Конспект занятия на тему "Край родной моя югра -ты богата и добра"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Рассказать детям в доступной форме о богатстве нашего края.

Материал: макет нефтяной вышки, нефть и главнейшие продукты ее переработки (в коробке)

Воспитатель рассказывает детям, что наш округ богат природными богатствами, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Край родной, моя Югра, ты богата и добра

Ханты-Мансийская земля! Ты край озёр, болот и рек,

Осваивать твои просторы,Сюда приехал человек!

Все о тебе стихи слагают, Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна, Ханты-Мансийская земля!

Здесь нефть и газ открыли люди, Дороги строят, города!

Тебя мы любим, край Югорский, Ты в нашем сердце навсегда!

Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово «хант» - в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как. (люди) .

Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.

Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России. Край рек, озер и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озер около 290 тысяч. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, солнце скрыто за слоем облаков. Но постепенно солнце все чаще появляется на горизонте, и наконец, приходит непродолжительное лето.

Как называется город, в котором мы живем? Как называются его жители? Нижневартовцы.

-На какой реке стоит город Нижневартовск? (Обь) .

-Как называется наш край?. (Югра)

-Назовите город, который является центром нашего округа (Ханты-Мансийск)

-Назовите коренные народы, населяющие территорию Югры… (ханты и манси) .

-Чем занимаются ханты и манси? (Охотой, рыболовством, оленеводством, сбором ягод и грибов) .

– В нашем лесу какие ягоды растут? Что вы о них знаете (дети отвечают). Ребята, а какие деревья нашего леса вы знаете? (дети отвечают (сосна, кедр, ель, береза, осина.) . Я расскажу вам про два самых распространенных, это:

Сосна – это вечнозеленое хвойное дерево, обычно с прямым высоким стволом, длинной хвоей и небольшими шишками. одно из самых древних растений земли. О ней сложено много легенд, и самая красивая из них, древнегреческая, гласит, что сосна - это заколдованная из ревности богом ветров прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была важным символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви, древесину использовали во многих народных обрядах и верили, что сосна помогает в исполнении заветных дум.

Кедр

Это одни из самых древних деревьев на Земле, это самое высокое дерево нашего края. Он живет до 856 лет. Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет. Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.

-Дети, скажите, а какие животные водятся в нашем крае? (дети называют)

Медведь, лисица, олень, лось, белка, барсук, заяц, бурундук, глухарь, куропатка.

-А теперь давайте посмотрим, узнаете ли вы их в загадках

Загадки о животных тайги.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

(все походили походкой мишки) .

Рыжая, плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала (Лиса,

показали как ходит лисичка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом кедре

Орешки я грызу! (Белка) .

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц) .

Попрыгали зайчиками

Тяжёлые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость,

Хмурый и серьёзный (лось) .

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук

Прячет в дупла (бурундук) .

Сел не ёлку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун, он плоховат,

И, порою, глуховат. (Глухарь) .

Очень многих удивлю

Тем, что я в лесном краю

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою (Куропатка) .

Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?
Дети: - Чум.
Воспитатель: - А что такое чум?
Дети: - Это жилище ненцев.
В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.
Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.
Воспитатель: - А кто в них проживает?
Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.
Воспитатель: - А почему они живут в чумах?
Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?
Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.
Воспитатель:- А из чего сделан чум?
Дети:- Из оленьих шкур.
Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?
Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?
Воспитатель: - Во что одеты?
(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)
Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.
Воспитатель: - А ноги во что обуты?
Дети: - Кисы и бурки.
Воспитатель: - 
Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?
Дети: - Одежда вышита орнаментом.
Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?
Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.
Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
 (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».)
 Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  
играем.

Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?
Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».
(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия Прогулка по родному городу

Занятие содержит несколько частей, коррекционную работу, динамические паузы....

Конспект занятия "Путешествие по родным местам".

Воспитывать у детей патриотические чувства,  любовь к стране,  родному городу; формировать интерес к познанию родного края....

Конспект занятия "Путешествие с Югоркой по Югре!"

Педагогическая цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.Задачи:Образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями кор...

Конспект занятия на тему: «Дикие животные Югры»

Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей. Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», умения дифференцировать дикие и домашние животные. Уточнение и...

Конспект открытого просмотра в старшей группе "Край родной моя Югра- ты богата и добра"

Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра.Продолжать знакомить с народными орнаментами ханты и манси. Развивать мелкую моторик...

Конспект занятия "Мой край родной-Югра"

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...

Конспект занятия по познавательному развитию "Заповедники Югры"

Цель: закрепить знания детей о заповедниках России и их назначенииЗадачи:Образовательные:Познакомить детей с заповедниками, расположенными на территории ХМАО-Югры;Сформировать представление детей о ра...