« Модель планирования сопровождения развития личности дошкольников, через знакомство с миром профессионального труда»
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шаманская Наталья Викторовна

Планирование различных методов и приёмов при ознакомлении дошкольников с миром профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №110»

« Модель планирования

сопровождения развития личности дошкольников,

через знакомство с миром профессионального труда»

                                           Составила воспитатель МБДОУ «ДСКВ №110»

                                           Шаманская Н.В.

                                                  г. Братск 2015 г.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих специалистов, несмотря на то, что многим кажется странным такое раннее решение проблемы профессиональной ориентации.

Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствуя ранней профориентации.

Выбор профессии - ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора будущей профессии.  Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, чем занимаются в своей профессиональной деятельности взрослые: родители, родственники, воспитатели, сотрудники детского сада и ближайшего социума.

 Свои первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, продавца, врача, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых, и пройти долгий и увлекательный путь выбора своей будущей профессии.

 Эффективность организации образовательного процесса по ознакомлению детей с миром профессионального труда напрямую зависит от творческого подхода, инициативы и педагогических умений воспитателя при планировании различных видов деятельности детей.

Примерная модель планирования по ознакомлению детей с профессиями:

  1. Введение в тему:  Продумывание игровой мотивации, проблемно-поисковых ситуаций и приёмов введения в тему относительно возрастных особенностей, пробуждение интереса к деятельности, предоставление возможной инициативы каждому ребенку.

- Приёмы введения в тему:

  • Схемы и картинки, в том числе разрезанные, отражающие область данной профессии, которые дети рассматривают или собирают из частей целую, выясняя с какой профессией сегодня, будут знакомиться.
  • «Слово в подарок» - каждому ребёнку утром на ушко сказать слово по теме данной профессии. (Мел, ручка, указка, доска, тетрадь).

 Затем в совместной, или НОД с помощью волшебного микрофона,             выяснить к какой профессии относятся данные слова. Или выстроить

с помощью подаренных слов предложения, отражающие область данной   профессии.

  • «Волшебная посылка» - ярко оформленная коробка, в которой могут находиться изделия, изготовленные мастерами различных профессий.

      (Хлебобулочные изделия, при знакомстве с профессией пекаря).

  • «Волшебный ящичек», коробка, стилизованная под ящик, в которой появляются инструменты и материалы, необходимые для труда человеку данной профессии. ( Иголки, нитки, сантиметр, ткань, швейная машинка - для швеи).

 - Игровые мотивации и проблемно-поисковые ситуации:

У куклы порвалось платье, или на праздник ей нужно сшить новое, к кому обратимся? (младший возраст)

Внесение письма от повара и пекаря, которые спорят, чей труд нужнее, чья профессия важнее?  И дети в течение дня проживая в различных видах деятельности профессиональные действия людей этих профессий, должны рассудить этот спор. (старший возраст)

  1. Рассматривание предметно-образовательной среды по теме данной профессии в различных центрах и организация деятельности в центрах активности:
  • Центр художественной литературы «Книжкин дом» - подборка

художественной литературы, энциклопедий, схем, иллюстративного материала для самостоятельного рассматривания по теме данной профессии.

  • В центре «Художественная мастерская» размещаются образцы различных видов продуктивной деятельности по теме. Например, при ознакомлении с профессией пожарного можно поместить образец изображения пожарной машины в виде аппликации и рисунка, вылепленные из пластилина фигуры пожарных выполняющих различные действия. А так же технологические карты  и разнообразный иллюстративный материал по теме тушения пожара, раскраски.

-Коллективная композиция  «Пожарные тушат пожар в лесу» (лепка с использованием природного и бросового материала)

- Мастерская «Художники-иллюстраторы», иллюстрирование сказки С.Маршака «Кошкин дом»

- Коллективная аппликация «Пожар»

  • В центре театрализации «Мы – артисты»

Драматизация сказок «Кошкин дом», «Айболит», режиссерские игры с использованием кукол в спецодежде и различных макетов по теме данной профессии.

 - «Айболит летит в Африку» (макет животные жарких стран)

 - «Как спасают раненых на войне» (макет военный городок)

- «Ветеринар на птичьем или скотном дворе»

  • Центр ручного труда «Очумелые ручки»

-Изготовление машин специального назначения и военной техники

 из бумаги и бросового материала.

-Лепка изделий из солёного теста для игры «Супермаркет»

- Изготовление атрибутов для с.р. игр.

  • В экспериментальном центре Лаборатории «Хочу всё знать»

-Экспериментирование с различными видами тканей, на выявление  их свойств (профессия швеи, закройщика, продавца)

-Эксперименты с компасом, выявление свойств магнита (геологи, моряки, путешественники)

-Эксперименты на выявление свойств, глины, песка, камней, кирпичей (геологи, строители, скульпторы, гончары)

-Эксперименты и опыты по проращиванию семян (овощеводы, хлеборобы)

-Эксперименты на получение муки из зёрен пшеницы и ржи, выявление свойств муки, солёного, пресного и дрожжевого теста (пекари и повара)

  • В центре природы «Зимний сад и огород»

-Уход за комнатными растениями

-Посадка и уход за огородом (цветоводы, овощеводы)

  • В центре «Строители и архитекторы»

-Постройка различных зданий из разных видов конструктора

- Постройка различных видов транспорта

-Создание новых схем построек (архитекторы)

  • В центре краеведения «Моя Родина»

-Размещение материалов для самостоятельного рассматривания о предприятиях, профессиях родного города, образцов изготавливаемой продукции.

Чтобы формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к ним; способствовать самостоятельности мышления и выбора,  важно методически грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, как в НОД, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

  1. Методы и приёмы:
  • Наблюдения за трудом взрослых
  • Экскурсии на предприятия, реальные, при невозможности посетить – виртуальные.
  • Рассматривание картин, иллюстраций, репродукций, фотографий.
  • Просмотр мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов и мультфильмов.
  • Чтение художественных произведений по теме данной профессии.
  •  Различные виды продуктивной деятельности детей.

 Изображение людей различных профессий, техники необходимой для работы, изделий изготовленных людьми данной профессии.

- Рисование «По морям, по волнам» (морские профессии)

- Коллективная лепка «Команда моряков на корабле»

- Конструирование из бумаги «Кораблик»

- Аппликация «Военный корабль»

  • Минутки загадок (профессии, орудия труда и др.)
  • Беседы о профессиях
  • Игры-беседы:

- «Путешествие в прошлое профессии водителя» и др. профессий

- «Возникновение новых профессий» (телохранитель, менеджер)

- «Малознакомые профессии» (спелеолог, ихтиолог, кинолог)

  • Дидактические настольно-печатные игры: «Кто, где работает?», «Кому, что нужно для работы?», «Отгадай профессию».
  • Словесные игры «Назови, кто, что делает?», «Закончи предложение».
  • Составление рассказов по картинам, сюжетным картинкам, серии картинок.
  • «Гость группы» - встречи с людьми различных профессий.
  • Режиссерские игры, театрализация
  • Игры социо-игровой направленности:

- «Добрые дела в мире профессий» Дети объединяются в пары, по разрезанным картинкам, изображённых на них людей различных профессий. Дети в парах изображают действия человека данной профессии, другие пары – отгадывают. Затем выясняют, какие добрые дела делают люди данных профессий. Например, пожарный тушит пожары, и спасает людей и животных из огня.

- «Группы профессий по назначению» Дети по предложенным картинкам – людей различных профессий должны объединиться в несколько групп, включающих в себя – группу сферы обслуживания (воспитатели, продавцы, парикмахеры), группу – рабочие профессии (водители, электрики, строители), группу опасных профессий (полицейский, пожарный), военных профессий (танкист, артиреллист, моряк, лётчик), творческих профессий (художник, музыкант, балерина). И мотивировать свой выбор – служащие служат людям (шьют, продают, лечат).

- «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Каждая из компаний изображает действия людей различных профессий, другая отгадывает.

  • Сюжетно-ролевые игры

 Сюжетно-ролевая игра – один из основных видов деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, воспроизводят профессиональные действия людей различных профессий.

Через игру и на этапе подготовки игры расширяются, закрепляются, и углубляются полученные  знания, а на основе их появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, умение планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания.

  1. Работа с родителями:
  • Выпуск семейных газет «Наши профессии»
  • Конкурс презентаций «Профессии моих родителей»
  • Помощь родителей в пополнении портфолио о профессиях
  • Помощь родителей в организации экскурсий на предприятия
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности
  • Приглашение родителей в качестве гостя группы, с рассказом о своей профессии, и месте работы

 

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности ребёнка на всех возрастных этапах, и дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

Которым, несомненно, управляет педагог, являясь партнёром ребёнка, используя при планировании образовательной деятельности все современные возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию

Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию...

Развитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтов

РазвитРазвитие речи дошкольников через знакомство с творчеством писателей и поэтовЮжного Уралаие...

Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором

Проект разработан с учетом возраста детей, особенностей развития. Возраст от 1 года. В проекте рассматривается влияние русского фольклора на развитие речи дошкольников. Апробирован на практике....

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности дошкольника через сказкотерапию»

Консультация для родителей«Гармоничное развитие личностидошкольника через сказкотерапию»...

Развитие речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

laquo;Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в...

Сообщение на тему: «Развитие личности дошкольника через организацию работы по нравственному воспитанию»

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка.Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым...