Конспект занятия "Путешествие с Югоркой по Югре!"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сысолина ТатьянаИвановна

Педагогическая цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushestvie_s_yugorkoy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

познавательно - речевого развития детей №6 «Сказка»

муниципального образования Ханты – Мансийского автономного  

        округа – Югры городской округ город Радужный        

Конспект занятия по познавательному развитию

«Путешествие с Югоркой по ЮГРЕ»

для детей старшего дошкольного возраста

Сысолина Татьяна Ивановна, воспитатель

2013 г.

Педагогическая цель: Закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с природными богатствами и с достопримечательностями родного края, традициями коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности.

Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого общения.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, край интерес и любовь к малой родине.

Формы проведения – интегрированное занятие.

Приёмы: сюрпризный момент – письмо с картой.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций «Мой Ханты-Мансийский край».
  2. Творческие работы по теме «Наш северный край».
  3. Занятия и беседы с детьми «Голубая планета Земля», «Мой родной город», «Животные лесов», «Богатство рек Иртыш, Обь и Аган», «Наши достопримечательности».

Оборудование: Конверт, макет карты, силуэты рыб, разрезанные картинки, аудио аппаратура, телевизор.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Жура-жура-журавель

Облетел он сто земель

Облетел, обходил

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля

Где же лучшая земля.

Отвечал он пролетая

Лучше нет родного края.

Дети смотрите что это? Какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.

Текст письма: Здравствуйте дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашему родному краю. Отправляю вам карту.

Вы на карту внимание обратите,

Взгляд свой на ней остановите

Это – здесь наш дом.

Мы в нем живем!

Она поможет вам раскрыть тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!

Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие? (Да)

А куда, вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд 2: слово «Югра» появляется на экране после разгадывания ребуса).

Воспитатель: Правильно! Мы отправимся с вами в путешествие в Югру, где узнаем о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов. Что-то вы узнаете новое, что-то вспомните с занятий и экскурсии в музей.

А на каком транспорте мы с вами поедем?

Послушайте мою загадку:

Для колес, копыт и ног

Много сделано дорог

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути

Где крутой звериной тропкой,

Не проехать не пройти,

Там всегда в метель и стужу,

Без дорог и ночь и день

Человеку честно служит

Быстрый северный (олень).    (Слайд 3)

Воспитатель: Посмотрите на карту нашего округа (Слайд 4  карта). Назовите столицу округа (Ханты-Мансийск). Назовите другие города нашего округа.

А теперь задания для знатоков родного края.

Назовите коренных жителей Югры. Их называют ханты и манси. (Слайд 6)

Ребята как вы думаете, какое основное традиционное занятие хантов и манси? (Рыболовство, оленеводство, охота, шитье). (Слайд 7)

Как называется жильё хантов и манси?  (Чум) (Слайд 8, 9,10)

Одна из ярких особенностей традиционной культуры народов Югры – большое разнообразие типов жилищ. Одни из них постоянные, в другие временные, разборные. К постоянным относятся землянки или полуземлянки, избы. Чум – жилище кочевых народов Югры, а также оленеводов.

Продукты питания и одежду ханты и манси хранят в специальных постройках. Разгадав головоломку, вы прочтёте название двух таких хозяйственных построек. (Слайд 11: стрелки анимированные)

Лабаз – это амбар на высоких ножках (сваях). Его вы видите на рисунке (Слайд 12). Объясните назначение этих лабазов. 

Лабаз хорошо проветривается, поэтому одежда и продукты хранятся длительное время. Ножки делают фигурными, резными. Почему, как вы думаете?

Дети. Чтобы в лабаз не проникли грызуны.

Богатство края – в его природных ресурсах. В таёжных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы.

По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).

Как называется река, которая протекает у нас в городе? (Аган)

Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.

Ты, рыбак, не зевай,

Рыбку ты скорей поймай!

Игра: Рыбалка с отгадыванием загадок.  Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.

Краснопёр, полосат, гроза любой реки.

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый … (окунёк)

Под водою, как ракета,

Промелькнула злюка эта.

Пасть разинув, мчит без звука.

За рыбёшкой мелкой ...(щука)

В рот этой рыбе палец не клади,

Смотри, за борт ты к ней не упади,

Ведь эта хищница в один присест

Тебя возьмет и просто съест. (акула)

Он драчун и забияка,

Никогда не знает страха:

На спине – иголки,

А иголки – колки. (ерш)

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины, 

Дети, кто это?  (дельфины)

Любит в тине он копаться,

И личинками питаться,

И клевать по вечерам.

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его?  (карась) 

Наше путешествие продолжается. И мы отправляемся в лес.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие животные заселяют наши леса? (ответы детей).

На снегу, как в книге,

Я читал следы.

Посмотри внимательно –

Всё поймёшь и ты!

Определите по следам, этих животных. Дети определяют по следам  животных, названия которых появляются на слайде. (слайд 14). Молодцы, правильно. Давайте с вами еще поиграем.

Д/И «Отгадай по описанию».

(воспитатель читает описание зверей, дети отгадывают, о каком животном идет речь).

(слайды  фотографий белка, лиса, медведь, лось, заяц)

- Молодцы, всех животных отгадали и назвали правильно.

А теперь отгадайте хантыйские загадки о животных (слайд 16): иллюстрации животных появляются после отгадывания загадок). 

  • На вершине дерева стоит красивая кукла с косами. (Белка)
  • В воде плавает, но сухая. (Утка)
  • Тощий зверь с пушистым мягким хвостом имеет огненную шубу. (Лиса)

А сейчас мы с вами отправимся в лес за ягодами. А для того что бы узнать за какими для этого нужно решить кроссворд. (Слайд 17 -19)

Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия по Югре?

Что вам понравилось?

Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия “Хвойные деревья Югры”

Конспект занятияПодготовительная к школе группа“Хвойные деревья Югры”Задачи: Обучающие:1.     Обобщить и расширить знания детей о хвойных ...

Конспект НОД "Таежные жители Югры"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Путешествие по Югре"

Конспект занятия по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Чудо-ягоды Югры» в средней группе дошкольного возраста

Материал содержит подробный конспект занятия с региональным компонентом....

Конспект занятия "Жизнь народов Югры"

Конспект занятия "Жизнь народов Югры"...

Конспект НОД "Путешествие по Югре"

Расширить представления детей о природе родного края и коренных жителях нашего округа....

Конспект НОД "Коренные жители Югры"

НОД "Коренные жители Югры"...