Конспект занятия - экспериментирования "Путешествие в лабораторию тепла и света"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Попова Светлана Геннадьевна

 

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»

Программное содержание: продолжать знакомить детей  с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.

Закрепить понятия: «твёрдое тело», «жидкость», «пар».

Продолжать  развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.

Поощрять выдвижение детьми гипотез.

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_-_eksperimentirovanie.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия – экспериментирования

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»

Подготовительная группа

Воспитатель МАДОУ №48:

 Попова

Светлана Геннадьевна

Тема: «Путешествие в лабораторию тепла и света»

Программное содержание: продолжать знакомить детей  с материалами, из которых изготовлены различные вещи: какие из них хорошо проводят тепло.

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться.

Закрепить понятия: «твёрдое тело», «жидкость», «пар».

Продолжать  развивать познавательную активность дошкольников в процессе экспериментирования.

Поощрять выдвижение детьми гипотез.

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей.

Воспитывать умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Материал: ложки металлическая, деревянная, спички, спиртовка, запрещающие знаки, кастрюля, чайник стеклянный, лёд, мольберт, плакат круговорот воды в природе.

Словарная работа: металлическая, лёд, пар, деревянная, круговорот

Методические приёмы: игровая ситуация Королева воды, опыты, рассматривание круговорота воды, наблюдения, вопросы, выводы, физ минутка.

Ход занятия

Дети читают письмо от Королевы Воды: «дорогие ребята, я приглашаю вас в лабораторию Тепла и Света, но для этого нужно пройти  испытания.

  1. Отгадать загадки: «Не в огне не горит, не в воде не тонет» (лёд)

«Летит орлица, крыльями распластала, всё небо закрыла» (туча)

«Чего на свете нет  сильней?» (огонь)

  1. Какие явления природы вы знаете?

Ответ: дождь, наводнение, гроза, ураган и т. д..

Проходим  в лабораторию. (воспитатель показывает ложки) что это за предметы? Из какого материала сделаны?

Ответ: ложка из дерева и из металла (алюминий)

Вопрос: как вы думаете, ложка из какого материала быстрее пропускает тепло?

Ответ: гипотезы детей.

Воспитатель: Давайте проверим это на опыте. Опустите обе ложки в горячую воду.  Из какого материала ложка нагрелась быстрее?

Ответы: выводы детей, из алюминия ложка нагрелась быстрее, значит, этот материал быстрее проводит тепло, чем дерево.

Вопрос: где вы наблюдали ещё это явление?

Ответ: у костра . мальчик держит у костра деревянную и металлическую палочку. Какую палочку он продержит дольше? (деревянную), потому что металлическая палочка быстрее нагревается.

Подходят к следующему столу. Дети, как вы думаете, из чего сделана спичка?

Ответ: Из дерева   и у неё голова. А знаете, из какого материала сделана голова? (из селитры  словарная работа). К селитре прикручена медная проволочка, нагревается над пламенем проволочка и спичка зажигается. Почему зажглась спичка, ведь я её не поджигала?

Ответ: металл хорошо проводит тепло, он нагрел спичку, и она вспыхнула.

Воспитатель : Ребята. Нужно правильно обращаться с огнём и светом.

Если случиться пожар дома?  (Игра «можно – нельзя»)

А) можно ли включать газ детям?

Б) можно ли оставлять включенный утюг? и т. д.( правила поведения и противопожарной безопасности закрепили с помощью игры)

Физминутка: по карточкам  (показ воду в твёрдом состоянии - дети прижимаются друг к другу, парообразном – разбегаются в разные стороны, в жидком - бегают, держась за руки)

Переход к следующему столу (на столе стеклянный чайник, в нём горячая вода)

Воспитатель: Ребята, осторожно потрогайте стенки чайника. Что можно сказать об этом?

Ответ: стенки горячие.

Воспитатель: какой сделаем вывод?

Ответ: стекло тоже хорошо проводит тепло.

Воспитатель: а ещё что вы заметили на стенках чайника?

Ответ: Стенки запотели, идёт пар.

Воспитатель: Что лежит в вазе?

Ответ: лёд

Воспитатель:  какой он на ощупь? (твёрдый, гладкий, острый, бьётся). Опустите его в воду, что произошло? (растаял, превратился в воду)

Какие три состояния воды вы знаете? (жидкое, твёрдое, парообразное)

Вода перешла из твёрдого  состояния в жидкое. А какие стали стенки  чайника? Почему?

Воспитатель: Дети, подойдите к мольберту (изображено море, солнце, вода и облака.) Пошёл сильный дождь, куда попали капельки воды? (моря. Реки, ручьи)

Пригрело солнышко сильно, что происходит с капельками воды?  (дети рассказывают путь капельки). Происходит круговорот воды в природе.

Переход к следующему столу. Опыт  нагревается на огне кастрюля с водой.

 Что происходит с водой, когда она закипит? ( идёт пар) А что произойдёт  с водой в луже, когда пригреет солнышко? (испарится)

Давайте проверим на опыте. На кастрюлю положили холодное стекло  (на стекле появились капельки, которые становились большими и падали обратно в кастрюлю.) вот так происходит и в природе.

Появляется Королева Воды и вручает детям  диплом  юных учёных.

Спрашивает,  что понравилось больше всего в путешествии, что было труднее всего , с чем справились легко?