НОД "В лаборатории фокусника"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Коршикова Светлана Юрьевна

Программа "Детство", старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_k_zanimat._pedagogike.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Сказка» поселка Троицкий Губкинского района Белгородской области

В ЛАБОРАТОРИИ У ФОКУСНИКА

(непосредственно образовательная деятельность)

примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

 старшая группа.

Номинация: «развивающий характер обучения»

Коршикова С.Ю., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

 №2 «Сказка» поселка Троицкий

В ЛАБОРАТОРИИ У ФОКУСНИКА

(непосредственно образовательная деятельность)

Номинация: «развивающий характер обучения»

примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Познавательное развитие»,

 старшая группа.

Коршикова С.Ю., воспитатель

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

 №2 «Сказка» поселка Троицкий

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть, плотность; закрепить свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха, цвета, изменение состояния воды.

Программное содержание:

Расширять представления детей о свойствах воды;

Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами;

Использовать знания детей о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации,

Планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;

Формировать художественно-эстетические умения, прививать любовь к рисованию;

Активизировать словарь ребёнка;

Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.

Материал и оборудование: баночки с водой, эфирные масла (кофе, фруктовая эссенция, мята и др.) пипетки, пластмассовый шар, тазик, емкость с широким горлышком, баночки – гантели с окрашенными в цвета радуги крышками, форма лаборанта для каждого ребёнка, резиновые груши маленького размера, большой воздушный шар (туча), схемы, карточки со свойствами воды,  блок-схемы, пейзаж, презентация, емкость с с ароможидкостью, зонтик.

Музыкальное сопровождение: звук грозы и дождя, «Походная», «Хрустальный дождь», для физминутки.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Светлана Юрьевна. Я рада вас видеть в хорошем настроении и надеюсь, что оно не изменится до конца нашей встречи.

- Вы любите фокусы?  У меня есть электронное приглашение от настоящего фокусника-профессора, просмотрим его. (видео слайд с приглашением)

Здравствуйте, мои друзья! Я профессор и  приглашаю вас к себе в лабораторию. С нетерпением жду встречи. Здесь вы узнаете некоторые секреты!!!

Воспитатель:

- А вы заметили, что профессор не мужчина, а женщина. Я вам открою секрет. Слово профессор обозначает ученое звание и мужчины, и женщины.

Ребята, мы принимаем приглашение? Тогда  отправляемся в лабораторию? Повторяйте движения за мной.

( дети повторяют движения за воспитателем под музыку)

По дороге, по дороге, по дороге мы идем,

Ноги выше поднимаем,

Мы к профессору идём.

Там секреты мы узнаем,

Много нового познаем.

Воспитатель:

(В сторонке висит туча)

- Ну, вот  мы и пришли! Кто мне скажет, что в лаборатории принято надевать? (слайд с лабораторией и лаборантами)

Дети: спецодежду: халат, колпак

Воспитатель:

- Не будем нарушать правила. (надевают халаты и колпаки)

- Друзья, к нам снова пришло электронное письмо, просмотрим его на экране.(подходим к экрану)

Профессор приветствует и показывает демонстрационный фокус.

«Моментальная заморозка воды»

Вот вы и пришли в мою лабораторию, чему я очень рада.

 А сейчас я вам покажу один фокус.

Описание: Предварительно хорошо закрепить в непрозрачный стакан губку или бумажные салфетки, сверху кусочки льда. На глазах у зрителей в стакан наливается вода, а при переворачивании стакана, высыпается лёд. Вода тем самым впиталась в губку или салфетки.

Воспитатель:

- Ребята, что же произошло с водой?

Дети: вода замерзла, заморозилась, превратилась в лёд.

Воспитатель: Значит лёд – это тоже вода, только замороженная. А что ещё можно сказать о замёрзшей воде?

Дети: прозрачная, твердая, хрупкая, холодная)

«Рисование водой»

(свойство воды текучесть)

Воспитатель: А знаете ли вы, что водой можно рисовать? Мы попробуем с дорисовать пейзаж. Подойдём к мольберту, возьмём в руки брызгалки и нарисуем дождь на бумаге.

(дети брызгают водой, окрашенной в синий цвет) 

Воспитатель: посмотрите, у нас получился настоящий дождливый пейзаж, Как при этом вела себя вода?

Дети: текла,

Воспитатель: значит вода - текучая. Повторите вместе со мной.

Дети: текучая.

Воспитатель: А кто знает, что произойдет с водой, если её нагреть?

Дети: она испарится, превратится в пар.

 Воспитатель: Вот и у нас от испарения образовалась туча. На неё  (на белые квадратики), вы будете помещать результаты открытий. О каких свойствах воды мы узнали из фокуса?

Дети: из фокуса мы узнали, что вода может быть твердой, прозрачной, холодной. (карточки вручаются ребёнку, правильно ответившему на вопрос,

 прикрепляем карточки к тучке)

Воспитатель: А о каком свойстве вы узнали, рисуя пейзаж?

Дети: что вода текучая.(крепим на тучку)

Воспитатель: А теперь наши руки должны немного отдохнуть от непростого рисования.  (слайд с солнцем и звук воды, дети имитируют движения

Пальчиковая гимнастика

Руки мы в воде помоем,

А потом лицо умоем,

Руки к солнцу поднесем

Капля испарится.

Туча пар весь соберет,

В дождик превратится

2 стол остановка «Чем пахнет».

(свойство воды отсутствие запаха)

Воспитатель: Теперь присядьте за рабочие места  и скажите, что вы видите перед собой.

Дети: (перечисляют по очереди ) схема, баночка с водой, пипетка, жидкость. (схема увеличена на экране)

Воспитатель: Обратите внимание на схему, как вы думаете, что нам нужно сделать?

Дети: рассматривают, рассказывают об этапах работы по схеме

- Нужно понюхать, сделать вывод, капнуть капли из пузырька, сделать вывод.

Воспитатель: Хорошо, тогда приступим к работе и будем следовать схеме.  

1. Возьмем в руки баночку и понюхаем воду. Чем она пахнет?

Дети: ничем не пахнет

Воспитатель: (обращает внимание на экран со схемой)

2. Что можно сказать о запахе чистой воды? (показать карточку «перечеркнутый нос»)

Дети: Чистая вода не имеет запаха. (крепим карточку)

Воспитатель: (снова обращается к схеме)

3. Наберём пипеткой несколько капель неизвестной жидкости, и капнем в баночку с водой? Какой запах приобрела она?

Дети: (по очереди говорят у кого какой запах) приятный, вкусный, невкусный.

Воспитатель: Что можно сказать о запахе воды, когда в ней растворяется другая жидкость (показать карточку «стакан с каплей и нос»)

Дети: вода приобретает запах. (крепим карточку на тучку)

3 стол остановка  Физминутка «Радуга» 

(свойство воды бесцветность)

Воспитатель:

Давайте немного отвлечемся от работы и потанцуем.

- Возьмите в руки необычные гантели, повторяйте за мной.

Гантели в руки мы возьмём,     (наклоняемся и берём гантели в обе руки)

И немного потрясем.                  (трясем их обеими руками перед собой)

Вместе мы попрыгаем,              (прыгаем, трясем гантели над головой)

Руками мы подвигаем.               (махи обеих рук по сторонам)

Вот так, вот так,                          (шагаем, в такт трясём перед собой)

Будем весело трясти.

Вот так, вот так,                          (кружимся на носочках вокруг себя)

Что за чудо посмотри!                (протягиваем руки перед собой

Воспитатель: Ой, посмотрите, что случилось с водой в гантелях?

Дети: она стала цветной.

Воспитатель: Какие цвета  получились у вас?

Дети перечисляют по очереди

Воспитатель: (к,о,ж,з,г,с,ф, один прозрачный, потому, что соединяясь эти цвета дают дневной свет). Вам ничего это не напоминает? Обратить внимание на экран (Слайд с радугой)

Дети: Это  цвета радуги

Воспитатель: Ребята, вы показали фокус, сами того не замечая!

Кто из вас догадался, в чем секрет? (в случае затруднения раскрыть секрет фокуса)

Дети: вода окрасилась. 

Воспитатель: А  что можно сказать о цвете обычной воды? (показ карточки «стакан с бесцветной водой»)

Дети:  обычная вода не имеет цвета, она бесцветная, (помещают карточку на тучку)

4 стол остановка  (проблемная ситуация)

(свойство плотности):

Воспитатель: Молодцы. А профессор - фокусник приготовила для вас ещё одно задание. Послушаем, в чем оно заключается. (подходим к экрану)

«Вам нужно достать из банки предметы, так, чтобы не касаться их руками.

Подсказка: вам поможет одно из свойств воды»

Воспитатель: Я думаю, что вы и с этим заданием справитесь, проходите к исследовательскому столу.        

 (На столе банка с мелкими лёгкими предметами, заранее приготовленный большой объем воды, таз)

Воспитатель: Какие будут ваши предложения?

Дети обдумывают, предлагают свои действия, приходят к выводу, что нужно вливать воду, пока она не польется через край вместе с предметами. Проделывают эти действия.

Воспитатель: Вода имеет свойство плотности и может наполнить любой сосуд, вытолкнув любой легкий предмет. (слайд с сосудами) 

 Повторите свойство воды, которое вам помогло – плотность.

Дети повторяют: Это плотность, (помещают карточку на тучку).

Игра - обобщение

Воспитатель: Молодцы! Вы выполнили все задания профессора.

Подойдите все ко мне, встаньте в круг. Передавая тучку по кругу, назовите, какие свойства воды мы поместили на тучку.

Дети: передают, называя: вода испаряется, плотная, прозрачная, не имеет запаха, бесцветная, вода замерзает, текучая.

Воспитатель: А в жизни для чего нужна вода?

Дети: пить, умываться, купаться, готовить пищу, тушить пожары, для производства…

Воспитатель: Молодцы! А с нами снова на связи профессор (подходят к экрану)

 « Мои дорогие друзья, я рада, что вы выполнили все мои задания, за это я присваиваю вам звание «Помощник профессора», можете гордо носить это звание. Я прощаюсь с вами, до новых встреч»

Воспитатель: Нам нужно возвращаться домой. Снимайте халаты.

(Под музыку с тучкой в руках)

По дороге, по дороге, по дороге мы идем,

Ноги выше поднимаем,

От профессора идём.

Там секреты мы узнали,

Много нового познали.

(Воспитатель отпускает тучку, берет зонтик и термос с подготовленным ароматизатором)

Ароматеррапия.

- Ребята, кажется, дождь начинается, скорее, прячьтесь ко мне под зонтик.

(под зонтиком термос с горячей водой и эфирным маслом хвойного леса). (слайд дождя,  звук дождя, грозы) (воспитатель просит ребёнка подержать зонтик, открывает термос)

- Друзья закройте глаза и представьте, что вы находитесь в сосновом лесу, вдохните поглубже запах хвои, это снимет усталость  и придаст вам сил. (музыкальная пауза 1 мин.)

- Дождь закончился, но ещё слышен гром (закрывает термос, зонтик, берёт тучку)

- Давайте и мы сделаем гром, лопнем нашу тучку и посмотрим, что получится (показывает булавку), (лопается туча и на детей         высыпаются капли дождя, шарики)

- Здесь веселые и грустные капельки. Если вам понравилась наша встреча, возьмите веселую капельку, если нет – грустную.

Все взяли себе капельку, подойдите все ко мне. Я вижу, вам понравилась наша встреча.(опрос детей об интересных для них моментов)  

Ребята, дома вы расскажете о нашем путешествии в лабораторию и о том, какая бывает вода вот по этой блок-схеме. (Раздает схемы каждому ребёнку) Обратите внимание, что один кружок остался пустой. Это следующее свойство воды вы попытаетесь узнать дома и расскажете о нем своим воспитателям.

А вам я хочу сказать большое спасибо за активную работу, ваше внимание. Спасибо.