Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Коршунова Елена Евгеньевна

Программные задачи:

  1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
  3. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
  4. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у  волшебницы Воды"

Программные задачи:

  1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
  3. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
  4. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  5. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
  • кувшин с водой,
  • кубики льда,
  • чашка,
  • чайные ложки;

на каждого ребёнка:

  • прозрачные пластиковые стаканы,
  • стакан с молоком;
  • сахар для наведения сладкой воды;
  • соломки для коктейля,
  • непрозрачные пластиковые стаканы,
  • родниковая вода в бутылке,
  • изображающие основные свойства воды,
  • карточка – схема, предупреждающая о перекрытии воды в кране,
  • аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно
  • Разучивание загадок о воде, льде.

Ход занятия

Звучит фонограмма музыки «Стихия воды».

1-я часть.

Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – волшебница Вода , а как зовут вас? (дети называют свои имена)

волшебница Вода: Я встречаюсь с вами каждый день.

Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде 
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить.
                                                                       (стихотворение Рыжовой А.И.)

волшебница Вода: Дети, где вы видели воду?

Для чего она нужна? (ответы детей)

волшебница Вода: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?

2-я часть: Опыты

  1. волшебница ВодаДети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).

волшебница Вода: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.

Воду трудно удержать,
Она стремиться убежать.

волшебница Вода: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)

волшебница Вода: Бросает каждому в ладошки кубик льда.

Превратилась в лёд вода,
Не стремится никуда.

:2)

волшебница Вода  :  - А вода какой формы?

- Сейчас мы посмотрим, какой формы вода.

 (Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)

- Какой формы вода? (У Вовы вода приняла форму перчатки, у Уьяны     превратилась в шар и т.д.)

- Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).

Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.

Дети садятся за столы. У каждого два стакана, один с водой, другой с молоком. П.В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

- Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).

- Почему?- (вода прозрачная)

                   3) - Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)

Вывод: У воды нет запаха.

волшебница Вода  : Ребята, вспомните моменты, когда вода пахла? (если в аквариуме вода мутная, из водопровода)

4) волшебница Вода  : Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)

Вывод: вода не имеет вкуса.

волшебница Вода   : Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар)

Дети кладут сахар, размешивают, пробуют.

                5)  волшебница Вода    : У воды есть свойство – растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели чтобы в воде растворяли вещества? (кофе, какао, соль, стиральный порошок).

- Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья.

                  6) волшебница Вода   : В каких состояниях вода встречается в природе?. Чтобы ответить на мой вопрос, вам надо отгадать загадки:

                                                  1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

(дождь)

2.Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе.

( туча)

3. Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(снег)

4.Я вода, да по воде же и плаваю.

(лёд)

                                                       5.На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

(град)

6.Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает.

(роса)

7.Растёт она вниз головой.

Растёт не летом, а зимой.

Но солнце её припечёт-

Она заплачет и умрёт.

(сосулька)

8.Молоко над речкой плыло

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко.

( туман)

7)  волшебница Вода  - Ребята, а почему на наш клубный час я принесла чайник?

(открываю крышку чайника, в котором кипела вода)

                                                      - Посмотрите – ка сюда:

У меня внутри – вода.

На вопрос вам отвечаю:

Без воды не выпить чаю:

Я –кипящий самовар.

Из – под крышки вьётся пар.

Пар – водичка или нет?

Ну – ка дайте мне ответ?!

волшебница Вода   - Да, ребята, пар – это тоже вода. При высокой температуре наша волшебница – вода превратилась в пар .

- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

- А как реки знают, как им нужно течь в море?

8) Проведем опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады.

- Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Сахар в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

9) «Лед – твердая вода»

Перед каждым ребенком две тарелочки: в одну кладем ледяной кубик, в другую – снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.

Задаем вопрос:

- Что с ними происходит?

Таким образом, можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

3-я часть

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Ребята, как нужно охранять воду?

- Почему воду можно назвать волшебницей?

- Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

волшебница Вода   читает стихотворение С Погореловского:

«Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана, кап-кап-кап 
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря-зря-зря
А то пройдёт немного лет
И нет водицы – нет-нет-нет»

Бережливым будь с водой
И, как только воду взял 
Хорошенько кран закрой!

 волшебница Вода   : Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой. 

Результат:

Я убедилась в том, что опытно – экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно – экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»

Конспект  познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе  на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки» Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»

Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе  «Подсолнушки»Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Удивительные свойства воды»

К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасн...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....