Проект "Веселый огород"
проект по окружающему миру по теме
Исследовательский долгосрочный проект "Веселый огород"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselyy_ogorod.doc | 580 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко»
Исследовательский проект
«Веселый огород»
Автор проекта: Баргатина Л.В.
2014 г.
Исследовательский проект
«Веселый огород»
Тема проекта: «Веселый огород»
Вид проекта: исследовательский.
Участники проекта: педагоги, дети и родители группы №6.
Срок проведения: долгосрочный (январь 2014г. - май 2016г.) – 29 месяцев.
Актуальность темы проекта.
Родители, у которых есть огород или дача, замечают, какой интерес вызывают у детей не только растения, но и процесс ухаживания за ними, в большей степени именно процесс: посадка, полив, рыхление и прополка (мир вокруг себя дети познают практически). У детей, ухаживающих за растениями, развиваются такие важные качества (важные при обучении ребенка в школе), как ответственность, обязательность, целеустремленность.
Гипотеза.
Предположим, что научив ребенка наблюдать за растениями, ухаживать за ними, дети приобретут потребность в общении с природой. Они научатся любить природу, поймут, что наша планета не сможет существовать без растений, так как они не только украшают нашу Землю, помогают нам дышать, лечат нас от болезней, но и являются основными поставщиками витаминов, необходимых для жизни человеку.
Цель: Знакомить детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста. Развивать потребность ухода за растениями, умение наблюдать за их ростом. Формировать представления о роли растений в природе и жизни людей. Прививать любовь к природе. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Дать представление о разнообразии растительного мира.
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за растениями. Формировать знания о росте и потребности растений.
- Упражнять в классификации растений.
- Развивать познавательные и творческие способности детей. Учить оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации
- Создать условия для участия родителей в проекте.
- Формировать ценностное отношение к живой природе.
- Воспитывать желание добиваться результата, самостоятельность, трудолюбие, желание участвовать в общем деле.
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Проектная идея: создать на подоконнике мини – огород, дома с родителями: клумбу или грядку, получить урожай (если выращивали овощи).
Результат:
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на нравственно-эстетическом и практическом значении.
- Проявление активного отношения к растениям (забота, уход).
Реализация проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 29 месяцев: с января 2014г. – май 2016г.
- Подготовительный этап (2 недели)
На этом этапе:
- Подготовлена, и дополняется информационная база, необходимая для реализации проекта:
папки-передвижки, алгоритмы ухода за растениями и приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом», подборка эколого-дидактических игр: «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке».
- С помощью родителей собирается коллекция семян овощей.
- Подготовили почву и контейнеры для рассады, орудия труда.
- Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей, цветок «Анютины глазки»
- Будут изготовлены герои для инсценировок.
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
- Дети наблюдают в группе за прорастанием рассады овощей, проводят опыты.
- Пересадка рассады в отдельные горшочки, в открытый грунт в огороде ДОУ.
- Детьми устанавливаются связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
- Результаты экспериментов фиксируются (фото, рисунки)
- В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Рассматривают иллюстрации, картины.
- Проводится НОД, дидактические игры, беседы.
III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай лука, вырастили цветы «Анютины глазки» - виола. В Будущем, возможно - картофеля, фасоли, редиса, моркови, свеклы, лука, укропа, помидор.
- Этапы проекта фотографируются, оформляются альбомы.
- Организовываются выставки детских работ.
- Будет создан слайд-шоу «Веселый огород».
- Возможно, совместно с музыкальным руководителем, в 2016 году подготовим и проведем для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети будут петь песни, отгадывать загадки, и собранный урожай отнесут поварам на кухню.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Проведено родительское собрание, анкетирование по сбору информации об участии родителей и детей в проекте «Веселый огород».
- Собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в Алтайском крае.
Системная паутина по проекту «Веселый огород»
Познание (ведущая деятельность – познавательно - исследовательская) | Чтение художественной литературы | Коммуникация |
- Экспериментирования с разными материалами - Рассматривание - Наблюдение - Решение проблемных ситуаций - Создание символов - Создание плаката - Дидактические игры | - Восприятие стихотворений с последующим их разучиванием - Восприятие сказок и рассказов с последующим свободным общением | - Подвижные, народные, дидактические игры |
Социализация | Труд | Безопасность (интеграция разных видов деятельности) |
- Игры со строительным материалом (песок, конструктор) - Игры – эксперимент. с водой, ветром - Дидактические игры - Подвижные игры | - Труд в природе (оформление огорода, посадка растений, полив растений) - Дежурство в уголке природы | - Создание альбома со знаками о правилах поведение в огороде, цветнике - Инструктаж на тему «Поведение на участке», «По использованию приборов в уголке экспериментирования», «Работа с лопатой, граблями»
|
Здоровье (интеграция разных видов деятельности) | Физическая культура (ведущая деятельность - двигательная) | Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами |
- Динамический час на прогулке | - Физкультминутки - Игры: подвижные, имитации, народные - Физические упражнения - Досуг - Соревнования | - Мастер – класс - Оформление информационных стендов - Выставки творческих работ - Рекомендации – задания - Совместное проведение экологического досуга - Участие в подготовке досуга |
Художественное творчество (ведущая деятельность - продуктивная) | Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная) | Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности) |
- Рисование с натуры (гуашью) - Конструирование из бумаги (оригами) - Конструирование из строительного материала (по образцу, по замыслу) | - Прослушивание и разучивание песен - хороводы | - утренняя гимнастика - самостоятельная деятельность - непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию - прогулка |
ЛИТЕРАТУРА
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
- Парциальная программа «Основы безопасности и жизнедеятельности» Р.Б.Стеркина, Н.Н.Авдеева.
- Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Насекомые. Какие они? Т.А.Шорыгина
- Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина
- Какие месяцы в году? Т.А.Шорыгина
- Овощи какие они? Т.А.Шорыгина
- Юный эколог. С.Н.Николаева
- Фотографии детей средней группы «Звездочка» и сотрудников МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко» в рамках реализации проекта «Веселый огород» на официальном сайте.
10.Интернет ресурсы.
Приложение
Игры, направленные на формирование
у дошкольников представления
о роли растений в природе
и жизни человека.
Задачи:
- Изучить особенности строения растений.
- Вовлечь детей в природоохранную деятельность.
- Формирование ценностного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста.
- Стимулировать эколого – познавательную деятельность.
Встреча с доктором Айболитом
Воспитатель: Смотрите, ребята, к нам пришли самые разные сказочные персонажи (добрый доктор Айболит, Чиполлино, кот Матроскин из Простоквашино, Дюймовочка, Знайка из Цветочного города, Старичок Лесовичок). Сегодня мы вместе с Чиполлино совершим путешествие по сказочным дорожкам и выполним различные задания, которые они нам предложат. И к первому кому мы отправимся будет доктор Айболит. Послушаем его ребята.
Доктор Айболит: Сейчас я расскажу вам сказку, быть может быль, а может быть побаску. Что, правда, в ней, что выдумка, решите вы тотчас. Теперь внимательно послушайте рассказ.
Жили в одной комнате разные комнатные растения. Однажды они вступи в спор, кто какие достоинства имеет.
Фиалка: Вот смотрю я на вас, дорогой Хлорофитум, и немного завидую:какая у вас большая и дружная семейка! Как весело вам живется всем вместе? Сколько же вас в вашей семье?
Хлорофитум: Сейчас нас семнадцать листиков: дедушка, бабушка, мама, папа и тринадцать детей.
Фиалка: И вам не тесно в вашем горшочке? Как вы уживаетесь все вместе на такой маленькой жилплощади?!
Хлорофитум: В тесноте, да не в обиде! Мы очень терпеливы и не мешаем друг другу а, наоборот, поддерживаем самых слабых и старых. Хлорофитум – это наше научное имя. Мы не желтеем, не бледнеем, вечно зеленеем и никогда не опадаем. Мы не вянем даже, если нас забывают полить, и можем, прекрасно расти в темном углу, и на самом ярком солнце. И сквозняков мы не боимся, и пыль нам не страшна.
Растения (хором): Тише, по радио говорят о нашем уважаемом Столетнике! Проснитесь, дедушка Столетник! Послушайте, что о вас говорят.
Голос по радио: Столетник или алоэ – это универсальный врач, который и бронхит, и туберкулез, и воспаление десен, и даже глазные болезни лечит. В его сочных мясистых листьях есть целебный сок – алоин, очень полезный, особенно при воспалениях.
Белый кот: (поспешил к Столетнику) Уважаемый Столетник, у меня как раз воспалена десна, ничего не могу есть. Разрешите, пожалуйста, откусить один ваш целебный листочек.
Столетник: Ради бога, хоть два. Только жуй как следует, мой сок довольно горький.
Каланхоэ: Я, может быть, не такой знаменитый, как наш многоуважаемый Столетник, но и мой сок используют в медицине, особенно при заживлении ран и ожогов. Особенно он эффективен при ангине, воспалении десен. Так что мой сок не хуже вашего, дорогой Столетник. Его даже в аптеке купить можно.
Герань: Я тоже лечить могу. Отвары из моих листочков помогают при кашле и головной боли. Меня применяют против мозолей и опухолей. Я даже кровеносное давление умею понижать и бородавки свожу. А еще я выделяю летучие вещества, убивающие в воздухе вредные микрооганизмы. В помещении, где я нахожусь, в воздухе содержится значительно меньше микробов.
Традесканция: (хвастливо)Послушайте, дорогие друзья! Я самое обычное комнатное растение, но при дизентерии и простуде нет средства лучше, чем отвар из моих листочков. Я не хвастаю, но все вы должны знать о моих чудесных способностях.
Сансевиера: А я очень эффективна от головной боли. Дым от моих горящих листьев как рукой головную боль снимает.
Хлорофитум: Я тоже очень полезное растение воздух очищаю, от вредных газов избавляю.
Циперус: А я воздух увлажняю.
Кактус: (вздыхает и с грустью говорит) Я не обладаю никакими лечебными свойствами, но тоже хотел бы всем помогать.
Столетник: (кряхтя, наклоняется к Кактусу) Я уверен, что далеко не все твои свойства изучены. В тебе непременно есть что – то целебное!
Чиполлино: Скажите, а я обладаю какими – то полезными свойствами?
Доктор Айболит: Чиполлино – ты очень важное растение. Полезно иметь в своем комнатном садике всю ту зелень, которую мы с удовольствием потребляем летом: лук, петрушку, сельдерей, укроп и чеснок. Эти растения повышают наши защитные силы организма против заболеваний.
Фиалка: Да все растения приносят пользу, кто красотой своей радует, кто воздух очищает, а кто его дезинфицирует, а кто и лечебные свойства имеет. Любое живое, здоровое растение всегда приносит в ваш дом приятные ощущения, создает пестрые уголки и зеленые островки для отдыха, наполняет ваш дом благоуханием, пробуждает в вашем сердце нежные чувства и приятные ощущения.
Задание. Ответьте на вопросы доктора Айболита
- О каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда комнатные растения помогли вам выздороветь?
- Можно ли сказать, что комнатные растения – наши друзья?
- Как надо относиться к друзьям? (друзьям надо помогать, беречь их, заботиться о них).
Опыт « Растем вместе»
Доктор Айболит: ученые предполагают, что растения не так сильно отличаются от людей. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус. С помощью запахов растения общаются между собой. Растения слышат. Растения воспринимают музыку и реагируют на нее. Между человеком и растением устанавливаются невидимые связи, которые проявляются в стрессовых ситуациях. Случается, что когда любящий цветы хозяин заболевает, то они начинают чахнуть.
Ребята, давайте с вами проведем несложные опыты с растениями и докажем, что растения как и мы с вами растут и развиваются.
Посадите верхушку морковки (свеклы, редьки, ананаса) во влажный песок срезом вниз. Поставьте на свет, поливайте. Наблюдайте за растением растения. Удалось ли вам продлить жизнь растения?
Работа в уголке природы
Воспитатель: Ребята, и у нас есть уголок природы, в котором эстетично, уютно, интересно и соблюдены условия для содержания комнатных растений. Но будет ли так всегда? Давайте расскажем Чиполлино и доктору Айболиту, какие комнатные растения живут в нашем уголке природы, и какую пользу они могут приносить людям.
Наши обитатели уголка природы живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями. Пронаблюдайте за своими зелеными друзьями.
Если у растения желтеют кончики листьев, опадают цветы – требуется пересадка; растение плохо растет – необходима подкормка; у растения бледно – зеленые листья и стебли вытянуты – надо усилить освещение; растение поражено вредителями – следует принять меры; посуда, в которой находиться растение, становиться тесной – растение надо пересадить. Давайте обсудим правила ухода за комнатными растениями:
- Основным способом ухода за растениями является полив. Растения надо поливать водой комнатной температуры, желательно делать это из лейки. Не надо поднимать носик лейки высоко над горшком. Некоторые растения необходимо поливать в поддон.
- Кроме полива растения нужно опрыскивать из специальных опрыскивателей.
- Один раз в неделю с крупных плотных листьев растения протирать пыль мягкой влажной тряпочкой.
- Растение, как и человек, тоже дышит. Поэтому один раз в три или четыре дня землю надо рыхлить, чтобы к корням проникал воздух. Лучше это делать на следующий день после полива и использовать для этого палочку с заостренным кончиком. Важно это делать правильно, чтобы не повредить корни растения.
- Сухие листья и веточки нужно осторожно срезать с растения
- Регулярно проводить подкормку растений
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с доктором Айболитом и скажем ему «спасибо» за интересное общение.
Доктор Айболит: Ребята, примите от меня подарок (комнатное растение – алоэ) и помните «Растения – источник здоровья».
Общение с Дюймовочкой
Воспитатель: А вот и еще одна гостья. Попробуйте отгадать, из какой сказки пришла она? В ней говориться об очень маленькой девочке, которая появилась из цветка. Правильно – это Дюймовочка. А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились! Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат! Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите, какая она маленькая. Дюймовочка любит растения, она проводит много времени в чудесном саду. Вот и мы незаметно очутились в этом саду. Посмотрите, какой чудесный сад. Вокруг очень много растений с красивыми цветками. Попробуем отгадать их:
- Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок , белые реснички. (ромашки)
- Много трав растет полезных
На планете дорогой
Нам помогут от болезней
Мята, пижма, зверобой.
- Если я отправлюсь в путь, он посмотрит на меня
И шепнет мне: «Не забудь про родимые края!»
Голубой цветочек хрупкий, он зовется … (незабудкой)
- Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету (ирис)
Дюймовочка: Давайте друг другу улыбнемся и станем такими же красивыми как цветы
Игра « Строение растений»
Предложить детям сопоставить карточки с названием основных частей растения и составить рассказ « Основные части растений».
Физкультминутка!
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
(Помахать руками, словно крыльями)
Мы лететь устали, что-то,
Приземлились на полянку.
(Несколько глубоких приседаний)
Игра «Собери растение»
Дюймовочка: Ребята, у растений есть не только красивые цветки, но и листья. Они бывают разной формы, окраски, особенно красивы листья осенью и весной. Раскрасьте части растения и собери растение в единое целое.
Игра в слова
Дюймовочка: Я очень люблю растения, но без насекомых растения не будут расти в моем саду. Давайте вспомним, какие насекомые помогают растениям. Я прочитаю вам слова, а вы подумаете, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, осе, кузнечику, бабочке). Словарь : муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, « летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Дюймовочкой и скажем ей « спасибо» за интересное общение.
Дюймовочка: Ребята, примите от меня (аппликацию цветкового растения) и помните « Растения – источник красоты».
Беседа с котом Матроскиным
Воспитатель: Давайте ребята, с вами сегодня съездим в гости в деревню. Кто – нибудь из вас бывал в деревне? Может кто-то летом, ездил в гости к бабушке? А в нашей деревне живет еще один сказочный герой кот Матроскин. Давайте ребята послушаем его.
Матроскин: Да, хозяйство у меня большое: корова, теленок, огород вон какой. Дядя Федор все в огороде, а корову ее кормить надо, сено заготавливать, траву растить, косить нужно. Да и в саду, огороде дел полно. А ну – ка, сейчас узнаем, кто из вас с растениями и где встречался? Ответьте мне на вопросы:
- Кто из вас помогал посадить дерево? (да/нет)
- Кто ухаживает за своими комнатными растениями? (да\нет)
- Кто знает книги о растениях и животных? (да\нет)
- У кого есть сад, или огород, и он вместе с родителями ухаживает за растениями там? (да/нет)
- Кто собирает летом лекарственные растения (просто букеты) вместе с мамой или бабушкой, и знает, что можно рвать только те цветы, которых очень много, и которые не охраняются законом?(да/нет)
- Кому нравиться любоваться растениями осеннего леса? (да/нет)
- Кто знает песни, стихи и загадки о растениях? (да/нет)
- Кто может рассказать о том, какую роль растения играют в природе? (да/нет)
Матроскин: Растений много, вы их и на огороде встретить можете.
Игра «Где обитают растения?»
Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч, называя растение, а ребенок должен определить, где оно обитает: в саду, в лесу, в поле, на огороде или на лугу.
Колокольчик – луг Пшеница – поле
Земляника – лес Лук, чеснок – огород
Яблоня – сад Одуванчик – луг
Василек – луг Тополь – лес
Дуб – лес Клен – лес
Игра «Волшебный мешочек»
Воспитатель заранее готовит различные фрукты и овощи и складывает их в непрозрачный мешочек. Дети сидят, держа руки под столом. Воспитатель держит мешок, ребенок ощупывает, определяя, какой предмет ему достался. Ребенок произносит слова, относимые к предмету (теплый, холодный, мягкий, твердый, колючий, гладкий и т. д.). После того, как предмет угадан, мешок переходит к другому игроку. Как только все предметы будут вынуты (отгаданы), подводятся итоги – какие угаданные части растений можно отнести в группу «фрукты и ягоды» и «овощи».
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с котом Матроскиным и скажем ему «спасибо» за интересное общение.
Кот Матроскин: Ребята, примите от меня подарок (овощи с моего огорода) и помните «Растения – источник труда».
В гостях у Старичка Лесовичка
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес:
Там полным полно чудес.
В нем живут дары природы
Для людей и лесного народа.
Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову наверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите. Что вы еще увидели вокруг себя? ( Выслушать варианты ответов детей).
Давайте не будем мешать жителям леса и не тревожить их покой. Нам необходимо превратиться в листочки, нас тогда никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем. « Раз, два, три, повернись и в листочки превратись». Посмотрите, какие мы разные листочки, с самых разных деревьев, мы имеем разную форму, размеры и оттенки цветов. Скажите, с какого вы дерева листочки? Какие вы разные, расскажите?
Мы листочки, а теперь давайте соберемся в букет. Встаньте в круг, а руку вытяните на середину. Вот какой большой получился букет! Ах, какой красивый букет! Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Вы – листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу. Шалун – ветер собрал все листочки в большую кучу. Скорее собирайтесь, листочки. Понюхайте листочки. Чем они пахнут? (Выслушать варианты ответов детей).
В лесу растут высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кустарники. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустарниками растут травы. Покажите, какая низкая трава. А вот перед ними защитник леса. Угадайте, о ком идет речь?
Он знает точный елкам счет,
Наш Старичок Лесовичок.
Помнит он любую елку,
Помнит каждую иголку.
Он большущий непоседа.
Спит с утра и до обеда.
А с обеда до заката
Пишет свой дневник, ребята.
Как сопит в берлоге мишка,
Как снует под снегом мышка.
Ведь он всему ведет учет,
Наш Старичок Лесовичок.
Старичок Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы что такое лес? ( Выслушать варианты ответов детей).
Теперь послушайте мое мнение:
Дом со всех сторон открыт, Машеньку - орешком,
Он резною крышей крыт. Петю – сыроежкой.
Заходи в зеленый дом – Весной веселит,
Чудеса увидишь в нем. Летом холодит,
Богатырь стоит богат, Грибами, ягодами одаривает,
Угощает всех ребят: Осенью умирает,
Ваню – земляникой, Весной опять оживает.
Старичок Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы как надо вести себя в лесу? (Выслушать варианты ответов детей). Теперь послушайте мое мнение:
Правила поведения в лесу Убегут с лесной опушки.
Если в лес пришел гулять, Здесь не нужно всех ловить,
Свежим воздухом дышать, Топать, хлопать, палкой бить.
Бегай, прыгай и играй, Ты в лесу всего лишь гость,
Только, чур, не забывай, Здесь хозяин – дуб и лось.
Что в лесу нельзя шуметь, Их покой побереги,
Даже очень громко петь. Ведь они нам не враги!
Испугаются зверушки,
Задание « Рисуем лес»
«Один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот – вот ветки закачаются. А в углу , как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.
- Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок – лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.
- Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье –то фырканье.
- Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они и есть ЛЕС.»
На картине не передашь некоторых вещей, без которых лес будет не полным. Это и неповторимый лесной воздух, и солнце которое проглядывает сквозь ветви деревьев, особая почва с листовой подстилкой. Другими словами особая атмосфера.
Ребята, а как бы вы нарисовали лес?
Игра « Совы и вороны»
Старичок Лесовичок: Ребята, давайте посмотрим, какие разные растения нам встречаются в природе, и узнаем какие растения растут в нашем лесу.
Дети делятся на две команды «совы» и « вороны». Встают по разные стороны от выложенных карточек. По очереди выходят участники команд и забирают отгаданное ими растение.
Задание « Заверши сказку»
Старичок Лесовичок: Ребята, хотите послушать сказку про деревья?
« Жили – были деревья – подружки: Елка – Зеленушка, Береза – Веселушка, Рябина – Краснощечка, Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно, радовались лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: « Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу , а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.»
Сосна – Стройнушка: « Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных матч. Я самое главное дерево.»
Рябина – Краснощечка: « Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!»
Береза – Веселушка: « А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: « Белая береза под моим окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!»
Старичок – Лесовичок: Ребята, как вы думаете, чем закончился спор деревьев – подружек?
Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. Вот, чем она заканчивается: « Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок деревьев все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно».
Старичок – Лесовичок: Ребята,как вы думаете, за чем нам нужен лес? (Выслушать варианты ответов детей). Теперь послушайте мое мнение:
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажа леса? Сажая леса?
Чащу, где бродят Лист,
Барсук и лиса. На который
Чащу, Ложится роса,
Где белка Свежесть лесную,
Скрывает бельчат, И влагу, и тень, -
Чащу, Вот что сажаем
Где пестрые дятла В сегодняшний день.
Стучат. В бурю и штиль.
Что мы сажаем, Что мы сажаем,
Сажая леса? Сажая леса?
Мачты и реи – Легкие крылья -
Держать паруса, Летать в небеса.
Рубку и палубу, Стол, за которым
Ребра и киль – Ты будешь писать.
Странствовать Ручку, линейку,
По морю Пенал и тетрадь.
С. Маршак
Старичок – Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы, что у меня в лесу работают природные фабрики и заводы. В листьях зеленых растений на свету создаются питательные вещества, и выделяется кислород, необходимый всем живым организмам. Растения дубового леса выделяют в год 830кг кислорода, растения березового леса – 725кг, соснового леса – 540кг, елового – 500кг.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком Лесовичком и скажем ему «спасибо» за интересное общение.
Старичок – Лесовичок: Ребята, примите от меня подарок ( зеленый лист растения) и помните « Растения – источник жизни».
В гостях у жителей цветочного города.
Беседа со Знайкой.
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, что еще знают о растениях другие сказочные герои. Обратимся к жителям «Цветочного города», кому как не им быть знатоками природы! Давайте угадаем, как зовут эту коротышку. Книги у него лежат на столе, на носу очки, совсем похож на профессора (Знайка). Спросим у него, что он знает о растениях?
Знайка: Ребята, наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения. В течение многих лет люди считали, что основная ценность растений состоит в том, какое количество продуктов из них можно получить. Сейчас люди начинают осознавать, что растения нужно ценить и за другие функции, которые они выполняют.
Каждое растение – это источник наших настоящих и будущих научных открытий. Растения появились на нашей планете много миллионов лет назад, намного раньше, чем человек. Растения расселились по всей нашей планете и научились стойко переносить низкие температуры, сильные ветры, отсутствие влаги и бороться с болезнями. Человеку еще многому придется учиться у растений!
Послушайте сказочную историю
В давние времена небо по ночам было совсем темным. На нем не было звезд, только мерцала одна звезда. Ей было очень скучно. Один волшебник решил помочь звездочке и создал еще тысячи звезд на небе. Но в память о первой звездочке он запечатлел ее изображение на Земле. Как волшебник сохранил изображение звездочки на Земле?
Знайка: Звездочка знает много тайн о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звезды нашей Вселенной. Эти тайны хранят растения. Ребята, примите от меня подарок (яблоки) и помните « Растения – источник знаний».
Воспитатель: Ребята, смотрите, а это кто? Какая – то женщина?
Шапокляк: А вы меня не знаете?
Кто людям помогает,
Теряет время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
И я вам предлагаю всем делать точно так.
Как делает старуха по кличке Шапокляк.
Да я вам сейчас покажу, все ваши красивые цветочки сорву, срублю и потопчу. Зачем они нужны? Только место на земле занимают.
Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Как помочь растениям? Давайте расскажем старухе Шапокляк, у каких сказочных героев мы побывали в гостях и что узнали о растениях (Выслушать ответы детей ).
Игра « Что было бы, если исчезли…»
Воспитатель: Старуха Шапокляк предлагает убрать растения, давайте расскажем ей, что бы произошло с остальными жителями нашей планеты? А если бы исчезли насекомые и птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса звери? Оказывается, не случайно природа собрала всех своих обитателей вместе. Все растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со сказочными героями, скажем им «спасибо» за интересное общение. Мы еще с ними встретимся! Старуху Шапокляк пригласим к нам в детский сад, доверим ей важную роль – следить за тем, чтобы и ребята, и растения в нашем саду жили дружно!
В завершении разучивается стихотворение:
Ты – росток, Ты – дубок,
И я - росток. И я – дубок,
Раз – листок, Я – дубок,
И два - листок. И ты – дубок,
Подрастем еще чуток, Станем рядом бок о бок,
И – чего же проще! - Вот и будет роща! И. Токмакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород круглый год" Приговорки в огороде.
Подборка приговорак....
«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)
Экологическое воспитание детей. Проект "Огород на окне"....
Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Конспект занятия в средней группе по лексической теме"Огород.Овощи" (с ЭОР) "В гостях на огороде у Зайки-побегайки"
Конспект занятия используемого вместе с мультимедийной программой power point с анимацией Зайки и с воспроизведением вставленного звука....
Огород наш огород, всё на нем всегда растет.
МАДОУ « Детский сад №215 «Капельки солнца»ПРОЕКТ( Подготовительная группа « Веселые ребята» )«Огород наш, огород, Все на нем всегда растет»...