Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья-пернатые» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Грищенко Татьяна Алексеевна

 

Обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. 
Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.  Воспитывать заботливое отношение к птицам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

 «Наши друзья-пернатые»

(старшая группа)

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зимующих птицах. 
Учить детей распознавать голоса птиц по их тональности и особенностям издаваемого звука конкретной птицы, узнавать птицу по внешнему виду. Развивать мелкую моторику пальцев рук путём сбора пазлов- картинок с изображением птиц. Формировать навыки речевой активности: умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы как краткими, так и полными ответами, делать собственные выводы, рассуждать.  Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Материалы и оборудование: декорация зимнего леса с изображениями зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц. 
Раздаточный материал: картинки-пазлы с изображением птиц, настольно-печатная игра лото "Птицы".
Предварительная работа: рассматривание альбома "Птицы", наблюдения за птицами во время прогулок, чтение и разучивание стихотворений о птицах, отгадывание загадок, игры. 

                                                       Методика проведения  

Воспитатель: "Встаньте, дети, встаньте в круг. 
Ты - мой друг, и я - твой друг. 
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
(Дети становятся в круг, в это время - стук в дверь. Заходит девочка)

Воспитатель: ребята послушайте и отгадайте мою загадку:
"Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку. 
Длинный клюв и два крыла. 
Прилетит – плохи дела. 
А кого паук боится? 
Угадали? Это… " (птица) .
Воспитатель: - Верно, ребята а вы знаете, кто такие птицы и какие они? 
Дети: - Знаю, но очень мало
(Звучат голоса птиц) .
Воспитатель: Ребята, что это за музыка? 
Дети: Это не музыка, это голоса птиц. 
Воспитатель: Да, это голоса птиц. А где их можно обычно услышать? 
Дети: В лесу. 
Воспитатель: Конечно, в лесу! А вы хотели бы там побывать? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Тогда, мы сейчас с вами отправимся на прогулку в зимний лес.
Дружно за руки возьмёмся и отправимся в путешествие в зимний лес. 
Воспитатель: Вот мы и пришли. 
- Смотрите ребята! Что это за птица сидит на ветке? (Сорока) 
Дети: Сорока. 
Воспитатель: А как вы узнали, что это сорока? 
Дети: По черно-белому оперению и длинному хвосту. 
Воспитатель: Что вы ещё знаете об этой птице? 
Дети дополняют ответ. 
Воспитатель подытоживает ответы детей небольшим описательным рассказом: "Сороки – это оседлые птицы, они живут на одном месте. 
Селятся в негустых лесах, парках, садах, поближе к человеческому жилью. Сороки отлично летают, а по земле прыгают. Они умеют издавать стрекочущие звуки. Так они разговаривают между собой и сообщают о приближающейся опасности. Едят разную пищу: насекомых, мышей, семена растений. Сороки воруют яйца других птиц и пищу людей. Уничтожают гусениц, саранчу, древесных клопов и, тем самым, приносят большую пользу".
- А это что за звуки? Кто это стучит? 
Дети: Дятел. 
Воспитатель: Верно, а вот и он. Как вы узнали, что это дятел? 
Дети: У дятла красная шапочка, цветное оперение, длинный клюв. 
Далее ещё ответы детей про дятла. 
Воспитатель  предлагает одному из детей обобщить все ответы, составив небольшой рассказ по плану-указанию: внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке (примерного содержания: "Дятлы живут по одному в лесах. Летают неохотно, обычно сидят на дереве. У них тонкий клюв и длинный шершавый язык. Осенью дятел питается семенами шишек. Он выбирает сухое дерево, в расщелину которого вставляет шишку и ударяет по ней клювом, добывая семена. Такие места любят посещать воробьи и синицы. Они подбирают случайно выпавшие семена. Дятел выдалбливает клювом дупло, и самка выводит там птенцов".) 
- Ребята, а почему дятла называют санитаром леса? 
Дети: Дятел уничтожает много личинок насекомых. 
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте поиграем в игру «Дятел».
                                                Физкультминутка 
Воспитатель: 
"Встаньте, дети, встаньте в круг. 
Ты - мой друг, и я - твой друг. 
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Выбирается «дятел» (ребёнок). Становится в центр круга. 
Дети парами ходят по кругу и произносят слова: 
- Ходит дятел у житницы, 
Ищет зернышки пшеницы. 
Дятел: (ребёнок).
- Мне не скучно одному, 
Кого хочу, того возьму. 
Дятел берет за руку любого игрока. Оставшийся без пары игрок становится «дятлом». (2 - 3 раза) 
Воспитатель: - А, теперь, ребята, мы отправимся дальше. 
Смотрите, а это какие птицы сидят на дереве? 
Дети: Снегири. 
Воспитатель: А как вы узнали, что это снегири? 
Дети: У снегирей красные грудки. 
Воспитатель: Хорошо! Кто может рассказать о снегирях? (Предлагает такой же план-указание, как и к рассказу о дятле, обращается к опыту детей (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы, опираясь на предыдущий рассказ воспитателя о сороке и рассказ ребёнка о дятле) примерного содержания: "Снегири – очень яркие, красивые птицы. Летом их не встретишь в городе. А зимой, с первым снегом, они прилетают к жилищу людей, поэтому их так и назвали – «снегири». Снегири перелетают с места на место в поисках пищи. У снегиря черная шапочка, крылья и хвост, а грудка красная. Нарядно одеты только снегири «папы», а снегири «мамы» имеют серую грудку. Клюв широкий и толстенький и приспособлен к добыванию семян из ягод рябины, бузины и черемухи. Кроме ягод снегири едят почки, молодые листочки и семена ели и сосны".
Воспитатель: - А теперь ребята, мы пойдем дальше. Смотрите, а вот другие птицы. 
Дети: Это синицы! 
Воспитатель: А как вы узнали, что это синицы? 
Дети: У них черная шапочка, а спинка, крылья и хвост голубые. Грудка желтая с черным галстуком. 
Воспитатель: Молодцы! Синица – яркая, нарядная птица. Поет звонко: «Синь – синь, пинь – пинь». За свое пение и получила свое название. Живет в лесах, садах, парках. Зимой синицы летят поближе к человеку. Едят все подряд: зерна, крупу, хлеб, кусочки мяса, сало. 
Воспитатель: - Смотрите, ребята, а это кто прилетел и сел на ветку? 
Дети: Воробьи. 
Воспитатель: Как вы узнали, что это воробьи? 
Дети: У воробья коричневые перья, маленький клюв. 
Воспитатель хвалит детей и предлагает рассказать о воробьях подробнее, затем одному из детей предлагает обобщить ответы детей своим небольшим рассказом по тому же плану-указанию (внешний вид, место обитания, способ питания и передвижения, характерная особенность птицы) примерного содержания: "Воробей – самая распространенная птица, живущая рядом с нашим домом. Он шустрый, крикливый, часто дерется с другими воробьями. При этом он громко чирикает, чем привлекает к себе внимание. Питается остатками еды, или в специальных кормушках. В теплое время года клюют семена на полях, ягоды в садах, небольших насекомых. Воробьи приносят большую пользу, так как во время кормления птенцов истребляют огромное количество насекомых".
Воспитатель: - Ребята! Давайте поиграем в игру «Воробей, чирикни! ».
Выбирается водящий. Он садится на стул спиной к участникам игры. Среди игроков, в тайне от водящего назначается «воробей». Водящий говорит: «Воробей, чирикни! ». «Воробей» произносит: «Чик – чирик». Водящий должен по голосу узнать «воробья». Если он угадывает, «воробей» становится водящим. А новый «воробей» выбирается среди остальных участников игры. 
Воспитатель: - Ребята, слышите? Что это за звуки? Я немного испугалась. Кто это? 
Дети: Сова. 
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите внимательно, и скажите, чем отличается сова от тех птиц, которых мы видели раньше? 
Дети: У нее большая голова, огромные глаза, загнутый большой клюв, мощные лапы и большие загнутые когти. 
Воспитатель: Сова - это хищная, ночная птица. У нее пестрые серые перышки, короткий хвост и длинные изогнутые когти. Клюв похож на крючок, глаза огромные. Сова легко поворачивает голову во все стороны. У совы острое зрение и прекрасный слух. Это позволяет ей охотиться ночью. Сова ловит мышей, кротов, крупных насекомых. Живет в лесу в дуплах деревьев или в старых норах. 
Воспитатель: - Всё, ребята, больше не видно пока других птиц, да и нам возвращаться пора. Вам понравилась наша прогулка?. А тебе, Машенька? 
(Дети проходят на свои места) .
- А сейчас давайте поиграем в игру лото "Птицы".
(У детей на столах лежат каточки с изображением  птиц и игровое поле. Детям воспитатель загадывает загадку и, если птица угадана правильно, на игровом поле закрывается один сектор, а если не отгадана загадка, игровой сектор остается пустым. В конце игры подсчитываются результаты) .

  1. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик – чирик!» (воробей)

  1. Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её… (ворона)

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук-тук-тук!» (дятел)

  1. Угадай, какая птица.

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень, тень!

Как хорош весенний день!» (синица)

  1. Кто летает, кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (сорока)
  2. Маленький певец лесной
  3. Лучше всех поёт весной! (соловей)
    Воспитатель: - Всё, ребята, молодцы! Вы отлично отгадываете загадки. А теперь немного отдохнем. 
                                         Проводится пальчиковая гимнастика .
    - Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и 
    Прилетело? Мы расскажем: разжимают кулачки). 
    Две синицы, воробей, (На каждое название 
    Шесть щеглов и голубей, птицы загибают по 
    Дятел в пестрых перышках. одному пальчику). 
    Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и 
    разжимают кулачки) .
    Воспитатель: - А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы запомнили внешний вид зимующих птиц? 
    (Проводится игра "Собери картинку" с изображением птицы. На каждый стол раздаются пазлы и ребята собирают картинку, называя птицу, которая изображена). 
    - И с этим заданием справились вы. 
    Воспитатель: - А теперь давайте поговорим, что нового вы узнали из нашего путешествия? 
    - Что больше всего понравилось? 
    - А еще я хотела бы вам подарить раскраски с зимующими птицами. Теперь вы все знаете, как они выглядят и сами сможете раскрасить. А затем мы в группе сделаем альбом с зимующими птицами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Наша Армия»

Дать  представление об армии, о представителях разных родов войск (летчики, танкисты, ракетчики, пехотинцы, моряки), об особенностях службы в мирное время, воспитывать чувство гордости за солдат ...

2014-2015 Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Наша армия родная" средняя группа

Цели и задачи: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодо...

Организованная образовательная деятельность во 2-й младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Наши друзья--помощники».

·        Показать роль помощников – органов чувств в познании окружающего мира и их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигатель...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия" старшая группа

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Наша Родина - Россия"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Наша Таня» во второй группе раннего возраста

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Наша Таня» во второй группе раннего возраста...