Наблюдение-как метод изучения ребенка
статья по теме

Гостева Ольга Александровна

Что такое наблюдение,какое бывает наблюдение,условия наблюдения,виды поведения,которые нужно собдлюдать

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gostev.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение, как метод изучения ребенка.

Автор: Гостева Ольга Александровна, воспитатель ГБДОУ ЦРР - детский сад № 80 Красногвардейского района Санкт - Петербурга

Наблюдение - это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневной жизни, когда он играет.

Маленькие дети зачастую неспособны выразить в словах то, что проявляется в их действиях. Дети говорят с нами выражением своих глаз, тоном своего голоса, жестами, улыбкой, равнодушием. О том, что происходит у них внутри, они дают понять нам через то, что и как они делают.

Наблюдение может быть целенаправленным и спонтанным.

Спонтанное наблюдение не имеет заранее поставленной цели, и его необходимость может быть продиктована   яркими и неожиданными реакциями ребенка.

Целенаправленное наблюдение применяют, когда необходимо получить конкретную и объективную информацию об уровне развития той или иной стороны личности ребенка.

Условия наблюдения:

  1. Постановка цели
  2. Выбор объекта и ситуации наблюдения
  3. Сохранение естественных условий
  4. Объективность
  5. Систематичность
  6. Регистрация результатов

Регистрируя действия или их результаты,  можно более объективно оценить ребенка и спланировать дальнейшую работу с ним. В результате наблюдения за ребенком можно выявить тип его поведения, познавательные навыки, уровень развития и продвижения вперед. Можно предложить несколько способов ведения записей. Это могут быть блокноты или листы для записей, карточки с именами детей, фотографии, специально организованные ситуации. Запись наблюдения должна быть точной, детализированной и содержать как можно больше информации. Важно отреагировать на индивидуальные особенности каждого ребенка. Наблюдения воспитателей, данные оценки и информация от членов семьи помогут лучше понять ребенка и точнее планировать работу с ним.

Виды поведения, которые нужно наблюдать:

  1. Как ребенок реагирует на режимные моменты.
  2. Как ребенок взаимодействует с другими детьми, с воспитателями.
  3. Каким играм отдает предпочтение.
  4. Насколько богат его словарный запас при общении, способен ли выразить словами свои чувства.
  5. Как ребенку даются переходы между спокойными и активными режимными моментами.
  6. Понаблюдайте за ребенком на открытой площадке.

Во время наблюдения необходимо зарегистрировать время, место и основное действие. Одна из главных целей наблюдения за ребенком состоит в сборе информации, которая позволит воспитателям так организовать деятельность детей в группе, чтобы потребности ребенка были как можно лучше удовлетворены.

Полученные результаты развития. наблюдения необходимо обсудить с родителями, дать родителям возможность поделиться своими наблюдениями, обсудить продвижение ребенка вперед.

Содержание планирования работы с конкретным ребенком, с детьми группы будет происходить как минимум из трех источников: наблюдения, понимания воспитателем индивидуальных особенностей детей, сильных и слабых сторон,  общие знания воспитателя в отношении детей и их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ, КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА.

Эта статья о педагогическом наблюдении, как методе изучения индивидуальных особенностей ребёнка.Наблюдение – это планомерное и целенаправленное слежение за ребенком в естественных условиях повседневно...

Методы изучения семьи

Методы изучения семьи...

Методы изучения индивидуального развития детей: наблюдение, игры и упражнения, эксперимент

Эти методики позволяют собрать диагностичес­кую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно определить уровень педагогического воздейс...

Методы изучения особенностей семейного воспитания.

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья ...

Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).

Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп....

Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению.

Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.Метод...