Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение
консультация

Новожилова Лариса Владимировна

В образовании в течение его почти столетней истории сформировались свои "фирменные" технологии обучения. Среди прочих к таким "фирменным блюдам" относится метод конкретных ситуаций. Метод широко и успешно используется в западной практике образования и до сих пор играет менее значимую роль в российских вузах и школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Метод изучения ситуаций (case study) в образовании:

его история и применение

Метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета. Этот метод обучения, когда обучающиеся участвуют в дискуссиях по проблемам или случаям бизнеса, стал одной из "фирменных" технологий бизнес-образования.

Существуют различные обозначения данной технологии обучения менеджеров, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах (Эткинсон, Уилсон, 2001, с. 13).

В образовании в течение его почти столетней истории сформировались свои "фирменные" технологии обучения. Среди прочих к таким "фирменным блюдам" относится метод конкретных ситуаций. Метод широко и успешно используется в западной практике образования и до сих пор играет менее значимую роль в российских вузах и школах.е

Исторически метод конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т. е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалась бездна практического материала. В 1910 г. профессор Копленд (Copeland) стал первым использовать метод студенческих дискуссий по итогам анализа конкретных ситуаций из жизни бизнеса. Первый сборник конкретных ситуаций был выпущен там же в 1921 г. (The Case Method at the Harvard Business School). С тех пор Гарвардская школа бизнеса выступает в качестве лидера и главного пропагандиста метода конкретных ситуаций. К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгоритм, стал активно использоваться не только в американском, но и в западноевропейском бизнес-образовании.

Особенности метода конкретных ситуаций

Метод конкретных ситуаций стал наиболее известным в программах подготовки менеджеров, в том числе в программах МВА. Он эффективен прежде всего для формирования таких ключевых профессиональных компетенций менеджеров в процессе обучения, как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является "каркасообразующим" элементом обучения в классической, университетской системе образования.

Вместе с тем метод конкретных ситуаций не столь "инновационен" как такие, более новые технологии обучения, как метод обучения действием, тренинги, компьютерные обучающие программы и симуляции. Если расставить использующиеся в бизнес-образования обучающие методики по принципу их развития от традиционных ко все более инновационным, сориентированным на активные инструменты и технологии обучения, то место метода конкретных ситуаций будет где-то посередине.

Источник: Опубликовано 2006-04-23 14:10 пользователем HRTrain

Автор: Александр Зобов | Источник: Элитариум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-как метод изучения ребенка

Что такое наблюдение,какое бывает наблюдение,условия наблюдения,виды поведения,которые нужно собдлюдать...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Эта статья о педагогическом наблюдении, как методе изучения индивидуальных особенностей ребёнка.Наблюдение – это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневно...

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Образовательная ситуация к занятию №16 «Линия характера (История книги)»

Занятие по музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» для подготовительной группы «Мы входим в мир прекрасного». Блок № III «История в деталях» Образовательная ситуация  к занятию...

Конспект игровой обучающей ситуации с использованием экологической тропы: «Лесная история».

В материале говорится о том, как можно с помощью занимательного сюжета использовать экологическую тропу, а так же воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе....

Метод case-study для дошкольников

Использование кейс-технологий предполагает знакомство с реальной или гипотетической проблемой и выработку своего взгляда на ее решение. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. А...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики" с использованием игровых технологий Кейс-стади (case study)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики" с использованием игровых технологий Кейс-стади (case study)...

Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению.

Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.Метод...