Эксперементирование
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Павловна Лупанова

констект совместной деятельности педагога с детьми по теме "вода,ее своиства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_2.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида                                                          Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы

Тема «Свойства воды»

Технологии: Личностно-ориентированная, здоровье сберегающая,

Опытно-экспериментальная, игровая, проблемное обучение, модельная

Воспитатель: Лупанова Елена Павловна

                                                   2015 год

Цель: С помощью экспериментальной деятельности детей выявлять свойства некоторых веществ и тел.

Задачи:

Образовательные: Расширять представления о свойствах воды: прозрачная, не имеет формы и запаха.

Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять.

Обобщать результаты.

Развивающие: Развивать у детей наблюдательность, изобретательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом.

Воспитательные: Прививать бережное отношение к природе.

Развивать социальные навыки: Умение работать в группе. Учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3. Чтение художественной литературы.

4. Отгадывание загадок по теме.

Оборудование:

 Конверт с письмом, пластмассовые бутылки с холодной водой, сахар кусковой, речной песок, пластмассовые стаканчики, ложки, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), фильтры (салфетки), снег, лед, карточки-схемы пустые, карандаши простые.

Список используемой литературы:

1 «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

Авторы составители; Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Волгоград-2010

2 «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Методическое пособие Иванова А.И., Москва, ТЦ «Сфера» -2010

3 «Ребенок в мире поиска» -Программа под ред. Дыбиной О.В., Москва, ТЦ «Сфера» -2005

Ход совместной деятельности.

Воспитатель: Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено, синим цветом?

Дети: Вода.

Воспитатель читает стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем. „

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить -

Без воды нам не прожить!

Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно.

Почтальон приносит письмо.

 Воспитатель: Ребята к нам в сад пришло письмо. Давайте его прочитаем

Дети: Да

Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте! Меня зовут  Чебурашка. Этим летом я с Геной отдыхал на даче. Я очень люблю воду, люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. А вы любите воду? Что вы знаете о воде? Напишите мне ответ.

Воспитатель. Попробуем ответить на вопрос Чебурашки?

Дети: Да

 Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Пройдемте в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования).

Воспитатель: Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. Убери и на место положи.

Воспитатель: Ребята вода обладает чудесными свойствами и сейчас мы узнаем какими. Обратите внимание: на этом столе лежит снег и лед (в разных тарелочках). Мы позже к ним вернемся.

Опыт

Воспитатель: Возьмите пластиковый стакан и налей те туда воду. Понюхайте ее. Имеет ли вода запах?

Дети: Нет, вода не пахнет.

Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха. Ребята давайте зарисуем вывод нашего опыта на карточку. Возьмите карандаш и приготовленную чистую карточку. Каким знаком можно обозначить запах?

Дети: Можно нарисовать нос.

Воспитатель: Давайте нарисуем нос.

Дети рисуют.

Воспитатель: А как показать, что нет запаха?

Дети: Нос зачеркнуть.

Воспитатель: Молодцы. Давайте так и сделаем.

Дети зачеркивают.

Воспитатель: Молодцы, отложите карандаши и карточки. Приступим к следующему опыту.

Поставьте на картинку стакан с водой и стакан с молоком. Вам видно, что нарисовано на картинке?

Дети: Там, где вода, видно, а где молоко - нет.

Воспитатель: Возьмите карточку и карандаш. Давайте нарисуем круг. Мы будем его закрашивать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Вода не имеет цвета. Она прозрачная и круг прозрачный.

Воспитатель: Все правильно. Рисуем.

Откладываем карточки и карандаши, нас ждет следующий опыт. Возьмите два стакана с водой. В первый положите кусочек сахара, во второй речной песок, размешайте пластиковой ложкой. Что произошло?

 Дети: Кусочек сахара растворился, а речной песок нет.

Воспитатель: Да, правильно, вода является растворителем для некоторых веществ. Давайте возьмём карточку и карандаш. Нарисуйте два стакана. Волнистой линией обозначим воду. Что еще нам надо нарисовать?

Дети: Речной песок в одном стакане, потому что он не растворился.

Воспитатель: Правильно, рисуйте.

Нарисовали?

Дети: Да

Воспитатель: Откладываем карандаши и карточки. Посмотрите у вас на столах есть разные сосуды, воронка и вода в бутылке. С помощью воронки перелейте воду в любой понравившийся вам сосуд. Теперь из этого сосуда перелейте в другой, аккуратно. Ответе какую форму принимала вода?

Дети: Вода принимала форму сосуда в который ее наливали.

Воспитатель: Вы правы, вода не имеет постоянной формы она принимает форму того сосуда, в который ее налили. Возьмите карточку и карандаш, нарисуйте пожалуйста несколько сосудов и волнистой линией обозначьте воду.

Дети рисуют.

Воспитатель: Нарисовали? Положите все на стол и выходите ко мне на середину группы. Вы наверно немножко устали. Давайте поиграем в подвижную игру «Вода, земля, воздух»

Проводится физкультминутка

Земля! (Дети приседают.)

Воздух! (Поднимают руки вверх.)

Вода! (Изображают волны руками.)

Огонь! (Поворачиваются вокруг себя.)

Воспитатель. Ребята подойдем к столу, где был снег и лед. Что вы видите?

Дети: Снег и лед растаяли и превратились в воду

Воспитатель: Правильно вода встречается в жидком состоянии, в виде пара и в твердом состоянии в виде чего?

Дети: Снега, льда и сосулек

Воспитатель. Молодцы, а почему как вы думаете снег растаял?

 Дети: Потому что в группе тепло.

 Воспитатель: Жаль, что снег растаял, он похож на мороженое- белый, прохладный. Кто из вас любит, есть снег и сосульки?

Дети: Снег и сосульки есть нельзя.

Воспитатель: Как вы думаете, почему нельзя есть снег?

Дети: Он холодный, грязный - можно заболеть.

Воспитатель. Скажите, а как можно доказать, что снег грязный?

Дети: Профильтровать.

Воспитатель: ДА, ребята мы можем профильтровать талую воду через фильтр. Давайте нальем талую воду из тарелки в воронку с фильтром (сложенная вчетверо бумажная салфетка).

Дети наблюдают за действиями воспитателя. Воспитатель процеживает талую воду. Разворачивает салфетки-фильтры и демонстрирует их детям. Посмотрите на наши салфеточки. Какие они чистые, или грязные?

Дети: Грязные.

Воспитатель. Почему вы так решили?

Дети: Салфетка стала грязной, на ней остались частички земли и песка.

Воспитатель. Молодцы, мы увидели, что снег и лед содержат грязь поэтому есть их не рекомендуется врачами.

Воспитатель: Ребята, давайте повторим все свойства воды, о которых мы сегодня узнали с помощью наших карточек.

Дети перечисляют все свойства, показывая соответствующую карточку.

Воспитатель: Ребята напишем Чебурашке письмо-ответ и вложим туда наши карточки. Согласны?

Дети: Согласны, да.

Воспитатель: Человек!

Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь ее и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Воспитатель: Сегодня мы много узнали о воде, но еще вода помогает нам рисовать. Давайте с помощью воды и красок нарисуем портрет Чебурашки и отправим ему с письмом. Я думаю ему будет очень приятно. Будем рисовать?

Дети: Да

Воспитатель раздает бумагу, краски, кисточки. Рисунки вместе с карточками вкладываются в конверт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-эксперементирования:"Мы делили апельсин"

Конспект игры экспериментирования с бумагой в средней группе "Мы делили апельсин"...

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в процессе элементарного эксперементирования.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает любознательность, мыслительную деятельность. В этой деятельности ребёнок выступает как исследователь, самостоя...

план -конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами эксперементирования с дошкольниками в младшей группе "Прятки с водой"

Данная непосредственно образовательная деятельность с элементами эксперементирования на тему "Прятки с водой" ,позволит  развить познавательную активность; будет способствовать расширению знаний ...

Эксперементирование в первой младшей группе

Эксперементирование в 1 младшей группе. Простые эксперименты для  детей 2-3 лет. Которые не требуют долгой подготовки и не вызывают трудностей в проведении....

опыты(эксперементирование)

Опыты с воздухом....