конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Силкина Евгения Васильевна

 В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками и народными играми, узнают древние обычаи русского народа с учетом гендерного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_vosstanovlen.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

       

Конспект

познавательного занятия в старшей группе                                                                             детского  сада

на тему  «Волшебное руно»

Воспитатель Силкина Е. В.

Программное  содержание:

  1. Познакомить детей со способами изготовления изделий из овечьей шерсти.
  2. Формировать образную речь, учить употреблять в речи пословицы, поговорки, загадки.
  3. Обогащать словарь  названиями предметов народного быта: руно, кудель, прялка, веретено, валяльщик.
  4. Воспитывать интерес к русской культуре, традициям, обычаям, народному быту.
  5. Развивать память, внимание, мышление.

Материалы:  народный костюм, предметы быта: прялка, веретено, шерсть овцы, шерстяные изделия, валенки.

Хозяюшка в народном костюме встречает детей в русской избе.

Хозяюшка: День добрый, детушки-касатушки!

Дети: Здравствуй, хозяюшка!

Хозяюшка: Наши деточки в дому,

                      Что оладушки в меду,

                      Что оладушки в меду,

                      Сладки яблочки в саду.

Проходите, осмотритесь, устраивайтесь поудобнее.

Одному ребенку не хватает места, на его стуле лежит «чудесный» мешочек.

Хозяюшка: Да это же мой «чудесный» мешочек, я его с самого утра ищу. В нем для вас загадка спряталась. Хотите отгадать, что в мешочке лежит? Угадать вы должны наощупь, да чур, не подглядывать. Сейчас каждый из вас опустит в мешочек руку и попытается угадать, что там. А отгадку сразу не говорите, хорошо подумайте.

Хозяюшка подносит детям мешочек с овечьей шерстью. Если дети затрудняются ответить, показывает содержимое мешочка.

Дети: Это шерсть.

Хозяюшка: Правильно, это шерсть овцы. Вся шерсть с целой овцы, которая снимается при стрижке – называется «РУНО». Да не простое, а волшебное. А теперь подумайте, да скажите мне: для чего людям нужно руно, овечья шерсть? Где в хозяйстве используют шерсть?

Выслушиваются все предполагаемые ответы детей. Хозяюшка подводит детей к тому, что шерсть нужна для изготовления одежды, предметов быта и т. д.

Хозяюшка: Ах, какие же вы у меня догадливые! Из шерстяных нитей вяжут теплую одежду: носки, кофты, шапки, варежки, куртки. А для того, чтобы получить шерстяную нить или пряжу, шерсть нужно спрясть. Издавна на Руси прядение имело огромное значение. Все женщины в семье должны были уметь прясть, уже с 6 лет девочек учили этому ремеслу. Есть даже такая поговорка «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Пряли с помощью вот этого специального приспособления.

Хозяюшка показывает прялку и веретено. Спрашивает у детей, что это такое? Дети высказывают свои предположения.

Хозяюшка: Это прялка и веретено. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Когда в семье рождалась девочка, в ее колыбель клали прялку, чтобы она росла рукодельницей. Да и перед свадьбой обычно жених дарил своей невесте новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Мастерили прялку и веретено из древесины. Есть даже такая старинная русская загадка о прялке: «На осине сижу, сквозь клен гляжу, березу трясу». Вы запомнили, какие деревья упоминаются в загадке? Назовите их. Как вы думаете, почему эти деревья упоминаются в загадке?

Дети: Из них делают прялку.

Хозяюшка: А вы хотите посмотреть, как девушки в старину пряли? Ну, так я  вам сейчас покажу!

Хозяюшка садится за прялку, берет в руки веретено, объясняет, как пряли шерстяную нить: на гребень нанизывали приготовленную заранее шерсть – кудель, запускали веретено и свивали нить.

Хозяюшка: Ну! Есть ли среди девочек умелицы? Кто из них может веретено запустить, да нитку спрясть?

Дети по желанию садятся за прялку.

Хозяюшка: Тяжело?

Дети: Тяжело.

Хозяюшка: Да только не крестьянкам, которые с детства умели веретеном управлять. С прялками девушки ходили на посиделки или супрядки, - веселые вечеринки. Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни. Вскоре приходили и парни в избу. Изба быстро заполнялась народом. Работа чередовалась пением, играми и плясками. Вот и я сейчас предлагаю вам немного поиграть в одну интересную игру, которая называется «Прялица», хотите?

Дети: Да!

Проводится игра – хоровод «Прялица». Играющие встают в хоровод, в середине круга – «Жених». Дети идут по кругу и поют:

Прялица, кормилица моя.

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть и попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После эти слов «Жених» выбирает себе «Невесту» и они меняются местами. После 3-4 смен, дети рассаживаются по местам.

Хозяюшка: Ребята , а вы знаете, что из руна еще делают обувь?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром – в садик,

Днем – домой!

Отгадайте, что это?

Дети: Валенки.

Хозяюшка показывает детям валенки: Валенки – удобная целебная обувь. Как вы думаете, почему?

 Ответы детей, подведение итогов.

Хозяюшка: В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой. Валяльщик – в былые времена почитаемый на Руси мастер. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. Отсюда и поговорка: «Кто раньше встал, тот и валенки надел». Кто-нибудь знает, как делают валенки?

Ответы детей.

Хозяюшка: Чтобы сделать валенки, прежде всего, овечью шерсть очищали, разбивали до тех пор, пока она не станет мягкой, сваливали в ручную и на специальных приспособлениях, выдерживали в кипятке и соляном растворе, надевали на треугольную форму, обколачивали и сбивали до нужного размера. Валенки – исконно русская обувь. А на Руси и потешиться любили.

Проводится игра с валенками: Мальчики делятся на две команды. Каждой команде по одному валенку. По очереди каждый игрок из команды должен надеть валенок и пробежать вокруг стула, затем передать валенок следующему игроку. Девочки в это время поддерживают команды плясками под музыкальное сопровождение (Русская народная песня «Валенки»). Выигрывает та команда, чьи игроки быстрее выполнят задание.

Хозяюшка: Ну, ребятушки! Ну, молодцы! Какие вы ловкие, быстрые, да умелые. Повеселились мы с вами, да порезвились. Делу время, а потехи – час! Дети рассаживаются на стулья.

Хозяюшка: Понравилось вам у меня в гостях? Что вам больше всего понравилось? Что вам интересного запомнилось? Мы с вами сегодня узнали, как много можно изготовить полезных вещей из овечьей шерсти. Вот оно какое руно – не простое, а волшебное! На Руси хозяйки всегда отличались  своим гостеприимством «Красна изба не углами, а пирогами». Вот и я сейчас угощу вас пирогами. С пылу! С жару!

Хозяйка угощает детей пирогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)...

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

Конспект познавательного занятия в старшей группе

Цель: формирование общих представлений о птицах.Программные задачи:1.     изучить строение тела птиц;2.     найти между ними сходство и различия;3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....