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.

Воспитатель: Правильно, дети. А теперь послушайте, что написано в письме, которое прислал нам лесник.

Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям:

Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник. В моем лесу гибнут деревья, т.к. у них поедена кора. Правда, в лесу совсем недавно разрешили охоту на волков.  Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев».

 Принятие цели идет за счет  создания этой проблемной ситуации: помочь леснику разобраться в данном вопросе:

Воспитатель: Какая беда у лесника! Поможем ему?

Дети: Да!

Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним,  кто такие хищники, а кто такие травоядные.

С этой целью педагог организует беседу с детьми:

Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев)?

Дети: Олени, газели, зайцы (и т.п.)

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными

Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями?

Дети: Их называют хищниками

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: Потому что они поедают других животных.

Воспитатель:  А каких животных они поедают?

Дети: (перечисляют, кого может есть тот или иной хищник)

Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы.

После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.

В ходе объяснения правил игры педагог обращает внимание на ассоциативный ряд: мальчики отбирают хищников, т.к. такие животные ассоциируются с силой, тем самым решая задачи гендерного воспитания.  

Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «Речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги.

После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог для того, чтобы решить проблему лесника предлагает детям дидактическую игру «Кто чем питается?», в которой необходимо соотнести корм с животным (например, лист поедает гусеница, зайца – волк и т.п.).  

Воспитатель: В этой игре вам необходимо подобрать животному корм. Для этого вам нужно вспомнить, кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи.

Воспитатель отмечает детей, которые быстро и самостоятельно справляются с заданием, формируя тем самым не только положительную самооценку воспитанников, но и положительное отношение к тому, что изучается на данном занятии.

По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку «Вместе по лесу идем», имеющую оздоровительную направленность. Цель физминутки: предотвратить утомление детей.

Вместе по лесу идём (Имитация ходьбы на месте)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Дети останавливаются)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны) 

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх) 

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

         В следующем игровом задании (цель: знакомство с цепью питания) педагог предлагает объединиться и посмотреть, что можно еще добавить к тем частям, что у них уже получились (например,  к части «лист дерева – гусеница» можно добавить картинку с изображением синицы, к части «кора дерева – заяц» можно приложить еще волка). Таким образом, получается цепь питания.

В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, составляя цепочку, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что такое цепь питания. По окончанию задания педагог вместе с детьми делает вывод о том, что между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки:

Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу?

Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву.

Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь?

Дети: Совам нечем будет питаться (и т.п.)

После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он предлагает вновь вернуться к письму лесника, просит детей вспомнить, о чем говорилось в письме. Если необходимо, педагог вновь его зачитывает.

Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме?

Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья.

Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья?

Дети делают вывод о том, что случилось в лесу, - это результат деятельности охотников, - нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк» или «кора дерева – изюбр – волк».

Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают.

Воспитатель вновь обобщает выводы детей.

Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Какие меры тогда необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу?

Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее.

После того как вывод сделан, акцентирует внимание на интерактивном взаимодействии детей.

Воспитатель: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на вопрос лесника и помогли ему разобраться с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе.

Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым»:

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т.к. писать вы еще не умеете.  Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.

Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»

Цель: -  Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста По экологии

Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лека...

Конспект образовательной деятельности по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: «Земля – наш общий дом»

Конспект образовательной деятельности  по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: «Земля – наш общий дом»...

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"...

Конспект образовательной деятельности по экологии для старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения Кубани»

Конспект образовательной деятельности по экологии для старшего дошкольного возраста«Лекарственные растения Кубани»...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ?»

Проблема экологического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, так как именно от нас с вами и подрастающего поколения зависит многое. Дать понятие о науке экология, а также о её значении для ...

Конспект викторины по экологии для старшего дошкольного возраста

Викторина направлена на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия....