Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бегунова Людмила Федоровна

 

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Терпенье —дает уменье».

Конспект познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» с последующей беседой, (уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли)

Конспект

познавательного занятия в старшей группе по произведению Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Программное содержание. Ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений, умение жить в обществе людей. Формировать у детей нравственные основы общения, воспитывать благородные и глубоко нравственные чувства. Проявлять силу воли в преодолении зла и выходу из создавшейся сложной жизненной ситуации. Не впадать в отчаяние, уныние, а всегда иметь надежду - твёрдую уверенность в добром исходе дела, верить в свои силы.

Словарная работа: уныние, отчаяние, надежда, терпение, сила воли. Предварительная работа:

  1. Чтение произведений «Две лягушки», «Снежная королева» Г.Андерсена.

Коллективное обсуждение новой лексики по определению характера человека: хитрый, хвастливый, упрямый, благоразумный и т.д.

  1. Дидактические игры «Письма доброго сказочника». Развитие у детей силы воли. Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо».

Ход занятия. I. Называю произведение, его автора, читаю. Задаю вопросы по содержанию:

  1. Какую букву не умел говорить мальчик Женя?
  2. Как относились к нему дети? Почему?
  3. Что однажды случилось в игре с детьми?
  4. Что почувствовал мальчик в своём сердце?
  5. Куда он убежал?
  6. Кто сел на забор?
  7. Что она прокричала?
  8. Сколько времени Женя старался говорить букву «р»?
  9. Что случилось с языком? Губами?
  10. Научился ж всё-таки Женя говорить букву «р»?
  11. Какие чувства он испытывал от этого?
  1. Тест-шутка.

Что нужно делать, если ты попал, казалось бы, в безвыходное положение? Сидеть, сложа руки, и ждать помощи - пусть всё течёт своим чередом. Злиться, ругать всех подряд, показывать кулаки и приговаривать «вот я вам покажу, вот вы у меня попляшете». Тихонечко плакать и незаметно вытирать слёзы. Ни о чём не беспокоиться и надеяться, что всё будет хорошо. Не унывать и стараться найти выход. -Как бы вы поступили? (Ответы детей).

  1. Как поступил Женя? (упал в уныние, отчаяние).
  2. Было ли у Жени безвыходное положение?

Нет. С прилётом вороны у него появилась надежда, что он может научиться говорить букву «р», раз птица это умеет, то и он должен научиться.

 —Что для этого нужно было Жене?

Много раз повторить звуки, которые издавала ворона, т.е. проявить терпение, силу воли.

-Кто может вспомнить, как Женя проявил терпение и силу воли? «... Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил. У него и язык устал и губы распухли...»

 -Оправдалась ли Женина надежда? -Как стало у него на душе? (радостно) «... Так обрадовался, что вместо Павлуши сказал Павруша.»

  1. Как вы понимаете пословицу:

1. «Терпенье - даёт уменье» (ответы детей)

- Где эту пословицу можно применить в нашем рассказе? А пословицу 2. «Поспешишь - людей насмешишь»? -О чём эти две пословицы? (о терпении-1 и нетерпении - 2) -В чём различие содержания пословиц? В первой пословице говорится, что если проявить терпение, то будет хороший результат, а во второй пословице, если не проявить терпения, то результата не будет.

  1. Зарисовать выражение Жениного лица.

а)        когда он обиделся на ребят

б)        когда он обрадовался

  1. Привести пример из своей жизни или литературных героев, когда терялась надежда, люди впадали в уныние, отчаяние, но благодаря терпению, проявлению силы воли всё заканчивалось благополучно.
  2. Подвести итог занятия обобщающим рассказом

- Почему, ребята, нам всем в жизни нужна надежда? Оказывается, надежда - это твёрдая уверенность в добром исходе дела и слова. Надежда строится на вере в свои силы и опыт, в помощь со стороны. Плохо человеку, когда надежда покидает его. Даже в самом трудном, казалось бы безвыходном положении, нужно суметь сберечь её. Но как это сделать? Чаще всего сохранить надежду помогает терпение и сила воли. Укрепить надежду помогут и верные друзья. От них мы ждём умного совета и душевной поддержки. Знаем, что верный друг придёт на помощь, когда наша надежда начинает угасать. Вселяет надежду и вера в правоту своего дела и слова. Наши предки говорили: №Не в силе Бог, а в правде». В самые тяжёлые дни у наших людей никогда не угасала надежда на лучшее будущее. А если всё- таки надежда умирает, то в жизнь человека приходит настоящая беда. Не случайно говорят: «Надежда умирает последней». Человеком овладевает уныние и отчаяние. Бывает, что отчаянному человеку всё нипочём, он готов на любые крайности. Как важно не допустить этой беды! Для этого нужно запастись терпением. Ведь терпение неразрывно с надеждой. Светлая и достойная надежда даёт силы для терпения. «Терпеть не беда, было б чего ждать» «Если хочется пить, то колодец копай» «Если холодно станет, то печь истопи» «Если голоден, то испеки каравай» «Если ты одинок, то чуть-чуть потерпи, И потянутся путники по одному И к воде, и к теплу, и к тебе самому.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»

Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....

конспект познавательного занятия в старшей группе "Волшебное руно"

В данном занятии дети знакомятся с некоторыми способами обработки овечьей шерсти, со способами изготовления изделий из шерсти. На практике осваивают мастерство прядения, знакомятся с поговорками...

Конспект НОД в подготовительной группе "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"

Конспект ННОД в подготовительной группе на тему: Беседа по рассказу Е. Чарушина "Как мальчик Женя научился говорить букву "р"...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...