Проект "Мы - репортеры"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Сергеева Наталья  Владимировна

Знакомство с професиями оператор,корреспондентр, режиссер и т. д. Учились брать и давать интервью. Развитие диологической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_n.v._mbdou_dsov_no47_bratskproekt.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДСОВ №47» «Гнездышко»

Проект  «Мы – репортеры»

Составила проект: 

- Сергеева Н.В., воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск, 1-я квалификационная категория

Участники проекта:  дети подготовительной группы, педагоги, родители, педагоги.

Исполнители: педагоги, родители и дети

Тип проекта: детско – взрослый, познавательно – творческий

По содержанию: развитие диалогических форм общения

По характеру участия ребенка: ребенок – участник диалога

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный        

По продолжительности: краткосрочный

Сроки реализации проекта – 2 недели

Постановка проблемы: 

-Детям гораздо труднее участвовать в диалоге, чем строить монологическое высказывание. Трудность в том, что участие в  диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон.

Результаты экспресс – диагностики показали:

– Дети затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога и т.д. -С – 55%, Н – 45%.

–Затрудняются вести простой диалог с взрослыми и сверстниками– С – 40%, Н – 60%.

–Затрудняются спокойно отстаивать своё мнение – С – 48%, Н – 52%.

–Соотносит свои желания, стремления с интересами других людей – С – 30%, Н – 70%.

–Выслушивают другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам– С- 38%, Н – 62%.

–Не ссорятся, спокойно ведут себя в  конфликтных ситуациях– С– 54%, Н – 46%.

Перед нами возникла проблема, как научить детей пользоваться диалогом, как развивать умение слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения; какие условия для этого создать в речевой среде. Все это определило задачи и выбор методов и приемов, направленных на формирование диалогических форм общения.

Одними из эффективных приемов повышения диалогических умений дошкольников, считаем игровой метод интервьюирования, который усиливает речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений. Выбор этого метода послужил идеей создания проекта «Мы репортеры».

Актуальность

 Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности.  Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те главные  составляющие решения  проблемы речевого развития дошкольника.

Мотивация

В рамках тематической недели прошло интересное совместное мероприятие – групповой праздник «Гости в дом– радость в нем». После праздника дети делились своими впечатлениями. Детям был задан вопрос: «Хотели бы они, чтобы о празднике узнали их друзья, родители и знакомые? Как рассказать об этом?»

Были высказаны разные предложения: разместить фото на сайте, оформить газету, вызвать БСТ. Всем понравилось предложение – вызвать телевидение и дать интервью о прошедшем празднике. Детей заинтересовало интервью.  

Цель проекта: развитие диалогового общения

В ходе проекта, в процессе целенаправленной деятельности и сотрудничества между взрослыми и сверстниками, диалог должен стать  основной формой общения, так как он развивает у дошкольников:

Задачи:

Для педагогов

  • В процессе межличностного общения совершенствовать и развивать не только у дошкольников диалогическую речь, но и просвещать   родителей в культуре ведения диалога.

Для родителей

  • Совместно с педагогом реализовывать предлагаемые идеи, изменить или скорректировать   свои представления о культуре диалога.

Для детей

  • Совершенствовать у дошкольников диалогическую и  монологическую формы речи.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками и со взрослыми,  воспитывать культуру общения.
  • Развивать умение составлять рассказ с соблюдением последовательности событий.
  • Развивать уверенность в собственных силах и критичность мышления, доверие, готовность творчески решать проблемы.
  • Знакомить с профессиями, имеющими отношение к журналистике. Закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни.

План реализации проекта

Способ реализации

Цель

Сроки

1.

Подбор необходимой литературы

Подготовить теоретический и практический материал по теме

Подготовительный этап

2-3 дня

2.

Выявить заинтересованность детей по теме

Определить уровень диалогического общения детей

3.

Беседы с родителями

Выявить круг речевого общения, отношение родителей к проблеме ведения диалога

4.

Зарождение проблемы (игровая ситуация)

Введение в проблему проекта

1.

Обсуждение

 «Интересное событие недели»

Цель: формирование коммуникативных навыков,  умение излагать свои мысли точно и лаконично

Основной этап

День первый

2.

Чтение стихотворения

Вабилевой С.Д «Журналист»

Цель: формировать представления о профессиях журналиста, репортера

3.

Рассматривание иллюстраций – профессии:  репортер, журналист»

4.

Просмотр «Братская инструкция»

Цель: систематизировать знания детей о профессии репортера

5.

Обсуждение «Как нужно обращаться друг к другу…»

Цель: формировать правильную речь

6.

Игровое упражнение «Вопрос- ответ»

7.

Домашнее задание – составление «копилки добрых слов»

Цель: привлечь родителей к совместной познавательной деятельности, учить детей осознанно отбирать языковой материал

8.

Вечерний круг «самый вежливый»

Цель: побуждать оценивать положительные качества других

Утро радостных встреч

«Наши добрые дела»

Цель: формирование коммуникативных навыков,  умение выслушивать собеседника, делиться своими впечатлениями, закреплять правила ведения диалога

День второй

2.

Введение в проблему «Кто может быть репортером?»

Цель: систематизировать  и уточнить знания детей о профессии репортер

3.

Игра «Вопрос- ответ»

Цель: закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений

4.

Рассматривание фотоаппарата, видеокамеры, микрофона, блокнота журналиста

Цель: формировать представление о предметах, необходимых для профессии репортера и журналиста

5.

Конструирование из лего «Видеокамера»

Цель: учить детей применять полученные представления в практической деятельности

6.

Д/игра: «Кому что нужно для труда»

Цель: закреплять знания о профессиях

7.

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Цель: развивать диалогическое общение в процессе взаимодействия со сверстниками

8.

Домашнее задание «взять интервью у членов семьи или друга»

Цель: совместная деятельность в формировании диалогической речи

9.

Вечерний круг «интересное событие дня»

Цель: совершенствование культуры речевого общения

1.

Утро радостных встреч: коммуникативная игра «Комплименты»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

День третий

2.

Игра «Пожалуйста»

Цель: формирование установки выполнять команду на слово «пожалуйста»

3.

Чтение рассказа В.А.Осеевой «Волшебное слово»

Цель:  формировать умение пользоваться речевыми средства ми выразительности

4.

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Помоги выйти из ситуации»

Цель: упражнять в умении вести диалог при составлении коротких рассказов, развивать воображение в нахождении выхода из проблемной ситуации

1.

Чтение статьи из журнала «Полезные советы для детей»

Цель: развивать интерес к профессиям, связанные с журналистикой

День четвертый

2.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: закрепить  понятие о том, для чего  необходим микрофон, люди каких профессий им пользуются, развивать умение слушать

3.

Постановка проблемы «О чем  можно рассказать?»

Совместное решение проблемы

4.

Игровое упражнение «Что сначала, что потом…»

Цель: развивать умение, используя подсказки, правильно располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять короткий рассказ

2.

Оформление выставки «Я репортер»

Цель: творческая совместная деятельность

День пятый

3.

Игра «Телефонный разговор»

Цель: закрепление навыков задавать вопросы и отвечать развернутыми предложениями

4.

Игровое упражнение «Назови тему»

Цель: учить использовать обобщающие понятия для определения темы

5.

Проблемная ситуация «Что нужно сделать, чтобы провести репортаж»

Совместное решение проблемы

6.

Решение  ситуации- экскурсия

7.

Интервьюирование сотрудников «Расскажи о своей профессии» (медсестра, повар, машинист по стирке белья)

Цель: развитие умения вести правильно диалог

1.

Утро радостных встреч: коммуникативная игра «Волшебный микрофон»

Цель: формировать умение правильно задавать вопрос, отвечать на него

День шестой

2.

Беседа «Кто издает газеты и журналы»

Цель: развитие интереса к профессиям журналист, репортер

3.

Ведение в проблему

«Сможете ли вы издать свою газету или журнал?»

Решение проблемной ситуации

Совместное решение проблем

4.

Д/и «Кому что нужно для труда»

Цель: закрепить знания о профессиях, связанных с журналистикой - журналист, оператор, редактор.

5.

Сюжетно - ролевая игра «Редакционная коллегия» изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий  и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков

Цель: систематизировать представления о профессиях, связанных с журналистикой; формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности

6.

Вечерний круг: «Интересное событие дня»

Цель: совершенствование культуры речевого общения в процессе общения со сверстниками

1.

Утро радостных встреч коммуникативная игра «Пожелание другу»

Цель: положительное отношение к сверстникам

День седьмой

2.

Моделирование рассказов на предложенные темы

Цель: Формировать  навыки ведения диалога и монолога; расширять словарный запас.

3.

Проблемная ситуация: Как разместить все  рассказы в газете?

Совместное решение проблемы

4.

Решение проблемной ситуации: размещение рассказов по рубликам

5.

Оформление газеты

Цель: учить детей применять полученные представления в практической деятельности

1.

Введение в проблему «Готовы дать интервью?»

День восьмой

2.

Чтение отрывка Х.Андерсена «Снежная королева»

Цель: формировать умение характеризовать героя

3.

Интервью со сказочным героем

Цель: закрепить правила ведения диалога

1.

Игровая ситуация- встреча с  героем

Цель: закрепить правила ведения диалога

День девятый

Интервью со сказочным персонажем

Учить детей брать интервью у литературного героя после прочтения произведения. Развивать умение вести диалог, отвечать от имени героя. Упражнять в ведении диалога в игре, использовать в речи формы вежливости. Воспитывать уважительное отношение к героям.

2.

Упражнение «Правильно – неправильно»

Цель: закреплять культуру ведения диалога

3.

Постановка проблемы:

«Как рассказать об успехах и интересных делах быстро и интересно?

Введение в проблему проекта, совместное решение проблемы

4.

Решение проблемы

5.

Рассматривание фотографий, газеты, обсуждение интересных сообщений из жизни детского сада

Цель: формировать интерес к совместному обсуждению интересных событий в процессе творческой деятельности

6.

Подготовка к сюжетно- ролевой игре «Мы репортеры»

Цель: систематизировать представления о профессии журналиста; формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности

7.

Сюжетно- ролевая игра «Мы репортеры»

8.

Подведение итога дня «Наши добрые дела»

Цель: развитие монологической и диалогической речи в процессе совместного обсуждения событий

1.

Репортаж с места события

Применение полученных представлений о профессии репортера

День девятый

1.

Запись на диктофон интервью детей

День десятый

Определение дальнейших действий

Презентация

Постановка новой проблемы

День одиннадцатый

Описание проекта

Предварительная работа

  • Отбор необходимой литературы
  • Утро радостных встреч «Профессии, связанные с журналистикой»
  • Беседы с родителями, с целью выявления умения высказывать свою точку зрения, умение отвечать на вопросы, пересказывать и рассказывать что- либо, используя правила речевого этикета.

День первый

Обсуждение  «Интересное событие недели»

Воспитатель:

- Ребята, какие интересные события  на этой недели вам больше всего запомнились? (ответы детей)

-Чем вам запомнился праздник «Гости в дом - радость в нем?»

- Хотели бы вы, чтобы о празднике узнали их друзья, родители и знакомые? Как рассказать об этом? (разместить фото на сайте, оформить газету, вызвать БСТ)

(Всем понравилось предложение – вызвать телевидение и дать интервью о прошедшем празднике.)

Игровая ситуация

Давайте позвоним в БСТ и вызовем репортера. (звонит по телефону) 

-Ребята, на братской студии телевидения приняли нашу просьбу. Оператор, который принял наш звонок, сказал, что сейчас все репортеры заняты, но через несколько дней к нам приедут и возьмут интервью об интересном событии. Оператор попросил, чтобы мы хорошо подготовились к интервью.

Речевое общение

-Кто ни будь, из вас видел, как дают интервью?(люди с БСТ приезжают с камерой и микрофоном и задают вопросы)

-Как называют человека, который берет интервью? (репортер)

- Послушайте стихотворение «Репортер».

-Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены репортеры.

-Как репортер берет интервью? (использует микрофон, задает вопросы, записывает речь в блокнот или записывает на диктофон)

Показ фрагмента репортажа рублики  «Братская инструкция»

-Я предлагаю посмотреть фрагмент «Братской инструкции» (дети смотрят отрывок репортажа)

-Вы посмотрели сейчас фрагмент репортажа.  Что вам понравилось в нем?

 (репортер рассказывает об интересном событии и берет интервью у прохожих)

-Как репортер берет интервью?

-Предлагаю поиграть в репортера, я буду задавать вопросы как репортер, а вы будете на них отвечать.

Игровое упражнение «Вопрос - ответ»

-Предлагаю по очереди задавать вопросы друг другу и отвечать на них (дети встают в круг и по цепочке задают вопросы и отвечаю на них)

-Трудно ли вам было отвечать на вопросы?

Постановка проблемы

-Как подготовиться к  интервью? (составить рассказ о том, что будем говорить)

Решение проблемной ситуации

-Что для этого нам предстоит сделать? (научиться красиво и правильно рассказывать, отвечать на вопросы правильно, соблюдать культуру поведения).

-Давайте всему этому потренируемся, а кое - чему и научимся.

-Ребята, как вы понимаете выражение красивая речь?

- Как нужно обращаться друг к другу, когда задаешь вопрос? Как нужно слушать собеседника?

-Какие вежливые слова вы знаете? (дети перечисляю слова речевого этикета)

-Вы называйте слова, а я их буду записывать и складывать в копилку «вежливых слов», они нам пригодятся для репортажа. Вот сколько получилось много слов. Может мы не все слова назвали,  поговорите дома с родителями, братьями и сестрами, какие добрые слова еще можно употреблять. Мы обязательно этими словами заполним нашу копилочку.

День второй

Утро радостных встреч

Воспитатель:

-Ребята, добрый день! Почему мы так приветствуем друг друга! Что делает наше настроение хорошим? (когда тебе сказали приятное, похвалили, когда тебя любят, когда хорошая погода, кто- то сделал доброе дело или поступок  и т.д.)

-Какие добрые поступки вы совершили на этой неделе?

Диалоговое общение

-Мы с вами решили вызвать репортера и дать интервью о прошедшем празднике, но прежде, мы должны научится правильно обращаться друг к другу, использовать в своей речи слова речевого этикета. Какие слова вы добавите в «копилку вежливых слов»? (дети добавляют слова, обсуждают их)

Определение дальнейших действий

-Кроме слов этикета, чему мы еще должны научиться? (задавать вопросы, выслушать вопрос не перебивая, внимательно слушать собеседника)

Игра «Вопрос - ответ»

(педагог  предлагает одному из детей задать  вопросы по теме прошедшего праздника, дети по очереди отвечают)

-Как вы думаете, трудно или легко быть репортером?

-Что должен  уметь репортер, для того, чтобы брать интервью? (правильно задать вопросы, должен уметь пользоваться видеокамерой, фотоаппаратом)

-Кто из вас хотел бы стать репортером?

Д/ игра «Кому, что нужно для труда»

 (дети рассматривают картинки с изображением предметов, которые используются в разных профессиях и отбирают необходимые предметы для профессии репортер).

-Представьте себе, что вам необходимо взять интервью о интересном событии, что вам понадобится для этого?(микрофон, диктофон, блокнот, ручка, видеокамера) Во время интервью репортеру помогает оператор, который снимает на видеокамеру разговор между репортером и тог человека, у которого берут интервью.

-Предлагаю побыть в роли оператора и снять какой либо сюжет, но к сожалению, у нас нет видеокамеры.

Постановка проблемы

-Что же делать? Где взять камеру?

Решение проблемной ситуации

(разные предложения, вариант- лего)

Конструирование «Видеокамера»

-Теперь у вас есть видеокамеры, давайте снимем сюжет отрывка из сказки «Заюшкина избушка»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

-Как в сказке медведь, волк и петух упрашивали лису освободить дом?

-Как лиса отвечала?

-Как вы бы выгоняли лису?

-Представьте себя на месте зайца, как бы вы попросили лису освободить дом.

Постановка проблемы

Давайте попробуем уговорить лису.

Решение проблемы

-Как можно уговорить лису? Какие языковые средства можно использовать? Правильно, можно сказать «пожалуйста», ласково обратиться, сделать грустное печальное лицо, даже поплакать.

-Какие жесты можно использовать?

(дети проигрывают варианты диалога, операторы снимают на камеру).

-Вам понравилось быть в роли артистов, операторов?

Вам приходилось кого ни будь уговаривать?

Домашнее задание

-Попробуйте обратиться с какой либо просьбой  к кому ни будь из членов семьи, а потом нам расскажете.

День третий

Утро радостных встреч

-Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас бодрыми, здоровыми, веселыми. Давайте подарим друг другу комплименты при помощи жестов и мимики, и наш день начнется с хорошего настроения.

Коммуникативная игра «Комплименты»

Речевое общение

-Как вы считаете, интересно прошел наш вчерашний день? Чем он вам запомнился?

-Приготовили ли вы свое домашнее задание?

- Кто хочет поделиться о том, как вы выражали просьбу, когда просили о чем либо? Что для этого использовали? С какой просьбой обращались к  маме или сестре? Охотно ли они выполнили вашу просьбу

(дети делятся своими впечатлениями)

-Трудно ли вам было просить? Какие слова вам в этом помогали? Какие жесты и мимика помогают выполнить просьбу?

-Если кому то из вас не удается выполнить свою просьбу, говорите волшебное слово «пожалуйста»

Игра «Пожалуйста»

(водящий просит игроков выполнить какое ни будь движение: махнуть рукой, попрыгать, но игроки выполняют команду только тогда, когда водящий произнесет слово «пожалуйста»)

-Ребята, послушайте рассказ  

Чтение рассказа В.А.Осеевой «Волшебное слово»

-Как научил старичок Павлика просить о чем ни будь?

-Что это было за слово?

-Почему это слово называется «волшебным»? (Меняет настроение, меняет отношение других людей.)

-Какие еще волшебные слова вы знаете, которые помогают выполнить просьбу?

-Предлагаю рассмотреть картинки с разным сюжетом, на которых изображены разные ситуации.

Решение проблемных ситуаций - составление рассказов по сюжетным картинкам «Помоги выйти из ситуации»

-Помогите героям этих сюжетов. (дети работают в парах, объясняют, как должны поступить герои).

-Составьте небольшие рассказы по ролям, используя:  вопросы друг к другу, слова, выражающие просьбу.

-Трудно ли вам было обращаться с просьбой, советом? Что вам помогло в этой ситуации?

День четвертый

Речевое общение

- Ребята, я прочитала интересную статью в журнале о том, какие полезные слова и выражения можно употреблять в речи.

Чтение «Полезные советы для детей»

-О чем бывают статьи в журналах и газетах? (о спорте, погоде, новости, праздники, проблемы и т.д.)

-Кто пишет статьи? (журналист)

-Как журналист узнает об интересном событии?

-На месте события журналист или репортер собирает материал или факты, берет интервью у очевидцев.

-Если журналист помещает в газету или журнал интересный материал- это называется  статья. Если интересное событие освещается в средствах массовой информации (ТВ, радио) это называется репортажем.

-Кто ведет репортаж по ТВ? (репортер)

-Вы все помните, что скоро и к нам приедет репортер.                                      

 -Очень важна для репортера тема.

- Репортер будет задавать вопросы, а мы - участники события с интересом расскажем о нем. 

-За это время, пока не приехал к нам репортер, может произойти много интересных событий в детском саду и в ваших семьях. Можете вы подготовить свои сообщения и рассказать их репортеру?

Постановка проблемы

-О чем  можно рассказать? (о празднике, о хороших делах, о спорте, о друге, о погоде и т.д.)

-С вами случаются разные интересные истории, их тоже можно назвать событиями. Хотели бы вы услышать рассказы об интересных событиях?

-Предлагаю поиграть в игру

Игра «Узнай по голосу» 

(кому либо из детей предлагается спрятаться за ширмой и рассказать небольшую историю, дети по голосу угадывают, кто рассказал эту историю).

-Трудно ли было вам рассказывать? Что непонятно было в рассказе (Оли, Саши)?

-Что должно быть в рассказе?

Определение дальнейших действий

-Давайте поучимся составлять небольшие рассказы на одну из тем (картинка «Дети лепят снеговика»), используя подсказки (картинки с развивающимся сюжетом).

Упражнение «Что сначала, что потом…»

-Я буду вести репортаж с места события: буду задавать вопросы как репортер, а  о событии будет рассказывать  тот, к кому я поднесу микрофон,  используя картинки – подсказки.

-Понравилось ли вам вести  репортаж?

-Как вы считаете, о чем можно подготовить репортаж в вашей семье, с кем из членов семьи вы будете вести интервью? Предлагаю поду мать об этом с вашей семьей, и приготовить рисунки или фотографии о том, о чем будет ваш репортаж, с кем вы будете проводить интервью.

Вечерний круг

-Вот и подошел к концу день, что вам больше всего запомнилось за этот день? В каких интересных и полезных делах вы участвовали? Кто сегодня отличился в хороших делах? Вы не забыли о своем домашнем задании?

День пятый

 Во второй половине дня

Оформление выставки

-Ребята, вы приготовили домашнее задание?

-Я предлагаю оформить выставку из ваших работ «Я репортер».

-А теперь расскажите о том, о чем был ваш репортаж, с кем вы проводили своё интервью.

Игра «Телефонный разговор»

-Рассказывать будет тот, кому я позвоню.

-Настя, у кого ты брала интервью? О чем был твой репортаж?

(дети рассказывают)

- Что было труднее, подготовить репортаж или проводить интервью?

-О чем может быть репортаж?

Игровое упражнение «Назови тему»

-Вот сколько разных тем вы назвали. О любой из этих тем можно приготовить репортаж. В нашем детском саду работаю люди разных профессий. Назовите эти профессии (воспитатель, повар, медсестра, музыкальный работник и т.д.). Давайте приготовим репортаж о них.

Ведение в проблему

- Например, чтобы сделать репортаж о том, как наши  повара варят для вас вкусные обеды, а медсестра заботится о вашем здоровье, музыкальный руководитель проводит для вас интересные праздники, что для этого нужно сделать?

Решение проблемной ситуации

(сходить на экскурсию на пищеблок, взять интервью и т.д.)

-Молодцы, ребята, вы знаете, что нужно делать.

-Давайте сходим на экскурсию по детскому саду, встретимся с поваром, медсестрой, музыкальным руководителем и возьмем у них интервью.

Экскурсия по детскому саду

Интервьюирование сотрудников (повара, медсестры, музыкального руководителя и др.)

-Вам понравилось брать интервью? У кого из детей было самое удачное интервью? Почему?

-Я предлагаю потренироваться дома и взять интервью у кого- нибудь из членов семьи.

День шестой

Утро радостных встреч

-Добрый день, ребята! Мы рады видеть друг друга. Чтобы наше настроение в течение дня было хорошим, давайте сделаем друг другу комплименты при помощи «волшебного микрофона», который записывает ваши комплименты на диктофон.

Коммуникативная игра «Волшебный микрофон»

        Сюрпризный момент

-Нам принесли интересный журнал с интересным названием «Сундучок». Давайте его рассмотрим.

(Дети рассматривают журнал)

-О чем этот журнал? Кто его выпустил? (редакция журнала, типография редакции)

-Какие журналы и газеты вы знаете?

-О чем статьи в этом журнале?  Что еще кроме статей помещено в журнале (стихи, фотографии, игры, головоломки, ребусы, интересные рассказы) 

-Как появились эти статьи и другой материал в журнале?

Беседа «Кто издает газеты и журналы»

-У каждой газеты или журнала есть своя редакция, в которой трудятся журналисты, фоторепортеры, операторы, художники, редактор.  Каждый из них занимается определенной работой. Вы уже знакомы с некоторыми из них.

- Что делает репортер?  (ведет репортаж)

-Что делает оператор? (снимает репортаж на камеру)

-Что делает фотограф?

-А чем занимается журналист?

Журналист собирает интересный материал, о каком- либо событии, пишет статьи в журнал или газету. В журнале «Сундучок» есть интересные статьи о том, какие прошли в нашем городе спортивные праздники для детей. Эти статьи написал журналист (зачитывает фамилию).

Обратите внимание, как в журнале расположены статьи, у каждой есть заголовок, фотография. У каждой статьи есть свой автор. Как вы думаете, кто так правильно и красиво в журнале разместил весь материал? (редактор)

В конце журнала есть пометка, что над журналом работали: редактор, фотографии выполнены (ф.и.о.)

-Хотели бы вы издать свой журнал или газету? Вы многому научились: проводить интервью, знакомы с тем,  как подобрать тему для репортажа и вести его,  учились составлять статьи на разные темы, оформили рисунки, собрали фотографии с места события.

Ведение в проблему

-Сможете ли вы издать свою газету или журнал?

-Что для этого необходимо?

Решение проблемы

-Давайте решим, над чем вы будете работать – над  газетой или журналом?

-Что необходимо, чтобы газета была интересной и содержательной?

-Для этого собирается редакционная коллегия, которая обсуждает, что будет размещено в газете, какой материал.

-Кто занимается сбором материала? (журналисты)

-В каждой газете или журнале есть определенные темы, их называют рубликами.

-Какие рублики вы хотели бы разместить в своей газете? (дети сами решают: спорт, погода, это интересно, самое интересное событие дня)

-Правильно, ребята, нужно создать свою редакцию и распределить роли, кто чем будет заниматься.

-Кто хотел бы быть оператором? Кто справится с ролью журналиста? Как вы думаете, у кого лучше всего получится быть редактором? Кто справится с ролью художников – оформителей, фотографом?

-Что нам еще понадобиться? В этом нам поможет подсказка.

Игра «Кому, что нужно для труда»

(дети подбирают наборы предметов необходимые для каждой профессии, например, редактору: макет газеты, компьютер, разные шрифты заголовков; оператору - видеокамера, микрофон и т.д)

Сюжетно - ролевая игра «Редакция»

Игровые действия: Редакционная  коллегия; изготовление макета газеты, журнала; распределение заданий  и их выполнение; фотографирование, написание статей; использование рисунков, придумывание заголовков;  составление газеты.

Вечерний круг

-Вот и подошел к концу день, что вам больше всего запомнилось за этот день? Вы  не успели доделать газету. Что не закончено? Достаточно ли фотографий в газете? Обратитесь за помощью к родителям, они вам помогут подобрать необходимый материал, запишите свои рассказы и принесите завтра, они пригодятся нам для газеты.

День седьмой

Утро радостных встреч

Добрый день, ребята!

Предлагаю начать наш день с хороших пожеланий друг другу. Как всегда, нам поможет в этом наш друг- микрофон

Коммуникативная игра «Пожелание другу»

Речевое общение

-Ребята, вы вчера в редакции готовили материал для  газеты. Что вам удалось сделать, в чем были трудности? (обсуждение детей)

-На какие темы будут статьи  в вашей газете? Предлагаю рассказать о своих сообщениях.

 Моделирование рассказов на предложенные темы (педагог записывает рассказы)

Проблемная ситуация

-Много получилось рассказов, как же все эти рассказы поместить в газете?

Решение проблемной ситуации

-На какие темы были рассказы? Как разместить все эти рассказы в газете? (дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что статьи нужно разместить по темам, выбирают темы).

Оформление газеты

Вечерний круг

Вы довольны своим результатом?  Куда мы ее повесим? Что больше всего вам нравится в газете? Кто самый активный был в оформлении газеты?

День восьмой

Введение в проблему

-Ребята, вы не забыли, что скоро к нам приедет репортер брать интервью? Вы готовы дать интервью? Чему вы научились за это время?(ответы детей)

-Предлагаю проверить, как вы научились задавать вопросы и отвечать на них. А поможет проверить вас один литературный герой. Кто он, узнаете из сказки.

Чтение отрывка Х.Андерсена «Снежная королева»

-Кто главный герой этой сказки? Правильно это Герда. Как вы можете охарактеризовать героиню сказки? (смелая, добрая, чуткая, бесстрашная и т.д.)

-Предлагаю провести диалог с Гердой.

-Прежде, чем вести интервью, давайте вспомним правила ведения диалога (интервью) (не перебивать, правильно задавать вопросы, вежливо обращаться и т.д.)

-Кто сыграет роль Герды?

-Вопросы будем задавать Герде по очереди, будем задавать вопрос через микрофон, после того, как Герда ответит не него, передаем микрофон следующему.

Интервью с литературным героем

-Герда, тебе понравились вопросы ребят? А хотела бы ты задать вопросы ребятам? Задай вопросы, которые тебя интересуют.

День девятый

Игровая ситуация- встреча с  героем

В группу к детям приходит Незнайка.

Незнайка:

-Привет! Вынужден сделать посадку возле вашего детского сада. В моем летательном аппарате заканчивается теплый воздух, пока его заправляют, думаю, дай - ка зайду в этот дом, от куда слышен смех и веселье.

Воспитатель:

-Здравствуй, а мы знаем кто ты. Дети, вы узнали его?

Интервью со сказочным персонажем

Незнайка:

-От куда, вы  меня знаете? (ответы детей)

-И знаете, где я живу?

-А вы знаете о том, что я самый главный выдумщик в Цветочном городе?

-Какие невероятные истории произошли со мной? (ответы детей)

-А как зовут моих друзей и чем они любят заниматься? (ответы детей)

-А у вас есть любимые занятия? Расскажите о них. (ответы детей)

Воспитатель:

-Ребята, чем интересным мы занимаемся в последнее время? (учимся правильно разговаривать)

-А ты, Незнайка, умеешь правильно разговаривать?

Вот мы сейчас и проверим.

Упражнение «Правильно – неправильно»

(Детям и Незнайке предлагается определить, правильно ли говорящий обращается к собеседнику, если нет - исправить ошибку, например: Бабушка, пока! Нина Ивановна, пожалуйста объясните…Сережа, до свидания.)

Речевое общение

Незнайка:

-И зачем вам все это? Время только даром тратите.

Воспитатель:

-Дети для чего мы учимся красиво и правильно разговаривать друг с другом и другими людьми?

(ответы детей: мы хотим стать вежливыми, правильно задавать вопросы и отвечать на них, мы готовимся дать интервью и т.д.)

Незнайка:

-Где и с кем вы собрались так разговаривать?

Воспитатель:

-Ребята, расскажите Незнайке, почему нас так заинтересовала красивая правильная речь. (дети рассказывают Незнайке, что они готовятся к интервью, им нравится правильно вести себя в разговоре и т.д)

Незнайка:

-Кому вы собрались давать интервью? (дети рассказывают Незнайке об интервью)

Воспитатель:

-Ребята, я забыла вам сказать, что скоро родительское собрание. Давайте подумаем, чем мы порадуем родителей. (варианты ответов: концерт, газета, выставка, рассказать об успехах или интересных делах и т.д.)

Постановка проблемы:

-Как рассказать об успехах и интересных делах быстро и интересно?

Решение проблемы

(если дети предложат выпустить газету - принять это предложение)

-Кроме газеты, как еще можно рассказать (снять видеоролик).

-А если нет видеокамеры? Еще как можно рассказать? (записать на диктофон)

-Как называется разговор двух собеседников, когда один задает вопросы, а другие отвечают на них? Правильно, это интервьюирование.

-Хотели бы вы дать интервью о наших интересных делах и успехах?

-Это интервью предложим послушать родителям на родительском собрании. -Пусть родители узнают сами ваши голоса и порадуются вашим успехам.

Незнайка:

-А можно вы и у меня возьмете интервью.

Воспитатель:

-Ребята, вы разрешите Незнайке дать интервью?

-Приходи к нам завтра, мы будем записывать на диктофон интервью.

День десятый

Запись на диктофон интервью детей

День одиннадцатый

Презентация газеты «Наши добрые дела», прослушивание интервью «Наш любимый детский сад» на родительском собрании.

Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: взять интервью у ребят из соседнего детского сада.

Предполагаемый результат  для

Детей:

  • Будут соблюдать элементарные правила ведения диалога: очередность в разговоре; выслушивать собеседника, не перебивать, поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от темы; разговаривать спокойно, доброжелательным тоном.
  • Будут использовать в речи слова речевого этикета.
  • Отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
  • Проявлять интерес к самостоятельному сочинению рассказов.
  • В процессе взаимодействия со сверстниками   будут проявлять самоорганизацию, самодеятельность, самоконтроль.
  • Внимательно слушать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.
  •  Повысят самооценку.
  • Пополнят  словарь, совершенствуют речевые навыки (работа над словом, словосочетанием и предложением).
  • Повысят познавательный интерес к профессиям, связанными с журналистикой.

Родителей:

  • Возрастет интерес к совместной деятельности, сближение между детьми и педагогами группы.
  • Изменят или скорректируют  свои представления о культуре диалога.

Воспитателей:

  • Овладеют методами и приемами формирования у детей диалогической и монологической форм речи.
  • Пересмотрят подходы в овладении детьми диалогических форм общения.

 

Оценка результатов проекта для

 Детей

  • Пересказывают литературные произведения самостоятельно, правильно передают идею и содержание, выразительно воспроизводят диалоги действующих лиц.
  • Понимают и запоминают авторские средства выразительности, используют их в собственном пересказе, замечают в рассказах сверстников.
  • Пересказывают произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя.
  • Используют разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).
  • Сочиняют сюжетные рассказы по картине с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание).
  • Проявляют интерес к самостоятельному сочинению, создают разнообразные виды творческих рассказов.
  •  Внимательно выслушивают рассказы сверстников, помогают им в случае затруднений, замечают речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их.

Родителей:

  • С помощью родителей дети пополнили «копилку добрых слов», оформили выставку «Мы репортеры», освоили правила ведения диалога.

Воспитателей:

  • После проведенного проекта желание продолжать работу в данном направлении появилось не только у педагогов данной группы, но и у других педагогов.
  • Освоили новую технологию интервьюирование в формировании у детей диалогических форм общения.
  • Укрепили отношения с родителями.

Литература:

  1. Б.С.Волкова, Н.В.Волкова «Учим общаться детей 3–7 лет». –М.:  –Сфера, 2014г.
  2. Бычкова С.С «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». –М.: – Аркти, 2002г.
  3. Клюева Н.В.., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». –М.:  –Академия развития, 1997г.
  4. Панфилова М.А. «Игротерапия общения». –М.: – «Издательство ГНОМ и Д», 2008г.
  5. Рылеева Е.В. «Вместе веселее!». – М.: –Айрис–пресс,2004г.
  6. Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». –М.: НКЦ ,2011г.
  7. Семенака С.И. «Уроки добра». – М., Аркти, 2005
  8. Щипицина Л.М «Азбука общения». – М., Детство-Пресс,2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Мы репортеры» Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Мы репортеры"   Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"...

Проект по профессиям Южного Урала – профессия Репортер!

Цель проекта – дать представление детям о профессии Репортер....

конспект культурной практики "Репортер"

Конспект составлен  с учетом  целей и задач по пяти образовательным областям....

Конспект НОД "АКЦИЯ- юный репортер"

Конспект, в котором описывается целевая прогулка в период прохождения Спартакиады...

Игра «Репортер»

Сначала взрослый задает ребенку вопросы, ребенок отвечает полным ответом, затем можете поменяться ролями. Как тебя зовут? (Меня зовут ….) Сколько тебе лет? (Мне ….лет) Когда у тебя день рождение? ...