ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ по экологическому воспитанию «ШЕСТИНОГИЙ НАРОДЕЦ»
методическая разработка по окружающему миру

Ястремская Олеся Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития познавательных способностей, исследовательских умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром насекомых, формирование начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать овладению детьми элементарными знаниями о насекомых, их строении, способах передвижения, их значении в природе и жизни человека;
  • Воспитывать бережное отношение к живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать исследовательские умения и навыки, познавательную активность в процессе совместной деятельности;
  • Вовлечь родителей в создание единого образовательного
 

 

 

 

пространства дошкольников

по

экологическому

воспитанию

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskiy_proekt.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

по экологическому воспитанию

«ШЕСТИНОГИЙ НАРОДЕЦ»

Содержание

Паспорт проекта…        3

Введение        5

Механизм преобразования образовательного процесса        7

Литература        16

Приложение 1.

Образовательная деятельность. Тема: «Насекомые проснулись»        17

Приложение 2.

Образовательная деятельность. Тема: «Букашечки-таракашечки»        20

Приложение 3.

Образовательная деятельность. Тема: «В гости к хозяйке луга»        24

Приложение 4.

Итоговое мероприятие. Викторина «Удивительные насекомые»        28

Приложение 5.

Картотека наблюдений за насекомыми        31

Приложение 6.

Исследовательская деятельность        38

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема

Познавательно-исследовательский        проект        по        экологическому

воспитанию «Шестиногий народец»

Адресация

проекта

Данный проект будет интересен и полезен педагогам ДОУ,

родителям

Целевая

аудитория

Обучающиеся        среднего        дошкольного        возраста,        родители

(законные представители), педагог

Типовые особенности проекта

  • По продолжительности: краткосрочный
  • По        содержанию:        познавательно-исследовательский        с элементами творчества
  • По числу участников: групповой
  • По уровню контактов: в рамках ДОУ

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития познавательных способностей, исследовательских умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром насекомых, формирование начал экологической культуры дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать овладению детьми элементарными знаниями о насекомых, их строении, способах передвижения, их значении в природе и жизни человека;
  • Воспитывать бережное отношение к живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать исследовательские умения и навыки, познавательную активность в процессе совместной деятельности;
  • Вовлечь родителей в создание единого образовательного

пространства дошкольников

по

экологическому

воспитанию

Ресурсы проекта

  • Информационные: методические разработки; научная и художественная литература; презентации; интернет ресурсы
  • Материально-технические: ноутбук; мультимедийный проектор; экран; музыкальный центр; цифровой фотоаппарат; наглядно-дидактические пособия; наборы для экспериментальной деятельности (лупы, микроскоп, контейнеры т.д.)

Предполагаемые продукты

  • Продукты деятельности педагога: картотеки игр, наблюдений, экспериментов; методические разработки конспектов ОД, развлечений; лэпбук «Мир под ногами»; викторина «Удивительные насекомые»; мультимедийные презентации; мини-музей; центр природы
  • Продукты деятельности обучающихся: выставка детских работ «Букашечки-таракашечки»; создание тематического альбома «Что мы знаем о насекомых»; книжки-малышки

Введение

Название проекта: «Шестиногий народец»

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский с элементами творчества, групповой.

Срок реализации проекта: 1 месяц

Участники проекта: обучающиеся среднего дошкольного возраста (4-5 лет), родители (законные представители), педагог.

Актуальность проекта

Природа – неиссякаемый источник знаний, ценностей, красоты. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Поэтому взрослым необходимо создать условия для изучения этого прекрасного мира, поддержать познавательный интерес, обучить малышей исследовательским умениям и навыкам, сформировать навыки экологической культуры.

Мой проект ориентирован на детей 4-5 лет – «возраст почемучек». Наша совместная деятельность началась с изучения самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, мало заметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, знания о них, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.

Гипотеза исследования: если в ДОУ будут обеспечены максимально благоприятные условия для развития у детей способностей к поисково- исследовательской деятельности, воспитания гуманного отношения к природе, то будут достигнуты высокие результаты в экологическом развитии детей.

Механизм преобразования образовательного процесса

Цель проекта: создание условий для развития познавательных способностей, исследовательских умений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром насекомых, формирование начал экологической культуры дошкольников.

Задачи проекта:

  • Способствовать овладению детьми элементарными знаниями о насекомых, их строении, способах передвижения, их значении в природе и жизни человека;
  • Воспитывать        бережное        отношение        к        живому,        развивать        эмоциональную отзывчивость;
  • Формировать        исследовательские        умения        и        навыки,        познавательную активность в процессе совместной деятельности;
  • Вовлечь родителей в создание единого образовательного пространства по экологическому воспитанию дошкольников.

Проблема: «Кто такой «шестиногий народец»? «Нужны ли насекомые природе и человеку»? « Пользу или вред они приносят»?

Формы реализации проекта (для решения проблемы):

Формы работы с детьми: наблюдения, исследовательская деятельность; беседы с рассматриванием иллюстраций, фотографий; образовательная деятельность; просмотр презентаций, мультфильмов; чтение художественной литературы; творческая мастерская; целевые прогулки; подвижные и дидактические игры; оформление выставки.

Формы работы с педагогами: консультации, распространение опыта работы

Формы        работы        с        родителями:        консультации,        наглядные        информационные материалы, выполнение творческих заданий.

Виды        детской        деятельности:        образовательная,        экспериментально- исследовательская, игровая, художественное творчество.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • Появится ярко выраженный интерес к природным объектам – насекомым;
  • Сформируется база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способы передвижения, жизнедеятельность и т.д.).
  • Научатся различать и называть характерные признаки насекомых;
  • Сформируется        стремление        к        исследованию        объектов        природы,        научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Педагоги:

  • Приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольников;
  • Повысится педагогическая компетентность в области экологической культуры педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
  • Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе;
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Родители:

  • Обогатится уровень экологических знаний родителей;
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • Сформируется единое образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников, возможность участвовать в совместных экологических проектах, творческой деятельности.

Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации):

Что мы знаем о

насекомых?

Что мы хотим узнать о

насекомых?

Как мы это узнаем?

  • Наши маленькие соседи
  • Насекомые летают, ползают, прыгают
  • Какие        бывают насекомые
  • Нужны        ли насекомые
  • Пользу или вред они приносят
  • Где        живут,        чем

питаются

  • Спросим        у взрослых
  • Прочитаем в книге
  • Понаблюдаем на участке группы, в парке, в лесу

Трудности, возникшие при реализации проекта:

Не все познавательные запросы детей удавалось реализовать на практике. Например, детям очень хотелось посмотреть, как живут в ульях пчёлы и делают мёд, но так как это небезопасно, пришлось ограничиться просмотром познавательного фильма.

Выполнение проекта

Этапы проекта.

Первый этап. Подготовительный

  • подбор методической, научно-популярной и художественной литературы;
  • разработка конспектов ОД, бесед;
  • подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»;
  • сбор материалов для детского творчества, исследовательской деятельности

Второй этап. Основной (реализация).

Образовательные

области

Формы работы с детьми

Создание развивающей

среды

Познавательное развитие

Беседы «Путешествие в мир насекомых»,

«Кто приносит мед»,

«Где живут насекомые»

«Зачем нужны букашки»

Познавательный фильм «Пчелы. Жизнь в улье»

Просмотр        презентаций        «Насекомые»,

«Рождение        бабочки»,        «Муравейник»; мультфильмов  «Под  грибом»,  «Лунтик»,

«Муха-цокотуха»,   «Стрекоза   и муравей»,

«Дюймовочка»

Образовательная        деятельность

«Путешествие муравьишки», «В гости к хозяйке луга» (Приложение 3)

Познавательно-исследовательская

деятельность:

Тематические

альбомы «Насекомые луга», «Насекомые леса»;

Энциклопедии        о насекомых, иллюстрации, макеты;

Картотека

наблюдений        за насекомыми (Приложение 5);

«Копилка интересных фактов»;

Лэпбук        «Мир        под ногами»;

Фонотека со звуками

  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место  обитания, жизнедеятельность и т.д.);
  • Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками, гусеницами)
  • Исследования        «Трудолюбивая

пчелка», «Куда спешит муравей» (Приложение 6)

насекомых;

Мини-музей

«Шестиногий народец»;

Инструменты для экспериментирования (лупы, микроскоп, контейнеры, схемы и т.д)

Социально- коммуникативное развитие

Беседы        «Насекомые.        Польза        или        вред»,

«Осторожно,        опасные        малыши!»,

«Интересные факты из жизни насекомых»; Изготовление        плаката        «Правила поведения в природе»;

Игры-перевоплощения                (имитационные игры)        «Если        бы        я        был        насекомым»,

«Повстречались        на        лугу        5        стрекозок        и паук»

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»;
  • «Подбери пару»;
  • «Кто лишний»;
  • «Загадай, я отгадаю»;
  • «Кому что по вкусу»;
  • «Кто больше назовет»
  • «Хорошо или плохо?» (хорошо или плохо быть насекомым – решение проблемных ситуаций).

Настольный театр по сказке В. Сутеева «Под грибом»;

Обучающее         видео

«Все о насекомых» Картотека дидактических игр; иллюстративный материал        (картинки        с описанием                насекомых, места                        обитания,

правила        бережного отношения                                        к насекомым),                альбом с фотографиями насекомых,                        снятыми детьми на территории детского                                сада; Игрушки–насекомые;

  • Решение проблемной ситуации «Что

бы произошло, если бы исчезли все насекомые»

Атрибуты        для театрализованной деятельности

Речевое развитие

Речевые     игры     «Мухи     в     паутине»,

«Пчёлы», «Мотылек», «Гусеница», «Будь внимательным»,    «Запомни    и   повтори»,

«Скороговорки», диалог «Разговор с жуком»

Лексико-грамматические игры и упражнения «Четвертый лишний», «Куда спрятались насекомые?», «Назови ласково»,

«Бабочка      и      цветок»,     «Один-много»,

«Подбери слово»

Игры на зрительное и слуховое восприятие «Жук», «Угадай, кого не стало?», «Забавная шкатулка», «Кто лишний», «Чего не хватает?», «Что изменилось?»

Логоритмические        упражнения

«Насекомые над лугом», «Друзья помогли»

Образовательная        деятельность

«Насекомые  проснулись»  (Приложение 1),

«Букашечки-таракашечки» (Приложение 2); Составление описательного рассказа по опорной схеме «Насекомые»

Картотека игр по развитию речи, стихов, загадок о насекомых;

Нетрадиционное спортивное оборудование:

«Моталка-паучок»,

«Веселая гусеница», шумовые инструменты;

Схемы для составления

описательных

рассказов о насекомых

Физическое развитие

Утренняя        гимнастика        «Пчелки»,

«Бабочки», «Муравьишки», «Комарики»

Подвижные игры «Мотыльки», «День – ночь»,        «Ловишки        –        муравьишки»,        «С

Картотека подвижных, пальчиковых        игр; утренней                и

дыхательной

цветка на цветок», «Мухоловка», «Поймай комара», «Хоровод насекомых»

Пальчиковая  гимнастика «Насекомые»:

«Пчелки»,        «Бабочка»,        «Светлячок- червячок», «Божья коровка», «Улитка» Дыхательная                гимнастика                «Комарик»,

«Жук», «Пчелка»

гимнастики, самомассажа; Атрибуты        для        игр (крылышки,                цветы                и др.)

Художественно- эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

  • «Бабочка» (рисование);
  • «Бабочки-красавицы» (аппликация);
  • «Букашки на лугу» (лепка);
  • «Пчелка        из        бумаги» (конструирование)

Прослушивание        музыкальных произведений      Н.     Римского-Корсакова

«Полет шмеля», П.И.Чайковского «Вальс цветов», этюд «Пляска бабочек» Е. Теличеевой; аудиоэнциклопедии для детей дяди Кузи и Чевостика «Удивительные насекомые», аудиокниги «О многих шестиногих»    Ю.Энтина    и  Д.Тухманова,

«Знакомые насекомые» Д. Раздобариной

Творческая мастерская:

  • «Божьи        коровки        на        полянке» (нетрадиционная техника);
  • «Весенняя лужайка» (ниткография);
  • «Стрекоза» (мозаика);
  • раскраски «Мир насекомых»

Конкурс рисунка на асфальте

Музыкальный центр, аудиозаписи;

Тематические иллюстрации; Материалы                                        для творчества: разноцветные                        нитки, атласные                        ленты, природный                материал, раскраски,        пластилин, цветная                        бумага Изобразительные

средства: цветные карандаши, акварель, фломастеры, восковые мелки

Шаблоны насекомых Выставка

«Букашечки- таракашечки»

Формы работы с родителями (законными представителями):

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»;
  • Сбор информации и оформление тематического альбома «Что я знаю о насекомых»

Формы работы с педагогами: консультация «Роль познавательно- исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»; презентация опыта работы по проекту.

Третий этап. Заключительный.

  • Групповая выставка с работами детей «Букашечки-таракашечки»;
  • Тематический альбом «Что я знаю о насекомых»;
  • Оформление мини-музея «Шестиногий народец»;
  • Лэпбук «Мир под ногами»;
  • Викторина «Удивительные насекомые» (Приложение 4);
  • Презентация и фотоотчет (Приложение 7) проекта

Результаты проектной деятельности:

  • Сформирован устойчивый интерес детей к объектам природы – насекомым, к поисково-исследовательской деятельности;
  • Повысился уровень экологической грамотности воспитанников, сложилась система знаний детей о насекомых

Результатами данного проекта можно пользоваться на протяжении всего периода обучения воспитанников в ДОУ. Полученные знания о насекомых целесообразно использовать на занятиях по лепке, изодеятельности (строение насекомых). В подвижных играх – знания о способах передвижения насекомых (прыгать как кузнечики, передвигаться как паучки). В музыкальной деятельности – звуки, издаваемые насекомыми («Звуки природы»).

Чтобы проверить достигнутые результаты проекта, была проведена экологическая викторина о насекомых на основе усвоенных знаний детьми.

Полученным опытом при реализации проекта я планирую делиться с воспитанниками других групп ДОУ. Провести беседу с детьми о гуманном обращении с насекомыми, подарить поделки, рисунки по теме проекта, показать мини-музей.

Литература

  1. Алябьева        Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4-5 лет. (Текст)        Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007
  3. Голенищева О. Удивительный мир насекомых. Серия «Атлас с наклейками». -
  • М: «Алтей и Ко», 2013
  1. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012
  2. Лыкова И.А. «Букашки на лугу» – М.: Карапуз, 2007
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.
  • М.: Просвещение, 2002
  1. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011
  2. Плешаков А.А. «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики».
  • М.: Просвещение, 2008
  1. Саморукова Т.Г. «Как знакомить детей с природой» – М: «Просвещение», 1983
  2. Шорыгина Т.А. «Насекомые. Какие они?». – М., 2003
  3. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
  4. Энциклопедия «Насекомые» (любое издание)

Интернет-ресурсы:

=1882610

=10783&clid=1882610

Приложение

Приложение 1

Образовательная деятельность

Тема «Насекомые проснулись» Программное содержание:

  • Познакомить детей с понятием «насекомые», их названиями, особенностями;
  • Упражнять в употреблении имен существительных множественного числа

Материалы и оборудование:

проектор, презентация с изображениями насекомых и стихами о них; крылышки бабочек, пчелок, божьих коровок и др.; раскраски с изображение насекомых.

Методика проведения.

В свободной деятельности обратить внимание детей на погоду за окном.

Вопросы детям:

  • Какое сейчас время года?
  • Какой месяц?
  • Как изменилась погода?

Воспитатель:        -        В  теплую        погоду  все        оживает, пробуждается ото сна.

Проснулись и насекомые. Хотите познакомиться с ними поближе? (ответы детей).

Просмотр презентации.

  1. слайд. Жук качался на травинке, Крылья гладкие на спинке.

- Всех я знаю на лугу, Познакомить вас могу.

  1. слайд. Вот кузнечик поскакал, Все росинки расплескал, Виден в зарослях едва – Он зеленый, как трава.
  2. слайд. Вот две бабочки летят, Рассказать они хотят, Что вчера еще в траве Жили гусеницы две.
  3. слайд. Вот трудяга муравей – Всех сильней и здоровей! Он строитель и затейник, Строит в чаще муравейник.
  4. слайд. Рядом с речкой стрекоза: Непоседа, егоза.

Как веселый вертолет,

Отправляется в полет.

  1. слайд. Добродушно спрятав жало, На цветке пчела жужжала, В шубу теплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

  1. слайд. Как у божьей у коровки Крылья – пестрые обновки. Гладкие, атласные,

Яркие да красные!

Вопросы:

  • С кем вы сегодня познакомились? (бабочкой, стрекозой, муравьем и т.д.)
  • Как их можно назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: - У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых есть крылья. Назовите насекомых, у которых есть крылья (выслушать ответы детей). – А теперь назовите тех, у кого нет крыльев (ответы детей).

8-11 слайд. - Пчелы живут в ульях, муравьи – в муравейнике, осы – в осиных гнездах, шмели – в земле. (Повторить с детьми названия: улей, муравейник, осиное гнездо).

  1. слайд. – Пчелы полезны тем, что они дают людям мед, воск. Муравьи и божьи коровки уничтожают вредных насекомых. Бабочки и пчелы опыляют растения.

Подвижная игра «Хоровод насекомых».

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выбрать изображение того насекомого, которое вам больше всего понравилось и раскрасить его.

Дети раскрашивают картинки с изображением насекомых по своему желанию.

Воспитатель: - Вот какие замечательные рисунки у вас получились! Давайте поместим их в альбом «Удивительные насекомые»!

Приложение 2

Образовательная деятельность

Тема: «Букашечки-таракашечки» Программное содержание:

  • Уточнять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
  • Развивать зрительную и слуховую память;
  • Развивать образность речи;
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
  • Развивать общую моторику, координацию;
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Материалы и оборудование:

иллюстрации насекомых, игрушки (паук, жук, муравей и т.д.); аудиозаписи «Лето»,

«Пчёлки на лугу»; самовар, детская посуда, баранки.

Методика проведения.

(Дети становятся в круг)

Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся.

Побежит тепло по кругу, Будем вместе очень дружно. Фантазировать играть

Мы хотим, всё знать.

Воспитатель:

Как красива и щедра природа! Сколько трав, деревьев и цветов! Сколько окружает нас народа:

Мошек, бабочек, жуков и муравьев. Только разведи рукой травинки - Под листочком дремлет светлячок,

А вот здесь кузнечик чешет лапкой спинку, Паутинку тянет крошка паучок.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, а у нас в группе появилась гостья – Муха Цокотуха. А на столе у неё самовар, она, наверное, ждёт гостей. Сегодня у Мухи- Цокотухи день рождения. К ней на торжество придут бабочки, жуки, кузнечики.

Как называют одним словом бабочек, жуков и кузнечиков?

Дети: - Насекомые.

Воспитатель: - Правильно, насекомые, а каких еще насекомых вы знаете? (Выслушать ответы детей).

Воспитатель: - Вы назвали очень много насекомых. А как вы узнали, что это насекомые?

Воспитатель с детьми находит модели существенных признаков насекомых, выясняет, что у них тело состоит из шести ног, крыльев, усиков.

Дети: - Тело у насекомых разделено на три части. У всех насекомых шесть ног. У них есть крылья и усики.

Воспитатель: - Да, хотя насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету, у всех насекомых тело разделено на три части, шесть ног, есть крылья и усики.

Воспитатель: - А какие из насекомых вам нравятся больше всего? (Ответы детей).

Воспитатель: - Давайте сегодня сделаем Мухе-Цокотухе сюрприз - отпразднуем её день рождения. Как вы думаете, Мухе-Цокотухе понравится эта идея?

- Наша – Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо. К самовару приглашает,

Крепким чаем угощает.

В гости ждёт к себе гостей. Назовите их скорей.

Воспитатель:

  • Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и мёд и воск Людям всем она мила, а зовут её (пчела).

Ребенок читает стихотворение:

Синим, желтым, красным цветом На лугу цветы цветут

Много меда этим летом Пчёлы в улья принесут. Пчелы не ленивые, Они трудолюбивые!

Воспитатель: - Проходите пчёлки. А вот следующая загадка: У неё четыре крыла, тело тонкое - словно стрела

Насекомых ртом хватает, есть огромные глаза. Называют её… (стрекоза).

Ребенок читает стихотворение:

Летит, глядит во все глаза, такая симпатичная А знаешь ты, что стрекоза – охотница отличная.

Воспитатель: - И стрекозы пожаловали в гости. Ещё загадку слушайте.

В ярком платье модница – Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает (бабочка).

Ребенок читает стихотворение:

Вот две бабочки летят. Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых Превратились вдруг в красивых Пёстрых маленьких принцесс. На лугу полно чудес.

Воспитатель: - И вы, бабочки-красавицы, пожалуйте к Мухе-Цокотухе.

Прыгает пружинка, зелёная спинка.

С травы на былинку, с ветки на тропинку (кузнечик).

Ребенок читает стихотворение:

Имя взял у кузнеца, Цвет — у огурца, Крылья — у морошки, Ножки — у блошки.

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сели, травушку покушали, Тишину послушали.

Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!

Воспитатель: - Какие вы молодцы! Вот сколько насекомых уже в гостях у нашей именинницы. Вот следующая загадка:

Жужжу я, на ветке березы сижу,

И звук «Ж» все время твержу (майский жук).

Ребенок читает стихотворение:

Я весёлый майский жук У меня три пары рук, Или это мои ножки,

Я запутался немножко. Очень нужен мне совет – Гости ждут меня в обед. Я хотел одеть сапожки,

Где же ручки, где же ножки?

Воспитатель: - Проходи, майский жук. А теперь новая загадка: Волосата, зелена,

В листьях прячется она. Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может (гусеница).

Ребенок читает стихотворение:

Гусеница неуклюжа, Она медленно ползёт. Стороной обходит лужу

И капустный лист грызёт. Портя нам с тобой обед, Гусеница приносит вред.

Воспитатель:        Вот        и        гусеница        доползла        на        праздник.

Пальчиковая гимнастика «Превращение гусеницы».

Воспитатель: - Давайте покажем, как гусеница превращается в бабочку.

Этот странный дом без окон

У людей зовётся «кокон» (соединяют ладошки). Свив на ветке этот дом (вращают руками), Дремлет гусеница в нём (ладошки под щекой). Спит без просыпа всю зиму (ладошки поменять), Но зима проходит мимо (взмахи руки вверх).

Март, апрель, капель, весна (хлопки на каждое слово), Просыпайся, соня – сонюшка (потягиваются)!

Под весенним ярким солнышком (рисуем солнце) Гусенице не до сна (грозят пальцем),

Стала бабочкой она (машут руками).

Воспитатель: - А вот ещё загадка: Всех жучков она милей, спинка алая на ней,

А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка).

Ребенок читает стихотворение:

Божья коровка – полезный жучок, В чёрный горох у неё пиджачок.

С тлёй расправляется быстро и ловко, Лечит растения – божья коровка.

Воспитатель: - Вот и божьи коровки попали на именины.

Воспитатель: - Он в углу у нас живёт, Сеть ажурную плетёт.

Как сплетёт — так и замрёт.

Он «гостей» крылатых ждёт (паук).

Ребенок читает стихотворение:

Меж берёзок паучок Сплёл красивый гамачок. И теперь он жарким днём Спит, покачиваясь в нём.

Воспитатель: - Все гости собрались к красавице Мухе-Цокотухе. Как мы можем поздравить именинницу? (выслушать ответы детей: спеть песню, поиграть в игру, подарить подарок). – Давайте споем для Мухи «Каравай».

Хороводная игра «Каравай».

Муха-Цокотуха: Спасибо вам, ребята за весёлую игру и мне и моим гостям понравилось очень. Я приглашаю вас на чаепитие с баранками!

(Далее детям предлагается сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Гости пришли»)

Приложение 3

Образовательная деятельность Тема: «В гости к хозяйке луга» Программное содержание:

  • Расширять представления детей о разнообразии насекомых;
  • Закреплять знания о строении насекомых;
  • Формировать бережное отношение к окружающей природе;
  • Учить отгадывать загадки о насекомых.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением бабочки, пчелы, муравья, комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи; музыкальный центр, аудиозапись «Звуки природы», музыкальное сопровождение; плоскостные цветы и игрушечные насекомые; бумажные макеты божьих коровок по количеству детей; изображение медовых сот.

Предварительная подготовка:

беседы о насекомых, рассматривание их изображений, разучивание закличек, игр.

Методика проведения:

Дети свободно сидят на ковре. Перед каждым ребёнком лежит картинка, перевёрнутая изображением вниз. На картинках изображены насекомые – у каждого ребёнка своё насекомое.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Воспитатель. - Переверните свои картинки и посмотрите, у кого изображена бабочка? Прикрепите ее на доске. Как вы думаете, почему бабочку можно спутать с цветком? Ответы детей: (У бабочки очень красивые крылышки, поэтому она похожа на цветок).

Воспитатель. Послушайте ещё одну загадку: Хлопотлива и смела

Медоносная… (Пчела)

У кого из вас картинке изображена пчела? Давайте ее тоже повесим на доску.

Воспитатель. - Какого цвета пчела? (Туловище пчелы полосатое с желтыми и черными полосками). - А какого цвета крылья? (Крылья у пчелы прозрачные, сложенные вдоль тела. В полете она расправляет крылья в стороны).

  • Послушайте ещё одну загадку: Погляди на молодцов:

Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Без работы, хоть убей,

Жить не может… (Муравей)

  • Принесите, пожалуйста, картинку с изображением муравья. Чем муравей отличается от пчелы? (Выслушать ответы детей).

Воспитатель. - Правильно. У муравьев нет крыльев, живут большими группами, дружно и слаженно работают - строят дом из маленьких веточек и хвоинок. А вы знаете, как называется домик муравья? Дети: Муравейник.

Воспитатель. - А как можно назвать одним словом бабочку, пчелу и муравья? Дети: - Это насекомые.

Воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением насекомых: комара, осы, кузнечика, стрекозы, божьей коровки, мухи.

Воспитатель. - Ребята, назовите насекомых, у которых есть крылья? Для чего насекомым крылья? Ответы детей: (С помощью крыльев они летают, у кого нет крыльев, быстро ползают и прыгают.)

Воспитатель показывает игрушечную стрекозу. - Кто это? ( Стрекоза). - Какие крылья у стрекозы? (тонкие, прозрачные, много прожилок, быстро летает, когда отдыхает, то её крылышки расправлены в стороны.) - Сколько крыльев у стрекозы? (Четыре).

Воспитатель. - Правильно. У стрекозы есть голова, грудь, брюшко, шесть ножек. Когда она отдыхает, то она цепляется ножками за растения. На голове расположены глаза, усики и рот. Чаще летает около водоемов. Что общего у всех насекомых? (Выслушать ответы детей).

Воспитатель. - Чем насекомые отличаются друг от друга? (У одних есть крылья, а у других нет, все разного цвета и величины, разные глаза, усы и рот.) - Какие удивительные и разнообразные бывают насекомые! Дети, сегодня нас пригласила в гости Хозяйка луга. Вы хотите пойти в гости?

Звучит музыка. Входит Хозяйка луга, раскладывает на ковре цветы и рассаживает на них игрушечных насекомых.

Хозяйка луга. - Здравствуйте, дети! Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, как много на моем лугу красивых цветов и разных насекомых. Послушайте, какие они издают звуки.

Звучит аудиозапись «Звуки природы».

Хозяйка луга. - Все насекомые в природе нужны, каждый делает своё дело. Я предлагаю вам понаблюдать за их жизнью, но так, чтобы не мешать им. Хотите рассмотреть их поближе?

  • Чтобы найти насекомых, нужно двигаться медленно и бесшумно, а наблюдать тихо, чтобы их не распугать. Искать насекомых нужно осторожно, многие из них зеленого цвета и отыскать их в траве трудно. Дети, посмотрите внимательно, есть ли на лугу кузнечики?

Дети находят кузнечика и передают Хозяйке луга.

Хозяйка луга. - Почему мы сразу не увидели в траве кузнечика? Правильно - он зеленого цвета, словно травинка и прыгать он может далеко, потому что у него есть сильные две задние ноги. У некоторых кузнечиков есть крылья, а у других вообще нет крыльев. А какие звуки издаёт кузнечик? (Кузнечик стрекочет). - Как кузнечик стрекочет?

Дети имитируют стрекотание кузнечика. Хозяйка луга «отпускает» кузнечика и спрашивает: - Есть ли на лугу божья коровка?» Дети находят и отдают. Хозяйке луга берёт аккуратно и предлагает детям рассмотреть её.

  • Какого цвета божья коровка? (Она красного цвета, с черными точками). - У неё есть крылья? Да, одни - жесткие, красного цвета, а другие - мягкие, прозрачные. Мягкие крылышки находятся под твердыми красными крылышками. Говорят, что, если божья коровка сядет на ладонь, это принесет удачу.

(Хозяйка луга предлагает детям поочередно подержать божью коровку на ладошке.) Воспитатель. - Хозяйка луга, наши ребята знают заклички про божью коровку.

Хозяйка луга раздает детям бумажных божьих коровок.

Дети рассказывают закличку:

Божья коровка, Улети на небо, Там твои детки Кушают конфетки.

Всем по одной, А тебе ни одной!

Дети дуют на насекомых, и они «разлетаются по полянке».

Хозяйка луга. - Какие вы молодцы, знаете такие интересные заклички! А как вы думаете, пчела на лугу есть? (Аккуратно берет в руки пчелу и показывает детям.)

  • Дети, эта пчела называется «медоносная». Как вы думаете, почему её так называют? Выслушать ответы детей.

- Пчелы добывают нектар с цветов с помощью тоненького хоботка. Как вы пьёте из соломинки сок, так и пчелы сосут нектар с цветов. Затем несут в свой дом - улей. Улей - это небольшой домик, который человек делает для пчел. Там живет много пчел, они перерабатывают нектар в мед. Они закладывают мед в специальные решеточки - соты. (Показывает соты).

Физкультминутка

Пчелка трудится весь день, (Дети стоят в кругу.) И работать ей не лень. (Разводят руки в стороны.) От цветка летит к цветку, (Машут руками.)

Клеит на брюшко пыльцу. (Гладят живот.)

Хоботком нектар сосёт, (Складывает руки трубочкой и вдыхают воздух.) Задень много наберёт, (Разводят руки в стороны.)

Унесет нектар в тот улей (Обхватывают себя руками.) И назад вернется пулей. (Кружатся вокруг себя.)

В сотах утрамбует мед, (Топают ногами.)

Скоро ведь зима придет, (Разводят руки в стороны.)

Будет пчелкам чем питаться, (Поднимают руки вверх.) Летом надо им стараться. (Грозят пальчиком.)

Хозяйка луга. - Дети, а вам нравится кушать мед? Мед не только вкусный, но  и очень полезный. Давайте не будем мешать пчелкам трудится. («Отпускает» пчелку на луг.)

- А какие ещё насекомые есть на лугу? (Ответы детей.) - Конечно, на лугу много красивых бабочек и все они разные. Давайте одну возьмем аккуратно и рассмотрим. Особенно красивы у бабочки крылья, они разноцветные бабочки и они украшают мой луг. Кажется, что луг покрыт цветами. Но если подойти поближе, цветы оживают и улетают!

Хозяйка луга «отпускает» бабочку и предлагает детям поиграть в игру. Игра: «На полянку шли, насекомых нашли».

Хозяйка луга. - Сейчас весна, с каждым днем становится все теплее. Пусть насекомые летают, ползают, собирают нектар. Давайте аккуратно посадим насекомых в волшебную корзинку, я отнесу их на лужайку, где им будет очень хорошо. Встретив в природе насекомых, берегите их, не мешайте им делать свои важные дела… А что бы вы помнили о нашей встрече, я подарю вам книжку- раскраску с изображением насекомых.

Хозяйка луга прощается с детьми и уходит.

Воспитатель. - Ребята, в свободное время мы с вами раскрасим насекомых и оформим коллективную композицию «Весенний луг», где будет много цветов и разных насекомых.

Приложение 4

Итоговое мероприятие

Викторина «Удивительные насекомые»

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.

Материалы и оборудование:

проектор, ноутбук, презентация викторины; музыкальное сопровождение «Божья коровка» (музыка К. Костина слова И. Лагерева); разрезные картинки «Насекомые»

Ход.

Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг – Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны. На толстый сук Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек, Пьет хоботком душистый сок, И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

Скажите, ребята, о ком это стихотворение? (О насекомых)

Правильно. Сегодня я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знакомы с насекомыми. Итак, команды, займите свои места. Наша викторина начинается!

Слайд 1. Викторина «Удивительные насекомые»

Слайд 2. Конкурс загадок (правильные ответы по щелчку)

Слайд 3. В ярком платье модница – Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, Утомиться – отдыхает. (Бабочка)

Красненькие крылышки – Черные горошки.

Кто это гуляет

По моей ладошке? (Божья коровка)

На ромашку у ворот Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза)

Слайд 4. С ветки на тропинку,

С травинки на травинку, Прыгает пружинка – Зелененькая спинка. (Кузнечик)

Мастерица золотая

С песней по полям летает. Над подсолнухом звенит,

В домике пыльцу хранит. (Пчела)

Он из веточек и хвои Настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей, Кто строитель? (Муравей)

Слайд 5. Конкурс «Кого не стало?»

Слайд 6, 8. (Дети в течение некоторого времени запоминают насекомых)

Слайд 7, 9. (Найти пропавшее насекомое) Муравей, жук (ответ появляется по щелчку).

Слайд 10. Конкурс «Чья же это песня?»

Слайд 11. Звук «Жужжание мухи» Звук «Комариный писк» Звук «Стрекот кузнечика»

Звук «Жужжание пчел» (ответы появляются по щелчку)

Слайд 12. Конкурс «Угадай-ка» (поочередно открывая часть фигуры, нужно правильно отгадать спрятанное насекомое).

Слайд 13. Стрекоза, муравей.

Слайд 14. Майский жук и божья коровка.

Конкурс «Собери картинку» (каждая команда собирает разрезную картинку с изображением насекомого). В это время проводится

Слайд 15. Конкурс для зрителей (правильные ответы по щелчку)

Слайд 16. Какое насекомое прозвали Цокотухой? (муху) Слайд 17. Кто унес Дюймовочку на дерево? (майский жук) Слайд 18. Медоносное насекомое? (пчела)

Слайд 19. Вдруг из подворотни страшный великан, Рыжий и усатый… (таракан)

Слайд 20. Нос острый да тонкий,

А голос звонкий (комар) Слайд 21. Блиц-опрос (для команд) Слайд 22.

  1. Где живут пчелы? (в улье)
  2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)
  3. Что насекомые делают зимой? (спят)
  4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)
  5. Самое назойливое насекомое? (муха)
  6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
  7. Есть ли дом у бабочки? (нет)
  8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)
  9. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
  10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)
  11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)
  12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
  13. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)
  14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
  15. Где живут муравьи? (в муравейнике)
  16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

Слайд 23. Молодцы! (подводятся итоги викторины). Заключительный танец «Божья коровка»

В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа-мать им жизнь дала, У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой!

Приложение 5 Картотека наблюдений за насекомыми для детей 4-5 лет

Пояснительная записка

Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдение за майским жуком.

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Чок-чок-чок-чок! Прилетел в сад жучок. На березу сел

  • Все листочки съел. Позову скворцов

Со всех концов, Позову грачей

  • Летите скорей! Жука проглотите И мой сад спасите!

Наблюдение за божьей коровкой.

Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Божья коровка, алая спинка, Уцепилась ловко коровка за травинку.

Вверх неспешным ходом Ползет по стебельку

К пахнущему медом Яркому цветку.

Поедает быстро Коровка вредных тлей, И цветок душистый Спасибо скажет ей!

Наблюдение за комаром.

Цель:        расширять        представления        об        особенностях        внешнего        вида        комара; формировать реалистические представления о природе.

Очень маленький на вид, Надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь.

Наблюдение за стрекозой.

Цель: расширять знания о внешнем виде стрекозы; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Склонились низко лозы Над гладью тихих вод, Мы, быстрые стрекозы, Здесь водим хоровод. Без всякого усилья Скользим мы над водой, Сверкают наши крылья Прозрачною слюдой.

Наблюдение за бабочкой.

Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам.

Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас.

На луг мы прилетели И здесь танцуем вальс.

Мы крылышки расправим Красив на них узор.


Мы кружимся, порхаем Какой кругом простор! Душистыми цветами Весна встречает нас,

И кажется, что с нами Весь луг танцует вальс.

Наблюдение за муравьями.

Цель: расширять знания детей о насекомых; показать муравьев, отметить их поведение; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Муравьи живут семьёй. Как их много, ой-ёй-ёй!

Дом в лесу стоит средь ёлок. Из сухой травы, иголок, Мелких сучьев и земли.

Всё, что притащить смогли.

Наблюдение за мухами.

Цель: систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питания, размножения, о вреде для человека).

Летним днём мешает муха Спать: куснёт то в нос, то в ухо. Люди с мухами не ладят. -

То на мусор муха сядет, То усядется на хлеб,-

Не почистив свои лапки,- То на пряник сядет сладкий.

Спасаясь от такой назойливой соседки, Вставляют люди летом в окна сетки.

Наблюдение за гусеницей.

Цель:        систематизировать        представление        о        гусеницах        (особенности        внешнего строения, питания пользы и вреда для окружающей природы).

Вот гусеница. Вам не нравится? Да, красотой она не славится.

Да, неказистая на вид.

Всегда ползком передвигается, И так усиленно питается,

Как ей диктует аппетит.

Но в ней прелестная красавица, Томясь, до времени скрывается, Чтоб наконец увидеть свет.

Все бабочкою восторгаются, И у нее узнать пытаются Преображения секрет.

Конспекты наблюдений

Наблюдение за шмелем.

Воспитатель. Каких насекомых можно увидеть летом? Кто их видел? Почему летом появляются насекомые? (Становится тепло, много цветов.) Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

(Шмель.)

Воспитатель вносит в баночке шмеля. Дети внимательно рассматривают его.

Какой    он    пушистый,    похож    на    клубочек     мягких     ниток.     Он как красивый пушистый шарик. В его окраске желтый и … цвет. (Дети определяют, какой цвет есть в окраске шмеля) Шмель похож на цветок ивы, такой же пушистый, с желтеньким цветом. Для чего нужны шмели?

Дети. Опылять растения, чтобы у них были семена. Воспитатель. Чем шмель издает звук?

Дети. Крыльями.

Воспитатель. Видны ли крылышки у шмеля, когда он ими машет? Можно ли ловить шмелей без надобности?

Дети отвечают. Воспитатель дополняет и уточняет их ответы. Воспитатель. Вот мы с вами рассмотрели шмеля и выпускаем его на волю. Воспитатель открывает банку и выпускает шмеля.

Наблюдение за бабочкой.

Воспитатель. Давайте рассмотрим бабочку. Сколько у бабочки крылышек? Дети отвечают, воспитатель уточняет их ответы.

Два одинаковых крыла у бабочки — это пара, т.е. пара больших крылышек и пара поменьше, а всего две пары. Если мы возьмем бабочку за крылышки, на пальцах у нас будет какая-то краска. Что это такое?

Дети делают свои предположения.

Это цветные чешуйки. Они очень нежные и даже при легком прикосновении стираются с крылышек. Поэтому, чтобы не повредить чешуйки и крылышки, бабочку надо брать очень осторожно, за туловище, вот так. (Показывает.)

Окраска у бабочек яркая. (Рассматривают окраску.) Рисунок одинаковый на обеих парах крылышек.

А есть ли у бабочки лапки? (Осторожно показывает.) У бабочки  шесть лапок, с их помощью она передвигается по цветку и держится на нем.

Посмотрите на усики на голове у бабочки и хоботок. Усики как маленькие антенны, а хоботок свернут как спираль. (Объясняет детям, что значит

«спираль».) Сидя на цветке, бабочка разворачивает хоботок и опускает его внутрь цветка — так она пьет сок-нектар, а на лапках переносит пыльцу с одного цветка на другой, в результате у цветков появляются семена.

А есть ли у бабочек враги?

Дети предлагают возможные варианты ответа.

У бабочек есть враги — это и птицы, и животные, и даже человек — своим желанием просто так поймать бабочку люди приносят им большой вред. Может, кто-то из вас видел, как кошки ловят бабочек?

Как же они защищаются от врагов? Одни бабочки яркой окраской, рисунком и движением крыльев отпугивают птиц, другие бабочки по цвету сливаются с растениями, и их не видно.

Воспитатель. Чем питаются бабочки?

Дети. Соком растений, травой; мошек они не едят. А есть ли польза от бабочек?

Дети строят предположения.

Как шмели, бабочки перелетают с цветка на цветок и переносят пыльцу, чтобы у растений было больше семян. А еще бабочки своей красотой и полетом радуют людей. Они вызывают восхищение, и мы говорим: «Ах! Какая красивая бабочка!» — и провожаем ее взглядом.

Наблюдение за стрекозой.

Воспитатель (читает стихотворение и загадывает загадку).

Я большая стрекоза — пучеглазые глаза. Я летала и летала — устали не знала.

На        ромашке        посидела        —        дальше полетела.


На ромашку у ворот Опустился вертолет — Золотистые глаза.

Кто же это?..

(Стрекоза.)

Воспитатель. Посмотрите, крылья у стрекозы длинные и узкие, их две пары.

У кого еще есть две пары крыльев?

Дети. У бабочки.

Воспитатель.        Крылья        прозрачные,        жесткие.        Есть        ли        на        них        цветные чешуйки?

Дети. Нет, они только у бабочки.

Воспитатель. Лапки у стрекозы цепкие, она на лету хватает мошек и комаров и съедает их. У стрекозы длинное тело, подвижная голова и большие глаза.

Дать        возможность        детям        потрогать        цепкость        лапок        стрекозы,        учить преодолевать чувство страха, неуверенности перед насекомыми.

Иногда бабочки, стрекозы, шмели подлетают близко к человеку и даже могут на него сесть. Не надо паниковать, не надо их ловить — они улетят сами.

При рассматривании насекомых учить детей сравнивать, находить общие и отличительные признаки.

Наблюдение за божьей коровкой.

Воспитатель (читает стихотворение): Божья коровка, черная головка,

Шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травку ловко

Забралась коровка, Крыльями взмахнула, Раз — и упорхнула!

Сегодня мы рассмотрим маленького жука красного цвета с черными пятнышками. Вы его знаете – это божья коровка. А где крылышки у божьей коровки?

Воспитатель выслушивает ответы детей, уточняет и поправляет их.

То, что мы видим сверху, это не крылья, а надкрылья, они находится над крылом. А крылышки у нее маленькие, прозрачные и расположены под этими красивыми надкрыльями. Видите, какие надкрылья — красные с черными точками. Они защищают ее крылышки.

Этот жучок очень полезен: он уничтожает тлей — вредителей растений. Вспомните, когда вы брали в руки божью коровку оставалось ли у вас на руке желтое пятно?

Дети отвечают.

Спасаясь от врагов, божья коровка выделяет неприятно пахнущую горькую жидкость желтого цвета.

Этого жучка без надобности нельзя ловить, он приносит пользу растениям и радость людям, не зря его называют «солнышком» — нам становится радостно, когда мы его видим.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей отпустить божью коровку, со словами: «Божья коровка, улети на небо...».

Наблюдение за муравьями.

Воспитатель (читает детям загадки; дети отгадывают, о ком идет речь) На поляне возле елок

Дом построен из иголок. За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. Мы — лесные жители, Мудрые строители,

Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью. Погляди на молодцов: Веселы и бойки

Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг — Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей, Жить не может ...

(муравей).

Воспитатель приносит несколько муравьев в стеклянной банке и предлагает детям самостоятельно понаблюдать за ними в течение 10-15 мин.

Воспитатель. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове — усики, он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий, У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает.

Во всех загадках муравьи показаны дружными, трудолюбивыми. Они целый день ищут и перетаскивают вредных насекомых, гусениц — все несут себе домой.

- А как называется дом муравьев? Дети. Муравейник.

Воспитатель. Правильно. Муравейники бывают высокие и низкие. Строится муравейник очень медленно — в течение трех и более лет. Строят муравьи его все вместе.

Муравьи живут в тех лесах, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи — полезные насекомые. Если бы их не было, то лес мог бы быстро погибнуть от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев, а муравьи истребляют этих вредных насекомых и спасают наши леса.

Представьте, дети, что вы увидели в лесу муравейник, взяли палку и бросили ее туда. По палке забегали муравьи. Правильно ли вы сделали? Почему забегали муравьи по палке?

Воспитатель оценивает ответы детей.

Муравьи забегали по палке потому, что они забеспокоились о своем доме — кто его разоряет, кто мешает жить? Они хотят сдвинуть палку, но она очень большая и им это не под силу. А ведь они так долго строили свой дом!

Нельзя мешать муравьям — пусть живут в своем муравейнике. А мы будем знать: там, где муравьи, чистый лес, чистый воздух и здоровые деревья.

Приложение 6

Исследовательская деятельность «Трудолюбивая пчелка»

Цель: расширить представления детей о пчеле, особенностях её внешнего вида и поведения; развивать навыки исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к насекомым.

Ход: воспитатель читает о насекомых, показывает красочные иллюстрации.

  • Дети, как вы думаете все насекомые полезные? (Ответы детей).
  • А может быть пчела не полезная? Она больно жалится, зачем она нужна?
  • Если она собирает и переносит нектар, у неё должны быть какие-то приспособления? (Ответы детей).

Начинается исследование.

Дети выбирают следующие методы – подумать, спросить у другого человека, прочитать в книге.

Воспитатель напоминает о том, что нужно собрать как можно больше сведений о пчеле по теме исследования: «Трудолюбивая пчела».

Во время проведения исследования воспитатель предлагает детям следующий алгоритм: рассмотреть картинку, на которой изображена пчела, описать её внешний вид, как она собирает и переносит пыльцу.

После того, как дети зарисовали всё, что они знают о пчеле, обратиться за информацией в книгу:

«…для того чтобы накопить килограмм мёда, пчёлам необходимо собрать нектар с 19 миллионов цветов. В среднем в день рабочая пчела посещает семь тысяч цветов!» (автор Ю.Дмитриев).

В конце исследования дети делают сообщение о пчеле, и обязательно формулируют вывод: пчела – трудолюбивое насекомое.

Воспитатель спрашивает детей о том, нужно ли оберегать пчёл, полезные ли они насекомые? Дети самостоятельно приходят к выводу, что в природе не бывает лишних существ. Все друг с другом связаны: идёт дождь – растут цветы – пчёлы собираю нектар – люди едят мёд.

Исследовательская деятельность. «Куда спешит муравей?»

Цель: продолжать обогащать знания детей о муравьях, их среде обитания, о пользе, которую они приносят, развивать умения строить предположения, учить задавать вопросы, строить умозаключения, воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым.

Ход: воспитатель читает детям интересную информацию о муравьях:

«Муравьи – очень организованные насекомые, у них есть стражники, рабочие и царица, которую они оберегают и кормят».

- Ребята, как вы думаете, куда всё время спешат муравьи? (Предположения детей).

Дети решили провести своё собственное исследование о жизни муравьёв.

Они выбрали следующие методы исследования: подумать, что они знают о муравьях, спросить по мере необходимости у других, прочитать в книге.

Исследование началось. Воспитатель напоминала детям о порядке исследования: описать внешний вид муравьёв, отмечая особенности строения туловища, челюстей. Предлагала вспомнить то, что читали о муравьях и когда наблюдали за ними на улице. Дети отмечали значками знакомые сведения, обсуждали друг с другом информацию, делились знаниями.

Воспитатель предлагает применить следующий метод исследования: спросить у кого-нибудь о муравьях и напоминает, что вопросы могут быть самыми разными:

«Для чего муравью такие челюсти? Есть ли у муравьёв враги? Где проводят зиму муравьи?».

После этого приступают к чтению отрывка из энциклопедии о муравьях:

«Муравейник – сложное архитектурное сооружение со множеством переходов, этажей, входов и выходов. Под землю муравьи делают проходы на глубину более 2- х метров…»

Воспитатель подводит детей к выводу: муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Поэтому они всегда куда-то торопятся: ищут себе пропитание, новое жильё, охраняют своё жилище.

После сбора информации обобщают полученные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой, познавательно - исследовательский проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Волшебные деревья»

Во время прогулки дети увидели на берёзе зелёные и жёлтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях очень скудные. Таким о...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Тема : «Развитие познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников через метод проектов»

Включение метода  проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей  - это на с...

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию детей первой младшей группы. Тема: «В гостях у природы»

Данный  проект разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Проект ориентирован на приобретение детьми собствен...

«Роль познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применя...

Познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию "Наш любимый огород"

Познавательно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию "Наш любимый огород" (огород на окне)...

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Шестиногий народец»

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Шестиногий народец»Данный проект будет интересен и полезен педагогам ДОУ, родителям...