Творческая работа на тему: «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Нестеренко Ольга Александровна

Данная творческая работа знакомит с методикой организации исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_nesterenko.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников

№35 «Цветик-семицветик»

Творческая работа

на тему:

«Развитие исследовательской деятельности

у старших дошкольников»

Работу выполнила:

Нестеренко Ольга Александровна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №35»

Г. Саров

Содержание.

Введение. Актуальность темы.

  1. Теоретическая часть
  1. Анализ психолого-педагогических исследований.
  2. Анализ программно-методического обеспечения.
  3. Методы и приёмы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.
  1. Практическая часть

2.1.Первоначальный уровень развития детей.

2.2. Цель и задачи исследовательской деятельности.

2.3. Создание предметно-развивающей среды в группе.

2.4. Содержание работы:

2.4.1 Развитие исследовательской инициативы дошкольников.

2.4.2 Экспериментирование как способ овладения исследовательской деятельностью.

2.4.3 Проектирование как метод обучения исследовательскому поведению.

2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Заключение.

Приложения.

Введение.

  1. Актуальность

  Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее:  чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только здоровым и крепким, но и – обязательно! -  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.  Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Поэтому на современном этапе все больше уделяется внимания значению практической поисково – исследовательской деятельности, так как активность и развитие мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания. Таким образом, данная проблема  актуальна и необходима в практической деятельности воспитания детей.

 

  1. Теоретическая часть

1.1 Анализ психолого-педагогических исследований.

  В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, - Ф. Фребель, М. Монтессори. В исследованиях А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л. А.Венгера, Н. Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [6, с. 45].

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс их усвоения. Однако задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой) подчеркивается особая роль проблемного обучения в развитии мыслительной деятельности детей, их творческих сил [21, с. 8-17]. «Мышление, - пишет С. Л. Рубинштейн, - обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [20, с. 74].

В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Данная проблема нашла отражение в ряде исследований (Д.Б.Горовикова, М.И.Лисина, С.Л.Новоселова, Н.Н. Поддьяков), где даны основные положения о детском экспериментировании как особой форме поисковой деятельности.

А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисин, Е.Е.Кравцова в своих работах отмечали важность собственной активности ребенка, когда он выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий ее цели, ищущий пути и способы их достижения. Иначе говоря, когда ребенок выступает как свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности [21, с. 8-17].

Именно этот тип активности лежит в основе детского экспериментирования. Эта деятельность формируется в русле собственной активности ребенка и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства.

В исследованиях Маневцовой Л. М. отмечается влияние поисково-исследовательской деятельности на формирование познавательного интереса у дошкольника, который проявляется в активном включении в любую деятельность, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач [8, с. 26-29].

Итак, познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убеждаемся в актуальности данной проблемы на современном этапе.

1. 2.Анализ программно-методического обеспечения.

Учебное исследование в детском саду рассмотрено в рамках программы «Маленький исследователь» А.И. Савенковым. Автор определяет три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной зарубежной педагогике:

  • Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
  • Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
  • Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно. Представляемые уровни характеризуют последовательность этапов экспериментирования в аспекте повышения самостоятельности ребенка.

В современных образовательных программах детская экспериментальная деятельность предлагается в программе «Детство» (раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается») Т.И. Бабаевой, в программе «Сообщество» в разделе «Игры с песком и водой».

Данные программы помогают усовершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми, оказывают помощь в преобразовании предметно-развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающий успех в реализации поставленных целей.

В методических рекомендациях Л.Н. Прохоровой подчеркивается значение проблемного обучения, в частности организации исследовательской деятельности, в развитии творческой личности, делается упор на создание предметно-развивающей среды, на представление детям свободы выбора, свободы действий и перемещений в пространстве.

Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, А.И. Иванова обосновывают подходы к организации детского экспериментирования в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

И.М Кларии создал модель поэтапного обучения экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, разработал требования к предметно-развивающей среде и расширил комплекс эффективных методов и приемов способствующих формированию творческой активности и самостоятельности детей.

Ознакомление дошкольников с явлениями живой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Приобрести опыт видения предметов и явлений, развить внимание, зрительную и слуховую чувствительность, расширить словарный запас и обогатить речевое общение поможет реализация программы «Детское экспериментирование».

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
  • знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
  • знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
  1. Формировать у детей элементарные географические представления.
  2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т.д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.

Данная программа содержит разделы «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «Свет и цвет», «Звук и слух», «Магнетизм», «В мире электричества», «Человек и законы природы». Содержание представленной программы разработано в соответствии с требованиями стандарта в разделе «Развитие естественно-научных представлений» по таким критериям, как создание условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира; знакомство с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др.; знакомство с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); знакомство с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.); поощрение познавательной активности и самостоятельности детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т.п.); развитие любознательности и поддержка инициативы детей (организация проблемных ситуаций; совместное обсуждение возникающих вопросов, познавательные игры и др.); создание условий для развития у детей географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями; рассказы о Земном шаре, атмосфере (знакомство с глобусом, картами, Северным и Южным полюсами, материками, океанами, морями и пр.); знакомство с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле (рассказы о тайге, тундре, пустыне и пр.; использование художественной литературы, картин, слайдов для ознакомления детей с условиями жизни на Крайнем Севере, в джунглях и т.д.); рассказы о природных богатствах недр Земли (добыче и использовании угля и нефти, драгоценных камней и металлов и пр.); создание условий для развития у детей представлений о Солнечной системе и различных космических явлениях (наблюдение за движением Солнца и Луны; рассказы о вращении планет вокруг Солнца; с помощью иллюстративного материала знакомство с созвездиями, кометами, метеоритами, солнечным и лунным затмением и пр.); создание условий для развития у детей естественно-научных представлений в различных видах деятельности, в том числе в играх, на прогулках.

1.3.Методы и приёмы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методы и приемы. Они позволят понять общее направление работы и показать, где можно найти аналогичные и как разрабатывать собственные методики.

Умение видеть проблемы

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем — способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Умение видеть проблемы тесно связано с умением наблюдать

Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Почему светит солнце?», «Почему играют котята?», «Почему попугаи и вороны могут разговаривать?». Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

Детское рисование

Детское рисование как один из путей реализации детского исследовательского поведения таит в себе поистине неисчерпаемые возможности интеллектуально-творческого развития ребенка. Педагоги В.Н. Волков и B.C. Кузин разработали интересное задание, развивающее способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие.

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

Умение выдвигать гипотезы

Важным моментом в исследовательской работе дошкольника является умение выдвигать гипотезы. Гипотезы дают возможность рассмотреть проблему с разных сторон.

Любая гипотеза, идея должна быть оценена. Самый лучший способ - это проверить её в ходе исследования, но возможен и другой способ, более быстрый - идею можно оценить в уме.

Важное место в работе по исследованию занимает процесс анализа и обобщения собранного материала.

Умение задавать вопросы

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети — от природы исследователи, поэтому они очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

Умение давать определения понятиям

Существуют предметы, явления, события — и есть наши понятия о них. Понятие иногда называют простейшей клеточкой мышления. Понятием обычно называется мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними. Понятие образуется путем операций обобщения и абстрагирования. Поэтому в понятии находят отражение не все, а лишь основные, существенные признаки определяемых предметов.

В науке, изучающей эти процессы - логике существует множество правил относительно того, как давать определения понятиям. Естественно, дошкольникам большинство из них недоступно и не нужно. Но это вовсе не означает, что пропедевтическая работа в данном направлении не должна вестись. Как раз напротив — она необходима. Ребенок, у которого сформированы азы этих умений в раннем возрасте, легче и естественней будет выполнять сложные логические операции в дальнейшем, что обязательно скажется не только на его обучаемости, но и на культуре его мышления в целом.

Исследовательская практика ребенка хороша в этом плане тем, что ее внутренняя логика требует актуализации умения давать определения понятиям. Наши эксперименты показали, что первоначальные попытки давать определения понятиям, построенные на интуиции ребенка и использовании элементарных правил логики, создают хорошую базу для постепенного, полноценного перехода в плоскость логики и логического мышления.

Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приемами, сходными с определением понятий. Эти приемы — общие для всех, их нередко используют профессиональные исследователи. Использование этих приемов — хорошая база для пропедевтической работы в этом направлении.

Приёмы:

Описание

Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью не строгого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Любая наука широко использует описания. Описать объект — значит, ответить на вопросы: «Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?»

Характеристика

Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие.          

Очень близок приему описания посредством примера другой прием — сравнение.

Сравнение

Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Различие

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе.

Загадки как определения понятий

Важным средством развития умений давать определения понятиям у детей являются обычные загадки. Таковыми они становятся ми да, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

Умение классифицировать

Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.

Правила классификации:

  • Члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
  • Деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
  • Деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления;
  • Основание классификации должно быть детерминировано признаком, существенным для решения задачи с помощью данной классификации.

Особый вид классификации — деление пополам — дихотомия. В итоге выделяются предметы, имеющие признак и не имеющие этого признака. Задание: найди предметы и явления, которые можно поделить надвое. В обычной классификации людей можно поделить на мужчин и женщин, а в дихотомической — на «мужчин» и «не мужчин»; на взрослых и детей и на «взрослых» и «невзрослых».

При внешней простоте дихотомической классификации, нельзя не отметить, что она сложна и, классифицируя таким способом, дети обычно делают много ошибок. Поэтому целесообразно проводить упражнения на дихотомическое классифицирование.

Например, подберите слова с противоположным значением к словам:

игрушки                 животные              рыбы

инструменты          автомобили           планеты

большие                  летние                  веселые

Каждому педагогу и психологу известно, как важен в обучении элемент необычности и занимательности. Логика в целом и классификация в частности производят впечатление сухости и расчетливости. Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности — правила классифицирования.

Например, предложим детям такую классификацию. Мы делим животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.

Спросим у детей: не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ.

Или деревья делим: на хвойные, лиственные, нарисованные в книжках, растущие в лесу, плодовые и волшебные.

Кроме собственно умения классифицировать, такие задачи им шоляют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

II Практическая часть

2.1 Первоначальный анализ уровня развития исследовательской деятельности детей.

Результатом педагогической деятельности является положительная динамика развития интереса детей к поисковой исследовательской деятельности.

С целью выявления предпочитаемого детьми вида деятельности проводилась диагностика «Выбор деятельности».  Результаты представлены в таблицах и в диаграммах.

2.2. Цель и задачи развития исследовательской деятельности.

Цель: создание оптимальных условий для развития исследовательского поведения у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую успешному развитию интереса к окружающим детей предметам, явлениям.
  2. Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  3. Включать детей в мыслительные моделирующие и преобразующие действия.
  4. расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

Для  реализации вышеуказанных задач наметили организацию опытно-экспериментальной деятельности детей по направлениям:

  • живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
  • неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
  • человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
  • преобразование предметов.

2.3. Создание предметно-развивающей среды в группе.

Для реализации всего объема работы необходимо было создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

В группе оборудован центр опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». Основным оборудованием являются : 

  • приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.; (слайд 7) 
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: 

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. (приложение №1)

2.4. Содержание работы

  Любой ребёнок вовлечён в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние:  рвать бумагу , разобрать игрушку, изучая её устройство и посмотреть, что же получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме, изучать поведение птицы за окном, проводить опыты с разными предметами.

 Задача взрослых, и в том, числе  - наша – педагогов - помочь детям  в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого исследователя и его окружения.

  В современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской, познавательной деятельности ребёнка явно недооценивается. Мы, взрослые, торопимся научить ребёнка тому, что сами считаем важным. В итоге учебная деятельность становится скучной повинностью.

 В нашем детском саду мы давно занимаемся вопросами опытнической, проектной деятельностью с дошкольниками, но,  понимая, что одного экспериментирования недостаточно для развития познавательного интереса дошкольника, мы решили пойти дальше.

2.4.1 Развитие исследовательской инициативы дошкольников.

  Мы изучили опыт, опубликованный  Савенковым Александром Ильичом  в книге «Как научить дошкольника приобретать знания». Данный опыт посвящён проблеме часто обсуждаемой в теоретических работах, но мало разработанной на уровне дошкольного образования – обучению ребёнка самостоятельного приобретения  знаний путём собственного  исследовательского поиска. Автор знакомит с педагогической         технологией проведения учебных исследований с дошкольниками.

Используем такие методы

 исследования:

  • Наблюдение – самый популярный и самый доступный метод исследования, который мы применяем в повседневной жизни. Наблюдение формирует важное человеческое качество – наблюдательность (сплав внимательности и мышления). Наблюдения мы проводим ежедневно с детьми на прогулке, результатами наблюдений является ведение с детьми календаря природы. А ещё  хороши упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Например:

«Описание предмета по памяти», «Зарисовка предмета по памяти», «Сравнение парных картинок, содержащих различия» Сейчас в разных детских книжках, журналах публикуют много заданий подобного рода, которые мы используем в данных целях.

Игра «Путаница» помогает детям разобраться  в хитросплетениях линий и составить изображения предметов, животных; задание «Найди ошибки художника» развивает умение анализировать  зрительные образы.

Игра « какую геометрическую фигуру  напоминает, например, силуэт дерева, задание «Определи предмет по его тени»; задание «Наблюдение очевидного» и др.

      Любое учебное исследование дошкольника, также, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает основные элементы, это: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотез, поиск предложенных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных знаний, защита проекта.                                            

 В начале работы мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы казалась сомнительной, но эти сомнения рассеиваются, как только начинается  реальная исследовательская работа с детьми.

  Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований  мы проводили два фронтальных тренировочных  занятия с целью знакомства каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

 Для этого занятия  приготовили карточки с символическим  изображением «методов исследования». На таких же  по размеру листочках заготовили карточки – темы будущих исследований (показать пример карточек). Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы выбирали двух добровольцев  - они выполняли работу  от первого до последнего этапа, все остальные дети на первом занятии участвовали только как зрители.

 Мы рассказывали детям, что существует много способов сбора информации. Начинали с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать вначале? Где  можно узнать новую для вас информацию…» Постепенно выстаиваем линию из карточек – методов исследования.

  Следующий этап – сбор материала.

  Разложенные карточки являются  для детей планом исследования. Собираемые детьми сведения трудно удержать в голове, поэтому мы предлагаем детям фиксировать это на бумаге ( написать или зарисовать). Фиксированную информацию по теме исследования дети складывают  в так называемую папку исследователя (показать).

Самым сложным методом, для наших детей, оказался метод опроса – умение спросить об информации у другого человека. Для развития у детей способности  - задавать вопрос и  выслушивать информацию мы много упражнялись. (показать видеозапись).

Важным моментом в исследовательской работе дошкольника является умение выдвигать гипотезы. Гипотезы дают возможность рассмотреть проблему с разных сторон.

 В умении вырабатывать гипотезы мы с ребятами, также, тренировались.

Предлагали такое упражнение: «Давайте вместе подумаем, почему металлические предметы тонут, а водный транспорт, сделанный из этого материала нет?» Почему течёт вода? Почему дует ветер? И пр.

 Почему дятел долбит дерево? Дети выдвигали следующие гипотезы: чешет клюв, ищет пищу, защищает дерево от вредителей, строит себе гнездо.

Упражнение на обстоятельства: При каких условиях может быть полезен предмет, два предмета одновременно.

Упражнения, в которых просим детей найти причину произошедшего события: Почему весной день становится длиннее? Почему медведь зимой не спал, а бродил по лесу? И др.

Выдвигая гипотезы, мы учим детей пользоваться следующими словами:

  • может быть,
  • предположим,
  • допустим,
  • возможно,
  • что если…

Любая гипотеза, идея должна быть оценена. Самый лучший способ – это проверить её в ходе исследования, но возможен  и другой способ, более  быстрый – идею можно оценить в уме. Помогает нам в этом матрица идей.

 Проводим с детьми нечто вроде мозгового штурма. Предлагаем высказать свои идеи по проблеме,, фиксируем их в таблице, затем оцениваем по параметрам. (показать)

 Важное место в работе по исследованию занимает  процесс анализа и обобщения собранного материала.

 Мы раскладываем на ковре, на глазах у всех, листочки с собранной информацией, анализируем: что нового, интересного мы узнали?,  что каждый  из участников может рассказать по результатам проведённого исследования?. Конечно, мы активно помогаем в этом ребятам, так как это для них ещё очень сложная задача.

Как только информация обобщена, мы продолжаем игру: надеваем на  исследователей академические головные уборы и мантии (чтобы усилить значимость момента) и предлагаем ребятам сделать сообщение.

2.4.2 Экспериментирование как способ овладения исследовательской деятельностью.

  Поисково – исследовательская деятельность зарождается в недрах дошкольного детства. В связи с этим особый интерес  представляет детское экспериментирование как форма поисковой исследовательской деятельности.

Над данной проблемой в нашем ДОУ уже давно ведётся работа: Экологическая лаборатория в комнате природы оснащена специальным оборудованием, разнообразными материалами; в каждой группе оборудован центр для детского экспериментирования, отвечающий как возрастным возможностям детей, так и педагогическим и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

 Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники очень большой. Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, знакомятся с электричеством, с интересом открывают законы движения. Живая природа  - это тоже объект для исследования: чем нюхает червячок, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные?…

Всё это дети узнают, как в организованной с взрослым деятельности (воспитатель-эколог – Голубева Т.Н. ведёт кружок  по экспериментированию со ст. дошкольниками), воспитатели 1 раз в нед. планируют данную деятельность (см. перспективный план) так и в процессе самостоятельной поисково-экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно проводят опыты, обсуждают их результаты с другими детьми и воспитателем,  фиксируют их на карточках или в альбоме.

 Предварительно  мы обсуждаем с детьми план предстоящей деятельности:

  1. выбираем объект исследования.
  2. подбираем оборудование.
  3. Уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
  4. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).
  5. закрепляем последовательность действий.
  6. Вспоминаем правила безопасности.
  7. Проводим эксперимент.
  8. Фиксируем результаты.
  9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными), какой момент опыта был самый интересный, в чём испытывали затруднения.

 Зачастую экспериментирование мы проводим с детьми в рамках проектной деятельности.

 В прошлом году  в рамках проекта под названием «От растения до игрушки» дети совместно с воспитателем – экологом Голубевой Т.Н. исследовали растения, пригодные для изготовления игрушек. Проводили опыты по выявлению необходимых характеристик растений:

  • «Где прячутся детки?» - выделяли ту часть растения, из которой могут появится новые растения.;
  • - «У кого какие детки?» - выделяли общее в строении семян (наличие ядрышка);
  • «Что любят растения?» - устанавливали зависимость роста и состояния растений от ухода за ними, определяли пригодность растения для изготовления из него игрушек.

В результате опытов дети установили, что наиболее подходящим растительным материалом для изготовления игрушек является соломка.

    В работе по экспериментированию, мы активно используем проблемные ситуации. Проблемная ситуация возникает, когда задача поставлена, но сразу дети решить её не могут, необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить известные факты, сделать предварительные выводы. Самостоятельность в такой работе, безусловно, носит поисковый характер.

Перед началом опыта мы всегда спрашиваем детей, что, по их мнению, будет происходить. После  высказанных гипотез предлагаем проверить. Ребята сравнивают результат опыта и свои предположения, делают вывод.

 

2.4.3 Проектирование как метод обучения исследовательскому поведению.

  В этом учебном году в этом направлении мы активно использовали с детьми метод проектов. Участвовали с ребятами в городском этапе конкурса «Познаём мир», где ребята презентовали подгрупповой проект по названием «Маленькие Робинзоны».

2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников.

  Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Была организована выставка для родителей «Советы маленькому исследователю».

На консультации для родителей была предложена картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.

Большую помощь нам оказывают родители  в работе над такими методами исследования, «как  узнать из книг»,  «обратиться к компьютеру» .

Также они помогают ребятам обобщить полученные результаты, оформить их с помощью продуктивной деятельности.

Заключение

 Мы считаем, что данная деятельность даёт большой простор для развития детского творчества, мышления детей, развития речи, расширяет кругозор, вырабатывает у детей такие важные качества, как самостоятельность, умение работать вдвоём, в коллективе. Это один из эффективных  путей познания ребёнком окружающего мира, окружающей природы, это процесс мотивированной деятельности.

О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностического задания-игры «Да-нет» Н. Б. Шумаковой (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, какой объект загадал педагог, не задавая прямых вопросов типа «Что это?»)

Показатели

Начало года
(в среднем)

Середина года
(в среднем)

Конец года
(в среднем)

Продуктивность (общее количество заданных
вопросов)

5-6

6-8

10-11

Количество вопросов высокого уровня

0-1

2-3

8-9

Количество прямых вопросов

3-4

3-4

1-2

Количество абсурдных вопросов

2-3

1-2

-

Гибкость – изменение стратегии постановки
вопросов

12%

23%

32%

Вид

деятельности

Начало учебного года

Конец учебного года

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Игровая деятельность

5

30

3

18

Изобразительная деятельность

2

13

2

15

Труд в уголке природы

3

19

1

6

Экспериментирование

3

19

10

64

Чтение книг

2

13

Конструирование

1

6

В завершении  хотелось бы напомнить древнюю китайскую пословицу:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов.

В данной публикации описано, как с помощью опытов и экспериментов развивать исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте....

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

Презентация: "РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у старших дошкольников"

Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюизенера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ними творче...

Мастер-класс «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как сре...