"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Познакомить детей со свойствами камней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_obyknovennye_i_neobyknovennye_kamn1.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в средней группе со здоровьесберегающим сопровождением

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением

Тема: «Эти обыкновенные и необыкновенные камни».

 Цели: Познакомить детей с различными видами камней и их свойствами.

 Научить различать виды камней по их внешним признакам.

 Развивать исследовательские навыки, познавательные способности, логическое и образное мышление, творческое воображение.

Содействовать формированию интереса к неживой природе.

 Воспитывать интерес к поисковой деятельности, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: предметные картинки, обозначающие свойства камней; конверт с фотографией профессора; записка от профессора;

коллекция камней, которые можно найти на дороге и морских камей; маркеры; индивидуальные коврики.

Оборудование: два круглых стола; грамзапись с записями "Звуки моря";мольберт.

Для исследовательской лаборатории: одноразовая тарелка на каждого ребенка; камни двух видов; лупа; схемы, обозначающие свойства камней ;по два мелких камня на каждого ребенка;

Для экспериментальной лаборатории: деревянные кубики и по два камня на каждого ребенка; кусочек дерева; гвозди; молоток; две ёмкости с водой; салфетки.

Ход занятия.

Вводная часть. Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями).

Я для вас приготовила загадку, послушайте:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?

- Скажите, а камень живой?

-Какие признаки живой природы вы знаете? (все дышит, размножается, растет, двигается, питается)

Игра – живое- неживое (картинки- небо, солнце, цветы, деревья, животные, камень)

- Ребята, а какие камни вы знаете?( драгоценные, строительные, морские)

- Сегодня мы отправимся в путешествие к морскому Царю. На каком виде транспорта можно попасть к морскому Царю?

-Мы отправляемся на подводной лодке.

Быстро,быстро кружимся

С волшебством подружимся.

Хлопнули в ладоши и остановились,

В море теплом синем

Все мы очутились!

Основная часть.

-Ребята, посмотрите как красиво вокруг. Что вы видите?(водоросли, рыбы, песок и т.д.)

- Давайте пройдем дальше по морскому дну. Посмотрите кто перед нами? (морской царь)

- М.Ц.- Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы оказались у меня в гостях, молодцы, что не забываете старика. А хотите я проведу вас по своему царству?(хотим)

-М.Ц. – Посмотрите сколько у меня богатств на морском дне. Вот стоит сундук, вам интересно, что там лежит? Тогда давайте откроем. Как вы думаете, что это?(камни)Какие это камни?( драгоценные)

- Восп.- Драгоценными камнями называют только те камни которые имеют: прочность (твердость — для сохранения качества огранки и полировки), красоту (цвет, блеск, прозрачность, «игра», рисунок и др.), Встречаются в природе они редко.Поэтому люди их очень ценят. Из них делают красивые украшения: серьги, колечки, подвески.

-М.Ц.- У меня есть ещё много интересного, проходите и посмотрите(подводит к жемчугу).Ребята, а кто знает, что это?

Восп.- Жемчуг единственный среди драгоценных  абсолютно не нуждается ни в какой огранке, никакой обработке. Добыть жемчуг совсем нелегко. Часто ныряльщики за жемчугом, проведя целый день в воде, возвращаются с уловом всего-то от двух до пяти раковин. Песчинка, или любой другой паразит, попадает в моллюск. Оказывая сопротивление плохому воздействию этого инородного тела, организм моллюска не отвечает воинственно на такое вмешательство, и не отторгает «иноземца» из своего дома, а наоборот, проявляя заботу и нежность, начинает обволакивать его кристаллическим веществом – перламутром. Моллюск накладывает перламутр ровными и гладкими слоями. Проходят годы, прежде чем на свет появляется такое перламутровое чудо, как жемчужина

-М.Ц.- Ребята, я вам сейчас раздам такие красивые жемчужины, а вы их рассмотрите поближе при помощи увеличительного стекла.

-Воспит.- Посмотрите жемчужинки ровные? А какие они?

Давайте проведем опыт с вами, положите жемчужинки на ладошки, они тяжелые?

Как вы думаете они утонут в воде или нет? Сейчас проверим.(опустить в воду)

Что произошло с жемчугом? Почему?

Ребята, а как вы думаете , что делают из жемчуга?

Вспомните как образуется жемчуг?

-М.Ц.-Пойдемте дальше осматривать мои владения.

-Восит.- Ребята, посмотрите, что это у нас под ногами?(песок)

Как выдумаете песок это камень? Как называются отдельные частички в песке?(песчинки) Подойдите к столу, возьмите лупы, рассмотрите песок.

 А теперь скажите все песчинки одинаковой формы?

Песчинки это камни или нет?

Мы часто встречаемся в жизни с песком, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.

Но почти никогда не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых образуются песчинки.

Где, дети, в хозяйстве применяется песок? (Из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона, песком посыпают дороги, им оттирают копоть и грязь…)

Из песка, дети, делают привычное нам оконное стекло ( представьте, что пропало стекло?).

Из стекла делают стеклянную посуду, стеклянные изоляторы (ролики) на столбах, стеклоткань для обмотки теплоизоляции на трубах теплотрасс, стекловату – хороший изолирующий и утепляющий материал, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номера домов).

У нашего Морского царя на дне лежит песок, значит дно какое? (песчаное )на экране песчаное дно

Он волшебник и сейчас изменит дно. Посмотрите на дне появились камни.Значит дно стало каким?(каменистым) на экране каменистое дно

Посмотрите вот они у вас под ногами, соберите их, попробуйте на ощупь. Какие они? (гладкие)

Почему они стали такими гладкими в море? показ прибоя

Возьмите в руку несколько камней и потрясите их,они у вас ударялись друг о друга. Так и вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и становятся круглыми. Люди обратили на это внимание и появилась пословица «Вода камень точит».Давайте повторим ее еще раз.Я захватила с собой в путешествие несколько камней, они такие же гладкие? Они какие? А хотите поиграть в «Волшебный мешочек»? Вам надо будет доставать камушки и отгадывать морские они или земные.Морские будем класть в эту тарелочку, а земные в другую, а потом посчитаем каких камней больше.

Посмотрите Морской царь опять изменил дно.Что теперь мы видим на дне? Значит дно какое? (песчано-каменистое)на экране песчано-каменистое дно

Морской царь верни пожалуйста песчаное дно. Ребята, а вы знаете, что на песке можно рисовать? Морской царь, а что ты хочешь , чтобы ребята тебе нарисовали?

-М.Ц.- Очень мне рыбки нравятся. А ваши ребята смогут их нарисовать?

-Воспит.-Конечно мы сейчас нарисуем для тебя рыбок.

Спасибо тебе радушный хозяин за интересный  рассказ, за экскурсию по морскому дну и твоё волшебство, но нам пора возвращаться в детский сад.

-М.Ц.- Спасибо, что не забываете меня, приходите ко мне еще у меня много интересного, познавательного есть.

-Воспит. Вместе с детьми:

Мы вокруг себя покружимся

С волшебством подружимся

Раз, два, три

В д/с нас всех верни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождением. "Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

«Эти обыкновенные и необыкновенные камни». Конспект занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопровождениемКонспект познавательного занятия в старшей группе со здоровьесберегающим сопрово...

ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ И НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАМНИ

Задачи: Уточнять представления детей о камне, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Познакомить со способами использования камня человеком (в ст...

"Эти обыкновенные и необыкновенные камни"

Занятие-экспериментирование....

Эти необыкновенные камни.

Занятие по ознакомлению с окружающим Для старших дошкольниковЦель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствамиЗадачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней...

Проект для старшей группы "Наши необыкновенные камни"

Селу Коргон 230 лет. В 19 веке в окресностях села действовала каменоломня, где добывали полудрагоценные камни ( яшма, порфир). Детям старшего дошкольного возраста предлагается материал о истории нашег...

Тема: Эти необыкновенные и необыкновенные камни.

Цель: знакомить детей с различными видами камней, их свойствами.Задачи:- формировать интерес к неживой природе;- учить различать виды камней по внешним признакам (морские, речные, самоцветы);- к культ...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...