"Осень - яркая пора, осень любит детвора"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Порозова Валентина Валентиновна

Экологический познавательно - творческий проект во 2 младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen.docx60.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Чажемтовский детский сад»

Познавательно – творческий проект:

«Осень яркая пора, осень любит детвора»

во 2 младшей группе.

Руководитель проекта:

Порозова Валентина Валентиновна.

Проект «Осень яркая пора, осень любит детвора!»

Актуальность: Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значение природы трудно переоценить.

Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, наблюдать природу, видеть её красоту.

На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своей Родины, тем больше мы начинаем любить её.

Проблема: живя в Сибири, дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов  в природе, не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?»…Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому я решила провести  углубленную работу по ознакомлению детей с природой, через познавательно-творческую деятельность.

Цель: Дать детям знания о красоте природы родного края осенью. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Познание: расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях; расширить представление  о многообразии и пользе овощей и фруктов;

Коммуникация: развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Социализация: развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественная литература: учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки.

Художественное творчество: передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие.

Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Возраст детей: 3 года.

Продолжительность: 4 недели.

Участники проекта:  дети, воспитатель, музыкальный руководитель,  родители.

Форма реализации:

НОД;

дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, подвижные, малоподвижные игры;

беседы;

рассматривание иллюстраций, открыток;

использование DVD;

дыхательные упражнения;

игры драматизации

работа с родителями.

Конечный продукт: развлечение, выставка детского творчества «Осень пора золотая», фотовыставка.

Предполагаемый результат:

Расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;

Пополнится словарный запас;

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей - у родителей.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями:

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

Сотрудничество с родителями:

Участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы.

Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок об осенних явлениях, об овощах и фруктах.

Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Музыкальный руководитель: разучивает песни и пляски для осеннего развлечения.

Основной этап:

Мероприятия по работе с  детьми:

Чтение художественной литературы:

 И. Бунин «Листопад», «Бродит осень по дорожке», М. Ивенсин «Падают листья», З. Александрова «Дождик», М. Булатова «Огуречик, огуречик», «Петушок и бобовое зёрнышко».А.Блок  «Зайчик», А. Плещеев «Осень», К. Бальмонт «Осень».В.Бианки «Сентябрь», И.С. Соколов – Микитов. «Лес осенью»

Просмотр м/ф:

«Муха цокотуха», «Мешок яблок», «Осенние зарисовки».

Беседы и нод:

«В осеннем лесу», «Овощи с огорода», «Чудесные листья», «Кто из нас из овощей». «Осень»

Наблюдения:

Проводились ежедневно на прогулках, согласно перспективному планированию.

Рисование:

«Ветка осеннего дерева», «Засолка помидоров» «Дождь», «Осень»

Аппликация:

«Блюдо с яблоками». Коллективная работа «Падают, падают листья»

Дидактические игры:

«Овощи и фрукты», «Назови овощ или фрукт», «Помоги Маше выбрать овощи и фрукты» «Чудесный мешочек» «Узнай по вкусу» «Найди такой же» «Что у осени бывает? » «Ветер-ветерок», «Загадки с огородной грядки», «Собери букет», «Найди лишнее», «Мокрые дорожки»

Пальчиковые игры:

«Мы капусту рубим», «Падают листья», «Это деревья в лесу…»: «Вышел дождик на прогулку», «Компот», «Осенний букет». «Листья»

Хороводы:

«Есть у нас огород».

Подвижные игры:

«Солнышко и дождик», «Раз, два, три, к дереву беги», «Собери листочки, шишки», «Где спрятался грибочек», «Осенние листочки», «Грустно – весело» «С кочки на кочку», «Кролики», «Найди свое место», «Птички в гнездышках».

Лепка:

«Овощи», «Угостим ежат яблоками»

Развлечение:

« Осень в гости к нам пришла»

Игра - драматизация

«Репка»

Дыхательные упражнения

«Ветер», «Аромат цветов», «Ветер и листья».

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему осени, подборка фотографий, литературы;

- разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, загадок об осенних явлениях, об овощах и фруктах.

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина;

- беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.

3. Заключительный этап:

- оформление выставки детских работ: «Осень пора  золотая»;

-  оформление фотовыставки;

-  развлечение «Осень, в гости к нам пришла »

Развлечение: «Осень, в гости к нам пришла!»

Дети под музыку ( Осенние дорожки –С/Д.113) заходят в зал.

Воспитатель:

 Заглянул осенний праздник в каждый дом,                                                                                                                       потому что ходит осень за окном.                                                                                           Заглянул осенний праздник в детский сад,

 чтоб порадовать и взрослых и ребят.

Звуки непогоды, появляется Непогода, чихая и хромая:

Непогода:

 Апчхи! Это что здесь такое?! Праздник что ли? Это плохо. Апчхи!

Воспитатель:   

А ты сама кто такая?

Непогода:

 Я то? Нелётная погода! Апчхи!

Воспитатель:  -Как это нелётная? Плохая, что ли ?

Непогода: Вот чуть что, сразу плохая! На улице осень, а осенью и бывает непогода.

Воспитатель:- Я догадалась. Это ребята тетка Непогода, а у нас праздник и плохая погода нам не нужна.

Непогода: Ах, так?! Ну, нигде не нужна! Сейчас как напущу туман и сырость, апчхи! Вы тут все зачихаете!

 Воспитатель:-Ребята, вы слышите, она хочет, чтобы мы все зачихали и заболели.(дети- Не бывать этому!).    Давайте затопаем и захлопаем - прогоним плохую погоду!(дети топают и хлопают, непогода плача, уходит

Непогода:- Я вас дождиком замочу! (оставляет бубны)

Ребёнок: Ходит осень по дорожкам,                                                                     Промочила в лужах ножки!                                                                                                           Дождик льёт, дождик льёт,                                                                                                             нам гулять не даёт.

Детям предлагают взять бубны и показать как поёт дождик ( игра на бубне по желанию). Муз. рук. поёт песню «Дождь закапал»  Е. Антипина.

Воспитатель. Вот дождик закончил песню, и мы прогоним тучку

 («Танец тучка» - на с\д)

выглянуло солнышко - приглашает нас  поиграть.

Ребенок:

 Светит солнышко в окошко - снова можно нам гулять!                                                                  Мы захлопали в ладошки - будем с музыкой играть!

Игра « Солнышко и дождик» 

Муз. рук: А сейчас ребятки слушайте загадку.  Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Появляется Ёжик (на ширме):

 Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А я ёжик-с головы до ножек. Вот и осень в нашем саду. Я собираю опавшие листочки в  саду и выстилаю ими свою норку, чтобы зимой мне было тепло спать. А листочки всё летят и летят, кружатся. Давайте мы превратимся в листочки и потанцуем, как они.

Листья осенью в саду ветер подметает, это только раз в году осенью бывает.

Песня «Осень» ( «Осенние праздники» Е. Антипина. вып №3)

Игра « Мы листочки» (сб «Осенние праздники». Е. Антипина. Вып №3) мамы тоже танцуют с детьми.

Муз. Рук: Я корзиночку несу, я вам песенку спою:

 Урожай собирай и на зиму запасай.

 В огороде всё поспело и собрали мы умело и фасоль и горох,

 Урожай у нас не плох.

 А что у вас выросло в огороде, расскажите?

Игра: «огородная-хороводная» ( роль овощей и шофёра играют родители)

Ёжик:

 У меня в лесу выросли грибочки, вот посмотрите и послушайте (дети  читают стихи про грибы)

1. Гриб я самый- самый лучший и полезен я к тому же,                                             Всем на радость на столе, забирай меня к себе                                                                            2.Подберёзовик мне имя, я с братишками своими под берёзами расту,

 пью холодную росу, жду, когда за мной придёшь и в корзинке унесёшь.

3.Я подосиновик весёлый! Я под осинами расту.

 И любят все меня в рассоле за вкус и эту красоту

Появляется мышка: Какие здесь красивые грибочки растут! Соберу- ка я их для мышат.

Воспитатель: Что ты мышка, послушай, что ребята говорят!

Дети: Мышата грибы не едят

Мышка: Да? А я и не знала. Ну ладно, побегу дальше. До свидания, дети.

Появляется лиса: Здравствуйте, дети! Какие здесь грибочки растут. Соберу-ка их своим лисятам.

Воспитатель: Что ты лисичка , послушай, что ребята говорят!

 Дети: Лисята грибы не едят!

Лиса: Да? А я и не знала. Ну, ладно, побегу дальше. До свидания, дети.

Появляется медведь: Ой, какие красивые грибы я вижу. Нарву своим медвежатам.

Воспитатель: Что ты мишка , послушай, что ребята говорят!

 Дети: медведи грибы не едят!

Медведь : Да? А я и не знал. Ну, ладно (зевает) Что-то мне спать хочется. До свидания, дети.

Воспитатель  кто ест грибы?

               Какой у нас праздник весёлый, даже плясать хочется

           Осень вкусная пора, осень любит детвора!

          Эй, ребята не зевай и частушки запевай!

Дети поют частушки, а родители играют на ложках.

1.В огороде и в саду фрукты, овощи найду.

 Ой, чего здесь только нет, можно сделать винегрет!

2.Кто на славу потрудился, кто всё лето не ленился,

 Тот всю зиму будет сыт- осень щедро наградит.

3.До чего красив наш сад, всюду яблоки висят,

 Жёлтые да красные, а на вкус прекрасные!

4.В поле выросла картошка, урожай у нас готов!

 Посадили мы немножко -накопали семь мешков!

5. В огород залез козёл, очень удивился.

 Он большой кочан нашёл, чуть не подавился!

6.Репа крупная у нас, всей семьёй тащили,

 Любовались целый час, а потом сварили!

7.В огороде лебеда, жгучая крапива

. Или спряталась гряда, или я ленива?

8. Вышла Лида в город, шляпу  нахлобучила.

 Разлетелось вороньё - испугалось чучела.

Ёжик: Смотрите, какой большой гриб на полянке вырос, да не простой, а тяжёлый. Это для вас подарок, примите.

Воспитатель: Спасибо ёжик, здоровья тебе. До свидания!

        В заключении все поют песню « ОСЕНЬ» ( сб. осенние праздники в детском саду):

Осень, осень, осень. Ты красива очень.                                                                                    Листики цветные по ветру летят.                                                                                              

И поют нам песню с ветерочком  вместе,                                                                                Падают под ноги, тихо шелестят.

  Птицы улетают, лужи замерзают.                                                                                                                           И в лесу медведи скоро лягут спать.                                                                                              Осень, осень, осень мы тебя попросим,                                                                                   Через год к нам в гости приходи опять.

Полученный результат проведения познавательно – творческого проекта.

Дети обогатили свои знания в области экологии.

Знают и называют: основные особенности времени года – осени, яркие цвета осени. Умеют сравнивать с другими сезонами года. Отличают виды растительности – дерево, кустарник, трава, цветы; различают деревья по внешнему виду и форме листа. Знают правила поведения в природе и частично применяют на практике. Узнали больше о природном явлении – дожде и его разновидности.

В ходе проекта старалась развивать у детей диалогическую и монологическую речь, эмоциональное отношение к природе, задействовать все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, речь.

Учила слушать и высказывать свои суждения.

Использовались как словесные и наглядные методы, так и практические. Наблюдение, исследование во время прогулок, беседы по содержанию стихотворений и рассказов; дидактические и подвижные игры. Разучили стихотворения, песенки и танцы про осень.

Разнообразить деятельность детей, заинтересовать, пробудить познавательную активность помогли загадки, пословицы, выставки работ творческой деятельности.

В реализацию проекта были вовлечены родители, где вместе с детьми они изготавливали осенние листочки, поделки, учили стихи, пословицы, поговорки, что позволяло им лучше узнать своего ребёнка, сблизиться, проникнуться его интересами. По результатам проведения итогового занятия «Осень» сделала вывод, что проведение таких проектов целесообразно и продуктивно.

Практический материал к проекту «Осень яркая пора, осень любит детвора»

Д/и «Загадки с огородной грядки».

Цель: продолжать учить детей отгадывать загадки; познакомить дошкольников с овощными культурами, используя загадки. Помочь увидеть знакомые объекты с помощью олицетворения образа. Формировать умение при необходимости обращаться к подсказкам.

Материал: картинки – отгадки.

Педагог загадывает загадки. (Картинки – отгадки раскладываются на отдельно расположенном столе) .

1. Над землёй – трава,

Под землёй – бордовая голова. (Свёкла)

2. Уродилась на славу,

Зелена и кудрява.

Кто любит щи – меня ищи! (Капуста)

3. Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

4. Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

5. Красная мышка с белым хвостом

В норке сидит под зелёным листом. (Редиска)

6. Растут на грядке зелёные ветки,

А на них – красные детки. (Помидор)

7. Каждый годна нашей грядке

Вырастает корень сладкий.

Он с зелёною косой,

Любит, есть его косой. (Морковь)

8. Ох, и злой он –

Каждый раз

Заставляет плакать нас. (Лук)

Д/и «Найди лишнее».

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал: три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого (птицы, одежда.)

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры.

Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

Д/и «Собери букет».

Цель: учить подбирать сочетания цветов, форм.

Игровое задание: составить букет.

Правила игры: подобрать лепестки: сначала только по цвету, далее по цвету и форме.

Материал. Цветы из однотонной бумаги семи основных цветов, укрепленные на проволочках или палочках. Зеленая панель от мозаики или картонный планшет с отверстиями для закрепления цветов. Лепестки семи основных цветов и разной формы. (Размеры лепестков такие, чтобы ребенок мог свободно держать их пальцами.) Вазочка для цветов. Радуга из бумаги.

Ход игры

Игра начинается с чтения стихотворения «Цветок»:

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем —

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял и завял.

А, сколько бы он

На лугу простоял?

В. Викторов

- Перед вами на столах лежат подносы с разноцветными лепестками разной формы. Выберите понравившиеся лепестки, назовите их цвет и найдите цветок такого же цвета. (Из правильно найденных цветов составляется букет, который дети ставят в вазу)

- Назовите цвет своего цветка в букете.

Д/и «Ветер-ветерок.»

Цель: Развивать слуховое внимание и воображение детей; побуждать к интонационной выразительности; вовлекать в двигательную импровизацию.

Материал: Осенние листья.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям сесть в тесный кружок и проводит этюд-упражнение.

Этюд-упражнение "Как воет ветер"

Воспитатель (сердито) .Сердится и воет ветер: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель. Завывает громко он в трубу: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (приглушённо, таинственно). Дома. Дома посидите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель (громче). Никуда не выходите: "У-у-у, у-у-у. "

Дети. У-у-у, у-у-у.

Воспитатель предлагает детям "погулять в парке". Дети изображают деревья. Проводится двигательная импровизация.

Двигательная импровизация "Деревья в парке"

Зашумели деревья поутру,

Закачались деревья на ветру.

Ветви низко склонились до земли,

И качались тихонько до зари.

Вот сильней задувает ветерок,

Полетели листочки на восток,

Дружной стайкой, как ласточки, летят,

Покрывалом устилают сад.

Воспитатель показывает детям осенний листок и предлагает проследить, как он летит по ветру. Звучит музыка, воспитатель подбрасывает листья, дети следят за их полётом. Затем дети танцуют, как падающие листья.

Д/И  «Мокрые дорожки»

Цель: Учить различать интонации музыки, воспитывать ладовое чувство; побуждать к двигательной импровизации; учить выражать свои эмоции через движение.

Материал: Зонт, султанчики.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на улице стало холодно, идет частый дождь, и просит определить, какое у дождя настроение. Звучит музыка осеннего дождя. Дети отмечают невеселое настроение музыки. Воспитатель раздает ребятам султанчики и просит их изобразить грустный дождь. Под соответствующую музыку проводится двигательная импровизация "Грустный дождь". Затем воспитатель сообщает, что выглянуло солнце, и дождь "повеселел". Звучит музыка веселого дождя и дети двигаются в соответствии с изменившимся характером музыки.

Воспитатель раскрывает большой зонтик и приглашает ребят погулять под дождем. Дети прячутся под зонтом. Проводится подвижная игра.

Игра "Грустно-весело"

Ведущий. Дождик скачет по тропинке,

Намочил мои ботинки.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Будет капать до утра.

(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи") .

Под дождём промокнуть можно,

Всюду лужи, осторожно!

-Та-ра - ра, та-ра-ра,

-Видно, нам домой пора.

(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик") .

Мы на дождь в окно смотрели,

По стеклу звенят капели.

-Та-ра-ра, та-ра-ра,

Не утихнет до утра.

(Дети "смотрят в окно", качая головами) .

Воспитатель предлагает детям быть внимательными и в конце игры двигаться в зависимости от характера дождя (грустно или весело

Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: «ЛЮБУЕМСЯ КРАСОТОЙ ОСЕНИ».

 Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Цель: связная речь: активизация прилагательных. Описательные рассказы о явлениях природы по своим личным впечатлениям;

звуковая культура речи: закрепление произношения звуков а, и, ц, н;

словарь и грамматика: активизация прилагательных и глаголов.

Содержание организованной деятельности детей

В гости к детям приходит мишка. Рассказывает детям, что он ещё маленький и не знает, зачем ему глазки, ушки, носик.

-Ребята, что же делать? Надо мишке помочь. Придётся мишке объяснить, сможете ребята?

_ Ребята, подойдите все к окну и мишку с собой возьмите. Давайте посадим его на окно.

_ Ребята, посмотрите в окно, что вы видите?

_ Деревья.

_Какие деревья? (Жёлтые, розовые, зелёные и т. д.)

_А зимой можно увидеть такие деревья? (нет)

_А летом? (нет)

_ А весной? (нет)

_ А когда бывают такие красивые деревья? (осенью)

_ Правильно, осенью. Осень – чудесное время года.

Природа дарит деревьям разные краски.

_ У берёзы какие листья? (жёлтые)

_ У рябины какого цвета листья? (красные)

_ На иве какого цвета листья? (зелёные)

_ И всю эту красоту мы увидели чем? (глазками)

_ Спросите у мишки, видит ли он осеннюю красоту? (спрашивают)

_ Ребята, посмотрите, деревья качаются. Кто качает деревья? (ветер)

_ А ветер можно услышать? (можно)

_ Как шумит ветер? («у-у-у»)

_ А что ещё можно осенью услышать? Как листья шуршат? («шу-шу-шу»)

_ Как дождик стучит по крыше? (кап-кап-кап)

_ А как синичка поёт? Кто слышал? («ци-ци-ци, пинь-пинь-пинь»)

_ Что помогло нам услышать осенние звуки? (ушки)

_ Спросите у мишки, слышал ли он осенние звуки?

_ Ребята, а носик нам помогает почувствовать осень? Какие запахи вы чувствовали? (запах дождя, запах грибов, запах овощей, листьев, костров)

_ Мишка, ты понял, зачем нам носик, глазки, ушки? (понял)

Любуйся красотой осени, прислушивайся к её звукам, вдыхай и чувствуй осенние запахи.

_ Ребята, когда мишка к нам пришёл, какой он был? (грустный, печальный, ничего не знал)

_ А теперь, когда вы его подучили, какой он стал? (Весёлый, радостный, умный, наблюдательный, любознательный)

Мишка предлагает детям поиграть.

Игра «ДОГОНЯЛКИ».

Мишка косолапый

Деток манит лапой.

Приглашает всех ребят

В догонялки поиграть.

После игры мишка прощается с детьми и уходит.

НОД    Тема: «Осень»

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,

Цель. Обобщение знаний детей об осени, её характерных особенностях.

Оборудование: кукла, картинки с изображением деревьев (береза, клен, дуб, вырезанные из цветного картона листья этих деревьев. «Чудесный мешочек», овощи (помидор, огурец, морковь, лук, фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин).

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: «Ребятки, сегодня к нам в гости пришла кукла, а зовут ее Таня. Давайте с ней поздороваемся. А пришла она к нам за помощью. У Тани осенью день рождения, а что такое осень и когда это бывает, она не знает. Ребятки, расскажите Тане, что такое осень».

Дети: «На улице холодно; дует холодный ветер; небо хмурое, серое; идут дожди; листья пожелтели, опадают, листопад. Люди одели теплые куртки, шапки, сапоги. Животные готовятся к зиме: утепляют свои жилища, заготавливают еду.

Воспитатель: вот, Таня, что такое осень. А ребятки знают еще стихотворение про осень.

Стихотворение В. Мирович. «Осень».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что такое осень. Теперь и Таня будет знать все про осень. Осень уже наступила, и это значит, что у Тани скоро день рождения.

2. (Выставляются картинки с изображением деревьев: клен, береза, дуб).

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, это какие деревья?

Дети: береза, дуб, клен.

Воспитатель: посмотрите внимательно и назовите, что есть у этих деревьев?

Дети: ствол, ветки, листья.

Воспитатель: а теперь подул сильный ветер и все листочки с деревьев облетели. Ребятки, ветер какой подул? (сильный)

Воспитатель предлагает детям изобразить сильный ветер. Дети с силой выдувают воздух.

Воспитатель: вот ветер начал стихать и утих совсем. (Дети дуют с меньшей силой).

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: листочки облетели, а я их нашла. Посмотрите, с какого дерева этот листок?

Дети: с березы.

Воспитатель: значит этот листок какой?

Дети: березовый (кленовый, дубовый)

3. Физкультминутка

Все движения выполняются по тексту.

Ветер тихо клен качает

Влево, вправо наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: ребятки, а ветер можно услышать? Как он воет? У-у-у, у-у-у (громко). Ветер утихает: у-у-у, у-у-у (тихо)

4. Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: ребятки, посмотрите. Это чудесный мешочек. Давайте посмотрим. Что в нем лежит.

Воспитатель достает помидор и дает образец описательного рассказа (круглый, красный, вкусный, сочный) .

Воспитатель: ребята, а помидор это овощ или фрукт? Овощ, тогда мы кладем его в тарелку.

Далее дети выходят по одному и вытаскивают либо овощ, либо фрукт, и кладут в тарелку или в вазу. При этом описывая предмет с помощью воспитателя.

Воспитатель: что это? (огурец). Какой он? (длинный, овальный, зеленый) и т. д. Воспитатель: ребята, что у нас в вазе? (фрукты)

А в тарелке? (овощи)

Где растут овощи? (в огороде, на грядке)

Где растут фрукты? (в саду, на дереве)

А что можно приготовить из овощей? (суп, салат, борщ)

А из фруктов? (сок, компот, варенье)

5. Итог занятия.

Воспитатель: ребятки, кто сегодня пришел к нам в гости? (кукла Таня) Мы рассказали ей, что такое осень. Она вместе с нами узнала, где растут овощи и фрукты, и что из них можно приготовить.

Тане очень понравилось у нас в гостях. Вы - молодцы, вы старались и Тане все правильно рассказали. Она захотела остаться здесь у нас в саду.

.

НОД        Тема  «Кто из нас, из овощей».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» «Чтение художественной литературы»

Цель: Обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки.

Материал: Овощи (помидор, капуста, огурец)

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель в роли хозяйки встречает детей с капустой в руках. Дети рассматривают кочан, а воспитатель расхваливает капусту:

Уродилась густо крепкая капуста,

Выросла на грядке ладная, складная.

Зачем капуста нужна?

В щах хороша?

Дети. Да!

Хозяйка. В борщах важна?

Дети. Да!

Хозяйка. В пирожки кладут?

Дети. Да!

Хозяйка. В бочках солят?

Дети. Да!

Хозяйка. Любите капусту?

Дети. Да!

Хозяйка. Козочкам дадим?

Дети. Дадим.

Хозяйка. А зайцев угостим?

Дети. Угостим.

Воспитатель начинает хороводную игру. Выбирает одного ребёнка на роль заиньки.

Хороводная игра "Заинька"

Дети ходят по кругу. Заинька стоит в середине, отвечает на вопросы детей.

Дети. Заинька маленький, где бывал?

Заинька маленький, что видал?

Заинька. В поле бывал,

Огород видал.

Дети. Заинька маленький, зачем убежал?

Заинька маленький, в лесок убежал?

Заинька. Я капустку брал,

Я морковку рвал,

Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат: морковь, лук, капуста, свекла, кабачки, огурцы, помидоры. Показывает овощи, а дети называют их. Далее воспитатель усаживает детей полукругом у стола и рассказывает сказку.

Сказка про овощи.

Однажды на огороде овощи заспорили: кто из них самый красивый. Первой стала хвастаться капуста: "Я - белая, хрустящая. Я самая красивая" Потом сказал огурец: "Я зелёный, крепкий. Я самый красивый" Обиделся помидор: "Я самый красивый, потому что я - красный". Овощи долго спорили. Тут на огород прибежал зайка. Он увидел капусту и сказал: "Капуста - самая красивая. Она самая вкусная" Взял кочешок и - был таков. Потом прибежал Коля. Он увидел огурец и сказал: "Какой красивый огурчик, надо попробовать! "Взял его и убежал. Последней пришла мама. Ей понравился помидор: "Какой красавец! " Сорвала его и понесла домой, чтобы сделать салат. Так овощи перестали спорить, потому что всем они понравились. Тут и сказке конец.

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка. Оставляет муляжи на столе, чтобы дети могли поиграть в сказку « Про овощи».

Художественное творчество.

Рисование.

Тема «ОСЕНЬ».

Цель: закрепить знания об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закреплять умение рисовать кистью, гуашью, методом примакивания. Развивать ритмичность.

Содержание организованной деятельности детей

- Какое сейчас время года? (осень) .

- Ребята, вы любите осень? (любим) .

- За что вы любите осень? (осенью красиво, пестрые деревья)

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

(рассматриваем репродукции разных художников, любуемся) .

Определяем какого цвета листочки.

- Хотите быть художниками и тоже нарисовать картину об осени?

Объясняю задание, выбираем нужные цвета гуаши.

(дети рисуют разноцветные листочки на заготовках деревьев). Напоминаем, что надо тщательно промывать кисточку, после каждого цвета.

- Молодцы! Красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

Размещение рисунков на выставке. Дети любуются своими работами.

Аппликация.

Тема «Падают, падают листья, в нашем саду листопад».

Цель: вызвать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы. Учить любоваться листьями, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Материал: ватман, листья, клей, кисть, салфетки.

Содержание организованной деятельности  детей.

Любуемся листопадом в окно. На земле сплошной ковёр из листьев.

- Какого цвета листья? (жёлтые, красные, зелёные)

- У нас в группе тоже есть красивый букет из листьев. (Дети любуются)

- Возьмите себе тот листок, который вам больше всего нравится. (дети выбирают, любуются, рассказывают о своём листике) .

- На участке ковёр из листьев, хотите, чтобы и в группе у нас был ковёр из листьев? (Да, хотим)

На лист ватмана дети наклеивают листья.

- Получился красивый ковёр. Давайте наш красивый ковёр подарим куклам в кукольный уголок, пусть они тоже любуются осенней красотой. (Дети с воспитателем относят ковёр в кукольный уголок)

Лепка «Угостим ежат яблоками».

Цель: продолжать учить детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями; воспитывать желание сделать приятное для «друзей наших меньших»

Материал: пластилин, дощечки, салфетки, силуэты ежат.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель рассказывает: «Иду я сегодня на работу. На улице холодно – ветер, дождь - осень уж на дворе. Смотрю – под кустиком ежата сидят. Замёрзли, бедняжки, кушать хотят. Собрала я колючие комочки в корзину и принесла вам. Думаю, что вы обязательно поможете малышам, согреете и накормите их». Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по ежонку.

Дети занимают места за столами. Воспитатель предлагает слепить для ежат яблоки. Дети «угощают» ежей «яблоками».

Дыхательные упражнения

«Ветер»

Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.

Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.

Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох

И качает так листок – ф-ф-ф…

Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а…

Рябиновый – и-и-и…

Берёзовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у…

Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

«Аромат цветов»

Цель: развивать речевое дыхание.

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах! »

«Ветер и листья»

Цель: развивать речевое дыхание.

После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»)

Пальчиковые игры 

«Осенний букет»

Цель: развивать мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять -          Сжимать и разжимать кулачки

Будем листья собирать.

Листья берёзы,                              Загибать поочерёдно пальцы:

Листья рябины,                             большой, указательный, средний,

Листики тополя,                            безымянный, мизинец

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберём,

Маме осенний                                 Сжимать и разжимать кулачки.

Букет отнесём.                                  Вытянуть вперёд ладошки.

«Капуста»

Цель: развивать мелкую моторику.

Мы капусту режем, режем,     Движения прямыми ладошками

                                                      вверх-вниз.

Мы морковку трём, трём,       Потереть кулачок о кулачок.

Мы капусту солим, солим,      Поочерёдное поглаживание

                                                  подушечек пальцев большим

                                                                                     пальцем.

Мы капусту жмём, жмём.         Сжимать и разжимать кулачки.

 «Вышел дождик на прогулку».

Вышел дождик на прогулку    указательным и средним пальцем «шагают»

Он бежал по переулку            по столу

Барабанит по окошку                загибают по одному пальцу на обеих руках

Напугал большую кошку       на каждую строчку.

Вымыл зонтики прохожих

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал          трясут ладонями. стряхивают воду,

Дождик кончился. Устал.             кладут ладони на стол.

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять   загибают пальчики на обеих руках начиная с              больших

Будем листья собирать.      ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы                     вновь загибают пальчики

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба мы соберём.    приседают, «шагают2 по ковру средним и

Маме осенний букет отнесём.  указательным пальцами обеих рук.

«Компот»

Будем мы варить компот        левую ладошку держим «ковшиком»,

Фруктов надо много.

 Вот. правой «мешаем»

Будем яблоки крошить,            имитируем движения

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.     Снова «мешаем»,

Угостим честной народ.         разводим руками в стороны, вперёд.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим;      Ребром ладони бить о другую ладонь.

Мы морковку трем, трем;        Тереть кулаком о другую ладонь.

Мы капусту солим, солим;       Имитация движений.

Мы капусту жмем, жмем.         Имитация движений

Стихи об осени

В. Мирович

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Стали голыми леса.

Днём и ночью дождик льёт,

Грязь и лужи у ворот.

Осень

З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Осень

К. Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

Зайчик

А. Блок

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На жёлтые листочки.

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капустку сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть…

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится –

Неба не видать…

Только б потеплее,

Только бы посуше…

Очень неприятно

По воде ступать!

Осень

В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый –

Кленовый.

«Осень»

Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игрывым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

А. Н. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетели

В тёплые края.

Загадки про осень

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?

(Осенью)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я -.

(Осень)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.

(дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Ветер)

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

(Ветер)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(Листопад)

Прогулки.

«Наблюдение за листопадом»

Цели: учить определять признаки осени;

развивать наблюдательность;

воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья,

В нашем саду — листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселись в кружок. Садятся на корточки, листочки держат над головой.

Ветер снова вдруг подул, Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели, Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Подвижные игры:

«Птицы в гнездышках».

Цели: — учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

— приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свое место».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«С кочки на кочку».

Цель: развиватъ у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

«Кролики»

ЦЕЛЬ: развивать у детей умение подлезать под дугу; ловкость; ориентирование.

 «Листья».

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

(Дети, под плавную музыку кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают, движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках) .

«Осень».

Осень. По утрам морозы. ( Дети встают на носочки и поднимают руки вверх,)

В рощах жёлтый листопад. ( Приседают. Кружатся на носочках.)

Листья около берёзы,        (Руки на поясе. Приседают, делают плавные

Золотым ковром лежат.      движения руками перед собой вправо-влево.)

В лужах лёд прозрачно-синий. (Бегут на носочках, останавливаются.                                                       Приседают)

На листочках белый иней.

Используемая литература.

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2005.

2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.

5. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. 2 младшая группа. М.2009.

7. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравс...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

краткосрочный проект в средней группе "Лето- яркая пора, любит лето детвора"

Детям предоставляется возможность, в доброжелательной непринуждённой обстановке, вступить в сотрудничество друг с другом и с воспитателем, а так же помогать, поддерживать и сопереживать....

Проект « Лето – яркая пора, любит лето детвора!» Младшая группа

Проект направлен на повышение позновательного развития, повышение активного оздоровительного досуга, полноценное физическое развитие, повышение эмоционального настроя. Обучаться делать выводы. Проект ...

Проект «Лето –яркая пора, любит лето детвора!»

Актуальность  проекта:Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, направлены на достижение  укрепления психического и физического здоровья детей с учётом их индивидуа...

Проект «Лето – яркая пора, любит лето детвора»

Проект «Лето – яркая пора, любит лето детвора»...

Краткосрочный проект «Лето – яркая пора, любит лето детвора!»

Лето - яркая пора,Любит лето детвора.Летом солнечно, тепло,Детям летом хорошо! Актуальность  проекта: Все мероприятия, запланированные в реализации данного проекта, напра...