Главные вкладки

    "Исследовательский проект "Шестиногий народец"
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Исследовательский проект "Шестиногий народец" помогает воспитанникам исследовать жизнь насекомых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shestinogiy_narodets.docx944.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

    «Шестиногий народец»

    Познавательно - исследовательский проект

    Подготовила: воспитатель

    М. А. Савельева

    г.Нефтеюганск

    Цель проекта: формирование навыков правильного поведения в природе, бережного отношения к насекомым.

    Задачи проекта:

    - развитие потребности в приобретении новых знаний о насекомых;

    - формирование осознанно- действенного отношения к насекомым, желание их беречь;

    - формирование познавательных умений - наблюдения, экспериментирование, анализирование результатов; отражение результатов наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности;

    - углубление и систематизация знаний детей о насекомых: муравьях, бабочках, пчёлах, шмелях, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.

    Участники: дети, воспитатели, родители

    1 этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследования:

    Проблема исследования: во время летних прогулок детей выяснилось, что можно увидеть на участке много насекомых- муравьёв, жуков, бабочек, шмелей. Детей заинтересовали в первую очередь муравьи, так они первые появились на участке с наступлением тепла и вели себя активно. Дети ловили муравьёв и лишали их привычных природных условий жизни. Возникла необходимость уточнить и обогатить знания детей о пользе насекомых и условиях их обитания.

    Гипотеза исследования:

    Выдвигалась вместе с детьми в процессе наблюдения за насекомыми. Предполагалось понаблюдать за насекомыми в природных условиях, узнать о них из различных энциклопедических источников.

    В соответствии с проблемой и гипотезой дети вместе с воспитателем, для дальнейшего исследования проблемы, поставили

    Задачи:

    1. Ознакомление с внешним видом насекомых-муравьёв, жуков, бабочек, шмелей.

    1.  Изучение жизни насекомых, значения их для животного и растительного мира природы.

    1.  Приобщение к художественной литературе о насекомых.

    Результаты исследования:

    -составление  правил поведения в природе;

    -праздник насекомых;

    -создание альбома «Наши маленькие помощники»;

    2 этап Организация исследования в рамках проекта

    1. «Исследовательский фартук»- сбор, анализ, систематизация информации о насекомых, об их внешнем виде, сезонных изменениях в их поведении, значении насекомых для растительного и животного мира:

    - наблюдение за жизнью насекомых на территории детского сада;

    - экспериментальная деятельность;

    - чтение х/ произведений о насекомых: Т.Шорыгина «Удивительный мир шестиногих», «Катя и божья коровка»; Л.Толстой «О муравьях»; В.Зотов «Лесная мозаика»; А.Плешаков «Зелёные страницы»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

    - загадывание загадок, разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о насекомых;

    - составление рассказов о насекомых;

    - беседы «Кто такие насекомые?», «Бывают ли насекомые детишками?», «Где дом у насекомых?»,

    - рассматривание иллюстраций о насекомых;

    2.Творческая познавательная деятельность детей:

    - рисование насекомых: «В траве сидел кузнечик», «Я самая красивая» техника-монотипия

    -лепка: «Муравьи- санитары леса».

    - изготовление муравейника-папьемаше;

    - дидактические игры « Кто где живёт», Хорошо- плохо», «Кто лишний», «Кому что по вкусу»; «Кто больше назовёт».

    - подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Наш муравейник», « Сороконожка идёт по дорожке»;

    -музыкальные этюды «Стрекоза замёрзла», «Муравей», «Кузнечик».

    1. Презентация результатов исследовательской деятельности.

    C:\Users\Eleon\Desktop\все проекты\Проект о насекомыхов\Фото1802.jpg

    Используемая литература:

     Л. Пенькова  «Под парусом лето плывёт по земле», Л.Селихина Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет», Т.Шорыгина «Зелёные сказки», Н.Иванова «Игровое обучение детей 5-7 лет -методические рекомендации»,А.И.Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду». Издательство «Учебная литература» 2007г., дошколёнок №4 (апрель2009), Т.А.Куликовская «Что мы знаем о насекомых?-издательство ГНОМи Д-2009г.

    Исследовательская деятельность

    C:\Documents and Settings\Мраина\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\5FZUN421\MCj04156800000[1].wmf

    C:\Documents and Settings\Мраина\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\MTDVIWM9\MCj03982270000[1].wmf

    Цель: расширить представления детей о пчеле, особенностях её внешнего вида и поведения; развивать навыки исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к насекомым.

    Ход: воспитатель читает о насекомых, показывает красочные иллюстрации.

    - Дети, как вы думаете все насекомые полезные?(Ответы детей).

    - А может быть пчела не полезная? Она больно жалится, зачем она нужна?

    - Если она собирает и переносит нектар, у неё должны быть какие-то приспособления? (Ответы детей).

    Начинается исследование.

    Дети выбирают следующие методы - подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге.

    Воспитатель напоминает о том, что нужно собрать как можно больше сведений о пчеле по теме исследования: «Трудолюбивая пчела».

    Во время проведения исследования воспитатель предлагает детям следующий алгоритм: рассмотреть картинку, на которой изображена пчела, описать её внешний вид, как она собирает и переносит пыльцу.

    После того, как дети зарисовали всё, что они знают о пчеле, обратиться за информацией в книгу:

            «…для того чтобы накопить килограмм мёда, пчёлам необходимо собрать нектар с 19 миллионов цветов. В среднем в день рабочая пчела посещает семь тысяч цветов!» (автор Ю.Дмитриев).

    В конце исследования дети делают сообщение о пчеле, и обязательно формулируют вывод: пчела – трудолюбивое насекомое.

    Воспитатель  спрашивает детей о том, нужно ли оберегать пчёл, полезные ли они насекомые? Дети самостоятельно приходят к выводу, что в природе не бывает лишних существ. Все друг с другом связаны: идёт дождь - растут цветы- пчёлы собираю нектар- люди едят мёд.

    C:\Documents and Settings\Мраина\Мои документы\Мои рисунки\Организатор клипов (Microsoft)\j0438018.png

                 

    Ты сачком их не лови!

    Насекомые хлопочут,

    Наполняя жизнью сад:

    Там кузнечики стрекочут,

    Тут комарики звенят.

    Каждый занят важным делом:

    Золотистая пчела

    На цветок душистый села,

    Сок медовый собрала.

    Вот в кустах возле тропинки

    Деловитый муравей,

    Уцепившись за травинку,

    Доит усиками тлей.

    Ты не трогай их, не надо,

    Ты сачком их не лови!

    Пусть живут с тобою рядом

    Мотыльки и муравьи.

     

                 

    Мотивация: во время прогулок детей всегда интересовали насекомые, особенно муравьи и бабочки. Потому что их можно было найти в траве,  и понаблюдать за ними в естественной среде обитания. У детей возникло желание узнать про жизнь муравьёв.

    Тема исследования: «Куда спешит муравей?»

    Цель: продолжать обогащать знания детей о муравьях, их среде обитания, о пользе, которую они приносят, развивать умения строить предположения, учить задавать вопросы, строить умозаключения, воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым.

    Ход: воспитатель читает детям интересную информацию о муравьях: « Муравьи – очень организованные насекомые, у них есть стражники, работяги и царица, которую они оберегают и кормят».

    - Ребята, как вы думаете куда всё время спешат муравьи? (Предположения детей).

    Дети решили провести своё собственное исследование о жизни муравьёв.

    Они выбрали следующие методы исследования: подумать, что они знают о муравьях, спросить по мере необходимости у других, прочитать в книге.

    Исследование началось. Воспитатель напоминала детям о порядке исследования: описать внешний вид муравьёв, отмечая особенности строения туловища, челюстей. Предлагала вспомнить то, что читали о муравьях и когда наблюдали за ними на улице. Дети отмечали значками знакомые сведения, обсуждали друг с другом информацию, делились знаниями.

    Воспитатель предлагает применить следующий метод исследования: спросить у кого-нибудь о муравьях и напоминает, что вопросы могут быть самыми разными: «Для чего муравью такие челюсти? Есть ли у муравьёв враги? Где проводят зиму муравьи?». После этого приступают к чтению отрывка из энциклопедии о муравьях: « Муравейник- сложное  архитектурное сооружение со множеством переходов, этажей, входов и выходов. Под землю  муравьи делают проходы на глубину более 2-х метров…»

                                                 

    После сбора информации ребёнок делает сообщение о муравьях.  Остальные дети, уточняют, задают вопросы, дополняют его.

    В заключение воспитатель подводит детей к выводу: муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Поэтому они всегда куда-то торопятся: ищут себе пропитание, новое жильё, охраняют своё жилище.

     В конце исследования дети строят муравейник, заполняют его муравьями.

    C:\Users\Eleon\Desktop\Проект о насекомыхов\DSCF0604.JPG


    Воспитатель вместе с детьми придумывают

    Правила поведения в природе:

    Охраняйте муравейники, потому что муравьи санитары леса.

    Берегите зелёный наряд земли, и вы поможете насекомым, которые там живут.

    C:\Documents and Settings\Мраина\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\GASOD1V8\MCj04380430000[1].png

    Хотели бы вы, чтобы кто-нибудь ловил вас?

    Значит и вам не следует ловить мотыльков, бабочек, стрекоз и других насекомых.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно-исследовательский проект "Шестиногий народец"

    Данная разработка поможет воспитателям организовать работу по ознакомлению с насекомыми....

    Сборник игр к проекту "Шестиногий народец" "Шестиногие малыши"

    Свои игры я условно назвала «Шестиногие малыши», ведь все они основаны на образах самых маленьких представителей животного мира — насекомых. Главная задача игр — научить детей самостоятельно находить ...

    Системные паутинки к проекту "Шестиногий народец"

    Работая над проектом "Шестиногий народец", я составила сборник системных паутинок, который помог наглядно и последовательно раскрыть мир насекомых детям....

    Проект "Шестиногий народец"

    Экологическое воспитание направлено на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации активной жизненной позиции по отношению к природе. В...

    Летний проект "Шестиногий народец" (насекомые нашего участка)

    Лето! Это замечательное время года, когда красотой  природы можно любоваться  на каждом шагу. Нужно только не упустить удивительные   моменты, а показать их детям.Проект включает в...

    Педагогический проект «Шестиногий народец» Презентация.

    Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской де...

    Познавательно-исследовательский проект «Шестиногий народец». Старшая группа.

    Цель проекта: формирование навыков правильного поведения в природе.Задачи проекта:1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характ...