Главные вкладки

    Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Чекулаева Антонина Викторовна

     

    «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением

    Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением

    Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Цели: Познакомить детей с различными видами камней и их свойствами.

     Задачи:

    1. Научить различать виды камней по их внешним признакам.

    2. Развивать исследовательские навыки, познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение. Содействовать формированию интереса к неживой природе.

    3. Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

    Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней; конверт с фотографией профессора; записка от профессора; коллекция камней, которые можно найти на дороге и морских камей; маркеры; индивидуальные коврики.

    Оборудование: два круглых стола; грамзапись с записями "Звуки моря";мольберт.

    Инструментарии к экспериментированию: халаты и шапки.

    Для исследовательской лаборатории: одноразовая тарелка на каждого ребенка; камни двух видов; лупа; схемы, обозначающие свойства камней ;по два мелких камня на каждого ребенка;

    Для экспериментальной лаборатории: деревянные кубики и по два камня на каждого ребенка; кусочек дерева; гвозди; молоток; две ёмкости с водой; салфетки.

    Ход занятия.

     

     1. Коммуникативная игра:"Здравствуй, дружок! "

     -Здравствуй, дружочек! - Здравствуй, дружок! (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой). - Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки, идут по кругу). - Дружно по кругу с тобою пойдём, - Здороваться вместе начнем! - Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперёд, то правую, то левую руки). – Хлоп-хлоп! (Хлопают). - Здравствуйте, здравствуйте, ножки! (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую). -Топ топ! (Топают). - Здравствуйте, круглые щечки! (Гладят щеки). - Пух, пух! Надувают щёки и ударяют по ним ладошками. -Здравствуйте, ноготочки! (Сжимают и разжимают пальцы рук). - Стук, стук! (Стучат ноготочками друг о друга). - Здравствуй, весёлый мой носик! (Прикасаются пальцами к носу). - Шмыг, шмыг! (Тянут за нос). - Здравствуйте, наши колени! (Хлопают по коленям). Прыг, прыг! (Прыжки). - Мы улыбнёмся друг другу с тобой. (Качают головой). - Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной! (Протягивают руки вперёд). (Улыбаются). - Солнцу, привет! Небу, привет! (Поднимают руки вверх). «Здравствуйте! »- слышим в ответ. Протягивают руки вперёд.

     

     2. Мотивационный момент.

     -Ребята, сегодня утром, когда я шла на работу, мне передали посылку. На ней написано: "Куда: «улица (. ). Детский сад № (. ). Кому: группе «(. ) ».

     -Кому адресована эта посылка?

     -А узнать, что лежит в этой посылке, нам помогут органы чувств. Какие органы чувств вы знаете?

    Дети: «Уши, нос, руки, глаза».

    -А как нам руки могут помочь?

    Дети: «Подержать, потрогать"»

    -Этот предмет тяжелый или лёгкий?

    -А теперь приготовьте правую руку, засуньте её в этот рукав и ощупайте предмет, который находится в этой посылке.

    -Этот предмет твёрдый или мягкий? Холодный или тёплый? Гладкий или шершавый?

    -Как нам уши могут помочь?

    Дети: «Послушать».

    -Я потрясу посылку, а вы попробуйте угадать, что может так греметь, шуметь, стучать или шуршать?

    -Что вы услышали? Что же это может быть?

    Дети: «Камни».

    -Давайте посмотрим, что же там на самом деле. Что нам в этом поможет?

    Дети: «Глаза».

    -Дети вы молодцы, а как вы догадались, что это камни?

    -Вот только странно, зачем нам камни?

    -Ребята, посмотрите, на дне посылки что-то лежит.

     (Дети достают и видят, что это конверт, в котором лежит портрет профессора) .

    -Всё ясно, эти камни нам прислал профессор и он приглашает нас в свою лабораторию. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

    -Но перед тем, как мы отправимся в лабораторию, давайте отдохнём и наберёмся сил.

     

     3. Релаксация.

    -Расстелите, пожалуйста, коврики и ложитесь на них. Сейчас я включу музыку. Закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую вам подскажет музыка.

    -Что вы услышали? Какие картины пронеслись перед вашими глазами?

    -Ребята, а кто из вас был на море? А какой там был берег: покрытый песком или камнями?

    -А как можно назвать берег, который покрыт песком?

    Дети: «Песчаный».

    -А камнями?

    Дети: «Каменистый».

    -А если берег покрыт и песком и камнями?

    Дети: «Песчано-каменистый».

    -Ребята, сегодня мы рассмотрим разные камни и думаю, узнаем о них кое-что интересное. Ну а теперь давайте отправимся в лабораторию.

    (Дети змейкой идут за воспитателем) .

     

     4. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

    -Ребята, может быт здесь его лаборатория? А как вы догадались? Давайте постучим.

    -Здравствуйте, профессор! Странно, почему никто не отвечает? Почему его нет? Вот его халат. Да здесь записка какая-то.

     

     «Здравствуйте, ребята! Извините, я не могу вместе с вами провести опыты. Меня срочно позвали в главную лабораторию, но у меня остались срочные дела, которые нужно сделать именно сегодня. Может быть вы сможете мне помочь? Желаю успехов!   (Профессор ) .

    -Ну, что? Вы готовы помочь? Тогда вам надо надеть халаты и шапки.

    -Для того, чтобы приступить к работе, вы должны поделить камни на две группы, в соответствии с карточкой на дне тарелки.

    (Девочки выбирают морские камни, а мальчики -камни, которые можно найти на дороге) .

     -А теперь вернитесь за столы и присаживайтесь. Что вы видите на столах? А для чего нужны лупы?

    Дети: «Рассматривать, изучать, исследовать».

    -Это исследовательская лаборатории - и мы - ученые - исследователи.

    -Возьмите камни, которые лежат перед вами, возьмите лупу и рассмотрите их. Что вы видите?

     Дети: «Трещины, узоры, точки».

    -Сейчас вы должны описать камни, которые лежат перед вами при помощи схем.

    (Мальчики составляют схему камней, которые можно найти на дороге или в горах; девочки - морских камней) .

    -Ваши камни какие: легкие или тяжелые?

    -Выберите карточку, которой можно обозначить, что камень тяжелый.

    -А камни холодные или теплые? Какой они формы? Какие у них края? Какая у них поверхность? Какого они цвета?

    -Мальчики, расскажите о камнях, которые вы исследовали, пользуясь этими схемами.

    -Как вы думаете, где можно найти эти камни?

    Дети: «На улице, на дороге, в горах».

    -Девочки, расскажите о камнях, которые исследовали вы.

    -Где можно найти такие камни?

    -Ребята, чем похожи камни? А чем они отличаются?

    -Как вы думаете, почему морские камни гладкие, круглые, без острых, углов?

    -(Прослушивание записи : «Звуки моря») .

     -Возьмите ещё один камень и потрясите их. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место. Такими их сделали морские волны. Камни в морской воде стучат, бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими -без единого уголка.

     -Чем же морские камни отличаются от камней, которые можно найти на дороге?

     

     5. Ознакомление со свойствами камней.

     -А теперь давайте пройдём в экспериментальную лабораторию профессора.

    (Дети подходят к ней и встают во круг стола) .

    -Теперь мы ученые-экспериментаторы и будем проводить различные опыты с камнями.

    -Возьмите камень в руку и сожмите его крепко - крепко. Ну, что, изменил он форму?

     Дети: «Нет, потому что он твердый».

     -Как вы думаете, он твёрже дерева? Давайте проверим. Хотите попробовать вбить гвоздь в дерево. Мальчики, вы будущие мужчины и должны уметь забивать гвозди, попробуйте вы.

     (Мальчики забивают, воспитатель - контролирует) .

    -Что получилось?

     Дети: «Гвоздь вошёл в дерево».

     -А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Что-то не получается. Может быть вы попробуете, и у вас получится?

    -Ну что получилось? Что произошло с гвоздём, а с камнем?

     -Какой можно сделать вывод?

     Дети: «Камень твёрже дерева».

     -Ребята, а давайте посмотрим, как камень и дерево будут вести себя в воде?

     -Перед вами ёмкости с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте его опустить в воду. Что с ним произошло?

    -Дети: «Дерево плавает».

    -А теперь возьмите камень и осторожно опустите его в другую ёмкость с водой. Что с ним произошло?

    Дети: «Камень тонет».

     -Почему?

    Дети: «Камень тяжелее воды».

     -Достаньте его, каким он стал?

     Дети: «Мокрый».

     -Сравните его с сухим камнем. Чем они отличаются?

     Дети: «Цветом. Мокрый камень темнее».

     -Какой можно сделать вывод?

    6. Игра «Верно – неверно».

    -Чтобы узнать, как вы запомнили свойства камней, поиграем в игру: «Верно - неверно». Я буду называть свойства камней, а вы определять, верно ли моё утверждение. Например: я говорю: «Камень можно смять, как бумагу». Ваш ответ: «Неверно! Камень нельзя смять, он твердый. Я буду играть роль стрелки - с закрытыми глазами поворачиваться и показывать, кто будет отвечать:

    -Камень тонет в воде.

    -Камень прозрачный как стекло.

    -Гвоздь нельзя забить в камень.

    -Камень лёгкий, как вата.

    -Мокрый камень отличается по цвету. (Он темнее) .

     -Камень легко разбить, как стекло.

    -Камень можно растянуть, как резину.

    -Из камня можно лепить, как из пластилина.

    -Камень не плавает в воде, как дерево.

    -Камень можно порвать, как бумагу.

     -Очень хорошо, вы запомнили свойства камней.

     

     7. Сюрпризный момент.

     -Ребята, вы были молодцы и поэтому, профессор приготовил для вас сюрприз - это разрисованные камни., но т. к. он очень спешил в главную лабораторию, то не успел их до конца разрисовать, давайте попробуем сами. Внимательно рассмотрите ваши камни, на что они похожи? Подумайте, что не успел дорисовать профессор?

    -А теперь возьмите маркеры и дорисуйте ваши камни так, чтобы они стали похожими на предмет. (Дети рисуют на камнях) .

     -Во что превратились ваши камни?

     

     8. Итог.

    -А теперь давайте вернёмся в исследовательскую лабораторию.

    -Ребята, как вы думаете, смогли мы все вместе помочь профессору? Когда вы вместе у вас всё получится. Что мы для этого сделали?

    -А теперь давайте встанем в круг. Сейчас вы можете подойти к друг другу и подарить свои камни, сказав при этом добрые слова.

    -Эти камни помогли вам сказать много доброго и хорошего друг о друге. Давайте же ещё с большей любовью и вниманием относиться друг к другу. А в будущем я предлагаю создать новую коллекцию - разрисованных камней.

    -Сегодня вы были молодцы! Профессор будет вами доволен!

    -А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им: «Досвидания! »

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

    Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

    конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

    В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

    Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

    Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

    Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

    Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

    Конспект познавательного занятия в старшей группе

    Цель: формирование общих представлений о птицах.Программные задачи:1.     изучить строение тела птиц;2.     найти между ними сходство и различия;3....

    Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

    Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....