Главные вкладки

    Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у волшебницы Воды"
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Коршунова Елена Евгеньевна

    Программные задачи:

    1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
    2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
    3. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
    4. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
    5. Воспитывать бережное отношение к воде.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelno.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме "В гостях у  волшебницы Воды"

    Программные задачи:

    1. Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
    2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые вещества.
    3. Закреплять умение строить алгоритм действия, используя схематические модели, расшифровывать свойства воды по опорной карточке.
    4. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
    5. Воспитывать бережное отношение к воде.

    Оборудование:

    • поднос с предметами разной формы (резиновая перчатка, колба, прозрачный цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы),
    • кувшин с водой,
    • кубики льда,
    • чашка,
    • чайные ложки;

    на каждого ребёнка:

    • прозрачные пластиковые стаканы,
    • стакан с молоком;
    • сахар для наведения сладкой воды;
    • соломки для коктейля,
    • непрозрачные пластиковые стаканы,
    • родниковая вода в бутылке,
    • изображающие основные свойства воды,
    • карточка – схема, предупреждающая о перекрытии воды в кране,
    • аудиозапись произведений «Аквариум» - К.Сен-Санс, «Дождик» - Г.Свиридов, «Золотые рыбки» - Р.Щедрин.

    Предварительная работа:

    • Беседа с детьми о значении воды
    • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
    • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
    • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
    • Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд и обратно
    • Разучивание загадок о воде, льде.

    Ход занятия

    Звучит фонограмма музыки «Стихия воды».

    1-я часть.

    Здравствуйте ребята, давайте знакомиться. Я – волшебница Вода , а как зовут вас? (дети называют свои имена)

    волшебница Вода: Я встречаюсь с вами каждый день.

    Вы слыхали о воде?
    Говорят, что я везде 
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране,
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает.
    На плите у вас кипит,
    Паром чайника шипит.
    Без меня вам не умыться,
    Не наесться, не напиться,
    Смею вам я доложить:
    Без воды вам не прожить.
                                                                           (стихотворение Рыжовой А.И.)

    волшебница Вода: Дети, где вы видели воду?

    Для чего она нужна? (ответы детей)

    волшебница Вода: Вот видите, я с вами повсюду, у меня много работы. Но я пришла сегодня отдохнуть и поиграть в свои игры. А самые мои любимые игры – с водой. Поиграем вместе?

    2-я часть: Опыты

    1. волшебница ВодаДети, есть ли среди вас тот, кто может удержать воду? (ответы детей).

    волшебница Вода: сложите руки лодочкой. (П.В. наливает воду в ладошки), вода просачивается.

    Воду трудно удержать,
    Она стремиться убежать.

    волшебница Вода: Ребята, как нам справиться с водой? (ответы детей, одним из ответов является предположение, что воду можно заморозить)

    волшебница Вода: Бросает каждому в ладошки кубик льда.

    Превратилась в лёд вода,
    Не стремится никуда.

    :2)

    волшебница Вода  :  - А вода какой формы?

    - Сейчас мы посмотрим, какой формы вода.

     (Повелительница воды приглашает детей к столику, предлагает взять с подноса резиновую перчатку, шарообразную колбу, цилиндр, пластиковые прозрачные коробки разной формы. Наливает в предметы воду.)

    - Какой формы вода? (У Вовы вода приняла форму перчатки, у Уьяны     превратилась в шар и т.д.)

    - Почему вода приняла разные формы? (жидкая, текучая).

    Вывод: У воды нет формы, она жидкая, текучая. Принимает форму того предмета, в который её наливают.

    Дети садятся за столы. У каждого два стакана, один с водой, другой с молоком. П.В. предлагает опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

    - Что заметили? – (в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает).

    - Почему?- (вода прозрачная)

                       3) - Ребята, как узнать имеет ли вода запах? (нужно понюхать воду)

    Вывод: У воды нет запаха.

    волшебница Вода  : Ребята, вспомните моменты, когда вода пахла? (если в аквариуме вода мутная, из водопровода)

    4) волшебница Вода  : Дети, как узнать какого вкуса вода? (нужно попробовать)

    Вывод: вода не имеет вкуса.

    волшебница Вода   : Дети, что можно сделать, чтобы вода стала сладкой? (положить сахар)

    Дети кладут сахар, размешивают, пробуют.

                    5)  волшебница Вода    : У воды есть свойство – растворять в себе некоторые вещества. Вспомните, когда вы видели чтобы в воде растворяли вещества? (кофе, какао, соль, стиральный порошок).

    - Не все растворы съедобны, такой раствор как мыльная вода пробовать нельзя, он вреден для здоровья.

                      6) волшебница Вода   : В каких состояниях вода встречается в природе?. Чтобы ответить на мой вопрос, вам надо отгадать загадки:

                                                      1.Шумит он в поле и в саду,

    А в дом не попадёт.

    И никуда я не иду,

    Покуда он идёт.

    (дождь)

    2.Пушистая вата плывёт куда – то,

    Чем вата ниже, тем дождик ближе.

    ( туча)

    3. Он всё время занят делом,

    Он не может зря идти.

    Он идёт и красит белым

    Всё, что видит на пути.

    (снег)

    4.Я вода, да по воде же и плаваю.

    (лёд)

                                                           5.На дворе переполох:

    С неба сыплется горох.

    Съела шесть горошин Нина,

    У неё теперь ангина.

    (град)

    6.Вечером родится,

    Ночь живёт,

    Утром умирает.

    (роса)

    7.Растёт она вниз головой.

    Растёт не летом, а зимой.

    Но солнце её припечёт-

    Она заплачет и умрёт.

    (сосулька)

    8.Молоко над речкой плыло

    Ничего не видно было.

    Растворилось молоко-

    Стало видно далеко.

    ( туман)

    7)  волшебница Вода  - Ребята, а почему на наш клубный час я принесла чайник?

    (открываю крышку чайника, в котором кипела вода)

                                                          - Посмотрите – ка сюда:

    У меня внутри – вода.

    На вопрос вам отвечаю:

    Без воды не выпить чаю:

    Я –кипящий самовар.

    Из – под крышки вьётся пар.

    Пар – водичка или нет?

    Ну – ка дайте мне ответ?!

    волшебница Вода   - Да, ребята, пар – это тоже вода. При высокой температуре наша волшебница – вода превратилась в пар .

    - А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

    - А как реки знают, как им нужно течь в море?

    8) Проведем опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

    А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады.

    - Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Сахар в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

    9) «Лед – твердая вода»

    Перед каждым ребенком две тарелочки: в одну кладем ледяной кубик, в другую – снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.

    Задаем вопрос:

    - Что с ними происходит?

    Таким образом, можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

    3-я часть

    Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Чистой воды становится всё меньше и меньше. От загрязнения воды страдает всё живое.

    - Ребята, как нужно охранять воду?

    - Почему воду можно назвать волшебницей?

    - Вода украшает нашу природу. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

    волшебница Вода   читает стихотворение С Погореловского:

    «Родник иссяк, ручей ослаб,
    А мы из крана, кап-кап-кап 
    Мелеют реки и моря
    Не тратьте воду зря-зря-зря
    А то пройдёт немного лет
    И нет водицы – нет-нет-нет»

    Бережливым будь с водой
    И, как только воду взял 
    Хорошенько кран закрой!

     волшебница Вода   : Ребята, мы с вами очень весело и интересно провели время. Обязательно приходите ко мне вновь, и мы поиграем в новые игры с водой. 

    Результат:

    Я убедилась в том, что опытно – экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно – экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

    Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

    Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

    Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

    Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Какой бывает вода?»

    Конспект  познавательно - исследовательской деятельностив старшей группе  на тему: «Какой бывает вода?» Приоритетная образовательная область: ПознаниеЦель:Познакомить детей с некоторыми...

    "Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

    познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

    Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Подсолнушки» Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»

    Проект интегрированного мероприятия непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе  «Подсолнушки»Тема: «Рисование на воде в технике - Эбру»...

    Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Удивительные свойства воды»

    К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасн...

    Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

    Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....