Конспект НОД "Волшебный мир сказок А.С.Пушкина" (экспериментальная деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Материал направлен на закрепление и расширение знаний детей о явлениях неживой природы; обобщение представлений о свойствах воздуха путём экспериментирования на примере сказок А.С. Пушкина и их персонажей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pushkin.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 95»

Конспект НОД

Тема: «Удивительное путешествие по сказкам»

Воспитатель 1 КК

Азарова И.П.

Воронеж 2015

Цели:  закрепить и расширить знания детей о явлениях неживой природы; обобщить представления о свойствах воздуха путём экспериментирования: вспомнить сказки А.С. Пушкина и их персонажей. Развивать у детей способность наблюдать, анализировать, описывать свои наблюдения, делать выводы. Развивать речь и умение правильно строить предложения, отвечая на вопросы. Воспитывать интерес к художественной литературе, активизировать словарный запас.

Материал:   видеоролики фрагментов «В гостях у сказки»: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, набор букв для отгадывания слова по загадкам, стаканы с газированной водой, синий виноград, трубочки для коктейля, бумажные салфетки, кораблики и парусники, 2 ёмкости большого размера с водой, цветы  цветной бумаги, таз с водой.

Предварительная работа:   чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», рассматривание иллюстраций и репродукций по этим произведениям; отгадывание загадок; слушание аудиозаписей сказок.

Ход занятия:  

Дети заходят в зал.

-  Давайте встанем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и меня и чтобы я могла видеть каждого из вас. Как мы должны встать? (Дети принимают решение, что надо встать в круг. Предлагаю каждому поздороваться глазами  с соседом).

- Я поздороваюсь первая. (Заглядываю в глаза ребёнку, слегка киваю головой и дотрагиваюсь до плеча. Дети по очереди продолжают приветствие).

- А теперь давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки. (Цель: упражнение направлено на повышение общего эмоционального фона, улучшение психологического климата, развитие дружеских взаимоотношений).

- Ребята, а знаете ли вы, кто такие путешественники?

- А вы хотели бы ими стать?

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. Мы будем отгадывать его по первым буквам слов, отгаданных вами загадок.

1. Красна-девица грустна, ей не нравится весна.

   Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка.                 (Снегурочка)

2. На сметане мешён, на окошке стужён.

    Круглый бок, румяный бок, покатился…          

                                                                                    (Колобок)

3. Всех излечит, исцелит добры доктор…

                                                                                    (Айболит)

4. Она красива и мила и имя её от слова зола….    

                                                                                     (Золушка)  

5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше…       (Карлсон)

6. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.

    Но ум ещё покажет свой этот сказочный герой            (Иванушка)  

Дети выполняют задание, читают слово, которое получилось, решают, куда они отправятся в путешествие.

С

К

А

З

К

И

     

- Ребята, а кто живёт в сказках?

- Как начинаются сказки чаще всего?

- Какими словами они заканчиваются?

- Чему учат нас сказки?

- В мире много сказок

  Грустных и смешных

  И прожить на свете нам нельзя без них.

  В сказке может всё случиться

  Наша сказка впереди

  Сказка в двери к нам стучится

  Скажем сказке приходи.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

(Фрагмент 1)  под музыку слова воспитателя

- Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

  Ребята, смотрите вот мы уже и попали  в чудесную, удивительную сказку.

(Фрагмент 2)  «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин.

Опыт 1. «Воздух работает»

Цель:  дать детям представление о том, что воздух невидим, но он может двигать предметы и вежде нас окружает.

Нужно взять стакан свежей газированной воды и бросить в него виноградинку. Виноградина тяжелее воды, поэтому она сразу опустится на дно. Но вскоре мы замечаем, что на виноградинку на дне начнут садиться пузырьки гага, которые похожи на маленькие воздушные шарики. И что же происходит с виноградиной? Она всплывает на поверхность стакана, так как шариков газа вокруг неё стало так много, что они смогли поднять виноградину. На поверхности шарики лопаются, и виноградина вновь падает на дно, так как виноградина тяжелее воды. Так будет продолжаться до тех пор, пока весь газ из воды не выдохнется. (Объяснения детей почему всплывают виноградинки).

- У рыб есть плавательный пузырь, при помощи которого они плавают. Если рыбке нужно всплыть на поверхность, плавательный пузырь, наполненный воздухом, увеличивается в объёме и рыба всплывает! При погружении объём воздуха в плавательном пузыре уменьшается за счёт мускул, которые его сдавливают, и рыбка опускается вниз.

(Фрагмент 3) «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин

Опыт 2. «Буря в стакане»

(Проводя опыт обратить внимание детей на правильный вдох-выдох

– дыхательная гимнастика)

         Цель:  определить, что все живые существа выдыхают воздух. Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.

        Взять стаканы и трубочки для коктейля. В один стакан налить немного воды и делать сильный глубокий выдох. В другой стакан налить много воды и выдыхать спокойно. Пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.

- Так и на море, когда сильный ветер, бывает шторм с высокими волнами, а когда ветер стихает – на море наступает штиль.

- Ветер перенёс нас в другую сказку А.С. Пушкина. Как она называется?

(Фрагмент 4) «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

Опыт 3. «Воздух-невидимка» (Сухим из воды)

 Цель:  выявить, что воздух занимает место.

На дно стакана положить салфетку, затем перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя стакан. Затем поднять стакан, дать воде стечь, не переворачивая его.

- Как вы думаете, намокла салфетка или нет?

- Почему? (ответы детей)

- Воде помешал намочить салфетку воздух в стакане. Но если мы наклоним стакан, то воздух выйдет, и его место займёт вода и салфетка намокнет.

Так произошло и с героями сказки, которые плыли в бочке, они не намокли потому что в бочке был воздух и вода не смогла в неё затечь.

(Фрагмент 5)  «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин

Опыт 4. «Сила ветра» (Почему плывёт парусник?)

Цель:  объяснить детям, что сила ветра зависит от той площади, на которую он дует.

Взять два кораблика с парусом и без него. Дуть на них с одинаковой силой.

- Какой корабль поплывёт быстрее с парусом или без него? (Объяснения детей).

- Да, ребята, в мультфильме мы видим, что ветер дует в паруса, раздувая их и корабль быстро плывёт. Но когда паруса собрали, корабль стал останавливаться и причаливать к берегу. Ветер как бы обдувает мачту и пролетает мимо.

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в волшебный мир сказок А.С. Пушкина. Вам понравилось? Вы сегодня все старались и были просто молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам помогут волшебные цветы. Мы сейчас произнесём сказочные слова и окажемся в своём любимом детском саду.

(Фрагмент 6)  «В гостях у сказки»

- Сказка, сказка, помоги

  В детский садик нас верни

(Предложить гостям провести опыт вместе с детьми)

Опыт 5. «Намокание бумаги»

Цель:  познакомить детей с тем, что при намокании бумага становится тяжелее.

Вырежьте из цветной бумаги небольшие цветочки с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки внутрь цветка. Опустив цветы в таз с водой, мы сразу заметим, как цветы начнут распускаться, лепестки выпрямляются.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по театрализованной деятельности « В стране сказок и фантазий»

Театр формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, добро...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по театрализованной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»Тема: «Путешествие в страну сказок и фантазии»Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку...

Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Цель:            Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые иг...

Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку сказки, точно воспроизводить реплики героев, отражать некоторые игровые действия, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по театральной деятельности «Путешествие в страну сказок и фантазии»

Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие»Тема: «Путешествие в страну сказок и фантазии»Цель:Формирование умений детей пров...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В мире сказок с проведением опытно-исследовательской деятельности ».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «В мире сказок с проведением опытно-исследовательской деятельности »....