Доклад из опыта работы на тему «Ребенок на улицах города» по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Перевозчикова Наталья Олеговна

Задача педагогов и родителей-воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы  на тему «Ребенок на улицах города» по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

воспитателя средней группы «Росинка»

МДОУ комбинированного вида

детского сада №11 «Колосок»

г. Семёнова

Малышевой Натальи Олеговны.

Март 2011 г.

Содержание

  1. Доклад из опыта работы по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
  2. Использование методической литературы и пособий по обучению детей ПДД.
  3. Выписка из протокола педагогического совета на тему «Растим детей здоровыми».
  4. Основные направления и формы работы с детьми.
  5. Перспективный план работы на год.
  6. Конспект занятия по обучению дошкольников правилам дорожного движения.
  7. Наглядно – практический материал по работе с родителями.
  8. Фотоматериалы.
  9. Работы детей.
  10. Презентационный материал по теме: «Ребенок на улицах города».

Знакомство с правилами поведения на улицах, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Поэтому целью моей работы с детьми является формирование у дошкольников необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Исходя, из цели были поставлены следующие задачи:

  1. Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.
  2. Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.
  3. Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
  4. Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
  5. Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
  6. Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и жёлтый одновременно (скоро загорится зелёный); зелёный (иди), мигающий зелёный и жёлтый (скоро загорится красный).
  7. Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
  8. Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
  9. Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.
  10. Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

С целью повышения эффективности восприятия детьми столь сложного материала, как правила безопасности, создана предметно – развивающая среда. В группе есть необходимая адаптированная литература, картотека стихов и загадок о дорожных знаках и транспорте, наборы разрезных картинок, дидактические игры, развивающие внимание и мышление, подвижные, сюжетно – ролевые, театрализованные игры, ребусы. Созданы макеты улиц; родителями вместе с детьми разработан индивидуальный план – схема «Безопасный путь ребенка от дома до детского сада»; изготовлены знаки дорожного движения. Участок возле детского сада оформлен в виде проезжей части: покрашены бордюры, нанесена пешеходная дорожка и дорожная разметка. Именно здесь на прогулках в теплое время года используются велосипеды, самокаты, коляски, а в холодное время санки, ледянки и лыжи, для того чтобы дети на практике могли отрабатывать навыки безопасного поведения. Разнообразны и формы проведения занятий. Наряду с традиционными играми, викторинами, конкурсами и групповыми беседами организовала встречу с работниками ГИБДД. Также вместе с детьми мы выходим за пределы детского сада, чтобы посмотреть, правильно ли пешеходы переходят дорогу и уступают ли им путь водители. Зачастую дети учат своих родителей, на какой свет светофора можно переходить дорогу, на какой следует остановиться и подождать.

Данная работа ведется в соответствии с перспективным планом, который составлен на год. При работе с детьми всегда помню, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место отводится практическим формам обучения:

  • наблюдению (за поведением пешеходов, за движением транспорта и работой водителя, за работой светофора, сотрудника ГИБДД).
  • экскурсиям (по улицам микрорайона, к пешеходному переходу, к автобусной остановке) с целью закрепления и пополнения знаний.

Закрепление знаний происходит на занятиях и в повседневной жизни через:

  • чтение художественной литературы (Т.И. Алиева «Ехали медведи», «Дорожная азбука», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Михалков «Моя улица», «Я иду через дорогу», И. Серяков «Улица, где все спешат», Н. Носов «Автомобиль». Заучивание стихотворения Р. Фархади «Светофор»).
  • рассматривание картин и иллюстраций (пассажирского, грузового и гужевого транспорта,  улиц города, отражающих дорожные ситуации).
  • развлечения, конкурсы  («Наш друг — светофор», «Дорога и дети», «Эстафета зеленого огонька», «Лучший пешеход», «Дорога к теремку»).

Большое значение уделяется настольно – печатным играм, изготовленных совместно руками родителей и детей («Разрезные картинки», «Лото», «Карточная викторина»). С детьми с удовольствием играем в игры: «Служба спасения», «Автозаправочная станция», «Скорая помощь», «Поездка на автомобиле».

Через интеграцию деятельности специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога) знания детей становятся более прочными. С детьми проводятся подвижные игры «Цветные автомобили», «Лошадки», «Воробушки и автомобиль», «Найди свой цвет», в зимний период игры – забавы на санках, игровые ситуации на спортивной площадке; музыкально – дидактические игры, игры – имитации под музыку; Обыгрывание игровых ситуаций по безопасности дорожного движения, рассматривание иллюстраций  и их обсуждение, придумывание с детьми рассказов на тему «Что было бы, если…». Психолог учреждения  еженедельно проводит занятия с детьми, формируя у них такие качества, как произвольное внимание, память, воображение при этом формируется такая его особенность как оригинальность и произвольность.

Большое внимание уделяется продуктивным видам деятельности

(См. по перспективному плану).

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. С этой целью проведено анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города». После обработки данных можно сделать следующие выводы, что родители относятся серьезно к обучению детей правилам дорожного движения и стараются служить положительным примером для своего ребенка. Значит, эта проблема родителей интересует. Продумала их участие в мероприятиях по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма (составление карты – схемы «Наш детский сад «Колосок»», план – схема «Безопасный путь ребенка от дома до детского сада», выставка семейного творчества «Светофор», сочинение сказок о ПДД, конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде ПДД, фотовыставка «Образцовые пешеходы»).

Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только родители, воспитатели, узкие специалисты, но и другие социальные институты:

  • участие инспектора ГИБДД в проведении занятий по правилам дорожного движения.                                                                
  • приглашение представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания с целью ознакомления родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах               участие инспектора ГИБДД как эксперта в развлечении «Путешествие лисы Алисы в страну Светофорию».
  • посещение ФОКа «Арена», где в течение года организован цикл просмотров мультфильмов по теме: «Азбука безопасности на дороге».
  • встреча с врачом-травматологом.

Взаимодействие с социумом

                

                

        

                

        

        Хочется напомнить, что главным для детей в обучении ПДД остается пример взрослых (воспитатели, родители). Занимаясь с детьми всегда нужно помнить, что все окружающие детей взрослые должны соблюдать правила. Только в этом случае обучение будет эффективным. Ребенок – пешеход на улице города всегда идет рядом или за руку со взрослым. И если этот взрослый не хочет выполнять правила дорожного движения, вряд ли знания их малышей помогут в данном случае перейти улицу или обойти транспорт, так как, нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Помните, что всегда рядом с нами наши дети и их безопасность в наших руках. Берегите детей!

Использование методической литературы и пособий

по обучению детей правилам дорожного движения:

  1. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах/Н.Н. Авдеева. – М.:ООО «АСТ – ЛТД», 1997.
  2. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение/К.В. Агафонова. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей дет. садов. – М., 1994.
  4. Добрушин, А.Д. Как беречь детей/А.Д. Добрушин. – Таллин: Валгус, 1976.
  5. Дорохов, А.А. Зеленый, желтый, красный/А.А. Дорохов. – М.: Детская литература, 1975.
  6. Душнов, А.С. Моя улица/А.С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1981.
  7. Кириллова, О.С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов/О.С. Кириллова, Б.П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 1995.
  8. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольника правилам движения/Н.Н. Клименко. – М.: Просвещение, 1973.
  9. Клочанов, Н.Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей/Н.Н. Клочанов. – Ростов н/Д.:Феникс, 2004.
  10. Кривич, М. Школа пешехода/М. Кривич, О. Ольгин. – М.: Малыш, 1984.
  11. Маландин, Н.Г. Внимание – дети/ Н.Г. Маландин. – М.: Педагогика, 1975.
  12. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб./сост. О.Ю. Грезина, С.А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.
  13. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей дет. сада/ Э.Я. Степаненкова, Н.Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979.
  14. Якунов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах/ А.М.Якунов. – М., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы с детьми по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

План работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и дорожно-транспортных происшествий на 2013-2014 уч.г. учебный год...

"Обучение детей наблюдательности на улице (предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма)"

Консультация для родителей. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....

Представление опыта работы по теме: «Организация работы ДОУ по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма» Воспитатель: Киселёва О.Г.

К теме безопасности детей на городских улицах приходится возвращаться постоянно. Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участни...

Применение проектного метода в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО.

Одним из основных средств развития в ДОО является метод проектов. Основываясь на лично - ориентированном подходе к обучению детей  дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к разли...

План работы творческой группы по профилактике и предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

Цель: Изучение правил дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: Организация работы творческой группы с целью предупреждения детского дорожно-транспортного ...

Система работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Автор статьи делится опытом работы по предупреждению дорожно –транспортных происшествий с детьми младшего дошкольного возраста. В работе с детьми младшего дошкольного возраста по предупреждению ...