Сообщение на тему: «Развитие личности дошкольника через организацию работы по нравственному воспитанию»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания.

В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества.

По мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx39.65 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №9 им. дважды героя Советского Союза С.Г. Горшкова

_______________________________________________________________________


Актуальность

 Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания.

В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества.

По мере формирования нравственной воспитанности личности нравственные качества пополняются все более сложными компонентами ее внутреннего мира, регулирующими поведение.

Базовые традиционные ценности

Согласно указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

 Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.

К ним относятся:

  • жизнь, достоинство, права и свободы человека;
  • патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
  • высокие нравственные идеалы (правда, они в указе не раскрываются), крепкая семья, созидательный труд;
  • приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
  • коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
  • историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.

Кроме того, в документе сказано, что особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

Российская Федерация, согласно документу, рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет, осуществлять единство страны, сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

 Основными направлениями воспитательной работы в ДОУ являются:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  • Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Этапы формирования нравственных ценностей у старших дошкольников (по Л. Гладких)

Обобщая исследования Л. Гладких, выделим основные возрастные этапы нравственного развития дошкольников:

 – Первый год жизни характерен потребностью ребенка в эмоционально-телесном контакте с матерью, что является первой социально-нравственной потребностью. В процессе такого общения формируется начальная форма эмоционально-нравственного понимания речи, доверие, открытость окружающему миру.

– Последующие два года ребенка характеризуются осваиванием предметного мира с уяснением смысла и назначения объектов познания. Создание необходимых условий способствует формированию такой нравственной ценности как сочувствие, которое закладывает нравственную ориентировку ребенка в мире.

 – В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) «в общении с близкими взрослыми ребенок осваивает нравственный смысл: «добрый–злой», «хорошо–плохо», «можно–нельзя–надо», что обеспечивает конструктивные отношения с окружающим миром. Ребенок к концу третьего года приобретает доверие, милосердие и послушание; трудолюбие и потребность помогать старшим, заботиться о них.

 – В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) к уже сформировавшимся нравственным качествам добавляются такие как умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело.

– Для детей 5–6 лет характерно умение управлять своим поведением, иметь правильное представление о добре и зле, справедливости. Духовно-нравственное развитие ребенка этого возраста в процессе бытовой, игровой и изобразительной деятельности обеспечивает освоение основных принципов мировосприятия и мироустройства. Дети 5–6 лет способны идентифицировать себя с другими взрослыми, персонажами сказок. Доверие ко взрослым и подражание им позволяет принять такую форму поведения, как правдивость.

– В шесть-семь лет происходит осознание своего «Я». Целостность осознания у детей 6–7 лет собственного «Я», как устойчивое и определяющее личностное основание, сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста. Таким образом, формирование нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников предусматривает развитие и воспитание таких качеств личности как мотивация к социально-моральному поведению, эмоционально-чувственная реакция на явления окружающей действительности, которые в последующем развитии ребенка формируются в единую систему.

 

Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, формы и средства воспитания. 

  Методы, формы и средства по нравственному воспитанию

  В соответствии с ФОП ДО нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. При этом большое значение имеет возраст детей.

Чаще всего предполагается объединить все методы в три группы.

1 группа: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью, положительный пример требование) воспитывающие ситуации.

2 группа: методы формирования нравственного сознания убеждение, разъяснение, внушение, этическая беседа, просьба, внушение, просьба, этические беседы

3 группа: методы стимулирования чувств и отношений пример, поощрение соревнование принуждение, наказание 

 Основные формы работы по нравственному воспитанию 

  • ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
  • социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта;
  • чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
  • разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды инсценировки;
  • рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
  • организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное);
  • экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок;
  • игровые (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
  • демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, (приучение к вежливому общению, поощрение, одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).

 Средствами нравственного воспитания являются:

1) художественные средства (ознакомление с художественной литературой, музыкой);

2) природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения);

3) окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью).

4) Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса;

5) Личный пример родителей, их труд, знания, идейные установки, моральный облик – всё это играет существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств.

 Механизм нравственного становления личности:  

  Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. 

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством,

т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения, соответствующего нравственного качества.

 Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. (ребенок и чувства)

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (поступки и поведение)

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Пока ребенок не пройдет полный цикл нравственное качество не может быть сформировано.

   

Необходимым условием нравственного развития детей дошкольного возраста является:

1) методическое обеспечение

Приведем несколько примеров современных методик и технологии социализации дошкольников:

  • Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка);
  • Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков);
  • - С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие);
  • В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед);
  • И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей).

2) Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах детской деятельности:

  • в игровой: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр- забав.
  • в организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
  • в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений
  • театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

3) Развивающая предметно-пространственная среда

  • знаки и символы государства, региона, населенного пункта и ДОО;
  • компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится ДОО;
  • компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность;
  • компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности;
  • компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;
  • компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира;
  • компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
  • компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
  • компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. 

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы (какой должен быть выпускник ДОУ)

  • Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране — России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям
  • Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу; Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.
  • Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел
  • Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей
  • Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья — занятия физической культурой, закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены и безопасного поведения и другое; стремящийся к сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность в двигательной деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха
  • Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности
  • Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве. Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности

В заключение следует отметить, что те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Л.Н.Толстой

Слайд 3

Базовые традиционные ценности Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, которые передаются из поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности Согласно указу Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Слайд 4

Базовые традиционные ценности Жизнь, достоинство, права и свободы человека Патриотизм, гражданственность, служение отечеству и ответственность за его судьбу Высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд Гуманизм милосердие, справедливость Взаимопомощь и взаимоуважение Историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Слайд 5

Основные направления воспитательной работы Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Воспитание гражданственности, патриотизма Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, жизни Воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде

Слайд 6

Этапы формирования нравственных ценностей (по Л.Гладких ) Возраст Формирование нравственных качеств 6 мес-1 год понимание речи, доверие, открытость окружающему миру 1-3 года сочувствие 3-4 года доверие, милосердие, трудолюбие, потребность помогать старшим, заботиться о животных… 4-5 лет умение подчинять свои желания требованиям других, ответственность за порученное дело 5-6 лет умение управлять своим поведением, правдивость 6-7 лет мотивация к социально моральному поведению, эмоционально чувствительная реакция на явления окружающей действительности

Слайд 7

Методы и приемы по нравственному воспитанию Методы формирования нравственного сознания Методы формирования нравственного поведения Методы стимулирования чувств и отношений п риучение, упражнение, р уководство, положительный пример, требование воспитывающие ситуации… разъяснение , внушение , этические беседы , п росьба… п оощрение, соревнование, принуждение, н аказание… 3 группа 2 группа 1 группа

Слайд 8

Основные формы работы Ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы… Воспитывающая проблемная ситуация, составление рассказа из личного опыта… Чтение худ. литературы, сочинение историй, сказок, чтение и заучивание стихов… Игровые: игр. роль, игр. ситуация… Демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример…

Слайд 9

Основные формы работы Исполнение песен, театрализация, этюды инсценировки Рассматривание и обсуждение картин, и книжных иллюстраций, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов Организация выставки (тематических или авторских детских поделок, и т.д ) Экскурсии в обр. организации и тому подобное

Слайд 10

Средства нравственного воспитания Художественные средства (ознакомление с худ. литературой, изо деятельностью, музыкой) Природа (забота о растениях и животных) Окружающая обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью и любовью) Собственная деятельность детей (игра, труд, учение – это практика нравственного поведения) Личный пример родителей, их труд, знания, идейные установки и моральный облик - все это играет существенную роль в приобретении детьми лучших человеческих качеств

Слайд 11

Механизм нравственного становления личности Навыки и п ривычки Поступки и поведение Нравственное качество Мотивы Знания и представления Чувства и отношения

Слайд 12

Условия нравственного развития Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах деятельности Развивающая предметно - пространственная среда

Слайд 13

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы Любящий свою малую Родину и имеющий представление о своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье Различающий основные представления о добре и зле, уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества , способный к нравственному поступку Проявляющий ответственность за свои поступки, владеющий основами речевой культуры Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу во всех видах деятельности Понимающий ценность жизни, владеющий основными способами укрепления здоровья Понимающий ценность труда в семье и обществе, проявляющий трудолюбие. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве

Слайд 14

Основные направлениявоспитательной работы Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....

Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».

Педсовет №2.  «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...

Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности.   Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...

Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»Цель: повышение теоретического и прaктичeского уровня ...