Конспект НОД "Таежные жители Югры"
план-конспект занятия на тему

Кликунова Татьяна Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира  для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taezhnye_zhiteli_yugry.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по формированию целостной картины   мира  для детей старшего дошкольного возраста

по теме: «Таежные жители  Югры»

Образовательная область  «Познание»

Цель: Формировать патриотические  чувства   путем изучения традиционного устоя  жизни коренных народов  нашего  края.

Задачи:  Продолжать знакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения  Ханты - Мансийского Автономного  Округа -  ханты и манси, о древнем переносном жилище - чуме; об очаге; о промысле- рыболовстве; воспитывать  уважение  к жизни и традициям коренного  населения  Югры.

Словарная работа: чум   очаг, морда, запора, лодка - обласка.

Материал: Презентация: «Моя Югра», модель чума,  модель запора, д. игра: «Собери чум», атрибуты для спортивных состязаний, угощенья для чаепития.

Ход путешествия.

Воспитатель: «Здравствуйте,  мои дорогие! Заждалась я вас,  печенья напекла, чай вскипятила и даже сюрприз приготовила.  Вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда хочу предложить вам совершить интересное, загадочное путешествие. А куда,  вы мне сами скажите, прослушав отрывок из стихотворения.

«Средь тайги во власти  снегов,

Бьется сердце могучей Сибири.

Край родной мой, моя  Югра,

Ты частица большой  России!  (ответы детей)

Презентация: «Моя, Югра» (Беседа сопровождается показом слайдов)

Воспитатель: Молодцы!  Сегодня мы совершим  путешествие по нашей   малой Родине,  познакомимся  со старинным укладом жизни коренного населения  Югры!

Ребята  вспомните, какие люди населяют наш край с древних времен?

Дети: Ханты и манси.

Воспитатель: Верно, это вы знаете. А вот, что означают эти слова, мы сейчас послушаем.

Ханте - означает «народ», «человек».

Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни.

Климат нашего края  суровый, большую часть территории покрывают  болота . Леса богаты зверем, реки - рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей – охота,  рыболовство и оленеводство. Основной пищей  было мясо и рыба.

Одежду шили из звериных шкур,  рыбьей кожи.  Летом передвигались на лодках,  а зимой на  лыжах.

Ханты и манси  должны были  приспособиться не только к природным условиям,  но и к делу своих рук.

У всех людей  есть дома, только они  разные. Это зависит от того,  в  какой местности  живут  люди.

Русские  люди в прошлом  всегда строили дома из дерева.  (Показ русской  избы).  Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня. (Показ каменного дома), А из какого материала  сооружали  себе дом народы ханты и манси?

Дети: Они строили свои  жилища из того  материала, который был у них под рукой.

Воспитатель: Правильно, давайте вспомним, как называется переносная жилищная постройка  и как она строилась?

Дети:  Эта постройка  называется - чум.

Воспитатель: В нем они живут и зимой и летом.  По преданию северных народов, человек и чум  появились почти  одновременно.  Чум можно построить в любом месте из шестов, покрытых корой  березы или  шкурами оленей. Установка  чума  была  женскою обязанностью. При установке чума шесты  устанавливают так, чтобы дверь была  обращена по направлению восхода  солнца, либо обращена к воде.

Только в самом конце натягивается покрытие чума.  Летний чум  покрывают берестой, а  зимний – оленьими  шкурами.

Воспитатель: Дети, посмотрите  внимательно на модель этого  жилища.  Видите, сверху чума осталось  небольшое  отверстие. Как вы думаете,  для чего?

Дети: Для того, чтобы выходил дым от костра.

Воспитатель:  Правильно. Только  ханты называли его не костром, а очагом. А для чего нужен очаг?

Дети: Очаг нужен для  приготовления  пищи и обогрева жилища, а еще он объединяет вокруг себя всех людей, которые живут в семье.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте потренируемся и соберем чум.

(Проводится игра «Собери чум»)

Воспитатель:  Дети, вы  ловили когда-нибудь рыбу, чем можно ее поймать?

Дети: Удочками, сетями.

Воспитатель: Правильно, ребята,  и сетями, и удочкой можно ловить рыбу.  А сейчас  я вам  расскажу, чем еще ловят рыбу ханты и манси.  Послушайте!

Давным-давно, когда люди еще не научились плести  сети, ханты  придумали ловить рыбу специальной корзинкой - ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по  хантыйски  «пон».  Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и  остается  живой. Ханты брали столько рыбы, сколько было  необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.

-Как вы думаете, почему они так  поступали?

Дети: Потому что  они  заботились о том, чтобы всем  хватало рыбы.

Воспитатель: Правильно, ведь ханты живут  по правилу: «Бери только столько- сколько сможешь съесть» А потом они придумали другое приспособление –запор. (Демонстрация  предмета)  Запор - это  заграждение устья реки из кольев и прутьев.  Запор  сооружают обычно в том месте, где больше рыбы.

Как вы думаете, на чем ханты  отправлялись  на рыбалку?

Дети: На лодке.

Воспитатель: А  лодка у них  называется  долбленкой. Подумайте, почему?

Дети: Наверно, потому что  выдолблена  из ствола кедра.

Воспитатель: Правильно, она выдолблена из ствола  кедра, очень легкая и быстрая. И люди  называют ее между собой ласково - обласок. Рыболовством занимаются только мужчины,  но помогать им могут и женщины.

Воспитатель: Про рыболовство ханты придумали загадки, сейчас  вам  их зададут их наши  ребята.

  1. Ребенок: «Под водой гремучий дом»  (это  морда)
  2. Ребенок: «У  воды сто глаз, тысяча очей» (сеть)

Воспитатель: Загадки мы разгадали, много нового и  интересного узнали,  а сейчас устроим состязания,  в которые любит играть хантыйский народ: «Оленьи упряжки», «Борьба на палке»

(Дети играют).  Далее воспитатель приглашает детей на  чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все мы жители Югры"

Современная эпоха ставит исключительно высокие требования к развитию творческого потенциала человека, повышению его общей мировоззренческой культуры, к уровню образования. Образован...

Бессмертная Кристина. Анализ проекта «Мы – жители Югры» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. ЛГ МАДОУ ДСКВ № 7 « Филиппок» Регион, город: Ханты-Мансийский АО, Лангепас.

Новизна данной НИР заключается в том, что приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края осуществляется через проектную деятельность....

Педагогический проект Все мы жители Югры

В проекте представлены эффективные пути приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре коренных народов Севера, через разработку системы работы на основе интеграции с основными образователь...

Презентация проекта: «Мы – маленькие жители Югры».

Презентация проекта: «Мы – маленькие жители Югры»....

Проект «Мы маленькие жители Югры»

Проект «Мы маленькие жители Югры»...

Конспект НОД "Ханты и манси - жители Югры"

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе  «Ханты и манси – жители Югры»...

Конспект НОД "Коренные жители Югры"

НОД "Коренные жители Югры"...