ПРОЕКТ МИНИ - МУЗЕЙ ПОЧТОВАЯ ОТКРЫТКА
проект по окружающему миру по теме

Лобарева Алёна Владимировна

Мни - музей в детском саду это особый вид музея, который находится непосредственно в дошкольном учереждении. В нём можно трогать экспонаты и даже с ними играть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

План работы на 2013 – 2014 год.

Мероприятие

Время проведения

октябрь

1.

Подготовка к открытию музея – оформление выставки «Образ животных в открытке»

25 октября

2

Беседа «История почтовой открытки»

 28 октября

3.

Рассматривание экспонатов музея – почтовые открытки.

31 октября

ноябрь

4.

Открытие музея.

 6 ноября

 

5.

Выставка  «Образ животных в открытке»

до 19 ноября

6.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

 ноябрь

 

декабрь

7.

Подбор экспонатов к выставке «Образ сказочных героев – Дед Мороза и Снегурочки в открытке»

2 декабря

8.

Оформление выставки по теме «Образ сказочных героев – Дед Мороза и Снегурочки в открытке»

до 9 декабря

9.

Выставки по теме «Образ сказочных героев – Дед Мороза и Снегурочки в открытке»

 до 20 декабря

10.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

декабрь

январь

11.

Интерактивное музейное занятие «Тайна музейного экспоната»

15 января

12.

Оформление фондов

16 -20 января

13.

Подбор экспонатов к выставке «Символ года»

ноябрь - декабрь

14.

Оформление выставки по теме «Символ года»

21 января

15.

Выставка по теме «Символ года»

24 января

16.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

январь

февраль

17.

Публикация материалов в местной прессе.

февраль

18.

Подбор экспонатов к выставке «Валентинки», «Защитники Отечества»

5 февраля

19.

Оформление выставки по теме «Валентинки», «Защитники Отечества»

10 февраля

20.

Выставка по теме «Валентинки», «Защитники Отечества»

14 февраля

21.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

февраль

март

22.

Оформление проекта «Почтовая открытка»

март

23.

Подбор экспонатов к выставке «Праздник 8 марта», «Природа в открытке»

3 марта

24.

Оформление выставки по теме «Праздник 8 марта», «Природа в открытке»

6 марта

25.

Выставка по теме «Праздник 8 марта», «Природа в открытке»

7 марта

26.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

март

апель

27.

Подбор экспонатов к выставке «Поздравляем!»

3 апреля

28.

Оформление выставки по теме « Поздравляем! »

8 апреля

29.

Выставка по теме « Поздравляем!»

10 апреля

30.

Выставка по теме « Поздравляем!»

Апрель

31.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

апрель

май

32.

Представление проекта на педагогическом совете.

Май

33.

Подготовка к выставке «Моя открытка» (изготовление открыток совместно с родителями и педагогами)

12 мая

34.

Оформление выставки по теме «Моя открытка»

16 мая

35.

Выставка по теме «Моя открытка»

18 мая

36.

Посещение музея воспитанниками, педагогами, сотрудниками и родителями ДОУ.

май




Предварительный просмотр:

 

Мини – музей «Почтовая открытка»

Создан под руководством воспитателя младшей группы: Лобаревой Алёны Владимировны.

Характеристика помещения:

Музей размещается в групповом помещении 2 младшей группы на 1 этаже. У самого выхода слева представляется посетителям настенный стенд. Весь наглядный материал расположен на высоте, доступной детям дошкольного возраста, выполнен из современных материалов, красочно и эстетично оформлен. Все экспонаты удобно размещены для восприятия детьми дошкольного возраста.

Имеются:                                                                                                     -  книга отзывов и предложений.                                                                                                        -  паспорт музея.                                                                                                                                                     - книга учета и хранения.                                                                 - проект «Мини – музей «Почтовая открытка»»                                - книга «История почтовой открытки»

- экземпляры различных почтовых открыток

Оценка фонда:

В фонде мини-музея насчитывается около 462 подлинных экспонатов.  

 Физическое состояние:

Представленные предметы находятся в удовлетворительном состоянии. Все предметы подвергаются при поступлении в фонд мини-музея чистке с учетом специфики материала, из которого они изготовлены.

Учет и хранение:

В музее имеется книга поступлений (инвентарная книга), где указываются:

- дата поступления экспоната в музей;                                                         - инвентарный номер экспоната;                                                                   - полное наименование предмета;                                                                    - размер, количество;                                                                                        - сохранность;                                                                                                  - откуда поступил, ФИО владельца;                                                                           - примечание;

Экспозиционная работа

1.Экспозиции мини-музея используются по мере необходимости на занятиях и индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста.

2.Экспозиция носит мобильный характер, обновляется по мере поступления новых экспонатов.

Экспонаты музея сгруппированы по следующим разделам:                                                                                                       • открытки «Поздравляем»                                                                                                                   • открытки «С Днём рождения»                                                                                 • открытки «С Новым годом»                                                                                         • открытки «С Рождеством»                                                                                                                 • открытки «С 8 марта»                                                                                                                         • открытки «С 23 февраля»                                                                                       • открытки «К различным датам»                                                                                • открытки большие                                                                                                                                 • мини – открытки                                                                                                                                       • открытки  «Валентинки»                                                                                                                      • открытки прошлого века                                                                                                                       • поделки детей (пластилин, аппликация)                                                                                             • рисунки детей и родителей

Условия хранения удовлетворительные.

Экскурсионно-массовая работа:

Основные посетители – дети, посещающие детский сад, родители, педагоги, гости группы.

Материалы мини-музея широко используются в образовательной деятельности: по художественному творчеству, чтению художественной литературы; в совместной деятельности педагога с детьми, при проведении индивидуальной работы, в работе с родителями, при праздновании праздников.

Принципы функционирования музея                                                   • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

• принцип опоры на интересы ребенка;  

• принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• принцип наглядности;

• принцип последовательности;

• принцип сотрудничества и взаимоуважения;

• принцип психологической комфортности и безопасности деятельности.

«Почтовую открытку мы помним с детства. Найди дома открытку, стряхни с неё пыль и вернись в ту дату, к которой она была подарена» http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=394110648-62-72&n=21



Предварительный просмотр:

Консультация                                                                                      «Мини – музей в детском саду»

Почему мы создали мини-музей? 


           Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится вдали от «настоящих» музеев. Во-вторых, многие родители считают, что детям дошкольного возраста еще рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Поэтому мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей «Почтовая открытка.

 Но самое главное – мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.

Что такое мини-музей?

 
     Мини-музей в детском саду это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении.
     Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
     Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Виды музеев.

http://www.dou1468.ru/pic/1-mini-muzey-2.jpg

Мини – музей «Деревянная игрушка»

Мини – музей «Глиняное чудо»


http://www.dou1468.ru/pic/2-mini-muzey-2.jpg

Мини – музей «Транспорт»

http://www.dou1468.ru/pic/7-mini-muzey-2.jpg

        

Мини – музей «Жили были»

http://www.dou1468.ru/pic/6-mini-muzey-2.jpg



Предварительный просмотр:

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=439313592-24-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=10113115-62-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=394110648-62-72&n=21


http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=47367733-08-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=357791767-58-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=616947046-51-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=125555503-69-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=102231691-33-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=3452051-04-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=127865675-58-72&n=21

История возникновения открытки

Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, "артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки.                                                                           Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.                                       Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно.                                       Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе.        Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или "фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=130357023-62-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=93925357-55-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=376563867-25-72&n=21http://mirpoz.ru/ru/publications/images/31.jpghttp://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=335412668-67-72&n=21

В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок "Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века "Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и "Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=312643510-45-72&n=21http://mirpoz.ru/ru/publications/images/32.jpg

Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники ("Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря"), так и другие диковины тех лет, это мог быть "Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой "Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому "Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь ("Солнце со знаками зодиака"). Очень популярен в народе был и сюжет "Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты ("Сова"), радуя глаз и украшая интерьер.                                                                       Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой "Аленушки", в работе "Книжная лавка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX  столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток.http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=76434735-67-72&n=21http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=86947251-09-72&n=21

Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.                                                                  Рисунки непосредственно на самих почтовых карточках впервые появились в Англии, где в начале XIX века широко распространился обычай рассылать поздравительные рождественские карточки, первая из которых была создана в 1794 году художником Добсоном и представляла собой рисунок с изображением зимнего пейзажа и семейства, расположившегося около елки. Художник послал эту самодельную карточку своему другу, и тому она очень понравилась. Надо сказать, что традиция создания авторских открыток, предназначенных для друзей и близких, в художественных кругах продолжает существовать и сегодня, хотя она видоизменилась, и теперь в подарок можно получить, например, компьютерный вариант открытки. В 1795 году Добсон напечатал несколько десятков таких рождественских карточек и разослал их своим знакомым. А в 1800 году нашелся предприниматель, организовавший продажу таких карточек. Это был первый случай торговли открытками. Позднее, в начале XIX века,  диапазон  выпускаемых открыток  расширяется  и к рождественским,  добавляются новогодние, а также столь популярные  сегодня - "валентинки".                                       Далее события разворачивались в Германии. В ноябре 1865 года на германской почтовой конференции прусский почтовый советник Генрих фон Стефан предложил выпускать открытый "почтовый листок", где одна сторона была предназначена для адреса, а другая - для текста. Но предложение это было отвергнуто. Через два года возникли еще два подобных проекта. Один - от лейпцигского продавца книг Фридлейна, просившего у почтового ведомства разрешения издать "универсальную корреспондентскую карточку", второй вариант принадлежал лейпцигской фирме "Пардубиц", рекомендовавшей почтовым чиновникам выпустить "универсальную корреспонденцкарту", на одной стороне которой располагался адрес, а на другой предполагалось разместить тридцать фраз, среди которых были различные поздравления, слова соболезнования, краткие извещения. Из всего этого человек мог выбрать нужный вариант текста, а все остальное зачеркнуть. Причина такого интереса к почтовым карточкам в Германии была вполне практическая. Эти карточки как печатные произведения оплачивались не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но оба столь хитроумно задуманных проекта были отклонены, поскольку терять деньги почтовые работники не хотели.                                                                        Продолжалась история уже в Австро-Венгрии. В январе 1869 года профессор экономики Военной Академии в Вене Эммануил Герман в одной из газет сообщил об изобретенной им "корреспондентской карточке". Автор этого варианта предлагал ограничить текст письма двадцатью словами, включая адрес и подпись. Предложение профессора австро-венгерским правительством было принято, исключая ограничение текста, поскольку для подсчета слов необходимо было содержать значительное число почтовых служащих. Таким образом, 1октября 1869 года была выпущена "корреспондентская карточка" с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Это была первая почтовая открытка. Сначала, боясь любопытных глаз, многие частные лица и особенно фирмы избегали пользоваться открытыми письмами, но понемногу публика к ним привыкла, и открытки получают все более широкое распространение, начав свое путешествие по миру. В 1871 году их стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 году сюда присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, в 1873 - Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, в 1874 - Италия.http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=17521434-58-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=158240553-26-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=40395427-18-72&n=21

В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872года. Они были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: "На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать". Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: "Почтовое управление за содержание письма не отвечает". Российские открытки были разного цвета. Самые ранние - серовато-белые, далее в мае 1872 года появляется три вида почтовых карточек: универсальные - черные, которые можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от цены наклеенной марки; коричневые - для отправки внутри города и зеленые - иногородние. 19 октября 1894 года министром внутренних дел России было разрешено выпускать "бланки открытых писем частного изготовления".  До этого времени монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.                                                                            Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895года".http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=442937195-10-72&n=21http://mirpoz.ru/ru/publications/images/33.jpg

С открытками связано немало занимательных историй. Так, например, открытка, имеющая явно выраженный славянофильский характер, была создана Петром Манойловичем, который жил в Вене и входил в группу сербов, объединившихся вокруг редакции журнала "Zmaja". Художник принес в редакцию рисунок с изображением огнедышащего дракона, держащего в когтях свиток. Ниже был изображен пейзаж, условно представляющий пространство от Балкан до северо-востока Европы. Левая часть пейзажа олицетворяла Турцию, так как здесь были изображены минареты и мечети, правая была олицетворением России с куполами церквей, увенчанными крестами. По морю, разделяющему правую и левую части пейзажа, плывет корабль с надписями, являющимися названиями независимых сербских территорий. Таким образом, открытка играла роль политического плаката, приобретя политическую окраску.                       Занимательный эпизод, связанный с историей открытки, произошел во Франции в 1870 году во время франко-прусской войны. 18 сентября Париж был осажден прусскими войсками и потому 26 сентября правительство национальной обороны Франции издало декрет об использовании воздушных шаров для связи столицы с остальной территорией страны. 30 сентября в воздух поднялся первый воздушный шар, унося в своей гондоле 4 кг открытых писем "Cartes postales par ballon". На них была дополнительная надпись: "Par ballon non monte". В дополнение к этому на карточках были напечатаны антивоенные лозунги. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=121137-14-72&n=21

Одна из версий появления иллюстрированных почтовых карточек, очень близких к современному варианту, связана с событиями той же франко-прусской войны. Произошло это зимой 1870 года, когда французская армия, насчитывавшая около 40000 солдат, была сосредоточена в маленьком городке Конли в Бретани. Вскоре для солдат не хватило конвертов и бумаги для отправляемых писем. Тогда продавец книг Леон Бенардо решил использовать для этой цели имевшийся на складе картон. Он нарезал его и пустил в продажу. Случайно ему попались листы, на которых были изображены солдатские рисунки и карикатуры. Эта идея ему понравилась, и сообразительный книготорговец придумал патриотическую виньетку, украсив ею открытки. Успех затеи оказался настолько велик, что Бенардо в том же году выпустил еще одну открытку, посвященную армии и флоту. Кроме названных, он был автором и издателем еще восьми открыток, имевших отношение к франко-прусской войне. Среди авторов первых открыток упоминается гравер по меди Франц Рорих. В частности, ему принадлежит карточка с видом Женевского озера, которая была выпущена в Цюрихе в 1872 году. Это была так называемая видовая открытка, которая благополучно существует и сегодня. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=130227055-54-72&n=21http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=433454497-00-72&n=21

В России поздравительные карточки появились в конце XIX века. Одна из наиболее ранних была создана в 1892 году.

Бланки первых открыток были изданы Почтовым ведомством в 1871 г. Следующие два десятилетия выпуск открытых писем был государственной монополией. На одной стороне открыток — адресной — не разрешалось писать ничего, кроме адреса. На другую сторону, отведенную под место для письма, этот запрет не распространялся. Таким образом, у предпринимателей появлялась возможность печатать на открытках рекламные объявления или городские виды.

В 1894 г. частные лица получили право на выпуск иллюстрированных открытых писем. На адресной стороне по-прежнему позволялось писать лишь адрес; обратную сторону теперь, как правило, полностью занимало изображение.

Иногда в нем было предусмотрено свободное пространство для письма, но чаще текст приходилось размещать прямо на изображении.Открытка

Существенное изменение облик открытого письма претерпел только в 1904 году решением Всемирного почтового конгресса адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая — для письменного послания. обратной стороне открытки.

В 1898 году свою долголетнюю деятельность по изданию открытых писем начала Община Св. Евгении (ей была посвящена выставка, проходившая в Отделе эстампов в 1997 г.). Участие талантливых художников в работе над оригиналами, тщательный отбор репродуцируемых произведений, постоянное внимание к качеству печати при количественно огромной продукции — благодаря всему этому открытки Общины по праву считаются одними из лучших.Открытка

Однако наряду с Общиной Св.Евгении выпуском открытых писем занимались и другие организации и издательства, например И.Д.Сытин, И.С.Яцкевич, И.Пашков и др. Множество открыток начала XX в. представляло собой репродукции картин. Императорское Женское Патриотическое Общество, выпустив в 1902 — 1903 гг. серии, посвященные Эрмитажу и Русскому Музею, поясняло, что наряду с благотворительной задачей это издание стремится познакомить с произведениями искусства широкую публику.Открытка

В условиях очевидной конкуренции издательства стремились найти свою, неповторимую тему для открытых писем. Так, киевский «Рассвет» охотно изготовлял юмористическую продукцию.

С началом I Мировой войны не только изменились сюжеты открытых писем; возникли также и новые издательства. Чрезвычайно широкое распространение получили в 1914 — 1917 гг. карикатурные открытки, высмеивающие противников России в войне.

В 1915 году было основано «Общество возрождения художественной Руси», которое ставило целью привлечь внимание к древнему русскому творчеству. Издание открытых писем называлось среди лучших способов «внедрять в сознание среднего обывателя художественные древние русские образцы».

Открытки заняли прочное место в повседневной жизни дореволюционной России. Для тех, кто их производил или торговал ими, открытые письма были приносящим выгоду товаром. «Если Вы до сего времени не практиковали в своем магазине продажи художественных открытых писем, то не упустите настоящего благоприятного момента для использования этой отрасли оборота», — говорилось в рекламе одного из издательств в 1916 году.

Продавали их и поштучно, и сериями (в этом случае можно было рассчитывать на скидку). Дешевые открытки стоили 1 коп., открытки более высокого качества 5 — 10 коп. Коллекционеры давали объявления: «Обменивается раскрашенными открытками. Высылает в обмен на влюбленные парочки какие угодно и виды Урала и Перми».Открытка

С 1917 году начался процесс обеднения и угасания жанра документальной открытки в связи с исчезновением целого ряда памятников, являющихся неотъемлемой частью города, а также снижением качества выпускаемой продукции.

К концу 1920-х годов формируется советская видовая открытка, идеологически выдержанная, на которой запечатлен образ нового советского города. Большая часть открыток этого времени посвящена видам центра Москвы и Петрограда. Появляются издания с видами мавзолея, сначала деревянного, потом гранитного, и других памятников советской эпохи.

К 1950-м годам окончательно складывается образ советского города, особенно хорошо это видно на примере Москвы с ее новыми широкими проспектами и площадями, монументальной застройкой и новыми ориентирами – высотками, полностью изменившими силуэт городской застройки. Позже появились фотооткрытки с котятами, видами Крыма или Кавказа (воплощение рая на земле) и конечно же различные открытки к праздникам. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=448012457-64-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=441759169-48-72&n=21

В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. активно участвовали женщины. В качестве сестер милосердия они выхаживали раненых. А после войны многие из них остались без средств  к существованию. Российские деятели искусства стали инициаторами создания Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны. Попечительницей этой благотворительной организации стала принцесса Евгения Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название – Община св. Евгении.Открытка

Именно эта община впервые в России начала издавать массовыми тиражами открытки, живописные и графические репродукции, плакаты, почтовые конверты и книги по искусству. Эта деятельность впоследствии приносила значительный доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер милосердия. Выдающиеся художники передавали Общине свои работы, многие делали это в благотворительных целях. Община св. Евгении просуществовала до 1917 г. После революции издательство Общины было зарегистрировано как «Комиссия художественных изданий Общины св.Евгении». В 1920 г. Специальным указом все организации сестер милосердия Красного Креста были ликвидированы. Издательство Общины перешло в ведение Государственной академии материальной культуры под наименованием Комитета популяризации художественных изданий (КПХИ). В 1928 г. Выпуск открыток КПХИ был запрещен по идеологическим соображениям. Некоторые старые клише Общины передали тресту «Графическое дело», затем «Ленполиграфу». Качество печати этих предприятий не выдерживало никакой критики, продукция спросом не пользовалась.http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=442638690-17-72&n=21Открыткаhttp://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=255165623-46-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=415840077-20-72&n=21




Предварительный просмотр:

Как сделать поход в музей приятным и полезным

Советы Франсуазы Барб - Галль — известного французского искусствоведа, преподаватель Школы Лувра, главы ассоциации CORETA ("Как смотреть картину").

Если вы хотите посетить музей, выставку или галерею, совместив приятное с полезным, не мешает усвоить несколько простых правил — настолько простых, что мы о них обычно забываем.Франсуаза Барб-Галль ''Как говорить с детьми об искусстве''

Не ходите в музей в дождливые дни

По традиции считается, что для музея лучше всего подходит дождливая погода. Разумеется, если у ребенка каникулы и вовсю светит солнце, естественнее побыть на воздухе, а уж никак не торчать в музее. Это расхожее мнение в корне неверно. Оно предполагает, что в музей ходят только когда больше нечем заняться. Между тем поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время. Кстати, в солнечный день гораздо приятнее смотреть на картины, чем в пасмурный. Да и стоять в очереди в гардероб с мокрыми куртками и зонтами — довольно унылое занятие. Конечно, для настоящего любителя искусства подобные соображения роли не играют, но все это способно отравить первые детские впечатления.

Остановитесь на музее, до которого не слишком далеко

Выбираясь куда-то с детьми, мы заранее готовимся выслушивать нытье: "Далеко еще?", "Ну когда же мы наконец придем?". Если намеченный музей далеко от дома и дойти туда можно только пешком, лучше от этой затеи отказаться. Пока вы идете, ребенок устанет — и окончательно расстроится, узнав, что и по самому музею придется еще ходить и ходить. Предположим, вы благополучно преодолели путь — и увидели перед входом длиннющую очередь. Тут надо либо запастись терпением, либо прийти в другой день. Но уж коль скоро вы выстояли очередь и попали внутрь, до начала осмотра сводите ребенка в музейный кафетерий и дайте ему немного подкрепиться: настроение у него сразу поднимется.

Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть всё.

Любой поход в музей, неважно в какой, серьезная нагрузка для ребенка. Он должен будет ходить не торопясь, не шуметь, не трогать ничего руками — все это нелегко. Маленькие дети вообще склонны рассматривать музейные залы как вожделенный простор, где можно всласть побегать. От ребенка потребуется известная сосредоточенность, концентрация внимания, которое наверняка рассеется, если вы с ним простоите перед картиной дольше, чем нужно. В тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд. Помните: через полчаса ребёнок, скорее всего, насытится увиденным; чем он младше, тем меньше времени нужно отвести на пребывание в музее. Лучше снова прийти в другой день.

Объясните ребенку, как вести себя в музее

Основные правила поведения везде едины. Нельзя трогать картины и подходить к ним слишком близко; запрещается фотографировать со вспышкой. Детям эти правила могут показаться слишком строгими. Объясните, что все это придумано для того, чтобы живопись сохранилась как можно дольше. Есть картины, которым много веков; они пережили войны, пожары, наводнения, их легко повредить — они очень хрупкие и требуют самого бережного обращения. Если к ним прикоснуться, даже чистыми руками, можно их поцарапать или занести на поверхность невидимые вредные микроорганизмы. А бесчисленные фотовспышки со временем способны "обжечь" и обесцветить красочный слой. Поэтому некоторые музеи попросту запрещают посетителям проносить с собой фотоаппараты.

Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня

Музейная развеска картин рассчитана на уровень глаз взрослого. Попробуйте присесть и посмотреть на картину снизу — вы убедитесь, что ребенок, с его малым ростом, видит не совсем, то же самое, что вы. Не забывайте об этом — тогда вы поймете, почему ребенка заинтересовала какая-то деталь, на ваш взгляд второстепенная. Возможно, что-то ускользнувшее от вашего внимания просто оказалось у него прямо перед глазами.

Пользуйтесь планами, читайте таблички

В большинстве музеев посетителям предлагаются подробные планы экспозиции. Объясните ребенку, как пользоваться планом, и он сам с удовольствием выберет маршрут. Детям постарше будет интересно узнать, по какому принципу картины размещаются в залах — по хронологическому или по тематическому. В каких-то залах может быть представлена живопись одной конкретной страны или творчество определенного художника, а в других могут вместе висеть произведения разных эпох и разных мастеров. Привлеките внимание ребенка к табличкам рядом с картинами, помогите правильно прочесть их названия, имена художников и даты, объясните простейшие обозначения техники ("холст, масло" или "дерево, масло").

Не бойтесь возвращаться к знакомым картинам

Если картина понравилась, ребенку захочется снова ее увидеть: все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки или смотреть любимые фильмы. На начальном этапе вам придется терпеливо повторять один и тот же путь, но это не пустая трата времени, а очень важный ритуал. Полюбившаяся картина подогреет интерес к другим, и при вашей активной помощи ребенок поймет, что каждый раз, глядя на одну и ту же картину, можно открывать в ней для себя что-то новое.

Уходя из музея, купите открытки с репродукциями

Распланируйте время так, чтобы напоследок можно было выбрать и купить открытки. Открытки — прекрасные и необременительные сувениры; ими можно украсить стены в детской или использовать как закладки для книг. Ребенок будет коллекционировать их, иногда разбрасывать, терять, зато когда найдет снова, обрадуется им, как старым знакомым. Вначале это будут просто красивые картинки, которые так весело перебирать в музейном киоске, но потом эти миниатюрные репродукции помогут сохранить и оживить ранние детские впечатления.

Не забудьте зайти в кафе

Поход в музей не будет полным, если вы не зашли в кафе. Для ребенка это все равно, что кино без попкорна или без мороженого. Если в музее нет кафетерия, зайдите куда-нибудь поблизости. Чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник.



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Экскурсия на почту»

Цель: Активизировать словарь и систематизировать знания детей о труде работников почты.План-конспект занятия «Экскурсия на почту»

Задачи:

1. Расширять представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости.

2. Расширять и активизировать предметный словарь, словарь действий, наречий детей по теме «Профессии. Работники почты».

3. Формировать взаимопонимание, взаимопомощь, самостоятельность.

Предварительная работа: Беседа о труде работников почты, чтение детской литературы: С. Я. Маршак «Почта», А. Шибаева «Почтовый ящик», рассматривание журналов, открыток по теме.

Оборудование: конверты, газеты, журналы, письма, бандероли, марки

Ход экскурсии:

Воспитатель: Когда вы идете по улицам посёлка, что вы видите, кроме жилых домов? (Магазины, аптеку и т. д.) А еще в каждом поселение есть почта. Сегодня мы с вами пойдем на почту, познакомимся с работниками почты и посмотрим, как они работают.

- Предлагаю нарисовать рисунки и посмотреть, принесет почтальон наши письма к нам или нет.

(По ходу следования к почте воспитатель обращает внимание детей на правила поведения на улице, обращает внимание на тротуар и на дорогу.)

Кто знает, что такое почта, для чего она нужна? (Ответы детей.)

Посмотрите, на стене здания весит почтовый ящик

Я синего цвета

Вишу на стене

И много приветов

Хранится во мне

- Это почтовый ящик сюда нужно опустить конверт с письмом.

(Придя на почту, воспитатель дает детям некоторое время для самостоятельного осмотра).

- Обратите внимание, какой зал, посмотрите, за стойкой, трудятся работники. Одна – оператор, она принимает посылки, другая – выдает заказное письмо, третья – сортирует письма, газеты и журналы. Как выполняют работу эти люди?

Дети: Спокойно, неторопливо, внимательно, вежливо разговаривают с посетителями.

Воспитатель: Кто еще работает на почте, вот послушайте

Он разносит по домам

Ворох писем, телеграмм,

А в конвертах  голубых,

Вести от друзей, родных?

Дети: Почтальон

Воспитатель:  Правильно молодцы, на почте работают почтальоны. А еще на почте работают сортировщики и начальник почты. Сортировщик разбирает и сортирует письма, газеты, журналы, денежные переводы для того, чтобы почтальон правильно разнес их по адресам. Начальник почты руководит работой всех людей, которые работают на почте. А ваши родители ходят на почту? Как вы думаете, что делают родители на почте?

1 ребенок: Да, ходят. Моя мама получала на почте один денежный перевод от бабушки и два письма.

2 ребенок: Моя бабушка выписывала на почте три газеты и два журнала.

3 ребенок: А мой папа отправил пять поздравительных открыток и покупал к ним пять конвертов для писем.

Воспитатель: Ребята давайте попросим Жанну Сергеевну посмотреть, как работает почтальон?

(После приветствия, начальник почты провожает к почтальону. Воспитатель напоминает, что нужно вести себя тихо, не шуметь чтобы не мешать работать)

- Ребята посмотрите как много газет, писем, лежат на полках у почтальона. Посмотрите они все разные. Разноцветные и черно - белые. Посмотрите, а здесь лежат журналы. Они тоже разные маленькие и большие. Есть журналы для детей, а есть для взрослых. А вы получаете журналы?

Газеты, журналы, письма привозят на почту на машине. И прежде чем разнести все по домам, газеты, журналы и письма надо разложить вот так (показывает): газеты к газетам, журналы к журналам, а вот в эту стопочку - письма.

- А как почтальон узнает, какую газету, в чей почтовый ящик положить? (Предположения детей.) для этого на каждой газете и на каждом журнале почтальон карандашом напишет номер дома (показывает). Посмотрите, как быстро почтальон подписал все газеты. Теперь все готово и можно загружать почтовую сумку. Все сложили, можно разносить. Попробуйте поднять сумку. (Несколько детей пробуют поднять сумку.)

Почтальон Наталья Ивановна: Ну как, тяжелая? Теперь пойдемте со мной. (Дети вместе с воспитателем и почтальоном идут в зал.) Сейчас надо разложить по почтовым ящикам газеты, журналы и письма по почтовым ящикам.

Жанна Сергеевна: Посмотрите вот одна женщина решила отправить посылку, посмотрите вещи она положила в специальный ящик написала адрес, куда нужно доставить посылку. Оператор посмотрите, взвесил посылку, заклеил специальным скотчем, на котором написано «Почта России» и теперь эта посылка может отправляться в путь поездом или даже самолетом, смотря, куда ей нужно доехать.

Чтобы письма и бандероли выдержали такой дальний и непростой путь и дошли до своих адресатов в целости и сохранности, их одевают в специальную одежду: письма - в конверты, бандероли и посылки - в ящики и бумагу.

Посмотрите, как много здесь посылок, а эти посылки ждут своих хозяев, наши операторы написали им извещения и теперь ждут когда за ними придут

Правда здесь интересно, но мы совсем забыли, зачем сюда пришли.

Ответы детей

Правильно мы хотели отправить наши рисунки.

Что для этого нужно сделать?

Дети: Положить рисунки в конверт

Воспитатель: Сейчас купим конверт, марку.

Рассматривают конверт, какой формы. Воспитатель обращает внимание детей, что без марки письмо не дойдет. Отмечают особенности внешнего вида марки: прямоугольная форма, на одной стороне картинка, на другой - клейкая основа, предлагается наклеить марку конверт, в правом верхнем углу.

Конверты с упакованными письмами обязательно надписывают (куда, кому, от кого). Если этого не сделать, то письмо никогда не дойдет до своего адресата. Как вы думаете, почему неподписанное письмо не дойдет до адресата?

Подготовленное к отправке письмо дети опускают в почтовый ящик.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы познакомились с трудом работника почты. Труд почтальона очень нужный, но тяжелый. Поэтому на почте работает много почтальонов.

С. Я. Маршак так писал о почтальоне:

Честь и слава почтальонам, утомленным, запыленным.

Честь и слава почтальонам с толстой сумкой на ремне!

(Воспитатель и дети благодарят работников почты, прощаются)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе

«Светит солнышко»

Подготовила воспитатель:

 Лобарева А. В.

Цель:

Выработать двигательные навыки в проведении линий, образовании условной связи между движением руки и полученным в результате его следом карандаша на бумаге.

Основные задачи:

Научить детей передавать в рисунке образ яркого солнышка, располагать рисунок в середине листа, закрашивать круглую форму слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисточки, сочетать округлую форму с прямыми линиями. Упражнять в умении отжимать лишнюю краску о край баночки. Воспитывать самостоятельность и творчество. Способствовать эстетическому восприятию мира.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, открыток, картин с изображением цветов,  беседы с детьми о явлениях природы.

Материал: тонированные альбомные листы серо-голубого цвета; краски и кисти; баночки с водой.

Ход занятия:

В процессе занятия воспитатель говорит: «Дети, я сейчас загадаю вам загадку, а вы слушайте внимательно и скажите, что это?» - Доброе, ласковое, на всех людей смотрит, а на себя смотреть не дает?». Дети хором отвечают: «Солнышко».

  - Дети, давайте все подойдем к окошку и посмотрим, не выглядывает ли солнышко?

(Дети подходят к окну и смотрят).

 - Нет, не видно, говорит воспитатель.

 - А давайте мы с вами его позовем!

 -Воспитатель проговаривает потешку:

«Солнышко – ведрышко,

 Выгляни в окошко,

 Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!»

 - Никак солнышко не хочет из – за тучки выходить.

 - Ребята, а давайте мы все вместе солнышко позовем!

(Дети вместе с воспитателем еще раз проговаривают потешку).

(Воспитатель переходит ко второй части занятий рисования)

 - Никак солнышко не хочет нам показываться.

 - Дети, давайте с вами нарисуем свое солнышко, и у нас будет солнышко.

(Дети соглашаются).                                                                                                                - Дети, подойдите все к столу, я вам покажу, как правильно рисовать солнышко. Воспитатель показывает приемы рисования круга кистью и его закрашивания слитными линиями. Давайте мы попробуем с вами нарисовать солнышко в воздухе. Подымите правую ручку вверх и попробуйте нарисовать круг. Дети прорисовывают круг в воздухе.

 -Молодцы, хорошо получилось. А теперь нужно нам с вами раскрасить солнышко.                                                                                                                                (Дети смотрят, как правильно показывает воспитатель).                                               - Дети, как вы думаете, что мы еще забыли нарисовать солнышку? – правильно, лучики. Посмотрите, как я буду рисовать лучики нашему солнышку. А вы хотите нарисовать такое солнышко?                                                                – Да, хотим, отвечают дети.                                                                                                 ( Дети садятся и начинают рисовать. Воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения. По окончанию занятия, дети рассматривают рисунки).

- Посмотрите, какие красивые у нас получились открытки. Мы поместим их в наш музей открыток. А затем отправим по почте в другой детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мини- музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

Название  Проект мини-музея камня: «В гостях у Хозяйки Медной Горы»Тип   Исследовательско – игровой.По содержанию:  естественно –  научный.По времени проведения:   долгосрочный.ЦельПознакомить детей с...

Схема осуществления проекта «Мини-музей камня «В гостях у Хозяйки Медной горы»

 РазделпрограммыВиды детской деятельности Игровая деятельность  Дидактические игры с камнями  на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Каменная ...

Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».

Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея:  познавательно- исследовательский.   Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...

Проект "Мини- музей "Почтовая открытка"

Мни - музей в детском саду это особый вид музея, который находится непосредственно в дошкольном учереждении. В нём можно трогать экспонаты и даже с ними играть....

Проект "Музей почтовой открытки"

Проект для старшего дошкольного возраста знакомит детей с историей и современностью почтовой открытки в России....

Совместный проект родителей,педагогов и детей:Проект "Мини -музей головных уборов"

Тип проекта: творческий, детско-взрослый, ребенок – субъект в ДОУ.Цель проекта:  привлечь родителей к участию в жизни своих детей в ДОУ....

Мини - музей" Почтовая открытка"

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МИНИ - МУЗЕЯ : 1.Ознакомление с историей возникновения открытки.2. Воспитание чувства прекрасного.3. Поддерживание инициативы в творческом  процессе собственной деятельности при исп...