Главные вкладки

    "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Занятие-экспериментирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл eti_obyknovennye_i_neobyknovennye_kamni.docx20.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в средней группе №5.

    Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». 

    Цели: Познакомить детей с различными видами камней и их свойствами.

    1. Научить различать виды камней по их внешним признакам.

    2. Развивать исследовательские навыки, познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение.

    Содействовать формированию интереса к неживой природе.

    3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

    Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней; конверт с фотографией профессора; записка от профессора;

    коллекция камней, которые можно найти на дороге и морских камей; маркеры; индивидуальные коврики.

    Оборудование: два круглых стола; грамзапись с записями "Звуки моря";мольберт.

    Для исследовательской лаборатории: одноразовая тарелка на каждого ребенка; камни двух видов; лупа; схемы, обозначающие свойства камней ;по два мелких камня на каждого ребенка;

    Для экспериментальной лаборатории: деревянные кубики и по два камня на каждого ребенка; кусочек дерева; гвозди; молоток; две ёмкости с водой; салфетки.

    Ход занятия.

    1. Коммуникативная игра:"Здравствуй, дружок! "

    -Здравствуй, дружочек! - Здравствуй, дружок! (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой).

    - Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки, идут по кругу).

    - Дружно по кругу с тобою пойдём,

     - Здороваться вместе начнем!

    - Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперёд, то правую, то левую руки).

     – Хлоп-хлоп! (Хлопают).

    - Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (Качают головой).

    - Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперёд). (Улыбаются).

     - Солнцу, привет! Небу, привет! (Поднимают руки вверх).

    «Здравствуйте! »- слышим в ответ. Протягивают руки вперёд. 

    2. Мотивационный момент.

    Воспитатель: -Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне передали посылку. На ней написано: "Куда: «улица (Бестужевых). Детский сад № (2148 ). Кому: группе «(№5) ».

    -Кому адресована эта посылка?

    -А узнать, что лежит в этой посылке, нам помогут органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?

    Дети: «Уши, нос, руки, глаза».

    -А как нам руки могут помочь?

    Дети: «Подержать, потрогать"»

    Воспитатель:- Этот предмет тяжелый или лёгкий?

    -А теперь приготовьте правую руку, засуньте её в этот рукав и ощупайте предмет, который находится в этой посылке.

    -Этот предмет твёрдый или мягкий? Холодный или тёплый? Гладкий или шершавый?

    -Как нам уши могут помочь?

    Дети: «Послушать».

    -Я потрясу посылку, а вы попробуйте угадать, что может шуметь?

    -Что вы услышали? Что же это может быть?

    Дети: «Камни».

    Воспитатель: -Давайте посмотрим, что же там на самом деле. Что нам в этом поможет?

    Дети: «Глаза».

    -Дети вы молодцы, а как вы догадались, что это камни?

    -Вот только странно, зачем нам камни?

    -Ребята, посмотрите, на дне посылки что-то лежит.

    (Воспитатель достает и дети видят, что это конверт, в котором лежит письмо)

    Воспитатель: -Всё ясно, эти камни нам прислал профессор и он приглашает нас в свою лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

    -Ребята, сегодня мы рассмотрим разные камни и думаю, узнаем о них кое-что интересное. Ну а теперь давайте отправимся в лабораторию.

    -Ребята, может быть здесь его лаборатория? А как вы догадались? Давайте постучим.

    -Здравствуйте, профессор! Странно, почему никто не отвечает? Почему его нет? Вот его халат. Да здесь записка какая-то.

    «Здравствуйте, ребята! Извините меня, я не могу вместе с вами провести опыты. Меня срочно позвали в главную лабораторию, но у меня остались дела, которые нужно сделать именно сегодня. Может быть вы сможете мне помочь? Желаю успехов!

    (Профессор Знайка) .

    -Ну, что? Вы готовы помочь?

    -Для того, чтобы приступить к работе, вы должны поделить камни на две группы, на морские и те которые мы можем найти на улице.

    (Девочки выбирают морские камни, а мальчики -камни, которые можно найти на дороге) .

    -А теперь вернитесь за столы и присаживайтесь. Что вы видите на столах? А для чего нужны лупы?

    Дети: «Рассматривать, изучать, исследовать».

    -Это исследовательская лаборатории - и мы - ученые - исследователи.

    -Возьмите камни, которые лежат перед вами, возьмите лупу и рассмотрите их. Что вы видите?

    Дети: «Трещины, узоры, точки».

    -Сейчас вы должны описать камни, которые лежат перед вами при помощи схем.

    (Мальчики составляют схему камней, которые можно найти на дороге или в горах; девочки - морских камней) .

    -Ваши камни какие: легкие или тяжелые?

    -Выберите карточку, которой можно обозначить, что камень тяжелый.

    -А камни холодные или теплые? Какой они формы? Какие у них края? Какая у них поверхность? Какого они цвета?

    -Мальчики, расскажите о камнях, которые вы исследовали, пользуясь этими схемами.

    -Как вы думаете, где можно найти эти камни?

    Дети: «На улице, на дороге, в горах».

    -Девочки, расскажите о камнях, которые исследовали вы.

    -Где можно найти такие камни?

    -Ребята, чем похожи камни? А чем они отличаются?

    -Как вы думаете, почему морские камни гладкие, круглые, без острых, углов?

    -(Прослушивание записи : «Звуки моря») .

    -Возьмите ещё один камень и потрясите их. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место. Такими их сделали морские волны. Камни в морской воде стучат, бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими -без единого уголка.

    -Чем же морские камни отличаются от камней, которые можно найти под ногами на дороге?

    3. Ознакомление со свойствами камней.

    -А теперь давайте пройдём в экспериментальную лабораторию профессора.

    (Дети подходят к ней и встают во круг стола) .

    -Теперь мы ученые-экспериментаторы и будем проводить различные опыты с камнями.

    -Возьмите камень в руку и сожмите его крепко - крепко. Ну, что, изменил он форму?

    Дети: «Нет, потому что он твердый».

    -Как вы думаете, он твёрже дерева? Давайте проверим. Хотите попробовать вбить гвоздь в дерево. Мальчики, вы будущие мужчины и должны уметь забивать гвозди, попробуйте вы.

    (Мальчики забивают, воспитатель - контролирует) .

    -Что получилось?

    Дети: «Гвоздь вошёл в дерево».

    -А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Что-то не получается. Может быть вы попробуете, и у вас получится?

    -Ну что получилось? Что произошло с гвоздём, а с камнем?

    -Какой можно сделать вывод?

    Дети: «Камень твёрже дерева».

    -Ребята, а давайте посмотрим, как камень и дерево будут вести себя в воде?

    -Перед вами ёмкости с водой, возьмите деревянную палочку и попробуйте его опустить в воду. Что с ней произошло?

    -Дети: «Дерево плавает».

    -А теперь возьмите камень и осторожно опустите его в ёмкость с водой. Что с ним произошло?

    Дети: «Камень тонет».

    -Почему?

    Дети: «Камень тяжелее воды».

    -Достаньте его, каким он стал?

    Дети: «Мокрый».

    -Сравните его с сухим камнем. Чем они отличаются?

    Дети: «Цветом. Мокрый камень темнее». 

    4. Игра «Верно – неверно».

    -Чтобы узнать, как вы запомнили свойства камней, поиграем в игру: «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

    -Камень тонет в воде.

    -Камень прозрачный как стекло.

    -Гвоздь нельзя забить в камень.

    -Камень лёгкий, как вата.

    -Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

    -Камень легко разбить, как стекло.

    -Камень можно растянуть, как резину.

    -Из камня можно лепить, как из пластилина.

    -Камень не плавает в воде, как дерево.

    -Камень можно порвать, как бумагу.

    -Очень хорошо, вы запомнили свойства камней.

    5. Сюрпризный момент.

    -Ребята, вы были молодцы и поэтому, профессор приготовил для вас сюрприз – это камни, из которых можно сделать поделки , но т. к. он очень спешил в главную лабораторию, то просил нас сделать картину из камней. Внимательно рассмотрите ваши камни, на что они похожи? Что из них можно сделать?

    -А теперь давайте выполним работу.

    -Во что превратились ваши камни?

    6. Итог.

    -А теперь давайте вернёмся в исследовательскую лабораторию.

    -Ребята, как вы думаете, смогли мы все вместе помочь профессору?

    -Сегодня вы были молодцы! Профессор будет вами доволен!

    -А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им: «До свидания! »


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

    «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

    ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ

    Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в ст...

    "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

    Познакомить детей со свойствами камней...

    Эти необыкновенные камни.

    Занятие по ознакомлению с окружающим Для старших дошкольниковЦель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствамиЗадачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней...

    Проект для старшей группы "Наши необыкновенные камни"

    Селу Коргон 230 лет. В 19 веке в окресностях села действовала каменоломня, где добывали полудрагоценные камни ( яшма, порфир). Детям старшего дошкольного возраста предлагается материал о истории нашег...

    Тема: Эти необыкновенные и необыкновенные камни.

    Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.Задачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы);- к культ...

    Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

    Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...