Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Новикова Екатерина Сергеевна

В данной публикации описано, как с помощью опытов и экспериментов развивать исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа

«Образовательный холдинг «Детство без границ»

МО Усть-Лабинский район

Выступление: «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов».

Выполнила: Новикова Екатерина Сергеевна

Воспитатель МБОУ НОШ «Детство без границ»

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми.

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

В 1990 году академик, профессор Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддьяков, проанализировав свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Детское экспериментирование – это  интересный вид деятельности, который развивает у детей любознательность, сенсорные ощущения, познавательную активность.  Оно тесно связано со всеми видами деятельности, в первую очередь с наблюдением и трудом, а также   развитием речи.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.

Проводить опыт можно с любыми, безопасными для детей предметами, созданными человеком, а также с предметами и  материалами, относящимися к неживой природе (камни, дерево, глина и пр.)

Как показывает практика, приобретённый опыт поисковой, экспериментальной деятельности позволяет развивать творческие способности детей. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Опыт работы по экспериментированию показывает: этот вид деятельности доступен уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием исследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плаванье кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пускают мыльные пузыри и т. д.

 В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организованно в трех формах:

- занятие;

-совместная деятельность педагога и воспитанника;

- самостоятельная деятельность детей.

Методика развития деятельности экспериментирования состоит из двух этапов.

Педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают предположения о результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты, педагог обсуждает их с детьми. Для обсуждения хода эксперимента используют готовые схемы и модели («Что мы делали?», «Что получили?», «Почему?»). Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Например, при сравнении массы сухого и мокрого песка дети замечают, что мокрый песок тяжелее. На вопрос педагога отвечают: «Сухой песок легче, а у мокрого все слиплось от воды, он тяжелее». После дополнительных вопросов педагога дети формулируют вывод: «В мокром песке есть вода, поэтому он тяжелее».

Для развития умения фиксировать результат используется серия игр «Волшебный карандаш». Детям предлагается игровая задача — нарисовать ветер, смех, печаль, удивление, тепло и т. п. Эти задания помогают детям научиться схематично изображать различные явления, действия, что очень важно при самостоятельной фиксации хода экспериментов.

Для совершенствования умения детей планировать эксперимент используют вариант игры «Таинственные послания». Ребенку предлагают зашифровать ход эксперимента с помощью готовых моделей, остальным детям — расшифровать, а затем осуществить этот эксперимент. Если дети справляются с этим заданием, педагог предлагает им придумать и нарисовать свои модели.

Беседы о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах помогают детям в построении плана эксперимента, развивают умение предвидеть результат. Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки-схемы эксперимента, затем — предлагается только тема эксперимента. Беседы с детьми строятся по следующей схеме.

  • Что мы хотим узнать с помощью этого эксперимента?
  • Какие нам нужны приборы и материалы?
  • Можно ли их чем-то заменить?
  • Как использовать приборы и материалы (последовательность этапов эксперимента), чтобы достичь результата?
  • Можно ли достичь результата по-другому?
  • Почему с помощью этих материалов мы получим такие результаты?

По этой же схеме детям предлагают придумать свои эксперименты с предложенным материалом, затем — эксперименты определенной тематики.

Для развития вышеперечисленных умений используются: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования. Увеличивается доля самостоятельного экспериментирования, изменяется роль педагога. Педагог с помощью схем показывает детям проблему. Дети предлагают пути ее решения, отбирают необходимые материалы. После проведения эксперимента фиксируют его результаты (сначала с помощью готовых моделей, затем — с помощью самостоятельно придуманных).

Источником экспериментирования являются детские вопросы: «Почему идет дождь?», «Почему дует ветер?», «Что получится, если кубик склеить по-другому?», «Почему муха не падает с потолка?» и др. В ходе самостоятельного экспериментирования детям предлагают придумать и провести опыты на заданную тему. Педагог поощряет эксперименты, придуманные детьми, даже если они не соответствуют текущей теме занятий. Ход и результаты таких экспериментов обсуждаются с ребенком, затем предлагаются всем детям группы.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

  • новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами;
  • новая информация о другом (дополнительном) исследуемом объекте;
  • знания о способах исследования и его результатах;
  • освоение принципа сохранения количества, величины (в дискретных и непрерывных множествах);
  • познавательное и личностное развитие.

        Эффективность экспериментирования дошкольников зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от систематической работы с детьми.

        В современных детских садах лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. Не все материалы находятся там одновременно.

        Например, с помощью различных колб, мерных стаканчиков дети узнают, что вода в жидком состоянии не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она налита.

        С помощью пипетки детки выяснили, сколько капель воды налито в блюдце.

Также если в пипетку набрать краску и капнуть в емкость с водой, то мы наблюдаем, что краска растворится  в воде. Поэтому дети самостоятельно приходят  к выводу, что вода растворитель.

        В уголке экспериментатора находятся сыпучие вещества (соль, сахар, мука, речной песок) с помощью несложных опытов (добавление соли в воду – она соленая, а сахара  - вода сладкая, если добавить жидкое мыло и подуть в трубочки – то получится мыльная вода), дети делают вывод, что они растворяются в воде, а вот речной песок в воде не растворяется.

        В ходе подготовки к  региональному чемпионату  Краснодарского края «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), я проводила  элементарные опыты и вот, самые интересные и запоминающиеся эксперименты:

Опыт. Научи яйцо плавать

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. 1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана. 2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. 3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Слайд 9

        Опыт. Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды.  1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру. 3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"! Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.        

         Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Поэтому для родителей разрабатываются рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома», памятки «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

        Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Данную тему я планирую продолжить в своей Выпускной квалификационной работе.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Данная творческая работа знакомит с методикой организации исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Методическое пособие "Экологическое воспитание дошкольников в процессе проведения опытов и экспериментов с природными объектами"

В данной работе представлены эксперименты с различными объектами природы: вода, воздух, лучи света, цвета, статическое электричество и др....

Опыты и эксперименты «Развитие навыков исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира.В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, ...

Презентация: "РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у старших дошкольников"

Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюизенера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ними творче...

Мастер-класс «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как сре...