Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Мележик Валентина Борисовна

     

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мележик Валентина Борисовна , МДОУ детский сад №1 комбинированного вида  поселка Уразово

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

    Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

    Виды детской деятельности:

    Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

    Интеграция образовательных областей:

    «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

    Программные задачи:

    • Образовательные: дать элементарные представления о весне, названии весенних месяцев и о первых весенних цветах, познакомить с подснежником мать-и- мачеха, одуванчик, хохлатка, ландыш, дать знания     как о лечебных травах,  активизировать речь за счет прилагательных, закрепить счет в пределах первого десятка, ориентировку на плоскости, закрепить назвиние цветов.

    • Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

    • Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно слушать, отвечать не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.

    Планируемые результаты:

    Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

    Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, весенняя картина,  музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений: Ю. Пастернак «Чудесная песенка», П.И. Чайковский «Вальс цветов».

    Предварительная работа:

    Беседы о весне и о первоцветов, заучивание стихотворений, постановка сказки , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме:  «Первоцветы».

                                                                     Ход занятия:

    Звучит муз. Ю. Пастернак «Чудесная песенка»

    Воспитатель:

     Светает рано по утрам

    Проталины и тут и там,

    Ручей шумит как водопад

    Скворцы к скворечнику летят,

    Звенят над крышами капели

    Медведь со снежной встал пастели

    Всех солнышко теплом ласкает

    Кто это время знает?

     

    (ответы детей)

    Воспитатель:

    - Как вы догадались что это весна?

    О каких приметах говорится в стихотворении?

    Какое время года сейчас?

    Почему вы так думаете?

    Наступила долгожданная весна, скажите какой сейчас месяц?

    Вы знаете что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. И каждое время весны имеет свои прелести. Весна любит украшать себя цветами.

    - Ребята, сегодня в этот солнечный денек мы поговорим о цветах, не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово?

    (ответы детей)

    Правильно, это цветы, которые весной распускаются первыми в лесу и на лугу, как мы радуемся им. Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает тонким ароматом.

    - Дети, какие первые весенние цветы вы знаете?

    (ответы детей)

    Пальчиковая гимнастика «Цветок» сопровождением музыки.

    (Тихо звучит музыка П. И. Чайковский «Вальс цветов».)

    Вырос – высокий цветок на поляне              (показать руками цветок)

    Утром весенним раскрыл лепестки                 (развести пальцы врозь)

    Всем лепесткам красоту и питание,       (ладошки вниз тыльной стороной прижать друг

    Дружно дают под землей корешки          к другу,  пальцы развести)

    Воспитатель:

      Плакала Снегурочка,  зиму провожая,

    Шла она печальная всем в лесу чужая.

    Там где шла и плакала, трогая березы

    Выросли подснежники Снегурочкины слезы.

     Подснежник- многолетние травянистое растение высотой до 30 см., с небольшими луковицами 1-2 см. в диаметре. Это растение цветет с февраля по март. Излюбленное место цветов - широколиственные леса, поля и опушки.

    На глинистых холмах и склонов там где снег подтаял от солнечных лучей появляются желтые огонечки -  цветы мать – и – мачеха. Это набитые мелкие цветки на коротких стебельках.

    - Ребята, а вы знаете, почему растение так назвали?

    (ответы детей)

    - Дело в том, что когда цветы отцветут, у растения появляются листья сверху гладкие, холодные, с внутренней стороны мягкие нежно-зеленые, по ощущениям- теплые. Тепло в жизни идет от матери, но холодок от мачехи. Вот и назвали первый первоцвет  мать - и –мачеха.

     Дети, кто отгадает загадку?

    Весной я солнечный цветок

    Горит в траве мой огонек,

    А потом шарик я пушистый

    Лишь только дунет ветерок-

    Пуская вдаль парашютистов,

    Оставив голый стебелек?          

    (ответы детей: Одуванчик)

    Одуванчик появляется ранней весной и заканчивает цвести позднее осенью. В России произрастает около 200-т видов одуванчика, в особенности популярен лекарственный одуванчик. Одуванчик растет рядом с жильем, около дорог, по опушкам, на берегах рек и т. д.

    Потом когда снег растает наступают теплые деньки, зацветает хохлатка.

      Хохлатка - это травянистое растение стеблей до 20-30 см. с немногочисленными листиками. Цветки собраны на верхушках стеблей соцветии-кисти. Они могут быть желтыми, синими, красными, белыми и . д. Цветение начинается в апреле и продолжается в течение трех недель.

      А когда станет совсем-совсем тепло, даже жарко зацветает душистый ландыш.

    Ландыш – невысокое многолетние растение, от боковых корней отходят 5-6 листиков. цветочный стебель в высоту 20 см. Цветка ландыша мелкие, белые, душистые.

    Ландыш – ароматное растение цветет с конца весны до середины лето.

    -Ребята, а еще эти первоцветы обладают лекарственными свойствами о которых поведует «Матушка- природа».  

    Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветных. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство. Традиционная медицина советует настой из листьев мать-и-мачехи в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и, конечно, противовоспалительного средства почти при всех заболеваниях верхних путей дыхательной системы. Также настой листочков мать-и-мачехи применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта как средство, обладающие вяжущими свойствами.

    Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения туберкулёза, бронхиальной астмы, бронхита, плеврита, воспаления лёгких, гриппа, насморка.

              Одуванчик появляется ранней весной и является одним из совсем небольшого количества растений, которые способны начинать цветение ранней весной и заканчивать поздней осенью. Одуванчик появляется сразу же, как только с почвы сходит снег, тут же свободные участки от снега начинают покрываться плотным, радующим глаз ковром из одуванчика жёлтого цвета. Ещё очень давно в народной медицине листья и корни одуванчика использовали как средство, возбуждающие аппетит, мочегонное и отхаркивающее, а также при катарах желудка. Для употребления одуванчика в пищу необходимо брать корни и листья только молодого растения. Одуванчик лекарственный может помочь в лечении заболеваний печени, камней в почках и желчном пузыре, а также является хорошим помощником при атеросклерозе, воспалительных заболеваниях почек.    

    Ландыш – ароматное растение, цветущее с конца весны до середины лета. Будьте осторожны, потому что ландыш является ядовитым растением, его плоды могут вызвать отравление. Он встречается в Крыму, Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке. Ландыш – растение, занесенное в Красную Книгу! В ландыше содержится множество гликозидов. Ландыш снижает артериальное давление, благодаря ему уменьшаются и даже исчезают сердечные отеки. Препараты из ландыша обладают успокоительным свойством. Растение применяется при пороках сердца, болях в области живота, лихорадке и коликах в животе.Лекарственным сырьем является надземная часть ландыша. Растение применяется в качестве отличного болеутоляющего средства. При помощи ландыша можно избавиться от бессонницы.

     

              Подснежник – многолетнее травянистое растение , насчитывающее около 20 видов. В России и странах постсоветского пространства произрастает 12 видов, однако самыми известными являются подснежник белоснежный и подснежник Воронова. Если говорить о химическом составе подснежника, то ключевым его компонентом являются алкалоиды, включая галантамин. Галантамин – ядовитое вещество, способное при передозировках приводить к крайне тяжелым последствиям. Однако в небольших дозах этот яд – незаменимое средство лечения полиомиелита и церебрального паралича. Также алкалоиды, содержащиеся в подснежнике, помогают излечивать миастению, миопатию, радикулит и полиневрит. Тибетские целители широко используют порошок из листьев подснежника для лечения различных онкологических заболеваний, неврастении, бессонницы и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

           Хохлатка - травянистое растение, обладающее лекарственными и медоносными свойствами. Название «хохлатка» объясняется причудливой формой цветков. Внутренние лепестки окрашены иначе, чем внешние, и образуют яркий глазок, привлекающий насекомых. В растении содержатся алкалоиды -биологически активные вещества. Одним из таких алкалоидов является сангвинарин. Было установлено, что сангвинарин обладает широким спектром антимикробной активности. Сангвинарин оказался хорошим средством для лечения длительно незаживающих гнойных ран и трофических язв, поражений кожи и слизистых оболочек, экземы, гнойных воспалений среднего уха и хронических гайморитов.

    Физкультминутка:       «На лугу растут цветы»

    На лугу растут цветы

    Небывалой красоты   (потягивание руки в стороны)

    К солнцу тянутся цветы

    С ними потянись и ты  (потягивание руки вверх)

    Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

    Наклоняются цветочки  

    Опускаются лепесточки,  (наклоны)

    А потом встают и по- прежнему цветут.

    А теперь ребята давайте поиграем в игру: «Собери цветок»            

    (игра из крышек от пластмассовых бутылок)

    Какого цвета у тебя цветок?

    Посчитай сколько крышек у тебя пошло на стебель?

    Сколько лепестков у твоего цветка?

    (ответы детей)

    Итог:

    -Ребята, с какими цветами мы сегодня познакомились?

    -Что общего есть у этих цветов (стебель, листья, корень, цветы)?

    -Когда зацветают эти растения?

    (ответы детей)

    А теперь послушайте мой наказ:

    Ты, дружок смотри. Не подкачай!

    Правдивым будь и добрым, обещай!

    Не обижай, ни птахи, ни сверчка,

    Не покупай для бабочек сачка,

    Люби цветы, леса,

    Простор полей – все, что зовется Родиной твоей.                   (И. Мазин)

                                                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ интегрированного занятия на тему: «ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

    Интегрированное занятие с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в хужожественно-эстетическом воспитании детей подготовительной группы....

    Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

    Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

    Конспект интегрированного занятия на тему: "Составление рассказа о диких животных с использованием графического плана" в старшей группе.

    Данный конспект освещает методы и приемы формирования навыков связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми расстройствами. Конспект адресован педагогам дошкольных учреждений....

    Конспект интегрированного занятия по теме "Русская матрёшка"

    Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой.   Интеграция образовательных областей:  " Познание",  "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка",...

    Конспект интегрированного занятия на тему «На птичьем дворе» для детей младшего дошкольного возраста

    Познавательное развитие + художественная литература + продуктивная деятельность...

    Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»

    ( индивидуальное  логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.  Задачи:1. Коррекционно-разви...