Проект "Веселый огород"
проект по окружающему миру по теме

Баргатина Лариса Викторовна

Исследовательский долгосрочный проект "Веселый огород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon veselyy_ogorod.doc580 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко»

Исследовательский проект

«Веселый огород»

Автор проекта: Баргатина Л.В.

2014 г.

Исследовательский проект

«Веселый огород»

Тема проекта: «Веселый огород»

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: педагоги, дети и родители группы №6.

Срок проведения: долгосрочный (январь 2014г. - май 2016г.) – 29 месяцев.

Актуальность темы проекта.

Родители, у которых есть огород или дача, замечают, какой интерес вызывают у детей не только растения, но и процесс ухаживания за ними, в большей степени именно процесс: посадка, полив, рыхление и прополка (мир вокруг себя дети познают практически). У детей, ухаживающих за растениями, развиваются такие важные качества (важные при обучении ребенка в школе), как ответственность, обязательность, целеустремленность.

Гипотеза.

Предположим, что научив ребенка наблюдать за растениями, ухаживать за ними, дети приобретут потребность в общении с природой. Они научатся любить природу, поймут, что наша планета не сможет существовать без растений, так как они не только украшают нашу Землю, помогают нам дышать, лечат нас от болезней, но и являются основными поставщиками витаминов, необходимых для жизни человеку.

Цель: Знакомить детей с разнообразием растений, их строением, условиями, необходимыми для их роста. Развивать потребность ухода за растениями, умение наблюдать за их ростом. Формировать представления о роли растений в природе и жизни людей. Прививать любовь к природе. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи:

  1. Дать представление о разнообразии растительного  мира.
  2. Формировать умения наблюдать, ухаживать за растениями. Формировать знания о росте и потребности растений.
  3. Упражнять в классификации растений.
  4. Развивать познавательные и творческие способности детей. Учить  оформлять результаты наблюдений, участвовать в презентации
  5. Создать условия для участия родителей в проекте.
  6. Формировать ценностное отношение к живой природе.
  7. Воспитывать желание добиваться результата, самостоятельность, трудолюбие, желание участвовать в общем деле.
  8. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

Проектная идея: создать на подоконнике  мини – огород, дома с родителями: клумбу или грядку, получить урожай (если выращивали овощи).

Результат:  

  1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на нравственно-эстетическом и практическом значении.
  2. Проявление активного отношения к растениям (забота, уход).

 

Реализация проекта

Реализация данного проекта рассчитана на  29 месяцев: с января 2014г. – май 2016г.

  1. Подготовительный этап (2 недели)

На этом этапе:

  • Подготовлена, и дополняется информационная база, необходимая для реализации проекта:

папки-передвижки, алгоритмы ухода за растениями и приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом», подборка эколого-дидактических игр: «Слова, что растут в огороде», «Огородная игротека», «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке».

  • С помощью родителей собирается коллекция семян овощей.
  • Подготовили почву и контейнеры для рассады, орудия труда.
  • Изготовлены муляжи консервированных и свежих овощей, цветок «Анютины глазки»
  • Будут изготовлены герои для инсценировок.

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

  • Дети наблюдают в группе  за прорастанием рассады овощей, проводят опыты.
  • Пересадка рассады в отдельные горшочки,  в открытый грунт в огороде ДОУ.
  • Детьми устанавливаются связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
  • Результаты экспериментов фиксируются  (фото, рисунки)
  • В процессе исследований дети знакомятся  с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
  •  Рассматривают иллюстрации, картины.
  • Проводится НОД, дидактические игры, беседы.

III.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Коллектив группы (взрослые и дети) собрали урожай лука, вырастили цветы «Анютины глазки» - виола. В Будущем, возможно -  картофеля, фасоли, редиса, моркови, свеклы, лука, укропа, помидор.
  • Этапы проекта фотографируются, оформляются альбомы.
  • Организовываются выставки детских работ.
  • Будет создан слайд-шоу «Веселый огород».
  • Возможно, совместно с музыкальным руководителем, в 2016 году подготовим и проведем для всех желающих увидеть наш проект праздничное мероприятие «Весёлый огород», где дети будут петь песни, отгадывать загадки,  и собранный урожай отнесут поварам на кухню.

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Проведено родительское собрание, анкетирование по сбору информации об участии родителей и детей  в проекте «Веселый огород».
  • Собрать коллекцию семян огородных растений распространенных в Алтайском крае.

Системная паутина по проекту «Веселый огород»

Познание (ведущая деятельность – познавательно - исследовательская)

Чтение художественной литературы

Коммуникация

- Экспериментирования с разными материалами

- Рассматривание

- Наблюдение

- Решение проблемных ситуаций

- Создание символов

- Создание плаката

- Дидактические игры

- Восприятие стихотворений с последующим их разучиванием

- Восприятие сказок и рассказов с последующим свободным общением

- Подвижные, народные, дидактические игры

- Свободное общение

Социализация

Труд 

Безопасность (интеграция разных видов деятельности)

- Игры со строительным материалом (песок, конструктор)

- Игры – эксперимент. с водой, ветром

- Дидактические игры

- Подвижные игры

- Труд в природе (оформление огорода, посадка растений, полив растений)

- Дежурство в уголке природы

- Создание альбома со знаками о правилах поведение в огороде, цветнике

- Инструктаж на тему «Поведение на участке», «По использованию приборов в уголке экспериментирования», «Работа с лопатой, граблями»

 

Здоровье (интеграция разных видов деятельности)

Физическая культура (ведущая деятельность - двигательная)

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

- Динамический час на прогулке

- Физкультминутки

- Игры: подвижные,  имитации, народные

- Физические упражнения

- Досуг

- Соревнования

- Мастер – класс

- Оформление информационных стендов

- Выставки творческих работ

- Рекомендации – задания

- Совместное проведение экологического досуга

- Участие в подготовке досуга

Художественное творчество (ведущая деятельность - продуктивная)

Музыка (ведущая деятельность – музыкально-художественная)

Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности)

- Рисование с натуры (гуашью)

- Конструирование из бумаги (оригами)

- Конструирование из строительного материала (по образцу, по замыслу)

- Прослушивание и разучивание песен

- хороводы

- утренняя гимнастика

- самостоятельная деятельность

- непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию

- прогулка

ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Вераксы Н.Е.
  2. Парциальная программа «Основы безопасности и жизнедеятельности» Р.Б.Стеркина, Н.Н.Авдеева.
  3. Приказ  Минобрнауки  России от 23.11.2009 г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  4. Насекомые. Какие они? Т.А.Шорыгина
  5. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина
  6. Какие месяцы в году? Т.А.Шорыгина
  7. Овощи какие они? Т.А.Шорыгина
  8. Юный эколог. С.Н.Николаева
  9. Фотографии детей средней группы «Звездочка» и сотрудников МБДОУ «Детский сад №189 «Солнышко» в рамках реализации проекта «Веселый огород» на официальном сайте.

10.Интернет ресурсы.

Приложение

Игры, направленные на формирование

у дошкольников представления

о роли растений в природе

и жизни человека.  

Задачи:

  1. Изучить особенности строения растений.
  2. Вовлечь детей в природоохранную деятельность.
  3. Формирование ценностного отношения к живой природе у детей дошкольного возраста.
  4. Стимулировать эколого – познавательную деятельность.

Встреча с доктором Айболитом

Воспитатель: Смотрите, ребята, к нам пришли самые разные сказочные персонажи (добрый доктор Айболит, Чиполлино, кот Матроскин из Простоквашино, Дюймовочка, Знайка из Цветочного города, Старичок Лесовичок). Сегодня мы вместе с Чиполлино совершим путешествие по сказочным дорожкам и выполним различные задания, которые они нам предложат. И к первому кому мы отправимся будет доктор Айболит. Послушаем его ребята.

Доктор Айболит: Сейчас я расскажу вам сказку, быть может быль, а может быть побаску. Что, правда, в ней, что выдумка, решите вы тотчас. Теперь внимательно послушайте рассказ.

Жили в одной комнате разные комнатные растения. Однажды они вступи в спор, кто какие достоинства имеет.

Фиалка: Вот смотрю я на вас, дорогой Хлорофитум, и немного завидую:какая у вас большая и дружная семейка! Как весело вам живется всем вместе? Сколько же вас в вашей семье?

Хлорофитум: Сейчас нас семнадцать листиков: дедушка, бабушка,  мама, папа и тринадцать детей.

Фиалка: И вам не тесно в вашем горшочке? Как вы уживаетесь все вместе на такой маленькой жилплощади?!

Хлорофитум: В тесноте, да не в обиде! Мы очень терпеливы и не мешаем друг другу а, наоборот, поддерживаем самых слабых и старых. Хлорофитум – это наше научное имя. Мы не желтеем, не бледнеем, вечно зеленеем и никогда не опадаем. Мы не вянем даже, если нас забывают полить, и можем, прекрасно расти в темном углу, и на самом ярком солнце. И сквозняков мы не боимся, и пыль нам не страшна.    

Растения (хором): Тише, по радио говорят о нашем уважаемом Столетнике! Проснитесь, дедушка Столетник! Послушайте, что о вас говорят.

Голос по радио: Столетник или алоэ – это универсальный врач, который и бронхит, и туберкулез, и воспаление десен, и даже глазные болезни лечит. В его сочных мясистых листьях есть целебный сок – алоин, очень полезный, особенно при воспалениях.  

Белый кот: (поспешил к Столетнику) Уважаемый  Столетник, у меня как раз воспалена десна, ничего не могу есть. Разрешите, пожалуйста, откусить один  ваш  целебный листочек.

Столетник: Ради бога, хоть два. Только жуй как следует, мой сок довольно горький.

Каланхоэ: Я, может быть, не такой знаменитый, как наш многоуважаемый Столетник, но и мой сок используют в медицине, особенно при заживлении ран  и ожогов. Особенно он эффективен при ангине, воспалении десен. Так что мой сок не хуже вашего, дорогой Столетник. Его даже в аптеке купить можно.

Герань: Я тоже лечить могу. Отвары из моих листочков помогают при кашле и головной боли. Меня применяют против мозолей и опухолей. Я даже кровеносное давление умею понижать  и бородавки свожу. А еще я выделяю летучие вещества, убивающие в воздухе вредные микрооганизмы. В помещении, где я нахожусь, в воздухе содержится значительно меньше микробов.

Традесканция: (хвастливо)Послушайте, дорогие друзья! Я самое обычное комнатное растение, но при дизентерии и простуде нет средства лучше, чем отвар из моих листочков. Я не хвастаю, но все вы должны знать о моих чудесных способностях.

Сансевиера: А я очень  эффективна от головной боли. Дым от моих горящих листьев как рукой головную боль снимает.

Хлорофитум: Я тоже очень полезное растение воздух очищаю, от вредных газов избавляю.

Циперус: А я воздух увлажняю.

Кактус: (вздыхает и с грустью говорит) Я не обладаю никакими лечебными свойствами, но тоже хотел бы всем помогать.

Столетник: (кряхтя, наклоняется к Кактусу) Я уверен, что далеко не все твои свойства изучены. В тебе непременно есть что – то целебное!

Чиполлино: Скажите, а я обладаю какими – то полезными свойствами?

Доктор Айболит: Чиполлино – ты очень важное растение. Полезно иметь в своем комнатном садике всю ту зелень, которую мы с удовольствием потребляем летом: лук, петрушку, сельдерей, укроп и чеснок. Эти растения повышают наши защитные силы организма  против заболеваний.

Фиалка: Да все растения приносят пользу, кто красотой своей радует, кто воздух очищает, а кто его дезинфицирует, а кто и лечебные свойства имеет. Любое живое, здоровое растение всегда приносит в ваш дом приятные ощущения, создает пестрые уголки и зеленые островки для отдыха, наполняет ваш дом благоуханием, пробуждает в вашем сердце нежные чувства и приятные ощущения.

Задание. Ответьте на вопросы доктора Айболита

  1. О каких полезных свойствах комнатных растений вы узнали?
  2. Были ли в вашей жизни моменты, когда комнатные растения помогли вам выздороветь?
  3. Можно ли сказать, что комнатные растения – наши друзья?
  4. Как надо относиться к друзьям? (друзьям  надо помогать, беречь их, заботиться о них).

Опыт  « Растем вместе»

Доктор Айболит: ученые предполагают, что растения не так сильно отличаются от людей. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус. С помощью запахов растения общаются между собой. Растения слышат. Растения воспринимают музыку и реагируют на нее. Между человеком и растением устанавливаются невидимые связи, которые проявляются в стрессовых ситуациях. Случается, что когда любящий цветы хозяин заболевает, то они начинают чахнуть.

Ребята, давайте с вами проведем несложные опыты с растениями и докажем, что растения как и мы с вами растут и развиваются.

Посадите верхушку морковки (свеклы, редьки, ананаса) во влажный песок срезом вниз. Поставьте  на свет, поливайте.  Наблюдайте за растением растения.  Удалось ли вам продлить жизнь растения?

Работа в уголке природы

Воспитатель: Ребята, и у нас есть уголок природы, в котором эстетично, уютно, интересно и соблюдены условия для содержания комнатных растений. Но будет ли так всегда? Давайте расскажем Чиполлино и доктору  Айболиту, какие комнатные растения живут в нашем уголке природы, и какую пользу они могут приносить людям.

Наши обитатели уголка природы живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями.  Пронаблюдайте за своими зелеными друзьями.  

Если у растения желтеют кончики листьев, опадают цветы – требуется пересадка; растение плохо растет – необходима подкормка; у растения бледно – зеленые листья и стебли вытянуты – надо усилить освещение; растение поражено вредителями – следует принять меры; посуда, в которой находиться растение, становиться тесной – растение надо пересадить. Давайте обсудим правила ухода за комнатными растениями:

  1. Основным способом ухода  за растениями является полив. Растения надо поливать водой комнатной температуры, желательно делать это из лейки. Не надо поднимать носик лейки высоко над горшком. Некоторые растения необходимо поливать в поддон.
  2. Кроме полива растения нужно опрыскивать из специальных опрыскивателей.
  3. Один раз в неделю  с крупных плотных листьев растения протирать пыль мягкой влажной тряпочкой.
  4. Растение, как и человек, тоже  дышит. Поэтому один раз в три или четыре дня землю надо рыхлить, чтобы  к корням проникал воздух. Лучше это делать на следующий день после полива и использовать для этого палочку с заостренным кончиком. Важно это делать правильно, чтобы не повредить  корни растения.
  5. Сухие листья и веточки нужно осторожно срезать с растения
  6. Регулярно проводить подкормку  растений

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с доктором  Айболитом и скажем ему «спасибо» за интересное общение.

Доктор Айболит: Ребята, примите от меня подарок (комнатное растение – алоэ) и помните «Растения – источник здоровья».    

Общение с Дюймовочкой

Воспитатель: А вот и еще одна гостья. Попробуйте отгадать, из какой сказки пришла она? В ней говориться об очень маленькой девочке, которая появилась из цветка. Правильно – это Дюймовочка.  А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка  (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разводите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились! Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат! Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите, какая она маленькая. Дюймовочка любит растения, она проводит много времени в чудесном саду. Вот и мы незаметно очутились в этом саду. Посмотрите, какой чудесный сад. Вокруг очень много растений с красивыми цветками. Попробуем отгадать их:

  1. Стоят в поле сестрички-

Желтый глазок , белые реснички.  (ромашки)    

  1. Много трав растет полезных

На  планете дорогой

Нам помогут от болезней

Мята, пижма, зверобой.

  1. Если я отправлюсь в путь, он посмотрит на меня

И шепнет мне: «Не забудь про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий, он зовется … (незабудкой)

  1. Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте  ударение,

И превращаюсь я в конфету (ирис)

Дюймовочка: Давайте друг другу улыбнемся и станем такими же красивыми  как цветы

Игра « Строение растений»

Предложить детям сопоставить карточки с названием основных частей растения и составить рассказ « Основные части растений».

Физкультминутка!

Мы летим под облаками

А земля плывет под нами

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

(Помахать руками, словно крыльями)

Мы лететь устали, что-то,

Приземлились на полянку.

(Несколько глубоких приседаний)        


Игра «Собери  растение»

Дюймовочка: Ребята, у растений есть не только красивые цветки, но и листья. Они бывают разной формы, окраски, особенно красивы листья осенью и весной.  Раскрасьте части растения  и собери растение в единое целое.

Игра в слова

Дюймовочка: Я очень люблю растения, но без насекомых растения не будут расти в моем саду. Давайте вспомним, какие насекомые помогают растениям. Я прочитаю вам слова, а вы подумаете, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, осе, кузнечику, бабочке). Словарь : муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, « летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая,  большие глаза, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Дюймовочкой и скажем ей « спасибо» за интересное общение.

Дюймовочка: Ребята, примите от меня (аппликацию цветкового растения) и помните « Растения – источник красоты».

Беседа с котом Матроскиным

Воспитатель: Давайте ребята, с вами сегодня съездим в гости в деревню. Кто – нибудь из вас бывал в деревне?  Может кто-то летом, ездил в гости к бабушке? А в нашей деревне живет еще один сказочный герой кот Матроскин. Давайте ребята послушаем его.

Матроскин: Да, хозяйство у меня большое: корова, теленок, огород вон какой. Дядя  Федор все в огороде, а корову ее кормить надо, сено заготавливать, траву растить, косить нужно. Да и в саду, огороде дел полно. А ну – ка, сейчас узнаем, кто из вас с растениями и где встречался? Ответьте мне на вопросы:

  1. Кто из вас помогал посадить дерево? (да/нет)
  2. Кто ухаживает за своими комнатными растениями? (да\нет)
  3. Кто знает книги о растениях и животных?  (да\нет)
  4. У кого есть сад, или огород, и он вместе с родителями ухаживает за растениями там? (да/нет)
  5. Кто собирает летом лекарственные растения (просто букеты) вместе с мамой или бабушкой, и знает, что можно рвать только те цветы, которых очень много, и которые не охраняются законом?(да/нет)
  6. Кому нравиться любоваться растениями осеннего леса? (да/нет)
  7. Кто знает песни, стихи и загадки о растениях? (да/нет)
  8. Кто может рассказать о том, какую роль растения играют в природе? (да/нет)

Матроскин: Растений много, вы их и на огороде встретить можете.  

Игра  «Где обитают растения?»

Игра с мячом. Воспитатель кидает мяч, называя растение, а ребенок должен определить, где оно обитает: в саду, в лесу, в поле, на огороде или на лугу.

Колокольчик – луг                     Пшеница – поле

Земляника – лес                         Лук, чеснок – огород

Яблоня – сад                              Одуванчик – луг

Василек – луг                             Тополь – лес

Дуб – лес                                    Клен – лес

Игра «Волшебный мешочек»

Воспитатель заранее готовит различные фрукты и овощи и складывает их в непрозрачный мешочек. Дети сидят, держа руки под столом. Воспитатель держит мешок, ребенок ощупывает, определяя, какой предмет ему достался.  Ребенок произносит слова, относимые к предмету (теплый, холодный, мягкий, твердый, колючий, гладкий и т. д.). После  того, как предмет угадан, мешок переходит к другому игроку. Как только все предметы будут вынуты (отгаданы), подводятся итоги – какие угаданные  части растений можно отнести в группу «фрукты и ягоды» и «овощи».  

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с котом Матроскиным  и скажем ему «спасибо» за интересное общение.

Кот Матроскин: Ребята, примите от меня подарок  (овощи  с моего огорода) и помните «Растения – источник труда».

В гостях у Старичка Лесовичка

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами пошли в лес:

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа.

Слышите, стучит дятел? Поверните голову направо. А слева журчит ручей, посмотрите. Поднимите голову наверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку. Под ногами юркнул в норку мышонок, посмотрите. Что вы еще увидели вокруг себя?  ( Выслушать варианты ответов детей).

Давайте не будем мешать жителям леса и не тревожить их покой. Нам необходимо превратиться в листочки, нас тогда никто не заметит, и мы тихонько пролетим по лесу, все увидим и все узнаем. « Раз, два, три, повернись и в листочки превратись». Посмотрите, какие мы разные листочки, с самых разных деревьев, мы имеем разную форму, размеры и оттенки цветов. Скажите, с какого вы дерева листочки? Какие вы разные, расскажите?

Мы листочки, а теперь давайте соберемся в букет. Встаньте в круг,  а руку вытяните на середину. Вот какой большой получился букет! Ах, какой красивый букет! Но что такое? Подул сильный ветер! Вы превратились в детей ветра, подуйте все. Наш букет разлетелся, листья закружились в воздухе. Вы – листочки, покружитесь, разлетитесь во все стороны. Как красиво стало в лесу. Шалун – ветер собрал все листочки в большую кучу. Скорее собирайтесь, листочки. Понюхайте листочки. Чем они пахнут? (Выслушать варианты ответов детей).

В лесу растут  высокие деревья. Покажите, какие? А под ними растут кустарники. Они не такие высокие. А какие? Покажите. А под кустарниками растут травы.   Покажите, какая низкая трава.  А  вот перед ними защитник леса. Угадайте, о ком идет речь?

Он знает точный елкам счет,

Наш Старичок Лесовичок.

Помнит он любую елку,

Помнит каждую иголку.

Он большущий непоседа.

Спит с утра и до обеда.

А с обеда до заката

Пишет свой дневник, ребята.

Как сопит в берлоге мишка,

Как снует под снегом мышка.

Ведь он всему ведет учет,

Наш Старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок:  Ребята, а знаете ли вы что такое лес? ( Выслушать варианты ответов детей).

Теперь послушайте мое мнение:

Дом со всех сторон открыт,                Машеньку  - орешком,

Он резною крышей крыт.                    Петю – сыроежкой.

Заходи в зеленый дом –                       Весной веселит,

Чудеса увидишь в нем.                        Летом холодит,

Богатырь стоит богат,                          Грибами, ягодами одаривает,  

Угощает всех ребят:                             Осенью умирает,

Ваню – земляникой,                             Весной опять оживает.

Старичок Лесовичок:  Ребята, а знаете ли вы как надо вести себя в лесу? (Выслушать варианты ответов детей). Теперь послушайте мое мнение:

Правила поведения в лесу                 Убегут с лесной опушки.

Если в лес пришел гулять,                Здесь не нужно всех ловить,  

Свежим воздухом дышать,                Топать, хлопать, палкой бить.

Бегай, прыгай и играй,                       Ты в лесу всего лишь гость,

Только, чур, не забывай,                     Здесь хозяин – дуб и лось.

Что в лесу нельзя шуметь,                  Их покой побереги,

Даже очень громко петь.                     Ведь они нам не враги!

Испугаются зверушки,

Задание « Рисуем лес»

«Один художник решил нарисовать лес. Что такое лес? – размышлял он. – Конечно,  деревья!  Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на настоящие они получились – вот – вот ветки закачаются.  А в углу , как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался старичок – лесовичок. Дорисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

- Нарисуй жабу и ящерицу! Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев  и чье –то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок – лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все вместе они  и есть ЛЕС.»

На картине не передашь некоторых вещей, без которых лес будет не полным. Это и неповторимый лесной воздух, и солнце которое проглядывает сквозь ветви деревьев, особая почва с листовой подстилкой. Другими словами особая атмосфера.

Ребята, а как бы вы нарисовали лес?

Игра « Совы и вороны»

Старичок Лесовичок: Ребята, давайте посмотрим, какие разные растения нам встречаются в природе, и узнаем какие растения растут в нашем лесу.

Дети делятся на две команды «совы» и « вороны».  Встают по разные стороны от выложенных карточек. По очереди выходят участники команд и забирают отгаданное ими растение.

Задание « Заверши сказку»

Старичок Лесовичок: Ребята, хотите послушать сказку про деревья?

« Жили – были деревья – подружки: Елка – Зеленушка,  Береза – Веселушка, Рябина – Краснощечка, Сосна – Стройнушка.

Они жили дружно, радовались лету. Но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: « Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу , а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый  год вокруг меня хороводы водят. И бумагу  из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.»

Сосна – Стройнушка: « Что бы вы там не  говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее, чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных матч. Я самое главное дерево.»

Рябина – Краснощечка: « Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!»

Береза – Веселушка: « А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: « Белая береза под моим  окном…» Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!»  

Старичок – Лесовичок: Ребята, как вы думаете, чем закончился спор деревьев – подружек?    

Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. Вот, чем она заканчивается: « Налетел ветерок на лес, смахнул  с листочков и хвоинок деревьев все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно».

Старичок – Лесовичок: Ребята,как вы думаете, за чем нам нужен лес? (Выслушать варианты ответов детей). Теперь послушайте мое мнение:

Что мы сажаем,                           Что мы сажаем,

Сажа леса?                                    Сажая леса?

Чащу, где бродят                          Лист,

Барсук и лиса.                               На который

Чащу,                                             Ложится роса,

Где белка                                       Свежесть лесную,

Скрывает бельчат,                       И влагу, и тень, -

Чащу,                                            Вот что сажаем

Где пестрые дятла                       В сегодняшний день.

Стучат.                                          В бурю и штиль.

Что мы сажаем,                            Что мы сажаем,

Сажая леса?                                  Сажая леса?

Мачты и реи –                              Легкие крылья -

Держать паруса,                           Летать в небеса.

Рубку и палубу,                            Стол, за которым

Ребра и киль –                               Ты будешь писать.

Странствовать                               Ручку, линейку,

По морю                                         Пенал и тетрадь.

                                                        С. Маршак

Старичок – Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы, что у меня в лесу работают природные фабрики и заводы. В листьях зеленых растений на свету создаются питательные вещества, и выделяется кислород, необходимый всем живым организмам. Растения дубового леса выделяют в год 830кг кислорода, растения березового леса – 725кг, соснового леса – 540кг, елового – 500кг.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со Старичком Лесовичком и скажем ему «спасибо»  за интересное общение.

Старичок – Лесовичок:  Ребята, примите от меня подарок ( зеленый лист растения) и помните « Растения – источник жизни».

В гостях у жителей цветочного города.

Беседа со Знайкой.

Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, что еще знают о растениях другие сказочные герои. Обратимся к жителям «Цветочного города», кому как не им быть знатоками природы! Давайте угадаем, как зовут эту коротышку. Книги у него лежат на столе, на носу очки, совсем похож на профессора (Знайка). Спросим у него, что он знает о растениях?

Знайка: Ребята, наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими свойствами обладают растения. В течение многих лет люди считали, что основная ценность растений состоит в том, какое количество продуктов из них можно получить. Сейчас люди начинают осознавать, что растения нужно ценить и за другие функции, которые они выполняют.

Каждое растение – это источник наших настоящих и будущих научных открытий. Растения появились на нашей планете много миллионов лет назад, намного раньше, чем человек. Растения расселились по всей нашей планете и научились стойко переносить низкие температуры, сильные ветры, отсутствие влаги и бороться с болезнями. Человеку еще многому придется учиться у растений!

Послушайте сказочную историю

В давние времена небо по ночам было совсем темным. На нем не было звезд, только мерцала одна звезда. Ей было очень скучно. Один волшебник решил помочь звездочке и создал еще тысячи звезд на небе. Но в память о первой звездочке он запечатлел ее изображение на Земле. Как волшебник сохранил изображение звездочки на Земле?

Знайка: Звездочка знает много тайн о том, как устроена наша планета Земля, Солнце и другие звезды нашей Вселенной. Эти тайны хранят растения. Ребята, примите от меня подарок (яблоки) и помните « Растения – источник  знаний».  

Воспитатель: Ребята, смотрите, а это кто? Какая – то женщина?

Шапокляк: А вы меня не знаете?

Кто людям помогает,

Теряет время зря.

Хорошими делами  прославиться нельзя.

И я вам предлагаю всем делать точно так.

Как делает старуха по кличке Шапокляк.

Да я вам сейчас покажу, все ваши красивые цветочки сорву, срублю и потопчу. Зачем они нужны? Только место на земле занимают.

Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Как помочь растениям? Давайте расскажем старухе Шапокляк, у каких сказочных героев мы побывали в гостях и что узнали о растениях  (Выслушать ответы детей ).

Игра « Что было бы, если исчезли…»

Воспитатель: Старуха Шапокляк  предлагает  убрать растения, давайте расскажем ей, что бы произошло с остальными  жителями нашей планеты? А если бы исчезли насекомые и птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса звери? Оказывается, не случайно природа собрала всех своих обитателей вместе. Все растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.  

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся со сказочными героями, скажем им «спасибо» за интересное общение. Мы еще с ними встретимся! Старуху Шапокляк пригласим к нам в детский сад,  доверим ей важную роль – следить за тем, чтобы и ребята, и растения в нашем саду жили дружно!

В завершении   разучивается стихотворение:

Ты – росток,                                       Ты – дубок,

И я - росток.                                        И я – дубок,

Раз – листок,                                       Я – дубок,

И два -  листок.                                   И ты – дубок,

Подрастем еще чуток,                       Станем рядом бок о бок,

И – чего же проще! -                          Вот и будет роща!   И. Токмакова

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)

Экологическое воспитание детей. Проект  "Огород на окне"....

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...

Конспект занятия в средней группе по лексической теме"Огород.Овощи" (с ЭОР) "В гостях на огороде у Зайки-побегайки"

Конспект занятия используемого вместе с мультимедийной программой power point с анимацией Зайки и с воспроизведением вставленного звука....

Огород наш огород, всё на нем всегда растет.

МАДОУ « Детский сад №215 «Капельки солнца»ПРОЕКТ( Подготовительная группа « Веселые ребята» )«Огород наш, огород, Все на нем всегда растет»...