педагогический проект «Первые вестники весны!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Олейникова Наталья Викторовна

Цель работы:

·                 создать условия для ознакомления с миром лекарственных растений, правилам их сбора, применение для лечения человека;

·                 закрепить представления о лекарственных растениях, их ценности для здоровья.

Задачи:

ü     сформировать у детей понятия о лекарственном  растении мать - и - мачеха (как выглядит, где растёт, каковы её лечебные свойства);

ü     учить узнавать растение по описанию и внешнему виду;

ü     закреплять знания о том, что для роста растения необходим свет, влага, тепло;

ü    воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к окружающей природе ;

ü    оформить альбом «Мать – и - мачеха – первый вестник весны».

  

Гипотезы: 

ü    предположим, что на территории детского сада растут лекарственные растения, среди них есть мать - и – мачеха;

ü    предположим, что мать – и - мачеха обладает целебными свойствами, какие её части используют и от каких болезней;

ü    предположим, что  название цветка имеет какую-то историю;

ü    возможно, мы сможем оформить альбом  «Мать – и - мачеха – первый вестник весны».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mat_macheha.rar100.37 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад№1 Берёзка» посёлка Мостовского

Муниципального образования  Мостовский район

Семейный экологический проект

Номинация «Живая аптека»

«Первые вестники весны!»

D:\картинки\цветок.jpg

                                                       

                                                        Автор: Степаненко Илья Николаевич  5 лет

                                                                 старшая группа МБДОУ  «Детский сад №1

                                                                 Березка»  поселка Мостовского

                                                                 Руководитель проекта: Олейникова

                                                                 Наталья Викторовна, воспитатель

                                                                 МБДОУ «Детский сад №1 Березка»

                                                                 поселка Мостовского

Мостовской 2014г.

                                                                         

1.Введение……………………………………………………… 2 стр.

1.1.Актуальность темы………………………………………… 2 стр.

1.2.Цели, задачи, методы работы…………………………….2- 3стр.

2.Основная часть………………………………………………3- 6стр.  

3.Заключение……………………………………………………6  стр.

4.Информационные ресурсы…………………………………... 7 стр.

5.Приложение………………………………………………   8-21 стр.

                                                                         

                                                         

                                   

                                                               

                                                                     

                                           

                                                                   

 Природа – дом, в котором живёт   человек.             http://s019.radikal.ru/i642/1203/be/3380fbd3faf5.jpg

В природе всё одно с другим связано, и нет                    

в ней ничего случайного. Мы живём среди      

природы, мы друзья её. Наша задача сберечь                     всё то, что мы нашли.

Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе- изучение  и познание природы, вот их крылья. Охранять природу - значит охранять Родину. С этими словами писателя М. Пришвина невозможно не согласиться.

                                                                                 

1.  Введение.

1.1.Актуальность темы.

Мотив выбора темы исследования, значимость исследования для окружающих  заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Чем полезны эти растения? Как они помогают? Почему они так называются? 

Так была выбрана тема нашего исследования: «Первые вестники весны».

1.2.Цели, задачи, методы работы.

Цель работы:

  • создать условия для ознакомления с миром лекарственных растений, правилам их сбора, применение для лечения человека;
  • закрепить представления о лекарственных растениях, их ценности для здоровья.

Задачи:

  •  сформировать у детей понятия о лекарственном  растении мать - и - мачеха (как выглядит, где растёт, каковы её лечебные свойства);
  •  учить узнавать растение по описанию и внешнему виду;
  •  закреплять знания о том, что для роста растения необходим свет, влага, тепло;
  • воспитывать устойчивый интерес, любовь и бережное отношение к окружающей природе ;
  • оформить альбом «Мать – и - мачеха – первый вестник весны».

   

Гипотезы:  

  • предположим, что на территории детского сада растут лекарственные растения, среди них есть мать - и – мачеха;
  • предположим, что мать – и - мачеха обладает целебными свойствами, какие её части используют и от каких болезней;
  • предположим, что  название цветка имеет какую-то историю;
  • возможно, мы сможем оформить альбом  «Мать – и - мачеха – первый вестник весны».

        Объект исследования:  мать – и - мачеха на фитополянке.

        Как проводилось исследование:

  • беседовали  со  взрослыми;
  • узнавали  информацию о лекарственном растении мать – и - мачеха из книг, энциклопедий, интернет источников;
  • наблюдали за цветением мать – и - мачехи;
  • выясняли, что они расцветают первыми на  нашей  фитополянке;
  • оформили  альбом ««Мать – и - мачеха – первый вестник весны».

Методы: опросы, наблюдения, эксперименты, обобщение, прогнозирование, беседы, самостоятельная творческая деятельность.

2.Основная часть.

Исследовательская работа проводилась  поэтапно :

1.Диагностический  этап.

Часто, когда мы болеем, мама готовит настойки, чай из лекарственных трав. Наружно мама прикладывает части растений к больным местам, в детстве меня купали в настоях из трав. На прогулке в детском саду  обратили внимание на ярко- жёлтые цветы, растущие на нашей фитополянке, похожие на одуванчик.. Мы заинтересовались этими необыкновенными растениями ,первыми  появившимися из-под снега. Наше исследование началось с посещения библиотеки.  Нам выдали книгу  «Лекарственные растения» (См.  Приложение №  1 ксерокопии страниц книги «Лекарственные растения»).  Вместе  с мамой мы прочитали книгу и  узнали,  что первый весенний цветок, растущий на нашей фитополянке  – цветы  мать – и – мачехи. Ещё мы узнали, что мать – и – мачеха использовалась в медицине с древних времён. Как лекарственное растение она была известна в Древней Греции. В «Травнике» Г. Соболевского, отмечалось, что мать – и – мачеха широко применялась в народной и официальной медицине. Причём в лечении использовались не  только листья, но и корни растения. Мать – и – мачеха является старинным средством от кашля. Родовое название растения Tussilago из латыни можно перевести как «изгоняет кашель». Мы заметили, что мать-и-мачеха неприхотливое растение, из источника узнали ,что это многолетнее травянистое растение с ползучим длинным корневищем, от которого отходят ранней весной стебли с корзиночками желтых  цветков  на концах. Мне интересно было узнать, где растёт это растение? Мы с мамой были в лесу и я увидел сколько много вокруг растёт мать - и – мачехи, причём я заметил, что  она  растёт повсюду : по оврагам, берегу реки, по глинистым обрывам .Вот и у нас на фитополянке она легко прижилась и распространилась, превратив наш уголок в одно из красивейших мест нашего участка. Мы узнали, что основная ценность мать - и - мачехи в её листьях. Заготавливают листья в пору их наибольшей свежести, в конце мая - начале июня. О полезных свойствах этого многолетнего растения известно с древних времён. Траву и цветки мать-и-мачехи с древних времён применяли от кашля и удушья, вызванные воспалением дыхательных путей. Отвары и настои мать-и-мачехи  применяли в народной медицине для лечения таких болезней, как золотуха и водянка .  При лечении насморка применяли сок из листьев

Собирая траву для лечения конкретного заболевания, нужно знать: какие именно части растений нам понадобятся. Разные  части собирают на разных стадиях развития растения.

Изучив информацию о мать - и- мачехи , мы придумали дидактическую игру «Аптека доктора Айболита» (См. Приложение №  2 дидактическую игру )

Вместе мы беседовали на тему:

«В чём основная ценность мать-и-мачехи?»

«Когда заготавливают листья , и какие части растения используют?»

«Где  применяют собранные листья мать-и-мачехи?»

А сколько сложено стихов, загадок, сказок о мать-и-мачехе! (См. Приложение № 3 стихи и загадки )

Меня заинтересовало, почему растение мать-и-мачеха так называется  . Растение получило своё название за особо округлые листья, которые с одной стороны гладкие, жесткие и тёмно зелёные, а с другой стороны -мягкие светло зелёные. Поверхность нижнего листа, если приложить к телу, ласково согревает, а верхняя сторона листа - жесткая и холодная. Кстати, на светлой стороне листочки покрыты тонкими, нежными белыми волокнами. Отсюда и ассоциации с нежной матерью и жесткой мачехой.

(См .  Приложение №4фотография листа)

Нас интересовало название цветка, имеет ли она историю? Мы нашли и прочитали легенду, связанную с этим растением. (См . Приложение №5 Легенда о мать –и - мачехе)

2.Подготовительный этап.

В начале марта мы отправились на нашу фитополянку с целью изучения первых всходов мать - и- мачехи, так как мы выяснили из информационных источников, что одним из самых первых цветков ранней весной можно наблюдать мать-и-мачеху. Жёлтое «солнышко» на тонкой ножке пробивается сквозь плотный слой прошлогодней травы. На земле появляются сразу много цветочков и видны они издали - яркие, жёлтенькие, будто маленькие электрические лампочки, которые зажгла весна! Её цветки похожи на одуванчики (См . Приложение № 6– фотография первых цветов мать-и-мачехи) Невдалеке красовались желтенькие цветы- одуванчики. Мы  сравнили  эти растения  и мама показала мне  различия:

Цветы мать-и-мачехи гораздо меньше, чем у одуванчика. (См . Приложение № 7– фотография сравнения цветов мать-и-мачехи и одуванчика)

Цветок мать-и-мачехи довольно долго в одиночестве красуется на розовом  стебле, лишь потом появляется пушистый лист, покрытый крошечными волокнами. (См . Приложение №8 фотография пушистого листа)

На фитопополянке мы играли в подвижную игру (См . Приложение №9 Подвижная игра «Цветы, деревья, травы»)

3.Поисково-исполнительный  этап

После экскурсии мы заинтересовались: почему это лекарственное растение, появившееся на нашей фитополянке  зацвело первой и получило название-«Первый вестник весны» и отчего у него листочек ,сверху гладкий, скользкий на ощупь  как бы - холодный, а нижняя сторона бархатистая, тёплая. В интернете мы нашли и изучили много интересной информации об удивительном растении, которое растёт рядом с нами. Цветы мать-и-мачехи первой украшают талую землю, радуя нас своими золотистыми цветами, похожими на солнце. Это скромное, удивительно жизнестойкое растение, одно  из первых вестников пробуждающейся весны и обновляющейся природы.

Из источника мы узнали, что первые всходы мать-и-мачехи появляются в апреле- мае, а у нас на фитополянке  мы увидели первые упругие сочные цветоножки, с коричневыми чешуйками в конце февраля Нам интересно было наблюдать за цветением этих первых    прекрасных цветов в течение дня. Вместе с мамой  мы рассматривали листья, цветы, семена мать - -мачехи  (См . Приложение №10  фотография вместе с мамой ). В тёплые погожие дни с утра, когда пригреет солнышко. цветочные корзиночки вытягиваются на своих цветоножках, расправляются, поворачиваясь к солнцу и нежатся в лучах солнца до вечера .  А вечером цветки закрываются и поникают вместе со стебельками .

     Мы узнали, что  растения , таким образом оберегают себя от возможных заморозков; сохраняют пыльцу от намокания. Ещё мы заметили, что цветки мать  - и- мачехи -хорошие синоптики, так как наступление холодов и дождливой погоды они определяют заранее закрывая свои цветки. Также в тёплые дни мы наблюдали что на нашей фитополянке у цветков мать-и-мачехи появились первые пчёлки  . Мы поняли, что цветам рады не только люди, но и медоносные пчёлы, тем самым обеспечивая нектаром пчелиные семьи. А это так важно -  в первые, весенние дни, когда нет никаких цветущих растений. (См . Приложение №11фото пчела опыляет цветы мать –и - мачехи)

Мама мне рассказала, что молодые нераспустившееся соцветия мать-и-мачехи и её листья съедобны  .  Листья мать - и- мачехи, из-за содержания в них витамина « С», используют как зелень для супа, употребляют в салатах.      

Из неё плетут венки. Потом этот венок нужно положить на белое блюдо. И тогда в дом с  венком войдут любовь  , покой и заботливое отношение друг к другу.

    И даже в магии мать-и-мачеху используют.  Эта  трава считалась волшебной. Наши предки верили, что мать-и-мачеха  ,  видимо, в силу своего названия, особенно благосклонна к женщинам и детям. Для здоровья  детей в их ладанки зашивали несколько цветков растения. Клали траву под матрас, считая, что  таким образом ребёнок будет здоровее и благополучнее.

Британские поверья утверждают, что тот самый мягкий белый пух, располагающийся на стороне» матери»,когда-то давно использовался шотландскими горцами в качестве наполнителя для подушек.

Изучив траву мать-и-мачеху, мы сделали вывод: что трава мать-и-мачеха  растёт вездесуще, её можно увидеть везде. Мы проверили наше предположение и ответили на вопрос:- Почему эти растения могут зацветать так рано? (много влаги, много света ранней весной)

Мать-и-мачеха-это удивительная трава, прочитав  легенду, и её историю  мы узнали, что нижняя сторона листьев греет (родная мать), а верхняя холодит(мачеха)  И что интересно, это свойство травы играет лечебную роль: так при заболевании сосудов ног делают повязки, нашивая на ткань один лист «матерью» кверху, другой –«мачехой», а на следующий день, но уже другими сторонами. Вот такая необычная  трава.

4.Обобщающий этап.

           Полученную в ходе работы по проекту информацию мы обобщили  в форме

           альбома  «Мать-и-мачеха-первый вестник весны!» (См . Приложение №12 экологический альбом «Мать-и-мачеха-первый вестник весны!)

3. Заключение.

Мы рассказали сверстникам и взрослым всю ту информацию, которую мы узнали  об удивительной траве- мать- и- мачехе. Изготовили альбом  «Мать-и-мачеха-первый вестник весны!». Также оформили выставку творческих работ: «Мать-и-мачеха глазами детей». (См . Приложение №13 Выставка детских работ)

Результатом исследовательской работы считаем то, что мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; собрали новую интересную информацию о целебном растении мать-и-мачехе, какими лечебными свойствами обладает, о её применении для лечения, где произрастает и узнали, что мать-и-мачеха является первоцветом-первым вестником весны!

            Также у нас появилось желание дальше продолжить наблюдения за этим интересным растением, собирать листья, цветы для приготовления фиточая.

Таким образом, все наши  предположения  подтвердились.

4. Информационные ресурсы.

1. «Лекарственные растения Краснодарского края» М.Ф. Харакоз Краснодарское книжное издательство 1980г

2Г.Н.Ужегов. "Растения и здоровье", издательство "Советская кубань".1994г.

3А. Лопатина  М.Скребцова «Сказы Матушки Земли» Серия «Образование и творчество» Москва  издательство Амрита-Русь 2008г.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.ecoculture.ru/ecoresources/sites/libraries.php

2.http://www.ecologylife.ru/

3.http://www.links-guide.ru/ekologicheskie-portaly

4 http://www.lekarstvennye-rasteniya.info/lekarstvennye-rasteniya/mat-i-machexa.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект "Первые вестники весны - первоцветы"

Проект  с детьми саршей группы  по ознакомлению детей с первоцветами...

Тематическая прогулка в старшей группе: «Первые вестники весны»

Цель: увидеть первых вестников весны на территории детского сада.Перед выходом спросить детей, куда можно отправиться, чтобы отыскать первых вестников весны. Это, конечно, будет парк. Весна сначала по...

Конспект прогулки "Первые вестники весны"

Конспект тематической прогулки "Первые вестники весны"...

Презентация "Первые вестники весны- грачи и скворцы"

Расширять  знания о перелетных птицах - грачах и скворцах. Воспитывать любовь к птицам, развивать у детей наблюдательность....

НОД в подготовительной группе «Подснежник – первый вестник весны» (нетрадиционная аппликация)

Занятие предназначено для развития творческой активности детей и проявление интереса к созданию аппликации нетрадиционными способами....

Презентация "Первоцветы – первые вестники весны"

Знакоство дошкольников с раннецветущими растениями....