КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

документы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ34.67 КБ

Предварительный просмотр:


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА».

Программное содержание. Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь.

Формировать навыки поведения в природе.

Оборудование. Декорация весенней природы (деревья, птицы, бабочки). Грамзапись. Игрушки диких животных (белка, заяц, лиса). Пеньки, орешки. Скворечник для игры, шапочки скворушек.

        

Методическое проведение.

        Воспитатель предлагает детям отправиться в весенний лес, посмотреть, что там изменилось с приходом весны.

        Воспитатель. Давайте отправимся в лес. Не за грибами и не за ягодами, а за чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим увидит вас.

        Дети на поезде едут до станции  «Лесная». На станции «Лесная» пассажиры выходят и собираются вокруг воспитателя.

        Воспитатель. Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери). В лесу надо ходить осторожно, чтобы не раздавить маленьких обитателей. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.

        Воспитатель. Посмотрите, дети, какая красивая поляна. Сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут.

        Дети. Тополя, берёзы.

        Воспитатель. Как узнали берёзу?

        Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.

        Воспитатель. Послушайте стихотворение «Берёза».

                 Люблю берёзку русскую,

                То светлую, то грустную

                В белом сарафанчике

                С платочками в карманчиках.

        Обратить внимание детей на то, как ярко выделяются стволы берёз.

        Воспитатель. А что это за деревья? Высокие, раскидистые.

        Дети. Тополя.

        Какой сильный ствол, пышные ветки.

        Воспитатель. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.

        Какой формы веточки?

        Дети. Прямые.

        Воспитатель. Какой ствол?

        Дети. Толстый.

        Воспитатель. А что вы можете сказать про почки?

        Дети. Почки тополя душистые, пахучие.

        Воспитатель. Под тополями вся земля усыпана колпачками с почек, они хрустят под ногами, приклеиваются к подошвам.

        Напомнить детям о том, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.

                «Много леса – не губи,

                Мало леса – посади».

        Воспитатель. Отгадайте загадку «Зимой и летом одним цветом». Правильно, это ёлка. А какое дерево наряжают один раз в году?

        Дети. Ёлку. Её иголки и зимой не теряют своего цвета.

        Воспитатель. А что вы видите под ёлкой?

        Дети. Шишки.

        Воспитатель. А кого можно увидеть в лесу на деревьях?

        Дети. Белку.

        Воспитатель. Чем питается белка?

        Дети. Орешками.

        Дети присаживаются на пенёчки, чтобы отдохнуть и посмотреть на лес.

        Воспитатель. Птиц весной увидеть непросто, но их весёлое щебетание и пение хорошо слышны. (Звучит грамзапись «Голоса птиц»).

        Воспитатель. Как красиво поют птицы. Мы слышим их голоса, записанные на пластинку. А где можно услышать голоса птиц в природе?

        Дети. В лесу, в парке.

        Воспитатель. Можно послушать пение птиц и на территории нашего детского сада. Каких птиц мы встречали здесь?

        Дети. Воробьёв, ласточек, грачей, голубей.

        Воспитатель. Как мы с вами заботимся о птицах?

        Дети. Зимой насыпали корм в кормушку: семечки, хлебные крошки, зёрнышки.

        Воспитатель. А какие птицы живут в лесу?

        Дети. Скворцы, грачи, совы.

        Воспитатель. Для того, чтобы пели птицы, взрослые и дети охраняют зелёные насаждения, вешают скворечники.

        Проводится игра «Скворушки».

        Воспитатель. А вот и наш «Зелёный патруль». (Входят дети из подготовительной группы).

        Дети подготовительной группы. Ребята! Вы ничего не нарушили в лесу? А знаете ли вы правила поведения в лесу?

        Воспитатель. Давайте повторим их.

        1. Не рви в лесу, на лугу цветов.

        Чтение стихотворения В. Викторова «Цветок» (читает ребёнок средней группы).

                Цветок на лугу

                На бегу.

                Сорвал,

                А зачем –

                Объяснить не могу.

                В стакане

                Он день постоял

                И завял,

                А сколько бы он

                На лугу простоял.

  1. Не ломай, не руби ветки деревьев и кустарников.
  2. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
  3. Не сбивай грибы.
  4. Не разжигай костёр.

Чтение стихотворения «Лесные правила».

        Если в лес пришёл гулять

        Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки,

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай,

Мусор с травки убирать

Зря цветы не надо рвать.

Воспитатель, обращаясь к «Зелёному патрулю»:

– Ребята! Мы будем заботиться о природе, чтобы в нашем детском саду было всегда красиво, чтобы цветы цвели, пели птицы.

Дети выходят на опушку леса. Воспитатель говорит:

– «В лесу высокие деревья, от них тень и прохлада, а здесь на лугу совсем по-другому: ярко светит солнце, растёт много цветов и трав. Давайте подышим прекрасным луговым воздухом. Посмотрите, над цветами кто-то летает. Кто же это?»

Дети. Бабочки.

Воспитатель. Яркие красивые пятна на крылышках бабочки, похожи на глаза, помогают ей отпугивать врагов. А это что за красивая поляна?

Дети. Грибы.

Воспитатель. А какие грибы?

Дети. Мухоморы.

Воспитатель. Правильно, это не6съедобные грибы, но они красивые, привлекательные, их нельзя рвать, дотрагиваться до них тоже нельзя.

Воспитатель предлагает детям притаиться за кустами.

Воспитатель. Что-то рыжее мелькнуло вдали, кто осторожно крадётся?

Дети. Лиса.

Воспитатель. Какая она?

Дети. Рыжая, пушистая, хитрая.

Путешествие заканчивается.

Воспитатель. Ой, ребята, а здесь какой сюрприз? (корзиночка с орешками). Подарок белочке.

Воспитатель. Отправляясь в лес за чудесами, пустым домой, никогда не вернешься. Вот сколько интересного мы увидели в лесу.  


КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:
 

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

 

 

Цель:1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана,  ромашка; засушенные растения; отвары трав,  картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Содержание.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

                             (Крапива).

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

                            (Одуванчик).

                     Нарядные платьица,

                Жёлтые брошки,

                Ни пятнышка нет

                На красной одёжке.

                                      (Ромашка).

                Каждый лист мой любит тропки

                У обочины дорог.

                Он однажды людям добрым

                Раны вылечить помог. (Подорожник).

        Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

         Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

        Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник – лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

        Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.

        Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?

        На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски.

        Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.

                Есть много трав полезных,

                На земле страны родной,

                Могут справиться с болезнью

                Ромашка, мята, крапива

                          Подорожник, ландыш, зверобой.

        Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

                Дождик, лей веселей!

                Тёплых капель не жалей

                Для лесов, для полей.

                И для маленьких детей,

                И для мам, и для пап.

                Кап – кап! Кап – кап!

        Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду.

         Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

        1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.

        2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.

        3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

        Давайте сделаем отвары их лекарственных трав, и нашим зверькам  станет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ГРИБНОЕ ЦАРСТВО».

Цель. Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов. Обогатить словарный запас детей (подосиновик, подберёзовик, грибница, вешенка).

Развивающая среда. Грибница вешенки, гриб мухомор, кукла – марионетка «Старик – Лесовик»; искусственные деревья (ель, берёза, осина), пеньки.

Ход занятия.

        Дети, вы все знаете, что после зимы наступает весна, а вслед за летом приходит осень. А почему это происходит?

         – (Потому что Земля вращается вокруг Солнца и поворачивается к нему то одним, то другим боком).

         – Вот мы только что сказали Лету: «До свидания», а сейчас говорим: «Здравствуй, Осень!».

                Воспитатель читает стихотворение:

                Разыгрался ветер на лесной поляне,

                Закружил осинку в красном сарафане.

                И листок с берёзы золотистой пчёлкой

                Вьётся и кружится над колючей ёлкой,

                Облетели листья клёна, клён от холода дрожит.

                На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

        Дети, приметы осени вы знаете?

        (Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, животные готовятся к зиме, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях).

        Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной. А почему?

        (Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убирают хлеб).

        Я приглашаю вас в осенний лес за грибами. Давайте отправимся туда на красивом автомобиле. (Дети садятся в игрушечный автомобиль, звучит весёлая музыка).

        Вот и лес.

                Здравствуй лес, дремучий лес,

                Полный сказок и чудес.

Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько бывает трудно определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

– не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса;

 – срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

 – не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть, не прикрытая листвой;

 – не собирать грибы у проезжей части;

 – собирать только известные грибы;

 – не срывать старые и очень маленькие грибы.

        А вот и первый гриб. Он хочет загадать нам загадку о себе.

        Ребёнок в шапочек гриба загадывает:

                Кто сидит на крепкой ножке

                В бурых листьях у дорожки?

                Встала шапка из травы,

                Нет под шапкой головы… (боровик).

        Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожий на бочонок. У него мясистая шапочка. А ещё его называют белым грибом. Почему?

        (Потому что после сушки он не меняет своего цвета, как остальные грибы).

        Когда я была маленькой, мне было интересно знать, почему боровик называют белым. А моя бабушка подвела меня к шкафу и показала две коробочки: в одной были светлые грибы – белые и подберёзовики. Белые грибы не боятся ни  варки, ни жарки, ни сушки. Они так и остаются белыми. А подберёзовики почернели, поэтому в народе их называют чернушками. И все грибы чернеют, кроме белых, поэтому белый гриб ещё называют гриб – полковник.

        (Дети подходят к следующему грибу – ребёнок в шапочке подосиновика).

        А вот и другой гриб.

        Ребёнок загадывает загадку:

                Я в красной шапочке расту

                Среди корней осиновых.

                Меня узнаешь за версту,

                Зовусь я…    (подосиновик).

        Почему он так называется?

        (Потому что чаще всего он растёт под осиной).

        Расскажите, что вы знаете об этом грибе.

        (Это съедобный гриб, у него прямая ножка и ровная круглая шляпка).

        Дети подходят к следующему грибу. Гриб загадывает загадку:

                Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

                Расту я обычно в берёзовой роще.

                                                                                (подберёзовик).

        Иногда подберёзовики путают с подосиновиками, потому что между собой они очень похожи и растут рядом. Как же всё-таки их различать?

        (На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлый).

        Дети подходят к пеньку с семейством Опят. А вот сразу несколько грибов, целая семейка.

        Дети в шапочках грибов читают загадку:

                Нет грибов дружней, чем эти,

                Знают взрослые и дети

                На пеньках растём в лесу,

                Как веснушки на носу.

                                                            (опята).

        Ещё какие бывают опята?

        (Летние и осенние).

        Где они обычно растут? (На полях, сваленных деревьев. Иногда забираются высоко на дерево, что и рукой не достанешь).

        Вот как много грибов мы собрали. Давайте с ними споём и станцуем, ведь мы на волшебной поляне.

        (Исполняется песня «Здравствуй, лето» на  музыку В. Селезнёвой, дети водят хоровод. Воспитатель приглашает детей сесть на пеньки отдохнуть).

        Дети, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. (Воспитатель показывает большую грибницу гриба вешенка).

        Дети, это дом для грибницы, потому что у самой грибницы корешки очень нежные и тонкие из-за чего её нельзя перенести без домика. А в таком виде грибы можно переносить в другой лес на новое место и даже выращивать у себя на балконе.

        (Воспитатель вносит куклу – марионетку «Старик – Лесовик»).

        Дети, посмотрите, кто в гости к нам пришёл. Это Старик – Лесовик. Он все лесные тайны знает.

        Лесовик. Ребята, о каких грибах вы сейчас говорили? (О съедобных).

        Лесовик. А какие есть ещё грибы в моём лесу? (Несъедобные или ядовитые).  

Отгадайте, как называется самый известный ядовитый гриб?

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он в красной шляпке, на шляпке горошки…      

                                                                                    (мухомор).

        А почему его так называют?

        (Потому что мухи его боятся и падают замертво от него).

        А кто им лечится? (Лоси, проглатывая их целиком).

        А какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, белая поганка, ложный опёнок).

        Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Научу я вас, ребята, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если есть хоть один ядовитый – луковица посинеет. А что можно приготовить из грибов и как их можно готовить?

        (Варить, жарить, сушить, мариновать, солить).

        Лесовик. Молодцы! Приготовил я вам угощение. Кушайте на здоровье.

        (Лесовик угощает детей печеньем «Грибы»).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:

«НОВОСЕЛЬЕ ПТИЦ».

Цель утренника: на примерах, приведённых в утреннике, закрепить знания о пользе птиц, которую они приносят человеку, о бережном отношении к птицам.

Оформление: плакаты «Птицы – наши друзья», серии картин с названием тех птиц, о которых рассказывают дети; скворечники, вырезанные их картона; выставка детских рисунков.

        

Под звуки песни Д. Кабалевского «Птичий дом» дети входят в празднично убранный зал и садятся на свои места.

         Двое мальчиков с корзинками в руках подбегают к берёзкам, на которых висят кормушки для птиц, достают корм и насыпают в кормушки.

        Первый мальчик.

                Мы овсом и ячменём

                Кормим птичек за окном.

                К нам обедать по привычке

                Прилетают две синички.

        Второй мальчик.

                Пара сизых голубей,

                И знакомый воробей,

                А за ним его семья,

                И соседи, и друзья.

                                                   (В. В. Викторов)

         Под музыку Л. Банникова «Птички летают», «вылетают» дети, изображающие зимующих птиц, «подлетают» к кормушкам, «клюют», потом говорят, «вылетев» на середину зала:

                Не страшны нам холода:

                Ведь в кормушках есть еда.

Ведущий.

                Покажись нам, солнышко,

                Посвети немножко,

                Посвети немножко,

                Просуши дорожки.

                                            (Г. Ладонщикова).

Под музыку Е. Тиличивой «Солнышко плывёт по небу» выходит девочка – солнышко.

Солнышко.

Вам дарю своё тепло,

          Чтобы всё кругом цвело.

        Чтоб листочки распустились,

        Птички песней залились.        

                                                     (Г. Демченко).

        Два мальчика – мастера под марш выходят на середину зала.

        Первый мальчик.

                Через море, через горы

                Стайкой птицы к нам летят.

                Мы для них построим город,

                Птичий город – Птицеград.

(И. Курлат).

        Второй мальчик.

                И сегодня в день весенний

                Справим птичье новоселье.

                Эти домики все вместе

                На берёзках мы развесим.

        (К. Ибряев).

        Мальчики исполняют танец «Сделаем скворечник».

        Мальчик.

                Мы, ребята дошколята,

                Приглашаем всех пернатых,

                Прилетайте, кто захочет.

                Мы вас любим очень – очень.

             (К. Ибряев).

                        

Под музыку И. Дунаевского «Скворцы прилетели» перелётные птицы «вылетают» на середину зала.

Перелётные птицы. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуйте, желанные друзья!

Скворец. (Подлетев к синичке).

Здравствуй, птичка – невеличка,

Здравствуй, добрая синичка!

Грач.

Здравствуй, дятел, наш приятель!

Здравствуй, голубь и снегирь!

        Дятел.

                Расскажите, птицы.

                Где вы побывали?

                Расскажите, птицы,

                Что вы повидали?

        Скворец.

                В жарких странах

                Жаркое лето.

                Ни зимы, ни снега там нету.

        Грач.

                Бродят там слоны – великаны,

                Целый день кричат обезьяны,

                Там растут деревья – лианы,

                Там растут на пальмах бананы.

        Дятел.

                Хорошо ли жили

                Вдалеке от дома?

                С кем вы там дружили

                В странах незнакомых?

                                              (Е. Карганова).

        Скворец.

                Мы скучали по деревне,

                По звенящему ручью.

                По скворечне, по деревьям,

                По соседу – воробью.

                                              (Г. Ладонщиков)

        Дети. Все мы рады вам, друзья,

                     Будьте с нами вы всегда.

        Дети исполняют песню «Снова птицы тук как тут».

        Ведущий.

Вы б для нас потанцевали

Мы вас очень – очень ждали.

Девочки исполняют «Танец птиц».

Ласточка. Гнёзда вы не разоряйте.

Скворец. Птичьих гнёзд не трогайте.

Голубь. Яичек тёплых не берите.

Грач. Нас, друзья, вы берегите.

Мальчик.

        Нет, мы не будем разорять,

        Вот слово всех ребят.

        Пусть птичьи песенки опять

          В саду у нас звенят.

Воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Голуби мира».

Из соседней голубятни

Голубь вылетел ручной

И сверкнул в лучах закатных

Свежей снежной белизной.

Это наш московский мальчик

Из окошка чердака

В небо выбросил, как мячик,

Молодого голубка.

И напомнил нам, что дети

Городов и деревень

Мира требуют на свете

В этот славный летний день.

        В грамзаписи звучит песня «Летите голуби».

        В зал «влетают» «два голубя» с подарками в руках – крыльях.

        Голуби.

                Мы летим, летим, летим,

                Всю планету облетим.

                Мир и счастье принесём

                В каждый город, в каждый дом.

        После раздачи подарков дети под марш уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия ФГОС «По осенним тропинкам»

Лучший конспект для открытого занятия на тему осени.Интрегрирование по разделам: познание, развитие речи, эксперимент, ИЗО....

Открытое интегрированное занятие по теме: Экологическая тропа "В гостях у гномика Васи" в первой младшей группе .

Закрепление и обобщение знаний, полученных на занятиях, в играх и других режимных моментах. Вызвать у детей любовь к окружающей нас природе, желание беречь ее, умение сопереживать....

Конспект открытого занятия " Путешествие по экологической тропе "

Наблюдения за растениями на территории детского сада...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Тропинки в математику".

Обобщение и систематизация знаний  о геометрических фигурах, о располажении тела в пространстве, посредством игры....