Конспект викторины по экологии для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Викторина направлена на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект проведения викторины

«Эколята – защитники природы»

 с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Задачи:

Образовательные: 

  • обобщить у детей старшего дошкольного возраста знания об окружающем мире.
  • закрепить их представления  о живой и неживой природе.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, любознательность, внимательность, логическое мышление, память.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и бережное отношение  к природе, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Материалы и оборудование:

  • интерактивная панель «Колибри»,
  • столы и стулья по количеству детей,
  • 2 подноса с эмблемами команд, и жетонами (красные и белые кружки),
  • карточки с правилами поведения в лесу,
  • картинки к игре «Что вредит природе?»
  • экологические кроссворды 2 шт.
  • красные и зеленые круги на каждого участника (для игры «Экологический светофор»)

Ход мероприятия:

В: Здравствуйте, дети! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных.

Звучит запись «Звуки леса»

Кто лес уважает,

Растения не обижает,

Зверятам помогает,-

Тот гостем желанным в лесу бывает.

Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но, прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Экологический светофор». 

Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно» или «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.

  • ломать ветки;
  • любоваться природой;
  • громко слушать музыку, шуметь;
  • оставлять после себя мусор;
  • разорять гнезда и муравейники;
  • лежать на травке;
  • собирать ягоды;
  • уничтожать ядовитые грибы;
  • разжигать костры;
  • отдыхать на пеньке.

В:  Вот теперь можно отправляться на лесную прогулку.

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

В: Ребята, вот мы и попали в лес. А вы знаете, кто стережет лес, следит за порядком в нем? Это – Эколята. Посмотрите, вот они! (кратко познакомить детей с каждым персонажем – Шалун, Тихоня, Елочка, Умница). Оказывается, Эколята подготовили для вас викторину с разными заданиями, чтобы проверить ваши знания о бережном отношении к природе, о ее явлениях, о животных, растениях.

В викторине восемь туров, в которых командам предлагается ответить на разные вопросы. За каждый правильный ответ команде присваивается балл и дается жетон. По окончании игры жюри подсчитывает количество баллов. Выигрывает та команда, у которой баллов больше.

Представление команд.

Команда «Эколята»

Девиз: «Мы не хотим стоять в стороне!

             Мы за порядок на нашей Земле!»

Команда «Лесовички»  

Девиз: «Только вместе, только дружно  -

             Помогать природе нужно!»

Команды выбирают капитанов.

1 тур - «Объясни пословицу»
Ведущий зачитывает каждой команде по одной пословице. Задача команд – объяснить ее смысл.
1 команда: Трава боится инея, а иней - солнца.
2 команда: Даст небо дождь, а земля - рожь.


2 тур - «Экологический кроссворд»
Ведущий каждой команде даёт сетку кроссворда с вопросами (воспитатели помогают прочесть вопрос и заполнить пустые клетки)

По горизонтали:
2. Ты весь мир обогреваешь,
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все ...
3. В морях и реках обитает,
    Но часто по небу летает.
    А как наскучит ей летать,
    На землю падает опять.

По вертикали:
2.
На мне колючие иголки,
    Но я не пихта и не ёлка.
    Стройна, прекрасна, зелена,
    Весь год красавица  - ...
4. Атмосфера и вода,
    Солнце, тёплые ветра,
    Круглая, вращается,
    Как называется?

По горизонтали:
2
. Ты без него не сможешь жить,
   Ни есть, ни пить, ни говорить.
   И даже, честно говоря,
   Разжечь не сможешь ты огня.
3. Всё лето в зелени стояла,
   А осень в красный цвет зажгла,
   И гроздья множества кристаллов,
   Всех птиц на пир в сад позвала!
По вертикали:
4.
Все, что окружает нас –

    Растения, животные, вода, солнце, луна, звёзды.

    Она бывает живой и неживой.
5. В небе чистом от дождя,
   Светит яркая дуга.
   Улыбается всегда
   Семицветка - ...

Разминка Игра «Четыре стихии»

Дети стоят полукругом, по команде воспитателя выполняют то или иное движение

      «Земля» - Присесть, опустить руки вниз.

      «Вода» - вытянуть руки вперёд, имитируют движения волны.

      «Воздух» - поднимают руки вверх.

      «Огонь» - прячут руки за спину.

3 тур - «Игротека»

Командам предлагаются 3 интерактивные игры на «Колибри»

  • «Рассортируй мусор»
  • «Живая и неживая природа»
  • «Экологические акции»

4 тур - «Назови одним словом»

  • Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
  • Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
  • Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
  • Черника, клюква, голубика, брусника – это …ягоды.
  • Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
  • Ромашка, лютик, зверобой, одуванчик – это …цветы.

5 тур - «Экологические ребусы»

На экране появляются картинки, и дети по первым буквам должны составить слова «Луна» и «Сова», суметь объяснить, что относится к живой, а что к неживой природе.

6 тур -  «Вопрос - ответ»

  • Какое время года наступает следом за зимой? (весна)
  • Как называют плоды дуба? (жёлуди)
  • У какого дерева ствол белый? (береза)
  • Каких животных называют «слепые землекопы»? (кроты)
  • Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят болезни)
  • Какую пользу приносят пчёлы? (пчёлы делают мёд)
  • У какого животного есть иголки? (еж,  дикобраз, ехидна)
  • Кто в лесу зимой спит?  (медведь, ёж, барсук)
  • В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)
  • Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
  • У какого лесного животного есть рога и копыта? (лось, олень)
  • Какое  животное можно назвать длинноухим? (зайца, осла)
  • Какого цвета листья на деревьях осенью? (жёлтого, красного)
  • Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает(подснежник)

7 тур - «Подбери слово»

  • Лес может быть густым, а может быть и ….(редким)
  • Волк зверь хищный, а заяц ….(травоядный)
  • Лось могучий, т.е. ….(сильный, огромный)
  • Цветы сирени ароматные, т.е. ….(душистые)
  • Весна бывает ранняя, а бывает и ….(поздняя)
  • Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….(горькие)
  • Январь год начинает, а декабрь ….(кончает)
  • Март с водой, апрель с ….(травой)
  • У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)
  • Из брусники делают брусничный сок, а из клюквы… (клюквенный)
  • Декабрь зимний месяц, а июль …(летний)
  • Солнце дает нам тепло, а дождь … (влагу)

8 тур – «Конкурс капитанов».

Капитаны рассматривают картинки и делят их на две группы: хорошие и плохие поступки людей по отношению к природе, в том числе экологические акции, загрязнение атмосферы, лесные пожары.

Стихи о природе:

Будем лес любить, оберегать.
Будем взрослым в этом помогать,
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все навеки!


В гармонии и дружбе,
С природой будем жить.
Давайте же будем
Природу любить!

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

Подведение итогов, подсчет жетонов. Объявление результатов, награждение участников и победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии для старшего дошкольного возраста

Знакомство с понятием "цепь питания", Формирование представлений о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи....

Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Экологии на тему: «Осенний лес»

Цель: -  Расширение представления детей об осени как времени года, о ее признаках и приметах. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.Задачи:...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста По экологии

Цель: познакомить с лекарственными растениями родного края, на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лека...

Конспект викторины по экологии в старшей группе "Природа вокруг нас"

Обобщение детьми знаний об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"

Конспект ОД по экологии детей старшего дошкольного возраста на тему: "Как наши животные живут зимой"...

Конспект викторины "Логоромашка" для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.Особое место в системе ...

Конспект викторины по обучению детей старшего дошкольного возраста мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях на тему: «Пожарная безопасность»

Конспект викторины по обучению детей старшего дошкольного возраста мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях на тему: «Пожарная безопасность»...