Программа дополнительного образования "Друзья природы"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Пчелина Юлия Николаевна

     Программа дополнительного образования "Друзья природы" разработана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного возраста. В программу первого года обучения входят 4 раздела: деревья, птицы, в мире животных и растения.  Второй год обучения подрозумевает выполнение экологических проектов. Проект состоит из основных на мой взгляд этапов: наблюдение, изодеятельность, или изготовление поделок, исследование, труд, игра, театральная деятельность, развлечения, художественная литература, моделирование. Программу дополнительного образования "Друзья природы" можно применять в любом дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_druzya_prirody.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образования

Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 12 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

 Рассмотрена и принята                                                    Утверждена

 педагогическим советом МДОУ                                     01.10.2009 года приказ №19/4 ОД

 детского сада                                                                       Заведующей МДОУ детского сада

 общеразвивающего вида №12                                         Общеразвивающего вида №12

с приоритетным осуществлением                                   С приоритетным осуществлением деятельности по                                                                  деятельности по социально-личностному

социально-личностному                                                    развитию детей                                                                          

 развитию детей                                                                      _________________  Т.М. Медведева

18.09.2009 года протокол №1

Программа дополнительного образования

«Друзья природы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

         

                                             

                   

        

 

Согласовано на заседании                                                                       Составитель:

общего родительского собрания                                                             Пчелина Юлия Николаевна

Протокол  №1   от  25.09.2009                                                                 Воспитатель,

                                                                                                                    1 квалификационной  категории

 

                                                         

                                                     

                                                 

город Красноуфимск

2009 год

Пояснительная записка.

Всё – хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы  хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

        Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.

        Но приходят будни, и умиление природой с лёгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не сознаём, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать её голос. Ощущать её дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение.

        Но хочется верить, что мудрость древних философов всё же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.

        Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.

        Л.И.Егоренков в своей работе «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников» отмечает, что «в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём… Необходимо познакомить детей с правилами поведения в природе с учётом её сохранения и защиты. Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности».

        Всё выше сказанное побудило меня разработать программу дополнительного образования «Друзья природы».

        Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему. Формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания с ней, активность в решении  некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей не является самоцелью. Они необходимое условие выработки эмоционально – нравственного  и действенного отношения к миру.

Возрастные особенности старшего дошкольного возраста.

        В старшем дошкольном возрасте ребёнок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования, их внутренние характеристики.

        Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребёнка в постижении мира. Ребёнок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.

         В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.

        Ребёнок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.

        Зарождается оценка и самооценка.

        Ребёнок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приёмы познавательной ( в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональное (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребёнок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.

        В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

        Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно – образным

мышлением появляются элементы словесно – логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.

        Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову. Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.

Цель данной программы – воспитание гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Задачи программы:  

  • Воспитывать у ребёнка охранное, бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как к среде жизни ребёнка.
  • Формировать у ребёнка представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
  • Развивать у ребёнка стремление к познанию природы через творческо – проектную деятельность.
  • Способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно – гармоничную позицию в природной среде.

        Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • Готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе освоения программы;
  • Постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • Построение экологической развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • Активным участием родителей в воспитательном процессе.

В основу работы положены следующие принципы:

  • Краеведения – (изучение природы родного края) позволяет формировать понятия на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений окружающей действительности; использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности (деятельностный подход); создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения.
  • «Позитивного центризма» - обучение строится от ребёнка в направлении расширения его познания, отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания.
  • Природосообразности – соответствие экологического образования законам развития детского организма.
  • Научности и доступности понятий – на каждом этапе первоначальные представления углубляются, переходя в понятия, которые формируют знания.
  • «Спирали» - возвращение к тем или иным объектам и явлениям расширяя естественнонаучные представления и понятия учась применять более сложные приёмы и методы исследования.

  • Междисциплинарности и интеграции содержания – каждая тема подкрепляется продуктивными видами деятельности.

                Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование разнообразных форм работы:

        - игровая деятельность (развивающие игры; настольно – печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссёрские игры).

        - творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно – творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально – исполнительской, театрально – игровой, речевой).

        - экскурсия, путешествие.

        - практическая деятельность в природе.

        - природоохранные акции.

        - исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами).

        - прогулка в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты).

        - развлечение.

        - проектирование решения проблемы.

        - познавательная беседа (с использованием разнообразного наглядно – иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр, упражнений, заданий).

        - чтение.

        - трудовая деятельность (труд в природе и хозяйственно – бытовой труд).

        Использование разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей:

  • Использование игровых мотиваций;
  • Использование сюрпризных моментов;
  • Использование дизайн проектов как средства, обеспечивающего «эмоционального погружения» в тему, в содержание изучаемого явления;
  • Использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию;
  • Использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет и т.д).
  • «минутки общения».
  • Групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп.
  • Предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнёров и т. д.)
  • Поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Методы, направленные на повышение познавательной активности детей:

  • Развивающие игры;
  • Игры – экспериментирования с разнообразными материалами;
  • Динамические игры познавательного содержания;
  • Классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
  • Создание проблемных ситуаций;
  • Использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  • Познавательные беседы;
  • Вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и закономерности, делать выводы;
  • Сравнительный анализ объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на неё;
  • Обследование различных предметов;
  • Наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
  • Демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
  • Создание ситуации проектирования (метод проектов)4
  • Совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов.

        Предметно – развивающая среда: Сфера познавательно – речевого развития; Сфера художественно – эстетического развития; Сфера физического развития; Сфера социально – личностного развития.

  • Уголок природы (растения, аквариум, живые объекты).
  • Растительный мир на участке (уголки сада, леса, огорода, цветника).
  • Центр экспериментальной деятельности.
  • Центр изобразительной деятельности.

Организация предметно – пространственной среды развития детей:

Сферы

Виды деятельности

Среда развития детей

Центры

Предметное насыщение

Назначение

Физическая.

-основные движения животных;

-подвижные экологические игры;

-корригирующая гимнастика;

-артикуляционная гимнастика;

-пальчиковая гимнастика;

-дыхательная гимнастика.

Спортивный уголок «Спортландия».

Спортивный комплекс.

Маски животных и птиц для подв. игр.

Мячи разных размеров, массажные мячи, скакалки, обручи.

Нестандартные дорожки для коррекции стопы.

Формировать положительное отношение к здоровью в активной самостоятельной двигательной деятельности.

Художественно- эстетическая.

-пение голосами птиц, животных;

-слушание музыки леса, моря и пр.;

-танцы, хороводы.

- драматизация сказок;

-театрализованная игра.

Музыкально – театрализованный уголок.

Демонстрационные картинки.

Театры: Разнообразные виды театров (настольные, пальчиковые, варежковые, бутылочный, би-ба-бо)

Маски персонажей сказок,

Оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (ширма для кукольного театра, театральные атрибуты и др.)

Магнитофон, кассеты с записями детских песен о природе, сказок, звуков природы.

Развивать у детей интерес к жизни животных, птиц, растений.

- изготовление поделок, игрушек, построек.

Уголок преобразования «Фантазёры»

Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и прочее.) Изобразительные материалы: кисти, краски, восковые мелки, цветные карандаши. Раскраски, трафареты, печати. Пластилин, проволока, тесьма и пр. Строительные наборы разного вида.

Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца для изготовления домика животным, леса и прочее.

Познаватель -но-речевая

-наблюдение за природными и социальными явлениями;

-опыты, Экспериментирование с различными веществами, приборами и материалами.

-решение проблемных ситуаций,

-труд природоведческого характера.

Уголок познавательно – исследовательской деятельности «Почемучки».

Аквариум.

Создана среда для детского экспериментирования (глобус, карта, наборы открыток, магниты, лупы, песок, вода, мини огороды на подоконнике).

Растения, животные (хомячок, черепаха) в соответствии с возрастными рекомендация -ми.

Оборудование для труда на природе.

Расширять познавательный опыт и использовать его в трудовой деятельности.

-познавательное чтение и общение;

-решение проблемных ситуаций из жизни;

-прослушивание;

-обсуждение;

-демонстрация, рассматривание.

Книжный уголок.

Художествен-ная литература.

Альбомы.

Иллюстрации, рисунки.

Воспитывать интерес и любовь к книге о природе, животных, литературному, народному творчеству.

-словесные игры;

-сенсорные игры;

-настольно – печатные игры;

-игры забавы.

Игровой уголок.

Разрезные картинки. Пазлы. Лото, домино, мозаика.

Развивать активное речевое общение детей. Формировать положительные взаимоотноше - ния между детьми.

Социально – личностная.

 -игровая.

Уголок сюжетно –ролевой игры.

Атрибуты, предметы, материалы, игрушки для сюжетно – ролевых игр: «дом», «семья», «Поликлиника», «Детский сад», «Супермаркет», «Вет. лечебница», «Корабль».

Воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим людям, к детям, животным.

Рекомендуемый результат образования.

         По окончанию курса программы «Друзья природы» предполагается развитие следующих компетенций ребёнка:

Коммуникативная компетенция – умение строить взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нормами нравственных категорий, понятий адекватных общечеловеческим ценностям.

Социальная компетенция – владение важнейшими жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребёнка в коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни.

Валеологическая компетенция – признание ребёнком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своём физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности, готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья.

Познавательная компетенция – наличие у ребёнка адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости соответствующих возрасту психических процессов.

Творческая компетенция – развитость творческих особенностей ребёнка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации и в процессе её преобразования создать новый, оригинальный продукт.

Критерии результативности обучения:

  • Знание о мире животных, обитающих в разных экологических системах нашей местности;
  • Знание о растительном мире, произрастающем на участке детского сада, огороде;
  • Знание о неживой природе;
  • Знание о временах года;
  • Отношение к миру природы;
  • Человек и природа.

Оценивание уровня достигнутого ребёнком образовательного результата может проводиться через:

- организацию педагогического наблюдения,

- открытые мероприятия для детей и родителей,

- творческие задания по составлению совместных альбомов, книг, гербариев (сопровождаемые рисунками и фотографиями),

- создание проектов,

- выращивание растений, посадка деревьев и кустарников на территории детского сада.

Рекомендуемый результат образования.

Познавательно – речевое развитие.

Деятельностно – коммуникативная составляющая.

Предметно – информационная составляющая.

В сфере естественнонаучных представлений, экологической культуры ребёнка.

- умение наблюдать за отдельными объектами родного края, сравнивать, делать умозаключения;

- умение составлять описательные рассказы о растениях, животных, отражать в речи результаты наблюдений, сравнения;

- умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям)

средствами художественной выразительности;

- умение вычленять простейшие закономерности между отдельными компонентами и целостными природными, и социальными;

- желание понимать свои собственные чувства и действия; способность к самонаблюдению;

- умение анализировать своё поведение, сопоставлять его с социально приемлемыми способами поведения в различных ситуациях;

- умение планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия.

- представления о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности;

- представления о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного края), о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей;

- представления об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведения в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе;

- представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Ценностно – ориентационная составляющая.

Сфера

Отношение к себе.

Отношение к другим (родители, воспитатели, сверстники).

Отношение к разным видам деятельности.

Отношение к миру (ближайшее пространство).

Естественно  - научные представления и экологическая культура.

- открытия своего «Я», выделение себя из мира природы;

- представление о желаемом и возможном, о том, что значит помочь, сохранить, знать.

- появление эмоционального отклика на совместную деятельность с детьми и взрослыми, сопричастности к общим делам;

- ответственность.

- возникновение стремления самому сделать то, что позволит сохранить, поддержать жизнь объектам живой природы;

- сопереживание объектам природы;

- отношение к окружающим людям в соответствии с морально-нравственными нормами и правилами;

- осознание нравственной ценности поступков людей.

- потребность в новых знаниях, расширение собственного опыта за счёт приобщения к тому, что известно и неизвестно;

- переживание радости экспериментирования и открытия нового;

- гордость за свой успех в экологически целесообразной деятельности.

- стремление бережно относится к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы;

- способность к экологическому отношению к окружающему миру;

- доверительное отношение к миру;

- интерес к настоящему и прошлому в социокультурном окружении, окружающем мире.

        Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет),  и подготовительного дошкольного возраста (6-7 лет), предполагает проведение дополнительных занятий один раз в неделю продолжительностью 25-30 минут в старшей и подготовительной группе во вторую половину дня.

        Общее количество занятий в год – 36 часов, общее количество занятий за 2 года, предусмотренных программой 72 часа.

        Содержание программы 1 года обучения состоит из 4 разделов:

1 раздел: «Деревья».

2 раздел: «Птицы».

3 раздел: « В мире животных».

4 раздел: «Растения».

        В каждом разделе несколько тем занятий, соответствующих данному разделу содержания. На занятиях кружка «Друзья природы» используется большое разнообразие форм проведения занятий.

        В первую очередь, это занятия, на которых у детей формируется система элементарных знаний. Обучение осуществляется с помощью словесных, наглядных, практических методов. Используются наблюдения, просмотр фильмов, беседы, дидактические и театрализованные игры, опыты, работа с природным материалом.

        Не менее важной формой организации экологического образования являются экскурсии и прогулки. Во время прогулок систематически проводятся фенологические наблюдения за отдельными предметами природы, организуются эвристические беседы.

        Большое место в программе по экологическому образованию отводится практической трудовой деятельности.

        Ежемесячно проводится анализ полученных знаний и навыков, подводятся итоги в форме создания продуктивной деятельности.

Содержание курса 1 года обучения.

1 раздел: Деревья.

        На занятиях дети знакомятся с разнообразием видового состава деревьев детского сада, поучаствуют в походе здоровья, познакомятся с «этажами2 леса, узнают о пользе дерева для человека и животных, сделают аппликацию дерева из сухих листьев и прослушают стихи, рассказы, песни о деревьях, также сами попробуют придумать своё стихотворение. Всё это будет оформлено в книжке – малышке для детей. 

Темы:

  • Введение «Расскажи другу сказку».
  • Поход на полдня «Тропа здоровья».
  • Экскурсия «Здравствуй друг наш Великан».
  • Занятие «Лесная сказка» (этажи леса) и «Рябина и Рябинка».
  • Занятие – наблюдение «Дерево – дом, всем нужен он».
  • Литературный час.

2 раздел: Птицы.

        Знакомство с перелётными и зимующими птицами, особенностями их строения, окраски, питания. Дети узнают, как живут птицы зимой, покажут театрализованное действие, научатся дома с родителями делать кормушки, а также попробуют сочинить загадку о птице. Итогом нашей деятельности будет фотоальбом.

Темы:

  • Экологический КВН «В союзе с природой».
  • Занятие «Почему птицы бывают перелётные?»
  • Занятие «Дятел – президент зимующих птиц».
  • Театрализованное действие «Покормите птиц зимой!» (с выставкой кормушек для птиц).
  • Занятие «В гостях у бабушки – загадушки» (сочинение своей загадки).

3 раздел: В мире животных.

        Подробнее познакомимся с домашними и дикими животными, узнаем о жизни животных зимой, понаблюдаем за животными уголка природы, научимся правильно за ними ухаживать, смастерим конусный театр. Выходом нашего раздела будет альбом «Домашние любимцы» и конусный театр «Зимовье зверей».

Темы:

  • Занятие «Кто домашнее, а кто дикое животное?»
  • Занятие «Путешествие в зимний лес».
  • Занятие «Домашнее задание: мой домашний любимец» (дома оформить лист с информацией о животном).
  • Занятие – наблюдение «Животные нашего уголка: рыбки, черепаха, хомячок».
  • Создание конусного театра «Зимовье зверей».

4 раздел: Растения.

        Знакомство с комнатными растениями, с фазой цветения. Польза зелёного лука для человека, выращивание его разными способами. Наблюдение за одуванчиком, весенним цветком. Познакомимся с Красной книгой и её важным значением в жизни растений и животных, соберём и оформим гербарий лекарственных растений детского сада, что будет показателем эффективной работы раздела растения.

Темы:

  • Занятие – путешествие «Комнатные растения нашей группы».
  • Занятия – наблюдения за цветущим цветком (цветок, выброс стебля или появление бутонов, цветение).
  • Занятие – наблюдение «Зелёный лук – от 100 недуг» (в воде и в земле).
  • Экскурсия – наблюдение «Одуванчик – золотой».
  • Занятие «В гостях у Красной книги».
  • «Гербарий лекарственных растений территории детского сада.

Содержание курса второго года обучения.

         Второй год обучения состоит из проектной деятельности воспитателя, ребёнка и родителя.

        Экологический проект – это, прежде всего, решение определённых задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

        Проект состоит из основных этапов:

1. Наблюдения.

2. Изодеятельность, изготовление поделок.

3. Исследование.

4. Труд.

5. Игры и театральная деятельность, развлечения.

6. Художественная литература.

7. Моделирование (2 часа).

        Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется воспитателем в зависимости от решаемых задач.

        Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

        Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологической направленности.

        В проекте могут участвовать дети старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети старшего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объём работы, использовать простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объём исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

        Сроки проведения экологического проекта устанавливает педагог. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года и цели по исследованию проекта.

1 проект: «Дерево жизни».  

        В проектной деятельности с детьми закрепляется пройденный материал, приводится пройденный материал в систему на примере одного дерева и изготавливается макет дерева в группе с насекомыми, птицами, животными, семенами, листьями, условиями жизни и прочее.

Темы занятий:

  • Экскурсия – наблюдение: «Из чего состоит дерево?»
  • Изготовление поделок «Жизнь леса осенью»
  • Исследование: «Что будет, если исчезнут деревья?»
  • Труд: «Чистота у дерева, его здоровье».
  • Театральное действие: «Где зимой спят животные?»
  • В гостях у бабушки – загадушки (сочини свою загадку о дереве).
  • Изготовление модели дерева и набора «Что нужно нашему дереву».

2 проект: «Зимующие птицы».

        В проекте о зимующих птицах дети закрепляют пройденный материал, детально изучают оперение птицы, какие есть перья и для чего. Узнают о особенностях жизни птиц, научатся применять полученные знания в живописи, лепке из глины. Итогом проекта будет папка «Птицы нашего леса» с рисунками детей, также заседание учёного совета по защите проектов «Моя птица лучше!»

Темы занятий:

  • Занятие – наблюдение «Определи лучшего пернатого певца».
  • Занятие «Зимующие птицы».
  • Изодеятельность «Пёстрый мир птиц».
  • Труд «Покорми птиц зимой».
  • Литературное занятие «Интересное из жизни птиц».
  • Исследование «Для чего птицам перья?»
  • Практическое занятие: «Птички – невелички».

3 проект: «Животные леса».

        Знакомство с творчеством писателей, описывающих в своих произведениях жизнь животных, ярко раскрывает все повадки животных, их особенности и роль в природе. Дети научатся распознавать следы животных, быть наблюдательными, узнают, что в природе каждый вид важен и нужен, даже если он хищник. Смогут построить простейшую цепь питания и изготовят макет лесной опушки.

Темы занятий:

  • Занятие «Здравствуй В.В.Бианки».
  • Изодеятельность «По рассказам писателя».
  • Наблюдение «Угадай, чьи следы?»
  • Исследование: «Волк хороший или плохой?»
  • Игра – развлечение: «Цепочки».
  • Поделки «Лесные животные».
  • Практическое занятие: «Опушка леса».

4 проект: «Огород на подоконнике».

         Дети примут участие в посадке рассады, в уходе за ней и высадке на гряду, закрепив таким образом все знания о растениях, о уходе за овощными культурами и особенностях выращивания растений на огороде.

Темы занятий:

  • Исследование «Для чего людям растения?»
  • Труд «Посадка рассады».
  • Наблюдение + изодеятельность «Всходы, первые листочки, первые цветочки».
  • Развлечение «Праздник цветов».
  • Труд «Подготовка гряд и клумб».
  • Высадка рассады и уход за ней.

Учебно – тематический план.

1 год обучения (старшая группа).

п/п

        Тема

Общее

количество

учебных

часов

В том числе:

теория

практика

Раздел 1. Деревья детского                                                        

                сада.

9

6

3

1.

Введение.

1

1

-

2.

Экскурсия – путешествие по

территории д\сада                                                                                                   «Деревья бывают разные…»

2

1

1

3.

Экскурсия «Здравствуй друг наш

Великан».

2

1

1

4.

Занятие «Лесная сказка»

(этажи леса).

1

1

-

5.

Занятие – наблюдение «Дерево –

дом, всем нужен он».

2

1

1

6.

Литературный час.

1

1

-

Выход: книжка – малышка «Мое

 любимое дерево».

Раздел 2. Птицы

8

5

3

7.

Экскурсия «Наши пернатые гости».

1

1

-

8.

Занятие «Почему птицы бывают

перелетные?»

2

1

1

9.

Занятие «Дятел – президент зимующих

птиц»

1

1

-

10.

Театрализованное действие «Покормите

 птиц зимой!» (с выставкой кормушек

для птиц).

3

1

2

11.

Занятие «В гостях у бабушки –

загадушки» (сочинение своей загадки)

1

1

-

Выход: фотоальбом «Кто пообедал у

 нашей кормушки».

Раздел 3. В мире животных.

8

5

3

12.

Занятие «Кто домашнее, а кто дикое

животное?»

1

1

-

13.

Занятие  «Путешествие в зимний лес».

2

1

1

14.

Занятие «Домашнее задание: Мой

домашний любимец» (дома оформить

 лист с информацией о животном).

1

1

-

15.

Занятия – наблюдения «Животные

Нашего уголка: рыбки, черепаха,

хомячок».

3

2

1

16.

Создание конусного театра  «Зимовье

зверей».

1

-

1

Выход: альбом: «Наши домашние

животные», конусный театр «Зимовье

зверей».

Раздел 4. Растения д/сада.

11

5

6

17.

Занятие – путешествие «Комнатные

растения нашей группы».

1

1

-

18.

Занятия – наблюдения за цветущим

цветком (цветок, выброс стебля или

появление бутонов, цветение).

2

1

1

19.

Занятие - наблюдение «Зеленый лук –

 от 100 недуг» ( в воде и в земле).

3

1

2

20.

Экскурсия – наблюдение

«Одуванчик – золотой».

2

1

1

21.

Занятие «В гостях у Красной книги».

1

1

-

22.

«Гербарий растений территории д/сада»

2

-

2

Выход: Гербарий растений детского сада.

Итого занятий за год:

36

21

15

2 год обучения (подготовительная группа).

Проект «Дерево жизни».

9

2

7

1.

Экскурсия-поиск «Самое главное дерево

леса».

1

1

-

2.

Практическое занятие: «Подарок для

дерева»

1

-

1

3.

Исследование: «Дерево бывает…»

1

-

1

4.

Занятие:«Что нужно дереву для здоровья?»

1

-

1

5.

Театральная деятельность: «Дерево

готовится к зимнему сну»

1

-

1

6.

Занятие: «Письмо для дерева от детей»

1

1

-

7.

Практическое занятие: «Макет дерева

жизни» для группы.

3

-

3

Проект «Зимующие птицы»

9

5

4

8.

Занятие-наблюдение «Определи лучшего

пернатого певца»

1

1

-

9.

Занятие «Зимующие птицы»

1

1

-

10.

Изодеятельность «Пестрый мир птиц»

1

-

1

11.

Труд «Покорми птиц зимой»

2

-

2

12.

Литературное занятие «Интересное из

жизни птиц»

1

1

-

13.

Исследование «Для чего птицам перья?»

1

1

-

14.

Практическое занятие: «Моя птица лучше!»

2

1

1

Проект «Животные леса»

9

3

6

15.

Занятие «Здравствуйте В.В.Бианки»

1

1

-

16.

Изодеятельность «По рассказам писателя»

1

-

1

17.

Наблюдение «Угадай чьи следы?»

1

1

-

18.

Исследование: «Волк хороший или плохой?»

1

1

-

19.

Игра – развлечение: «Цепочки»

1

-

1

20.

Поделки «Лесные животные».

1

-

1

21.

Практическое занятие: «Опушка леса».

3

-

3

Проект «Огород на подоконнике»

9

3

6

22.

Исследование  «Для чего людям растения?»

1

1

-

23.

Труд «Посадка рассады»

1

-

1

24.

Наблюдение+изодеятельность

«Всходы, первые листочки, первые

цветочки»

3

1

2

25.

Развлечение «Весна пришла…»

1

1

-

27.

Труд «Подготовка гряд и клумб»

1

-

1

28.

Высадка рассады.

2

-

2

Итого занятий за год:

36

13

23

Библиографический список.

1. Документы и справочный материал.

1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В, Комаровой Т.С. – М: Мозайка – Синтез, 2009 г.

1.2 Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. «Примерная региональная программа образования детей дошкольного возраста» - Екатеринбург: ИРРО, 2007г.

1.3  Коломийченко Л.В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», Пермь: 2002г.

1.4 конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Литература.

2.1 Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н.Николаева – М: Просвещение, 1995.

2.2 Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп дет.сада: Кн. Для воспитателей дет. сада/С.Н.Николаева – М.: Просвещение, 2001.

2.3 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду/С.Н. Николаева – М.: Мозайка – Синтез, 2001 Богрова Л.А. «Я познаю мир. Энциклопедия растения».

2.4 Большая энциклопедия природы для детей. Издатель А.П.Дьяченко. Гриф – фонд «Межкнига», 1994.

2.5 Богуславская З.М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста./З.М.Богуславская, Е.О. Смирнова. М.: Просвещение, 1991.

2.6 Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1991.

2.7 Бондаренко А.К. словесные игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада/ А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974.

2.8 Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М.: 1978.

2.9 Егоренков Л.И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников». М.: АРКТИ, 2000.

2.10 Иванова А.И. «Естественное – научное наблюдение и эксперименты в детском саду», М. 2007.

2.11 Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: 2007.

2.12 Ледяйкина Е.Т. Праздник для современных малышей/ Е.Т. Ледяйкина, Л.А.Топникова. – Ярославль: Академия развития; Академия «Холдинг», 2002.

2.13 Литвинова Л.С., Жиренко О.Г. «Нравственно – экологическое воспитание». М.: 2005.

2.14 Луев Д.П. «Дары русского леса». М.: 1988.

2.15 МЫ. Программа экологического образования детей/Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб. Детство-пресс, 2002.

2.16  Петров В.В. «Жизнь леса и человека». М,: Наука 1985 г.

2.17 Попова Т.И. Мир вокруг нас: Мат. Комплексной программы культурного экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Т.И. Попова – М.: 1998.

2.18 Развивающие игры у детей/Сост. Н.Ехевич, Б.Никитин. – М.: Физкультура и спорт; ТОМО, 1990.

2.19  Рыжова Н.А. Воздух – невидимка: Пособ. Экологическое образование дошкольников/Н.А.Рыжова – М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1998.

2.20  Смирнов В.Ф. путешествие в страну тайн: познавательные игры в семье/В.Ф. Смирнова, А.Н. Чифра. – М.: Новая школа, 1993.

2.21 Сысоев Н.Д. «Встреча с природой». М.: 1886.

2.22 Тюмасева З.И. Валеология и образование: проблемы и решения/ З.И.  Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ, 1999. – Ч.1.

2.23 Тюмасева З.И. комплексная программа и руководство: Непрерывное эколого – валеологическое образование/ З.И. Тюмасева – Челябинск: Изд – во ЧГПУ «Факел», 1998.

2.24 Шмаков С.А. Её величество игра: Забавы, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей/С.А. Шмаков – М.: Магистр, 1992.

2.25 Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Авт.сост. Л.А. Багрова. Под общ. Ред. О.Г. Хинн – М.: АСТ, 2000.

2.26 Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/Авт. Сост. П.Р. Ляхов. Под общей ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ, 2000.  

 

Конспект занятия: «Дятел – президент зимующих птиц».

Программное содержание:

- Вызвать у детей интерес к жизни зимующих птиц.

- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках зимующих птиц.

- Развивать внимание и память детей.

- Учить сравнивать и анализировать, делать обобщения.

- Учить детей в зимнее время года ежедневно заботиться о птицах, получать радость от того, что они могут спасти птиц от гибели.

Оборудование:

Картинка «ворона», «воробей», «снегирь», «синица», «сова», «клёст», «дятел», «сорока». Картинки гнездо сороки, гнездо синицы, дупло дятла.

Аудиокассета: любая спокойная музыка.

Ход занятия:

В: Ребята, хотите, я расскажу вам одну занимательную историю о том, как зимующие птицы в нашем краю себе президента выбирали? Каким должен быть президент (красивым, добрым, трудолюбивым, весёлым, бойким и т.д.)? Президент должен находиться в лесу круглый год и вот кандидатами стали зимующие птицы. Перечислите мне их.

Д: Ворона, воробей, снегирь, дятел, сова, сорока, синица, клёст.

(В: выставляет картинки с изображением птиц.)

В: Сову, клеста и снегиря птицы сразу решили отстранить от участия в выборах. Догадайтесь почему?

Д: Сова – недобрая, хищная птица. Она может обижать птиц и зверей. Днём она спит.

        Клёст – живёт далеко в дремучих сосновых и еловых лесах, и его не всегда можно дозваться. У клеста клюв крючком – это не всем может понравится.

        Снегирь – кочующая птица. Его не бывает в наших лесах летом. Весну, лето и осень снегирь проводит в северных лесах.

(В: убирает картинки «совы», «клеста», «снегиря».)

Игра – конкурс «Птичьи моды».

В: Сначала птицы решили устроить показ моделей птичьего оперения. Хотели бы вы ребята посмотреть, как это происходило, и по участвовать в этом конкурсе?

В: повторяйте за мной:

На одной ножке покручусь

И в зимующую птицу превращусь.

Дети повторяют и выстраиваются в 1 шеренгу и говорят, в каких зимующих птиц каждый из них превратился. Воспитатель включает музыку.  Дети начинают двигаться по комнате, изображая модниц – птиц. Воспитатель время от времени выключает музыку и дети принимают красивую позу. Когда опять начинает звучать музыка – все порхают, на носочках кружатся и по окончанию музыки садятся на стулья.

В: Именно так всё и было. Конкурс показ мод выиграли сорока, синица и дятел. Ворону и воробья птицы посчитали не очень нарядными в серых «платьях».

(В: убирает картинки этих птиц)

В: Победителями оказались сорока, синица и дятел. Как вы думаете почему? Посмотрите на их портреты и попробуйте рассказать, как они выглядели на показе мод? Можно ли их красиво оперение сравнивать с человеческой одеждой?

Д: или В: Сорока – нарядная птица. Голова и крылья к неё чёрные, а жилеточка белая. Хвост у сороки длинный, чёрный с красивым зеленоватым отливом.  

        Синица – тоже красивая птица. У неё жёлтая блузка с чёрным галстуком и зелёный плащик, а на голове у неё тёмно – синяя шапочка.

        Дятел – нарядная, красивая, элегантная птица. У дятла модный наряд. Сюртучок у него чёрный, а на крыльях рукавичках – былые крапинки. Рубашечка у него белая, а на ней крапины чёрные. На голове у дятла красный беретик.

В: Остались только 3 птицы, которые продолжили участие в выборах. Птицы решили выяснить, хорошие ли сорока, синица и дятел строители. Они попросили показать им свои гнёзда.

(Выставить картинки гнёзд.)

В: У кого какое гнездо опишите?

Д: У сороки гнездо большое, круглое. Внизу оно глиняное, сверху сложено из сухих веток. Устлано гнездо соломинками, травинками, пухом, шерстью.

В: От дождя сороки делают навес из веток и сучьев – получается настоящая крыша.

Д: У синицы гнездо из тонких прутиков и соломы. Для тепла синички приносят пух, перья, шерсть, волоски и кусочки ваты.

В: Иногда синицы занимают старые дупла дятлов.

Д: У дятла большое, глубокое дупло. Вход в дупло круглый или овальный.

В: Дятел выдалбливает своё дупло целых 2 недели. Ему помогает большой, крепкий клюв. Гнездо дятел утепляет сухой травой, листьями, перьями, пухом.

Думали – думали птицы  и решили, что все эти птицы очень хорошие строители. Но выбрали всё таки 2 самых тёплых, сухих, уютных дома. Как вы думаете, чьи они были?

Д: Выбрали гнездо сороки и дупло дятла.

(Убрать картинку гнезда синицы и синицу)

В: Что бы зрители птицы не заскучали сорока и дятел решили их не много потешить, показать им свои музыкальные способности.

Музыкальный аттракцион «Ча-ча-ча и Та-та-та».

В: Сорока – стрекотуха предложила всем птицам послушать, запомнить и повторить такой ритм: ча-ча-ча, ча-ча-ча, ча-ча-ча-ча, ча-ча-ча.

Воспитатель произносит слог «ча», на каждый слог хлопает в ладоши, дети повторяют и стараются не нарушить ритм.

В: А лесной барабанщик – дятел выстучал целое послание. Послушайте его и постарайтесь так же отстучать его пальчиками: та-та, та-та-та, та-та-та-та, та-та. Дети выстукивают пальчиками барабанный ритм.

В: Птицы развеселились и в благодарность выступающим устроили овацию, аплодисменты – все стали хлопать крылышками по своим бокам, вертеть головками из стороны в сторону и улыбаться. Попробуйте и вы так повеселиться.

Динамическая пауза «Птичьи аплодисменты».

        Дети встают прямо, руки свободно опущены вдоль туловища. Ритмично поднимают руки вверх – в стороны. Затем опускают вниз, хлопают себя руками по бокам. Головы дети медленно поворачивают влево – вправо.

В: В заключение птицы попросили сороку и дятла рассказать какую пользу они приносят птицам, человеку, лесу. Как вы думаете, что они рассказали?

Д: Сорока рассказа, что она уничтожает много гусениц, мошек, жуков и комаров.

В: Но тут птицы вспомнили, что сороки могут и утащить яйцо из чужого гнезда. И это не хорошо!

Д: Дятел – очень полезная птица. Её называют лесным доктором. Он выстукивает деревья, разыскивает у них в стволах и под корой червячков, личинок жучков и бабочек.

В: Что случилось бы с лесом, если бы в нём не было дятлов?

Ответы детей.

В: Вот и получилось, что президентом зимующих птиц был выбран …

Д: Дятел!

(В: убирает картинку сороки)

В: Дорогие ребята, зимующие птицы просили меня передать вам спасибо за доброту и ласку, за то, что их кормушки зимой никогда не пустуют.

Прогулка «Рябина и рябинка».

Цель: Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить детей сравнивать, находить общее и отличия, и обобщать.

Ход прогулки:

Восп.: Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите её когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?

Дети: Рябина растёт в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Восп.: Почему люди сажают рябину около дома так, что её из окна видно?

Д: Чтобы ягоды есть, любоваться её красотой.

В: Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поётся в песнях. Красивы и её листья, причём в разное время года. Сейчас они зелёные, скоро будут жёлтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А ещё за что любят рябину?

Д: Из её ягод варенье варят, чай заваривают.

В: Кто ещё любит ягоды рябины?

Д: Птицы: снегири, свиристели, вороны.

В: Рябине в народном календаре посвящён праздник – 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья – надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали под окнами. Давайте сорвём небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем её ленточкой: пусть она оберегает наш дом: детский сад.

(Идём к зарослям пижмы)

В: Как называется это растение? В народе его называют дикая рябинка. Посмотрите внимательно на неё и на веточку рябины. Чем они похожи?

Д: Листья такие же.

В: А какого цвета их листья? Сверху, а снизу?

Д: Сверху тёмно – зелёные, снизу у пижмы – сероватые.

В: опишите цветки пижмы.

Д: Они похожи на ярко - жёлтые пуговки, собранные вместе. Так же как ягоды у рябины.

В: А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит всё шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить её от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?

Д: У неё листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины – в виде зонтика.

        Воспитатель предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы ещё раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить её с рябиной – оберегиней.

 

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию "Наш дом - природа" (старшая группа).

Пояснительная записка. учебно - тематический план. содержание программы.Кружок в старшей группе проводится 1 раз в неделю  нге более 25 минут...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию Тема: «Друзья природы»

Кружок «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проб...

Презентация программы дополнительного образования "Друзья природы"

Всё хорошее в людях- из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться,узнать,полюбить!Мы хотим,чтоб земля расцветала,И росли,как цветы малыши,чтоб для них экология с...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы"

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию "Знатоки природы" для детей второй младшей группы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»

Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Программа дополнительного образования«Природа вокруг нас»...