Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Нод в старшей разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevidimka_vokhdukh_dlya_otkrytogo_zanyatiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа  Яльчикского района  Чувашской Республики»

                                                                                                         

Организованная образовательная деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность

в старшей разновозрастной группе

   «Невидимка воздух»

                                                                                                  Составила и провела:

                                                                        Воспитатель МБОУ «Шемалаковская ООШ»

                                                                                            Воронова Ирина Николаевна

                                                   

Образовательные задачи:

 Формировать представления детей о воздухе и его свойствах, о роли воздуха в жизни человека, животных, растений; составить у детей представление о ветре, вызвать интерес к проведению экспериментов, развивать умение логически рассуждать.

Воспитательные задачи:

 Вызывать у детей чувство любви к окружающему, воспитывать чувство ответственности за природу, развлечь и эмоционально настроить детей.

Словарная работа:

 Обогатить словарь детей новыми словами:

пропеллер, вентилятор, лаборатория, опыты, "невидимка", прозрачный.

Предшествующая работа:

 Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками; конструирование корабликов; чтение художественной литературы.

Оборудование:

Стакан стеклянный прозрачный, металлическая ложечка, прозрачная глубокая емкость с водой, воздушные шарики, соломки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики из  бумаги, большие емкости с водой, подносы, вентилятор комнатный,  кукла Буратино, листы бумаги, цветные карандаши;  музыка (в записи), носовые платки.

Методические приемы:

1.Загадывание загадки;

2.Постановка цели.

3.Сюрпризный момент.

4.Проведение опытов.

5.Подвижная игра.

6.Проведение опытов

6.Сюрпризый момент

7.Рисование ветра.

8.Обобщение.

Воспитатель: - Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

 Он нам нужен, чтобы дышать,

 Чтобы шарик надувать.

 С нами рядом каждый час,

 Но невидим он для нас!

 - Что это?

 Дети: - Воздух.

 Воспитатель: - Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. И для этого у нас есть лаборатория. (показывает)

Раздается стук в дверь. Приходит Буратино.

 Буратино: - Здравствуйте, ребята!

 А что это вы тут собираетесь делать?

 Воспитатель: - Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

 Бур: - О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может, его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята?

 Воспитатель: - Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас.

 Буратино: - Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.

 Воспитатель: - Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух все-таки есть.

Но сначала повесим таблички на рубашки и платья, что вы ученые.( на платья детей прикрепляются пейджики)

А теперь давайте пройдем вместе в нашу лабораторию, я хочу показать вам  опыт.

 (показывает стакан)

 - Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Есть ли в нем что - нибудь?

 ( выслушивает ответы детей)

 Буратино: - Ну и что тут интересного? Каждому ясно, что в стакане ничего нет. Давайте туда что-нибудь нальем или положим.

 Воспитатель: - Говоришь, нет ничего в стакане? А мы сейчас проверим! ( опыт 1 со стаканами)

Воспитатель: Перевернем стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

А теперь вновь опустим стакан в банку с водой, но теперь ее нужно держать не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый..

 

 Воспитатель. - Ну что, ребята, убедились, что стакан не пустой, в нем есть воздух?

 Буратино: - Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть, а просто так всем вам говорил. Я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух. Вот послушайте меня.

 Однажды меня угостили вкусной водой и дали трубочку соломку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!

 Воспитатель.: - Ребята, давайте и мы попускаем пузырьки из соломки.

 Возьмите каждый по соломке и подойдите к сосуду с водой.

 ( опыт 3 с соломкой)

 - Что выходит из воды с пузырьками?

 Дети: - Воздух.

 Воспитатель: - А какие еще пузыри можно пускать?

 Дети: - Мыльные.

 Воспитатель: - Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 ( дети берут "мыльные пузыри" и пускают их.).

 Игра «Мыльные пузыри» (дети под музыку пускают мыльные пузыри и танцуют).

Воспитатель: Ребята, вы так славно пускали мыльные пузыри. Просто молодцы.

 Воспитатель: - Буратино! Как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

 Буратино: - Знаю, конечно, мыло!

 Воспитатель: - Ребята, прав ли Буратино? Почему? Конечно, в каждом пузыре внутри находится воздух!

 Буратино: - Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята, и все люди дышат через нос. Правильно?

Воспитатель: - Правильно! Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики.

 ( опыт 4 с салфеткой)

 - Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?

 Дети: - Нет!

 Воспитатель: - А с салфеткой видно? (Да)

 А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.

 Буратино: - Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?

 Дети: - У них тоже есть носики.

 Буратино: - А собака, если ей жарко, дышит ртом, я сам видел. А как дышат растения? Где у них спрятаны носы? ( гипотезы детей)

 Воспитатель: - А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки - отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже.

 Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их.

 Буратино: -  Значит и колокольчику, и березе, и дубу, и одуванчику - всем нужен воздух? А я об этом и не знал.

 Воспитатель: - Конечно, Буратино, всем живым существам нужен воздух. 

 Правда, ребята?

 Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?

 Дети: - Можем чувствовать запахи.

 Воспитатель: - А воздух пахнет?

 ( ответы детей)

 Воспитатель: - А как же так получается, что когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах?

 ( ответы детей)

 - Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.

 - Какие еще запахи может переносить воздух?

 - А может ли воздух передавать звуки?

 ( ответы детей)

 ( опыт 5 со стаканом и ложечкой)

 - От удара ложечкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто. От этого начинает дрожать, двигаться воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. Значит, воздух может переносить звук.

 Буратино: - А я знаю, где можно найти много воздуха - в шариках. Они так и называются - воздушные.

 Воспитатель: - Ну что, Буратино, мы убедили тебя, что воздух есть?

 Буратино: - Да, я понял, что воздух окружает нас везде, мы им дышим.

 Просто я думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду в кукольный театр к своим друзьям и расскажу  им про воздух. А вам хочу подарить эти воздушные шарики. (дает детям коробочку с шариками)

 Воспитатель: - Ребята, а давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди давайте надуем шарики.

 ( дети надувают шарики и держат их )

              - Вы, наверно, не раз видели, как воздушные шарики отпускают и они летают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете, почему?

 ( варианты ответов детей)

 - Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе, где мы можем поднять его и убрать, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет.

 ( отпускают шарики, выходит воздух)

 - Что вы чувствуете?

 Дети: -  Ветер.

 Воспитатель: - Помните, о чем мы только что говорили, что бросать шарики нельзя. И мы их сейчас соберем.

 ( собирают шарики)

 (включается вентилятор )

 Воспитатель: - Ой, что это, шарики уже не летают, а ветер все сильней? Да и непохоже, что этот ветер от маленьких шариков.

 (влетает Карлсон )

 Карл.: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.

 (дети приветствуют Карлсона )

 Воспитатель: - Здравствуй, Карлсон. Скажи, это ты такой ветер поднял?

 Расскажи нам, как ты это делаешь?

 Карлсон: - На спине у меня есть пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится и получается ветер. Вот я вам покажу вентилятор, он точно такой же, как мой пропеллер. Смотрите!

 (включает вентилятор)

 Восп.питатель: - Ой, какой поднялся ветер, выключай скорее.

 (выключает)

 Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего нам нужен вентилятор?

               (ответы детей)

 - Да, вентилятор нужен в жаркую погоду, чтобы освежать воздух.

 А давайте покажем Карлсону, как мы сами умеем делать ветер. ( опыт 6 с корабликами, по подгруппам)

 - Ребята, вот мы выпускали воздух из шариков и получался ветер. Потом дули на кораблики и тоже получился ветер. - Что же такое ветер?

 ( ответы детей)

 Воспитатель: - Ветер - это движение воздуха.

 Мы с вами на прогулке часто наблюдаем, есть ли на улице ветер. Как мы это можем

 увидеть?

 ( ответы детей: ветки и листья деревьев колышутся, облака бегут по небу быстро ... )

 - А теперь давайте нарисуем ветер. Пройдите за столы.

 Карсон.: - Я тоже хочу нарисовать с детьми.

 Воситатель.: - А ты, Карлсон, будешь рисовать на большом листе, на доске.

 ( рисуют) ( Карлсон рисует на доске)

 Воспитатель: - Дети, давайте посмотрим как нарисовал Карлсон. Правильно ли он нарисовал?

 ( анализ рисунка Карлсона )

 (Итог): - Сегодня мы много узнали о воздухе. Что же мы узнали?

 - Что воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

 - Воздух невидим, прозрачен.

 - Воздух может двигаться.

 - И еще очень важное свойство воздуха. Сам он не имеет запаха, но он может переносить запахи. Мы не слышим воздух, но когда он движется, он может переносить звуки.

Воздух необходим всем нам. Без него жизни нет!

 Литература

1 Программа  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования). Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г

2.Н.А. Рыжова "Не просто сказки".

3. Н.В. Коломина "Воспитание основ экологической культуры в детском саду".

4. О.Р. Галимов "Физика для дошкольников". О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина "Неизведанное рядом".

5. А. Холден "Мир вокруг" из серии "Веселые уроки".              

6. . «Книга для чтения в детском саду» (4-5 лет) Москва «Оникс» 2011 год В.В.Гербова, Н.П.Ильчук

7.  «Книга для чтения в детском саду» (5-7 лет) Москва «Оникс» 2011 год В.В.Гербова, Н.П.Ильчук

8. «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста»  Москва «Просвещение» 1990г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух». Саргина Л.С. МБДОУ д/с № 17 г. Североморск Мурманская область.

Систематизировать представления детей о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.Учить делать выводы в процессе экспер...

Познавательно - исследовательская деятельность "Невидимка - воздух"

Формировать познавательную активность, познавательные действия в процессе  элементарного экспериментирования....

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка воздух»

Цель: Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путём экспериментирования....

Познавательно-исследовательская деятельность "Невидимка-воздух"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведен...

Конспект по исследовательской деятельности "Невидимка- воздух".

Развитие исследовательской деятельности и знакомство детей с воздухом, его свойствами и значением для окружающей среды....