Мастер-класс «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Яровая Наталья Владимировна

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 села Коноково

муниципального образования Успенский район

Мастер-класс

 «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

        

                Воспитатель Н.В.Яровая

с.Коноково

2022г

Тема «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Задачи мастер-класса:

- Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

- Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.

Оборудование:  цыпленок (игрушка), емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, 2 апельсина, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Тема мастер-класса «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать.

Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской  деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество.

Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста.

Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства;

растения на участке, птиц, насекомых;

ловят ветерок, запускают самолетики;

превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную.

Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразными.

В младших группах эксперименты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т. д.

В старших группах эксперименты сложнее.

Я хочу сегодня в форме сказки рассказать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1 Цветы кувшинки

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются.

Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как распускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой-то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавает.

Плывя на коре дерева, он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали. Это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Как вы думаете, почему рыбы плавают?

У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Опыт № 2 Воздушные пузырьки

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает?

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Цыпленок внимательно наблюдал за рыбками. Затем он пошел дальше узнавать мир.

Опыт № 3 Апельсин в соленой и пресной воде

Он увидел апельсин и выбросил его в пруд.

Что произошло с апельсином? Он не утонул!!! И даже если очень постараться, утопить его не удастся.

Очищаем апельсин от кожуры и опускаем в воду. Апельсин утонул!!! Почему? Нет кожуры.

Во второй стакан добавим в воду соль. Что видите? Почему? Апельсин поднялся? Потому что добавили соль.

Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому - то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке.

Опыт № 4. Помощь солнышку

Дальше цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу.

Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами.

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт № 5 Замок принцессы Пены

Высушив лужу, цыпленок пошел дальше и увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке».

Опыт № 6 Пчелки на лугу

Распрощавшись с принцессой, цыпленок пошел дальше и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Цыпленку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. 

Опыт № 7 Следы на песке

Нагулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме-курице.

Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок.

Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке.

Давайте вспомним свойства мокрого песка?

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет


Вывод: Таким образом, опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае не устраивать фронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребенок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.

Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям!

Вам удалось почувствовать себя детьми?

Это только малая часть всех форм, которые можно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Заканчиваю описание своего опыта работы словами известного психолога Павла Петровича Блонского: «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»  

Мне было приятно с вами работать и общаться. Спасибо вам за участие в мастер-классе. В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа на тему: «Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников»

Данная творческая работа знакомит с методикой организации исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Мастер-класс "Современные формы и методы развития познавательно - исследовательской деятельности у старших дошкольников"

В мастер-классе представлены современные формы и методы развития ПИД у старших дошкольников: коллекционирование, "Река времени", "Путешествие по карте", метод проекта. Данное взаимодействие педагога с...

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"

Программные задачи:Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые в...

Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе проведения опытов.

В данной публикации описано, как с помощью опытов и экспериментов развивать исследовательскую деятельность в старшем дошкольном возрасте....

Мастер-класс для педагогов «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Внедряя экспериментирование в образовательную область «Физическое развитие», необходимо показать дошкольникам, насколько важно сохранять и укреплять свое здоровье, постараться привить любо...

Презентация: "РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у старших дошкольников"

Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюизенера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ними творче...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность детей старших дошкольников как средство приобщения к занятиям физической культурой и спортом»

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.Э...