Конспект «КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ »
план-конспект занятия (старшая группа)

Шапиева Алена Викторовна

Программное содержание: познакомить детей с шатровой постройкой – чумом, показать его внутреннее убранство. Дать представление о быте и основных занятиях народов ХАНТЫ и МАНСИ.

Задачи:

  • уточнить представления детей о разновидностях жилых построек людей.
  • расширять словарь детей: хата, изба, юрта, чум, очаг. Учить образовывать новые слова – прилагательные от существительных (посуда из бересты – берестяная посуда…). Упражнять в составлении предложений.
  • развивать воображение, внимание, память.
  • Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру. Воспитывать положительное отношение к людям другой национальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayozhnye_zhiteli.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ЮГРЫ »

Программное содержание: познакомить детей с шатровой постройкой – чумом, показать его внутреннее убранство. Дать представление о быте и основных занятиях народов ХАНТЫ и МАНСИ.

уточнить представления детей о разновидностях жилых построек людей.

расширять словарь детей: хата, изба, юрта, чум, очаг. Учить образовывать новые слова – прилагательные от существительных (посуда из бересты – берестяная посуда…). Упражнять в составлении предложений.

развивать воображение, внимание, память.

Формировать основы познавательного отношения к окружающему миру. Воспитывать положительное отношение к людям другой национальности.

Оборудование:  картинки: дупло, нора, гнездо, куст. Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Ход занятия.

Дидактическое упражнение «Отгадай, кто здесь живёт?».

Воспитатель показывает картинки (дупло, гнездо, нора, куст), дети отгадывают и называют, кто где живёт.

Цель: упражнять в составлении предложений. Уточнение словаря: дупло, гнездо, нора, куст.

- А где могут жить люди? (в домах)

- Помните, мы с вами говорили, что дома у людей называют по разному и сделаны из разных материалов. От чего зависит? Правильно, от местности, в которой живут эти люди и образа их жизни.

- Как называется дом на Украине? (хатка – мазанка).

- Как называется дом у жителей степной местности? (юрта).

- В каких домах жили русские люди? (в избах).

- Посмотрите, люди заблудились и не могут найти дорогу к дому. Давайте им поможем.

Дидактическая игра «Где, чей дом?»

- У всех есть дома, только называются они по разному. А как, одним словом можно назвать все дома? (Жилища). Почему? (Потому что в них живут).

- Люди какой национальности, считаются коренными жителями нашего края? (ХАНТЫ и МАНСИ).

- Знаете, как называется жилище у них? (Чум).

- Посмотрите, что это за жилище стоит в тайге? Как вы думаете, кто живёт в нём? На что похож чум? Давайте подойдём поближе и посмотрим, из какого же материала он построен.

- Что вы увидели? Расскажите. (Чум построен из палок и бересты). Правильно, только палки эти называются шестами. Чум строится из шестов, покрывается берестой. А что такое береста? (это кора берёзы).

Посмотрите, что находится в чуме? Найдите предметы сделанные из бересты. Что это? Как одним словом можно назвать? (посуда). Если посуда сделана из бересты, значит, как мы можем назвать её? (берестяная посуда). Из чего сделаны ложки? Какие они? (Деревянные). Сумочка из чего? Какая она? (Меховая сумочка).

Все предметы, которые необходимы были людям, они делали из природного материала. Почему?

Что ещё вы видите в чуме? Что это? (костёр). Ханты называют его очагом.

- Где он находится? Догадайтесь почему?

- Куда выходит дым из очага? Для чего люди используют очаги? Что вы видите у входа за очагом? (сундучок).

- Посмотрим, что в нём находится? (достают деревянные фигурки духов).

- Ханты верили, что рядом с людьми живут невидимые духи. И поэтому в каждом жилище они отводили для духов особое место, которое считалось священным.

- Что это? (Амулеты). Амулеты служат оберегом человека. На что он похож? (На солнце). Солнце по хантейски – Хейро.

Игра «Хейро».

- Располагайтесь вокруг очага и послушайте хантыйскую легенду о появлении на земле первого человека.

Звучит музыка, воспитатель рассказывает легенду.

- Кто такие Ханты?

Вот что говорит Хант – поэт Юван Шестопалов:

«Мы, рождённые природой,

Мы ещё как дети,

Любим рыбу, лес и воды,

Горы на рассвете…»

А ещё он говорит: «Русские люди – хлебопашцы- мастера. А мы – мастера ловить рыбу… мы таёжные люди, умелые ловцы зверя и рыбы. Мы – охотники, мы – рыбаки, мы мастера ловить оленей».

- Теперь вы догадались, чем занимались таёжные люди?

- Как называются люди, которые ловят рыбу? (Рыболовы).

- Как называются люди, которые охотятся на зверя? (Охотники).

- Зачем они охотились, рыбачили? Правильно, чтобы прокормить себя и свою семью. Этим промыслом занимались мужчины. А как вы думаете, чем в это время занимались женщины? Да, женщины готовили пищу, шили одежду, поддерживали огонь в очаге. К огню и воде ханты относились с особым почтением, потому что без них не мыслима жизнь.

Итог: Расскажите, что новое вы сегодня узнали, то, чего не знали раньше. Что вам особенно запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"

Конспект экскурсии в краеведческий музей для старших дошкольников...

Конспект НОД "Коренные жители Югры"

НОД "Коренные жители Югры"...

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»

Проект «Ханты и Манси - коренные жители Югры»...

«Ханты- коренные жители Югры»

laquo;Ханты- коренные жители Югры»конспект экскурсии в музей   ...

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"

Экскурсия в музей "Ханты- коренные жители Югры"...