Метод case-study для дошкольников
консультация по окружающему миру на тему

Богатикова Татьяна Васильевна

Использование кейс-технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_case-study.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Метод case-study для дошкольников

  • Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
  • Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
  • Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

Концептуальные идеи case-study

Использование кейс-технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство (С.Л. Рубинштейн). Таким образом, данная идея определяет результат работы с дошкольниками:

  • умение взаимодействовать в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый»;
  • умение соотносить свои устремления с интересами других людей;
  • умение продуктивно взаимодействовать с членами группы;
  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого и прийти к общему решению;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свою точку зрения в общении;
  • умение принимать помощь;
  • умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.

Возможность использования кейс-технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста определяется тенденциями детского восприятия, выделенными Е.А. Флериной (М.М. Алексеева, В. И. Яшина):

  • тяготение ребенка к яркой красочной иллюстрации фиксирование вниманияребенка, поддержание эмоционально-чувственного опыта ребенка);
  • желание видеть на иллюстрации все существующие признаки предмета (предметыне вымышленные, а реальные);
  • положительное отношение к построению (композиция) иллюстрации(взаимодействие в сюжете, в определенной последовательности, логике).

Кейс-технологии имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка. Психологами (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев) доказана взаимосвязь развития восприятия, мышления и речи: при назывании ребенком вслух  воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, появляется возможность закрепить и активизировать словарь.

Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Ситуативный подход помогает учесть актуальные интересы детей, сделать образовательный процесс мотивированным, практико-ориентированным, эмоционально положительным. Дети в ходе непосредственной  образовательной деятельности являются полноправными ее участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы.

Кейс-иллюстрации используются во время непосредственной  образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом.

Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию.

После этого демонстрируется вторая кейс-иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана...

Эффективные формы и методы формирования личностных качеств дошкольников

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА Воспитание в бытовой повседневной деятельности Нравственное воспитание детей младшего дошкольного воз­раста осуществляется в первую очередь в бытовой деятельности. Это обусловл...

использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"

Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики" с использованием игровых технологий Кейс-стади (case study)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики" с использованием игровых технологий Кейс-стади (case study)...

Презентация "Метод проектов – инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками"

Стандарт педагога предполагает  овладение ПЕДАГОГОМ формами и методами обучения дошкольников, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты,...

Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение

В образовании в течение его почти столетней истории сформировались свои "фирменные" технологии обучения. Среди прочих к таким "фирменным блюдам" относится метод конкретных ситуаций...