Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).
материал по теме

Кокурина Юлия Сергеевна

Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выборка  методов  изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста). 

Название метода (методики)

Автор или авторы

Цель или задачи методики

Необходимый иллюстративный  и другой материал

Источник (откуда взята методика)

Младший дошкольный возраст

Беседа-интервью

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

Изучить особенности ценностного отношения детей младшего дошкольного возраста к здоровью

Детская литература (Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр»). Вопросы к ребенку,

1.Тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чуковского?

2. Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3. А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4. Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

Наблюдение

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

Выявить отношение ребенка к здоровью и ЗОЖ

Оцениваются критерии:

1. Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения

2. Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры

3. Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания

4. Интерес к самопознанию

5. Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми

6. Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами

7. Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

Средний дошкольный возраст

Беседа «Правила чистюли»

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

Изучить особенности знаний детей о правилах здоровья (правилах личной гигиены)

Диафильмы (последовательные сюжетные картинки), на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.

Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. В ходе просмотра ребенку задают вопросы по картинкам:

Что делает девочка?

Зачем она хочет помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Чем вытирает руки девочка?

А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе? И т.д.

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

Диагностическая игровая ситуация «Режим дня»

Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе

Изучить особенности компетентности детей в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.

Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок умывается, причесывается и т.д.  Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.

Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 592 с.

Старший дошкольный возраст

Беседа «Что я знаю о своем организме»

С.Е. Шукшина

Выявить уровень знаний о человеческом организме у детей старшего дошкольного возраста

Вопросы:

1. Что ты знаешь о строении своего тела? Из чего оно состоит?

2. Представь себе, что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую можно приставить к животику и посмотреть, что там находится. Что ты там увидишь?

3. Нужно ли помогать своему организму? Чем и как ты ему помогаешь?

4. Полезна ли нам боль? Боль помогает людям жить или мешает? Что было бы с человеком, если бы он не чувствовал боли?

5. Какая твердая, прочная конструкция находится внутри твоего тела и защищает твой организм от повреж-дений?

И т.д. Всего 22 вопроса.

Шукшина С.Е.: Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов. М.: Школьная пресса. – 2009.

Беседа- интервью «Неоконченные предложения»

В.А. Деркунская

Изучить особенности ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью и здоровью человека, здоровому образу жизни.

Воспитатель приглашает ребенка поиграть. Он начинает предложение, а дошкольник его заканчивает первой пришедшей в голову мыслью.

1)        Здоровый человек — это...

2)        Мое здоровье...

3)        Иногда я болею, потому что...

4)        Когда я болею, мне помогают...

5)        Когда у человека что-то болит, он...

6)        Я хочу, чтобы я всегда был здоров, потому что...

7)        Когда я думаю о здоровье, то представляю себе...

8)        Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется...

9)        Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы загадал...

10)         Когда я попадаю в опасную для здоровья ситуацию, то...

11)        Когда мои друзья болеют, то я...

12)        Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю...

Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96 с.

Интервью «Наши привычки»

О.В. Дыбина

Выявить умение детей оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой

Исследование включает 5 серий заданий:

1 серия «Назови знак»

2 серия «Звуковые сигналы»

3 серия «Что полезно и что вредно для кожи»

4 серия «Что мы вдыхаем»

5 серия «Полезные продукты»

Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 64 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп.

Методика  обучения  строевым  упражнениям  детей  разных  возрастных  групп: 1-ая младшая, 2-ая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе....

Презентация "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Презентция к вопросу педагогического совета "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчетва у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы страховки) - подсказки для инструктора

Методика обучения детей разных возрастных групп лазанию. (Направления, виды, способы лазания, физкультурное оборудование, применяемое в обучении детей лазанию; меры по предупреждению травм; приемы стр...

Карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"

Технологические карты к тематическому контролю "Воспитание звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп ДОУ"  могут оказаться полезными для начинающих старших воспитателей, ра...

Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"

Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....