Главные вкладки

    Конспект познавательно - игрового занятия по ознакомлению с окружающим "Пчёлка медоносная"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Белобородова Марина  Владимировна

    Данный материал  с игровыми  моментами  поможет воспитателю   дать   детям  необходимую информацию о жизни пчёл, как  о конкретном объекте окружающего мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pchyolka.docx19.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Алтайский край  г. Бийск

    «Детский сад №24»

    Конспект

    Познавательного  занятия

    «Пчёлка медоносная»

    Подготовила  воспитатель

    Белобородова Марина Владимировна

    Занятие «Пчёлка медоносная»

    Цель:  Продолжать знакомить детей  с миром насекомых. Расширять знания детей о медоносной  пчеле, особенностях строения, жизни.  Воспитывать  любовь к природе, бережное, внимательное отношение к окружающему миру.  Показать, что каждое существо живёт своей жизнью.

    Материал:  Украшение луговой поляны в группе.  (на ковре  в разных местах крупные макеты цветов, в середине которых, ватные хлопья и сосуды с жидкостью.  Иллюстрации работы пчелы.  Ведёрко из бересты с мёдом.  Костюмы пчёл; шапочки, хоботки – трубки.  Ноутбук  для просмотра видео и муз сопровождения. Макет схема домика – улья.  Маленькие квадратики бумаги , клей, карандаши.  

    Предварительная работа:  Наблюдения в природе за насекомыми  (бабочками, муравьями, гусеницами, пчёлами.) Беседы при творческих занятиях. Разучивание песни пчёлок,  игры – соревнования  «Пчелиный рой»

            

    Ход занятия:

    Воспитатель хриплым голосом объявляет детям, что сегодня она очень больна, её укусила пчела.

    - можно ли сердиться на пчелу? (ответы  детей)

    - Как вы думаете, почему она меня укусила? (ответы детей)

    - Что  бы было, если бы на свете не было пчёл?  (ответы детей)

    - Можно ли представить цветочную поляну без насекомых? (ответы детей)

    Звучит  музыка «Шмеля»

    Воспитатель – Что вам напоминает  эта музыка?  Вьётся над растениями, перелетает с одного растения на другое с жужжанием.  Что за насекомое?

    - Верно, пчёлка – труженица.  У неё у одной озабоченный вид, постоянно работает, перелетая с цветка на  цветок.  А вот посмотрите вокруг себя.  На цветочной поляне  много разных насекомых, где же она – пчёлка – труженица? Мы осторожно и тихо пройдём по полянке и посмотрим.  (поиск детьми иллюстрации пчелы под  «жужжание» насекомых – звукозапись)

    - У всех насекомых  главная забота – поесть да попить на цветках.  А вот  пчёлка постоянно трудится  не только для себя, но и для всего улья.   А попутно и нам, людям, приносит огромную пользу.  Кто из вас знает, какую?  (ответы детей)

    - Ой, кто – то на полянке оставил ведёрко из бересты? Вот чудеса!  Давайте посмотрим, с чем оно. И мы с вами, как исследователи  исследуем это содержимое.  (дети обнюхивают, рассматривают и пробуют на вкус и выясняют, что это мёд)

    - Вот это  да?  Тот самый мёд, который дают пчёлы?   А где же хозяин ведёрка, почему он оставил свой мёд? (ответы детей)

    - Вероятно, пчёлку кто спугнул с рабочего места.  И она улетела домой  с пустыми лапками. Представляю, как она рассердилась!  Ой, ребята, теперь я понимаю, кто и за что меня укусил!

    Могу ли я сердиться на пчёлку теперь? (ответы детей)

    - Хочется у пчёлки попросить извинения, за то, что помешала и  сказать спасибо пчёлкам за такой вкусный и полезный продукт.  Ну, вкусный – это точно, а вот почему полезный? (ответы детей)

    - Как мы, люди, лечимся мёдом?  (Чай, натирают тело, делают лекарство)

    - Из чего же и  как пчёлы делают мёд?  Что у них завод для производства мёда есть?   (ответы детей)

    ( Показ  на большом бумажном цветке)

    Воспитатель -  В середину  цветка в венчик опускает пчёлка свой хоботок, который, как насос высасывает от туда нектар и зобик пчёлки, (внутри специальный мешочек) хранит его пока не наполнится. А когда будет полным,  пчёлка   относит   домой в улей.

    Одни пчёлки добывают нектар, а другие занимаются  сбором пыльцы с цветов.  А  это занятие по труднее. Но пчёлки приспособились.  Они  имеют специальные корзиночки и особые щёточки на ножках.  (Показ  видео  или иллюстраций)  Они  быстро ножками скатывают из пыльцы шарик и уносят его домой, в улей.  Там  из пыльцы сделают тесто – еду для малышей – личинок.

    Воспитатель предлагает детям,  три минуты пожить жизнью пчелы.. (игра – сбор урожая пыльцы, нектара)

    - Сейчас Аня ( индивидуальная подготовка ранее)  покажет нам, как собирать нектар для мёда.  (Из одного сосуда в цветке,  способом втягивания в трубку, как насос, перелить содержимое трубки в другой сосуд, находящийся в улье)

    А Дима,  (индивидуальная подготовка ранее)   покажет, как собирать пыльцу.  (Кусочки ваты, которые находятся в серединках цветков, собрать и скатать в шарик и отнестим в улей)

    Дети делятся на две команды и по полянке собирают пыльцу и нектар.

     Воспитатель  - Молодцы. Посмотрите, сколько пчелки собрали нектара и пыльцы. И люди прозвали  пчёл – тружениц – медоносной!    Почему?  (ответы детей)

    - А знаете ли вы, что медоносная пчела живёт всего один месяц, представляете?

    Но  зато за этот месяц она овладевает многими профессиями.  Какими?   (ответы детей), (показ  детям  серию иллюстраций)

    - С первых  дней после рождения пчёлка работает уборщицей,  чистильщицей ячеек для мёда в улье.  Через  четыре дня становится самой настоящей   воспитательницей или нянькой, как в детском саду , присматривает за  малышами.   Потом – кормилицей личинок – кормит будущих детей. Затем она становится строителем  – строит соты и заодно принимает от сборщиц, других пчёл, которые собирают пыльцу.  Проглатывает  и перерабатывает внутри себя и этим веществом (мёдом)  заполняет ячейки.    Затем служит дворником – убирает и проветривает улей, чистит подруг, прилетевших  в улей после работы.

    Всё это время как, хорошая ученица, старалась  заслужить доверие к себе и получить самую важную профессию.   Только через двадцать дней после своего рождения и до  самой смерти пчела на самой почётной работе -  собирает пыльцу и  нектар.  И больше никогда  не делает мелкие дела по дому, даже тогда, когда плохая погода она сидит дома.  Но зато в хорошую погоду 10 дней она работает на совесть. С утра  и до самого вечера трудится пчёлка и приносит в зобике нектар цветов.

    А среди людей существует такая поговорка: «Трудится  человек, как пчёлка!»

    Итак, Кто же на лугу делает мёд?

    Как пчёлы его добывают?

    Как пчёлы добывают пыльцу?

    Почему люди  прозвали пчелу – медоносной?

    С какого возраста пчела начинает трудиться?

    Какими профессиями овладевает пчела за месяц?

    Воспитатель – Посмотрите, я нарисовала дом – улей.  А вот пчелу  не успела.  А мне так хочется, чтобы он не пустовал, а был полон жизни и работы.  Вы мне  помогите населить его жильцами – пчёлами, а вернее нарисовать.

    (Дети  рисуют пчёл и приклеивают к окошкам домика)  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровое занятие по ознакомлению с окружающим "Всем известно, что земля начинается с Кремля"

    - расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитниках древней Руси;- дать представление о первой пе...

    Игровое занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Весна Красна"

    Формирование грамотной речи, расширение лексического запаса по теме "Весна", развитие и умение подбирать действия и признаки, умения связно высказывать свои мысли....

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОКАЗА ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ «ЗНАЕМ РОДНОЙ ГОРОД. МОСКВА, УЛИЦА ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ».

    Занятие проведено в виде экскурсии по своей улице Подольских курсантов. В ходе экскурсии дети знакомятся с достопримечательностями Москвы, своего района, ул. Подольских курсантов, проводят наблюдения ...

    Познавательно игровой проект по ознакомлению с окружающим "Здравствуй,черепаха!"

    Этот проект поможет воспитателю познакомить дошкольников 3- 4 лет  с конкретным объектом   "черепаха"....

    Конспект познавательно – игрового мероприятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в осенний лес»

    Беседы: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме. Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осе...

    Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с пространственной ориентацией и развитием математических представлений в средней группе.

    Цель: закрепление знаний детей по данным областям познания.Задачи:   ·        Закрепить знания детей об овощах и фруктахЗакрепить знаний об условных обозна...

    Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы "Лесные секреты"

    Занятие в игровой форме позволяет расширить и обобщить представления детей о животном мире и среде обитания....